УДК 371.7
ББК 74.200.54
К 93
Т.В. Курганская
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» в г. Кропоткине Краснодарского края; E-mail: [email protected]
В.А. Петьков
Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы Армавирского института социального образования (филиал) Российского государственного социального университета; E-mail: valerype@mail. ru
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
(Рецензирована)
Аннотация. Стратегической целью педагогической деятельности современной сельской школы является создание условий для воспитания жизнеспособной личности, всесторонне подготовленной к самостоятельной жизни. В связи с этим актуализируется ценность здоровья учащихся как одного из приоритетных направлений его гуманизации, являющегося основой физического, психического и социального благополучия, условием и базисом полноценного развития личности. В статье обосновывается авторский подход к проектированию процесса формирования основ здорового образа жизни учащихся младших классов сельской школы.
Ключевые слова: здоровье, ценность здоровья, здоровый образ жизни, сельская школа, учащиеся начальных классов, технология здоровьесбережения.
T.V. Kurganskaya
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Philosophy Department of Moscow State MachineBuilding University (MAMI) Affiliate in Kropotkin, Krasnodar Region; E-mail: [email protected]
V.A. Petkov
Doctor of Pedagogy, Professor of Social Work Department, Armavir Institute of Social Education (Affiliate) of the Russian State Social University; E-mail: [email protected]
FORMATION OF BASES OF THE HEALTHY LIFESTYLE IN PUPILS FROM ELEMENTARY CLASSES OF RURAL SCHOOL
Abstract. Strategic objective of pedagogical activity of modern rural school is creation of conditions for education of the viable personality who has been comprehensively prepared for independent life. In this regard the value of health of pupils is actualized as one of the priority directions of its humanization, being basis of physical, mental and social wellbeing, a condition and basis of full development of the personality. The author offers an approach to design formation of bases of a healthy lifestyle in pupils of elementary classes of rural school.
Keywords: health, health value, healthy lifestyle, rural school, pupils of elementary classes, health saving technology.
Вопреки устоявшемуся стереотипу, считающему отечественную школу прежде всего городской, сельская школа является основной и составляет две трети школ в России. Стратегической целью педагогической деятельности современной сельской школы является создание условий для воспитания жизнеспособной личности, всесторонне подготовленной к самостоятельной жизни, ориентированной на приобщение к российскому варианту ценностей, основополагающими из которых являются: жизнь человека, труд, здоровье, культурные и национальные традиции народа и др. [1]. В связи с этим актуализируется ценность здоровья учащихся как одного из приоритетных направлений его гуманизации,
являющегося основой физического, психического и социального благополучия, условием и базисом полноценного развития личности.
Вместе с тем на фоне происходящих социально-экономических, духовно-нравственных, экологических изменений система школьного образования стала фактором, сдерживающим гуманистическое обновление и развитие российского общества. Официальная статистика свидетельствует о том, что 40-60% детей, поступающих в школу, уже страдают хроническими заболеваниями, 80-85% учащихся школьного возраста имеют нарушения физического и психического здоровья. До 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не годны к службе в Вооружённых Силах, более 60% студентов вузов требуют стационарного лечения, 85% педагогов имеют хронические заболевания [2]. Такое состояние здоровья россиян - не только результат влияния социально-экономических и экологических факторов, но и существующей образовательной практики российских школ. Сложившаяся система школьного образования традиционно ориентирована на интеллектуальное развитие личности, основу которого составляют разрушающие здоровье авторитарные механизмы обучения и воспитания учащихся, что привело к противоречию между потребностью общества в воспитании здорового поколения и неспособностью массовой школы к её реализации.
Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка в процессе образовательной деятельности, определяющего в дальнейшем полноту реализации его жизненных целей и смыслов. Поэтому воспитание основ здорового образа жизни (ЗОЖ) школьника является важной задачей педагогики.
