УДК 327(477)1991/2012"
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ В УКРАИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (1991-2012 ГГ.)
В настоящей статье анализируется процесс формирования основ внешней политики в Украинском государстве и его международная деятельность, начиная с 1991 г. и по наши дни. Раскрываются как успехи, так и просчеты в проведении внешней политики Украины. Особое внимание уделяется анализу отношений между Украиной и Российской Федерацией.
Ключевые слова: внешняя политика, международная
деятельность, Украина, основные направления, декларация, договор, независимость, сотрудничество, стратегическая выгода, вмешательство.
Основные принципы внешней политики Украинского государства были разработаны еще в Декларации «О государственном суверенитете Украины». В этом важнейшем документе Украина впервые как государство было обозначено в качестве субъекта международных отношений. В 10-м разделе Декларации (Международные отношения) подчеркивается, что Украинская ССР как субъект международного права осуществляет непосредственные отношения с другим государствами, заключает с ними договоры, обменивается дипломатическими консультациями, торговыми представительствами, принимает участие в деятельности международных организаций в объеме необходимом для эффективного обеспечения национальных интересов республики в политической, экономической, информационной, научной, технической, культурной и спортивной сферах1.
Важное значение имеет положение Декларации о том, что Украина выступает равноправным участником международных отношений, активно содействует укреплению всеобщего мира и международной безопасности, непосредственно принимает участие в общеевропейском процессе и в европейских структурах. Достаточно убедительно характеризует Украину как субъекта международного права признание ею приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, и общепризнанных норм международного права над нормами внутригосударственного права2.
После провозглашения Акта о государственной независимости Украины и проведения всеукраинского референдума начался качественно новый этап в ее внешнеполитической деятельности. Первым шагом на этом пути стало признание независимости Украинского государства странами мирового сообщества. Первыми 2 декабря 1991 г. независимость Украины признали Польша и Канада, 5 декабря это сделала Россия. В течении месяца после референдума Украину признали уже 57 стран. К началу 1993 г. Украину в качестве независимого государства признали 132 страны мира, из которых 106 установили с ней дипломатические отношения. В настоящее время с Украиной как субъектом международных отношений поддерживают связь более 150 государств мира3.
Украина с первых дней своего существования как самостоятельное государство начала проводить на международной арене миролюбивую политику. Большое значение для развития внешнеполитической деятельности молодого государства было одобрение Верховной Радой 2 июня 1992 г. «Основных направлений внешней политики Украины». В этом документе определялись основные базовые национальные интересы страны и закреплялись принципы, на которых должна была реализовываться ее внешняя политика. В нем подчеркивалось, что Украина будет проводить открытую внешнюю политику и бу-
1 Декларация о независимости Украины. Принята 16 июля 1990 г. Верховным Советом Украины / / Ведомости Верховного Совета. 1990. №31. С. 431.
2 Там же.
3 Тстор1я Украши. Курс лекцш. Харюв. 2001. С. 396.
Н.Н. ОЛЕЙНИК
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail: [email protected]
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013. № 1 (144). Выпуск 25
дет стремиться к сотрудничеству со всеми странами мира, избегая зависимости от отдельных государств и групп государств4.
За короткое время (ноябрь 1990-январь 1993г.) Украина подписала 35 международных и 88 межправительственных соглашений на двухсторонней основе. Одним из первых международных соглашений независимой Украины стало подписание в Киеве 6 декабря 1991 г. «Договора о добрососедстве и сотрудничеству между Украиной и Венгерской Республикой»5.
Украина значительно активизировала свое участие в деятельности ООН, ЮНЕСКО и других мировых международных организаций, начала переговоры о вступлении в всемирную организацию торговли. После длительных переговоров в 2008 году она стала полноправным членом ВТО.
Политические элиты Украины, которая находится в географическом центре Европы, начали проводить курс на укрепление экономических, политических и культурных связей с государствами этого контингента, в первую очередь со своими соседями. Главным содержанием этого процесса стало недопущение локальных и этнических войн, преодоление экономического спада в странах СНГ, избежание политической нестабильности, отказ от безответственных призывов к пересмотру существующих границ и т.п.6
Как известно основными документами, определяющими пути сотрудничества европейских государств, являются Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), Парижская Хартия для новой Европы (1980), а также Декларация «Вызов времени перемен», одобренная в июле 1992 г. в Париже на встрече стран-участниц Хельсинкского процесса. Участие Украины в этой встрече стало свидетельством признания ее в качестве равноправного партнера в создании демократических межгосударственных отношений и безопасности в Европе7.
Значительно активизировалось взаимодействие Украины с Советом Европы - авторитетной и наиболее представительной международной политической организации континента, в состав которой входит 34 страны. 26 сентября 1995г. Сессия Парламентской Ассамблеи Совета Европы единодушно поддержала кандидатуру Украины для вступления в Совет Европы, а 9 ноября этого же года комитет Совета Министров Европы окончательно утвердил соответствующие рекомендации Ассамблеи. Расширяются связи Украины с другими международными европейскими политическими, экономическими и финансовыми организациями. Так Украина поддерживает активные отношения с такими организациями как Западноевропейский Союз, Центрально-Европейские Инициативы, Черноморское экономическое сотрудничество и д.р. Особенно следует отметить активное сотрудничество Украины с Организацией по безопасности и Сотрудничество в Европе (ОБСЕ). Украина заявила о своем желании в будущем стать полноправным членом Европейского Союза.
Большое влияние правящие элиты Украины начали уделять и связям с НАТО. Однако этот процесс осложнялся тем, что Украина в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете - внеблоковое государство и вступление в НАТО по этой причине для нее, казалось бы, должно быть закрытым. Но самое главное против этого настроено подавляюще большинство украинского народа.
Однако руководство страны, ссылаясь на мнимую угрозу с Востока, стало игнорировать мнение собственного народа и начало все более активно говорить о своем желании войти в состав НАТО. Интересно проследить эволюцию, которая произошла в позиции по этому вопросу у Президента Украины Л. Кучмы. Так осенью 1994 г. Л. Кучма во время поездки в США высказался против расширения НАТО на восток. Спустя год и Президент и ряд других политических лидеров изменили свою позицию. Л. Кучма заявил Б. Клинтону во время его посещения Киева, что Украина больше не выступает против расширения НАТО на восток. Несколько позже он уже утверждал, что «НАТО-союз демократических государств, вернейший гарант мира и безопасности в Европе». Более того, он начал заявлять, что альянс является гарантом стабильности в Европе. А еще спустя год
4 Голос Украины. 1992, 3 июля.
5 Новейшая история Украины (1991-2001). Киев, 2001. С.232.
6 История Украины. Курс лекций / под ред. Н.Н. Олейника. Харьков, 2002. С.348.
7 Там же.
министр иностранных дел Г. Удовенко в Варшаве на Конференции по вопросам европейской безопасности заявил, что Украина будет добиваться ассоциированного членства в НАТО8.
В настоящее время отношения Украины с НАТО строятся в соответствии с Программой «Партнерство во имя мира». Это соглашение, подписанное Украиной с НАТО в феврале 1994 г. дополнено Хартией об особом партнерстве между Украиной и НАТО, подписанной в Мадриде в июле 1997 г. Напомним, что всего в Программе «Партнерство во имя мира» участвует 28 государств СНГ, но ни одно из них, кроме Украины не имеет с альянсом такой формы сотрудничества9.
Украина начала принимать активное участие в военных учениях НАТО. В августе 1995 г. украинские морские пехотинцы принимали участие в военных учениях в Северной Каролине (США). В июне 1996г. - в учениях в Западной Украине, в которых участвовало 1600 воинов из девяти стран, в августе 1997 г. - в военно-морских учениях вблизи Крыма, вместе с другими государствами Черноморского бассейна и западными странами. Начались переговоры о возможности создания общих систем обороны10.