На стыке педагогики и медицины кубанские учёные А.А. Дубровский, Е.А. Дегтерев, В.Е. Гурин разработали основы лечебной педагогики; вопросы экологии человека рассмотрены в исследованиях В.П. Казначеева, Г.И. Царьегородцева, В.Г. Ерохина и др. Подходы к проектированию технологий формирования здорового образа жизни обоснованы Ю.Н. Синицыным, Г.М. Соловьёвым, Л.М.Сураевой, К.Д. Чермитом и др.
Проблема формирования основ здорового образа жизни особо актуальна для младшего школьного возраста, поскольку в этот период происходит становление собственной программы жизнедеятельности, а ребёнок включается в осуществление сложной работы по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегуляции [3; 4].
Построение личностно ориентированной системы формирования основ ЗОЖ позволяет воспитать у детей установки на сохранение здоровья, следовать им в повседневной жизни. Отсутствие в существующих моделях личностно ориентированного образования целостной концептуальной системы, позволяющей учитывать экзистенциальные потребности человека, приводит к появлению важнейших нравственно-психологических проблем (физических, психических, интеллектуальных и социальных), что позволяет отнести их к функции педагогики здоровья, которая только определилась и практически еще не разработана как научное направление [5].
Для определения структуры ЗОЖ личности школьника нами проанализировали монография М.С. Кагана [6] и научные труды А.Н. Леонтьева [7]. В соответствии с ними выделены базисные виды деятельности человека: познавательная, ценностно-ориентационная, преобразовательная, коммуникативная, эстетическая и физическая. С учётом этого в нашем исследовании в качестве основных компонентов структуры деятельности человека в сфере здорового образа жизни были определены: когнитивный, мотивационно-ценностный, операциональный, творческо-деятельностный и диагностический компоненты. Они послужили основанием для проектирования траекторий формирования основ ЗОЖ посредством отработки механизмов развития каждого компонента структуры ЗОЖ.
Выявление структуры и содержания ЗОЖ личности школьника открывает путь к пониманию его основных функций. Установлено, что для обеспечения полноценного развития личности ЗОЖ выполняет следующие основополагающие функции: социализации,
ценностно-ориентационные, развивающие, проективно-творческие, познавательно-прогностические, операционально-деятельностные, оценочно-регулятивные. Перечисленные функции разделены условно, поскольку тесно взаимосвязаны, подвижны, переходят друг в друга, проявляются в единстве [8].
Эффективное решение проблемы формирования основ здорового образа жизни школьников требует учета целого ряда факторов: правовые, социально-экономические, образовательно-воспитательные, семейные, медицинские, культурологические, экологические, личностные. Исследуя с общепедагогических позиций степень влияния внешних факторов на формирование основ ЗОЖ школьников, установлена специфика взаимодействия факторов-субъектов и факторов-объектов в формировании ЗОЖ. Развитие организма и психики, саморазвитие и самосовершенствование личности выступают как внутренние факторы становления личности. Факторы становления ЗОЖ личности определяют её структуру и направленность развития. Направленность включает цели, идеалы, ценностные ориентации, ведущие мотивы поведения и актуальные для каждого человека потребности в ЗОЖ.
В нашем исследовании учтены и специфические условия функционирования сельской школы, связанные с наличием следующих факторов: близость к природе, стихийная интегративность (возрастная, территориальная, предметная), малочисленность учащихся, безальтернативностъ школы в социальном пространстве сельского округа, приверженность сельской школы этнопедагогическим традициям и народной культуре, связь с сельским бытом и трудом и др.
Выполненный анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, изучение современного опыта работы образовательных учреждений страны и региона, рефлексия влияния и значимости факторов позволили определить совокупность организационных и педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования основ здорового образа жизни сельского школьника:
- образовательно-воспитательная деятельность сельской школы основана на принципах гуманизации, природо- и культуросообразности, реализуемых в личностно ориентированном подходе к оздоровлению (используется вариативная, индивидуальная и индивидуально-групповая дифференциация деятельности детей);
- система педагогического обеспечения процесса формирования здорового образа жизни ребёнка охватывает всё образовательно-воспитательное пространство школы и реализуется в разнообразных видах воспитательной и оздоровительной деятельности сельской школы;
- учитывается влияние факторов сельской специфики (близость к природе, стихийная интегративность, безальтернативность в социальном пространстве сельского округа, малочисленность состава учащихся, приверженность этнопедагогическим традициям и народной культуре, особенности сельского быта и труда и др.);
- организуется непрерывное повышение валеологической компетентности субъектов образовательного процесса школы (детей, учителей, родителей).