После прихода к власти Президента В. Ющенко и правительства, сформированного «оранжевыми силами», курс на укрепление связей с НАТО еще больше активизировался. Более того, игнорируя мнение подавляющего большинства собственного народа, В. Ющенко поставил задачу добиться вхождения Украины в состав НАТО полноправным членом. На пропаганду важности и необходимости вхождения Украинского государства в эту организацию начали выделяться ежегодно десятки миллионов гривен. В стране через радио и телеканалы началась активная пропаганда мнимых заслуг НАТО и его «миролюбивой» политики. Курс В. Ющенко, по сути, расколол украинское общество на сторонников и противников вступления в НАТО, которых пока значительно больше.
Избрание в 2010 г. В. Януковича Президентом страны, создание нового парламентского большинства в Верховной Раде Украины резко изменило внешнеполитическую ориентацию. В принятом, по инициативе нового парламентского большинства, документе «Основные направления внешней и внутренней политики Украины» было заявлено, что Украина останется внеблоковым государством и не ставит перед собой задачу вступить в НАТО. Это решение сыграло положительную роль в консолидации украинского общества и сразу же улучшило отношения с Российской Федерацией и другими государствами СНГ.
Курс правящих сегодня украинских элит на вхождение в семью европейских народов предусматривает развитие всестороннего сотрудничества с бывшими социалистическими странами. Их поддержка, по мнению руководства Украины, должна существенно помочь украинцам стабилизировать свою государственность, способствовать повышению ее геополитического значения как гаранта необходимости перемен.
Добрососедские отношения сложились между Украиной и Польшей, Чехией, Словакией, Венгрией, с которыми подписаны договоры о дружбе и сотрудничестве и много соглашений в экономической сфере, в области культуры и науки.
Что же касается Румынии, то подписание с ней широкомасштабного договора о дружбе и сотрудничестве осложнялись территориальными претензиями этой страны к Украине.
Одновременно Украина не преувеличивает стратегических выгод для нее от тесного сотрудничества с новыми европейскими демократиями, особенно в военном отношении. Правящие элиты Украины учитывает, во-первых, ограниченные возможности этих стран в экономическом и военном отношениях. Во-вторых, они категорически настроены против того, чтобы за ее счет решались проблемы других государств; в-третьих, следит за тем, чтобы в интересах других стран не обострялись отношения Украины с Россией.
Чрезвычайно большее значение Украина придает отношениям со странами Западной Европы. Правящие элиты независимой Украины постоянно заявляли о том, что она не только не является источником опасности для Запада, а, наоборот, своим самостоятельным государственным существованием способствует повышению уровня обще-
8 Зеркало недели. 1995. 20 мая.
9 История Украины. С.348.
10 Там же.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013. № 1 (144). Выпуск 25
европейской безопасности Западноевропейских государств. И отметим, что большинство из них высоко оценивают решительное намерение независимой Украины соблюдать политику нейтралитета быть миролюбивой безъядерной державой, ее верность соглашениям о нерушимости нынешних государственных границ, отсутствие территориальных претензий.
Активизировались контакты и сотрудничество Украины с Германией. Значительно улучшились отношения с Италией, Испанией и другими западноевропейскими странами. Несколько медленнее протекает процесс налаживания отношений независимой Украины с Англией и Францией. Рост авторитета Украины как миролюбивого государства, ее экономический и научный потенциал, географическое положение в центре Европы обусловили поворот Парижа и Лондона в сторону налаживания отношений с молодым и достаточно крупным европейским государством. Подтверждением такого поворота стали регулярные визиты в Украину премьер-министров Англии и президентов Франции и ответные визиты украинских руководителей в эти страны11.