Систематизация современных концепций, направлений формирования ЗОЖ школьников, анализ и интерпретация современных методологических подходов позволили построить авторскую концепцию, в которой научно обоснованы стратегические цели исследования, процессуальные характеристики: соотношения, содержание средств, форм и методов при решении поставленных целей и задач, этапности и порядка проведения работы, являющиеся предпосылкой к организации процесса проектирования авторской системы педагогического обеспечения.
Разработанная система педагогического обеспечения процесса формирования ЗОЖ младших школьников включает: содержание экспериментальной программы, технологию формирования её структурных компонентов (когнитивного, мотивационно-ценностного, операционального, творческо-деятельностного и диагностического); комплекс моделей (структурно-функциональной, организационно-управленческой и процессуальной);
валеологически обоснованную образовательную среду; педагогический инструментарий; базовые процессуальные характеристики: соблюдение принципов соотнесения этапов и содержания, траектории выхода на развитие ЗОЖ, мониторинг, коррекцию и др.
Педагогический эксперимент, главной целью которого явилась проверка выявленных организационно-педагогических условий, осуществлялся на базе учреждения - МСОШ № 22, п. Кубань, Гулькевического района Краснодарского края в 2000-2014 годах и был направлен на придание процессу сохранения и укрепления здоровья детей технологичности и личностно ориентированного характера. Процесс экспериментальной педагогической деятельности был разбит на этапы, которые включают следующую последовательность действий и операций:
I. Аналитико-диагностический этап (2000-2002 годы).
На этом этапе производился анализ исходной ситуации, были выделены противоречия в развитии здоровьесберегающего педагогического процесса в сельской начальной школе и его недостатки в существующей практике.
Выявлены исходные предпосылки педагогического проектирования здоровьесберегающего личностно ориентированного педагогического процесса, к числу которых относятся:
1. Изменения в образовательной среде сельской школы.
2. Потребности сельских школьников в личностном и духовном росте на всех возрастных этапах; потребности в сохранении и укреплении здоровья как необходимого условия полноценной жизнедеятельности и самореализации.
3. Готовность педагогического коллектива сельской школы к творчеству, поискам новых форм и методов здоровьесберегающего педагогического процесса; опыт, рожденный внутри своей школы и в других образовательных учреждениях.
II . Этап моделирования и конструирования (2003-2004 годы).
Структурно-функциональная модель педагогической системы и модель процесса управления формированием основ ЗОЖ учащихся начальных классов сельской школы создавалась путем «выращивания», когда весь коллектив образовательного учреждения (включая родителей и детей) принимал активное участие в создании и последующей реализации образовательного проекта. Конструирование включало создание экспериментальных учебных программ и инновационного содержания образования в сфере ЗОЖ сельских школьников.
III . Технологический этап (2005-2012 годы). Он содержит операции по построению и апробации алгоритмов педагогической технологии формирования основ ЗОЖ учащихся начальных классов сельской школы.
IV. Итоговый этап (2013-2014 годы). Включал операции мониторинга: контроля, оценки, анализа результатов, прогноза результатов и перспектив дальнейших исследований в этом направлении. В начале 2014 года был проведен анализ динамики показателей по всем разработанным критериям за 14 лет эксперимента.
Эффективность деятельности по формированию основ ЗОЖ учащихся начальных классов сельской школы оценивалась комиссией экспертов из числа работников управления образованием и наиболее авторитетными учителями. Членами экспертной комиссии было отмечено, что при неуклонном повышении качества знаний учащихся не полностью реализуются резервы личностно ориентированного обучения в сфере ЗОЖ школьников. Это относится к эффективности реализуемых здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве сельской школы.