Известную эволюцию претерпели отношения США и Украины. Президент-республиканец Д. Буш - старший критически отнесся к независимой Украине и другим государствам, образовавшимся после распада Союза. Только после проведения всеукраин-ского референдума США 25 декабря 1991 г. признали независимость Украины. Однако сразу же выдвинули ультимативное требование: отказаться от ядерного оружия. Полтора года Вашингтон безуспешно стремился за своим сценарием оперативно решить украинскую «ядерную проблему», прибегая при этом к разным вариантам давления, угроз, уговоров и т.д. Серьезные изменения произошли в отношениях между США и Украиной в середине 1993 г. Вашингтон начал рассматривать Украину не только как арсенал ядерного оружия, но и как государство, которое имеет важное геополитическое значение для Европы. С этого времени США стали смотреть на Украину под углом зрения обеспечения европейской безопасности, неоднократно подчеркивая важность ее независимости для региона12.
Исходя из совокупности трудных обстоятельств, а также взятых ранее обязательства, Украина подписала акт о ядерном разоружении. 14 января 1994 г. было подписано так называемое ускоренное соглашение между Украиной, Россией и США, в соответствии с которым с украинской территории на протяжении семи лет ядерное оружие должно быть полностью вывезено в Россию. Россия и США заявили, что они гарантируют безопасность Украине, предоставление необходимой финансовой помощи для реализации программы разоружения и конверсии13.
С избранием на пост президента США Б. Клинтона произошло резкое усиление активности в отношениях между Украиной и США. Последние начинают все больше вмешиваться во внутренние дела Украины в ее отношения с Россией и другими государствами. Особенно нарастает это вмешательство после избрания на пост президента США Дж. Буша младшего. Так конгресс США выделил сотни миллионов долларов на поддержку оппозиции к Президенту Л. Кучме, на проведение в Украине «оранжевой революции». После ее победы американские послы постепенно превратились в своего рода наместников США в Украине, указывая Президенту В. Ющенко и «оранжевым» правительствам как действовать в той или иной ситуации, принимать те или иные решения в различных сферах внутренней жизни и международной деятельности14.
С целью ослабления России, американцы стали подогревать антироссийские настроения в Украине, делать все, чтобы снизить уровень российско-украинских отношений в политической, экономической, культурной и других сферах, поссорить между собой наши два самые близкие народы.
Стремясь еще больше осложнить отношения Украины и России, Президент США Дж. Буш младший и его администрация стали самыми рьяными защитниками в НАТО принятия Украины в этот военный блок в качестве полноправного члена, привлечения украинцев в миротворческие операции, проводимые под эгидой этой военной организации. США продолжали активно вмешиваться во внутриполитическую борьбу в Украине,
11 Горлач М.1. Кремень В.Г. Полггологш наука про политику. Пщручник. Кшв, 2009. С. 708-709.
12 Там же. С. 706-707.
13 История Украины. С.352.
14 Там же.
поддерживая Президента В. Ющенко и других сторонников проамериканской ориентации в их борьбе против оппозиции и тех политических сил, которые выступали за укрепление связей с Россией15.
Внешнеполитическая деятельность Украины в значительной степени с ориентированна на южное направление. Цель Украинского государства в этом регионе состоит в решении следующих главных задач:
- во-первых, всестороннее взаимодействие со стабильными не тоталитарными арабскими режимами на Ближнем Востоке и в Северной Африке;
- во-вторых, установление экономических и политических отношений с государством Израиль;
- в-третьих, укрепление отношений с такими исламскими странами как Ираном, Пакистаном и др.;
- в-четвертых, поддержание на должном уровне взаимоотношений со странами Черноморского бассейна.
Значительным событием стало подписание 25 июня 1995г. Декларации Черноморского экономического сотрудничества и создание Парламентской Ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества и создания (ПАЧЭС). Кроме Украины и Турции, Декларацию подписали и стали членами ПАЧЭС Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Грузия, Молдова, Россия, Румыния. Основной задачей ПАЧЭС является расширение экономического, торгового, социального, культурного и политического сотрудничества между странами - участниками этой организации16.