Совокупность полученных результатов позволила сделать вывод о сложившейся типологии отношений городских и сельских школьников к здоровому образу жизни и к образованию в сфере ЗОЖ как к ценности (см. табл. 1).
Таблица 1.
Изменение отношений личности учащихся к здоровому образу жизни и образованию в
сфере ЗОЖ как к ценности в %
Показатели отношения к здоровому образу жизни и образованию в сфере ЗОЖ как к ценности Оценка отношения
До эксперимента После эксперимента
Сельские Школьники Городские школьники Сельские Школьники
Ярко выраженное ценностное
отношение 12,1 15,6 36,7
Положительное отношение 44,8 46,0 51,2
Безразличное отношение 28,8 27,2 10,1
Отрицательное отношение 14,3 11,2 2,0
Представленные в таблице данные демонстрируют положительную динамику произошедших в ходе экспериментальной работы изменений, характеризующих отношение к ЗОЖ и образованию в сфере ЗОЖ у учащихся начальных классов сельской школы по сравнению с их городскими сверстниками.
Анализ эмпирического материала демонстрирует тот факт, что результаты повышения уровня сформированности основ здорового образа жизни сопровождались снижением заболеваемости детей по всем показателям болезней, ростом функциональных возможностей и физической подготовленности, улучшением их социально-психологического статуса.
Проведённый педагогический мониторинг состояния процесса формирования основ ЗОЖ учащихся начальных классов сельской школы показал достаточную эффективность предложенной авторской концепции и системы педагогического обеспечения этого процесса, о чем свидетельствует высокая достоверность полученных результатов.
Проведенное исследование не является исчерпывающим. Постановка и предпринятая попытка решить намеченный круг задач создают условия для дальнейшего совершенствования системы педагогического обеспечения формирования основ ЗОЖ сельских школьников и профессиональной подготовки педагогов.
Примечания:
1. Социальное развитие села и сельская школа: сб. науч. ст. / под ред. М.П. Гурьяновой. М.: ИПСР РАО, 2003. 100 с.
2. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма, ценность // Мир психологии. 2000. № 1 (21). С. 54-68.
3. Caims E. Children and political violance. Cambridge, Mass: Blackwell, 1996. 324 p.
4. Курганская Т.В., Петьков В.А. Реализация здоровьесберегающего процесса // Синергетика образования: межвуз. сб. Южного отделения РАО. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004. Вып. I. С. 206-213.
5. Гурин В.Е., Дегтерев Е.А., Дубровский А.А. Педагогика здоровья учащихся. Краснодар: Изд-во КубГУ, 1993. 171 с.
6. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 415 с.
7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. II. М.: Педагогика, 1983. 320 с.
8. Синицын Ю.Н., Сажина Н.М. Педагогическая технология мотивирования учащихся к обеспечению здоровья // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2011. Вып. 3. С. 100-106.
References:
1. Social development of the village and rural school: coll. of scient. art. / ed. by M.P. Guryanova. M.: IPSR RAO, 2003. 100 pp.
2. Yudin B.G. Health: fact, norm, value // The world of psychology. 2000. No. 1 (21). P. 54-68.
3. Caims E. Children and political violance. Cambridge, Mass: Blackwell, 1996. 324 pp.
4. Kurganskaya T.V., Petkov V.A. Realization of a health saving process // Synergy of education: intercollege coll. of the Southern department of RAO. Rostov-on-Don: RGPU publishing house, 2004. Iss. I. P. 206-213.
5. Gurin V.E., Degterev E.A., Dubrovsky A.A. Pedagogy of pupils' health. Krasnodar: KubSU
publishing house, 1993. 171 pp.
6. Kagan M.S. Philosophy of culture. SPb. 1996. 415 pp.
7. Leontyev A.N. Selected psychological works. V. II. M.: Pedagogika, 1983. 320 pp.
8. Sinitsyn Yu.N., Sazhina N.M. Pedagogical technology of motivating pupils to preserve health // The Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house, 2011. Iss. 3. P. 100-106.