Важнейшим внешнеполитическим направлением Украинского государства стало укрепление экономических, культурных и иных связей с Китаем, Индией, Японией и другими странами Азии. С ними все более активно налаживается взаимовыгодный торговый обмен, усиливаются связи в гуманитарных сферах.
Большое внимание Украина уделяет отношениям со странами Латинской Америки, в первую очередь с теми в которых существует и действует украинская диаспора.
Одним из важнейших направлений интенсификации внешнеполитических мероприятий Украины есть налаживание отношений с государствами, возникшими после распада Советского Союза; солидарные отношения сложились между Украиной и странами Балтии, Среднеазиатского и Кавказского регионов, Молдовой. С ними подписаны договоры о дружбе и сотрудничестве, а так же много соглашений касающихся сотрудничества в различных сферах экономики, науки, культуры17.
К сожалению, неровно складываются отношения между самыми близкими и самыми крупными славянскими государствами Россией и Украиной. Отметим, что правительство Российской Федерации одно из первых, уже 5 декабря 1991 г. признало независимость Украины. Однако после распада СССР между этими двумя, теперь уже суверенными государствами возникло ряд спорных проблем. Принципиальными среди них были четыре. Первая это решение дальнейшей судьбы Черноморского Флота и его разделение. Вторая связана с Крымом, территория которого была передана из состава РСФСР в УССР только в 1954 г. Третья - целый комплекс вопросов связанных с обеспечением Украины российскими энергоносителями и организации экспорта российского газа и нефти по трубопроводной украинской сети. Четвертая, разные подходы к разделению зарубежного имущества, золотовалютных запасов и активов, а так же долгов бывшего СССР18.
Положение осложнялось тем, что российско-украинские отношения, в том числе и решение спорных вопросов в значительной мере стало политизироваться со стороны различных политических сил как в одной, так и в другой стране19.
В отношениях между Украиной и Россией при желании можно было бы быстро, и не ущемляя интересы ни одной из стран, решить все спорные проблемы. Так, еще 17 июня 1993 г. Б. Ельцин и Л. Кравчук подписали соглашение между Российской Федерацией
15 Горлач М.1. Кремень В.Г. Указ. соч. С. 706-707.
16 История Украины. С.352.
17 Там же.
18 1сторш Украши... С. 396-397.
19 Полтгика 1 час. 1994. №5. С. 62.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013. № 1 (144). Выпуск 25
и Украиной «О неотлагательных мерах по формированию Военно-Морского флота России и Военно-Морского флота Украины на базе Черноморского флота».
Вместе с проблемой раздела Черноморского флота возникла проблема с принадлежностью Крыма Украине. Так, уже через несколько дней после провозглашения независимости Украины тогдашнее руководство российского парламента во главе с Р. Хасбулатовым поставило под сомнение законность передачи Крыма в 1954 г. Украине. На полуострове появились политические организации, которые начали агитацию за присоединение Крыма к России, а 9 июня 1993 г. Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление «О статусе города Севастополь». Согласно этому постановлению город, который находился на территории Украинского государства, провозглашался российским, главной базой Черноморского флота. Аналогичное решение позже было принято Государственной Думой и Советом Федерации, то есть двумя палатами российского парламента. Справедливости ради, отметим, что Президент и Правительство РФ никогда не заявляли о своей поддержке названных решений20.
Одна из причин существующих противоречий между Украиной и Россией заключается в разном подходе к Содружеству Независимых Государств (СНГ). В обоих государствах по-разному рассматривают роль и функции этого объединения. Так руководство Украины выступает против превращения СНГ в какую-то надгосударственную структуру со своими органами власти и управления, против предания этому объединению статуса субъекта международного права. Казахстан, Белоруссия и Россия выступили и продолжают выступать с инициативой использовать структуры СНГ для сохранения традиционных связей, которые исторически сложились между государствами, которые составляли раннее СССР, и развивать и укреплять интеграцию между ними21.
Правящие элиты Украины считали и считают более эффективным расширение равноправного сотрудничества между странами содружества на двусторонней основе. Иными словами, чтобы СНГ способствовала выгодным торгово-экономическим отношениям между странами, которые стали членами этого межгосударственного образования. Необходимо отметить, что на долю стран СНГ пока что приходиться более половины всего внешнего товарооборота Украины. Учитывая, что во всем мире идет острая борьба за рынки сбыта, отказываться от выгодных торговых и других связей со странами СНГ и особенно Российской Федерацией было бы неразумно. Постепенно это начало понимать и руководители Украины22.
После избрания в 1994 г. Президентом Украины Л. Кучмы произошла определенная коррекция внешней политики, в том числе и в отношениях с Российской Федерацией. Была сделана попытка вывести украинскую внешнюю политику за рамки принятия только политических деклараций, поставить ее на рельсы политического прагматизма и экономической деятельности.
Осуществление нового, прагматического внешнеэкономического курса дало возможность руководству Украины развязать отдельные узлы противоречий, успешно завершить ряд важных международных дел в отношении с Россией. Так на протяжении лишь одного 1995 г. Украина подписала с Россией более 20 двусторонних соглашений, ратифицировала Договор о дружбе и сотрудничестве между обеими странами. Активизировалась деятельность Украины в органах СНГ, особое внимание при этом уделяется экономическим связям. Так, на 1 сентября 1995 г. в структуре СНГ действовало 74 комитета, в 54 из них Украина активно работала: в 27 как полноправный член, в других - как наблюдатель23.
После напряженных переговоров в конце мая 1997 г. премьер-министры Украины и России подписали три соглашения о Черноморском флоте, в которых были определены условия его разделения и сдачи в аренду Российской Федерации необходимых военноморских баз в Севастополе, других городах Крыма24.
Устранить противоречия между обоими государствами, придать их отношениям новое качество должен был широкомасштабный Договор о дружбе, сотрудничестве и
20 1стЛя Украши. С. 396-397-
21 История Украины. С.352.
22 Історія Украши... С. 398.
23 Там же.
24 Богатуров, Аверков В.В. История международных отношений 1945-2008. М., 2010. С.398-399.
партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, который подписали в Киеве 31 мая 1998 г. Президент Украины и российский Президент Российской Федерации Б. Ельцин. Стороны обязались уважать территориальную целостность обоих государств, придерживаться принципа нерушимости их границ, что делает невозможным выдвижение друг другу в будущем каких-либо территориальных претензий. В договоре подчеркивалось, что обе стороны будут строить свои отношения на мирных основаниях, не будут прибегать к силе или угрозе ее использования. Они так же не должны использовать экономические или иные формы и средства давления. Базовый договор был заключен на десять лет. При этом он мог быть продолжен на будущие десятилетние периоды, если ни одна из сторон не заявит своего намерения прекратить его действие. Подписание этого договора содействовало дальнейшему развитию российско-украинских отношений25.
После избрания Президентом Российской Федерации В. Путина отношения между двумя нашими государствами, оставаясь дружественными, стали носить более прагматичный характер. Регулярными стали встречи между российскими и украинскими руководителями на высшем уровне. Акцент начал делаться на усиление взаимовыгодных экономических и иных важных связей для наших государств. Значительно возрос товарооборот между двумя странами. Были подписаны сотни новых соглашений. В целом российско-украинские отношения сегодня опираются на солидную нормативно-правовую основу. К настоящему времени между нашими странами подписано и действуют около 400 различных соглашений. Они охватывают все важнейшие сферы двусторонних отношений. Начался процесс укрепления связей между отдельными регионами. Примером этого могут послужить отношения, которые сложились между Белгородской и Харьковской областями в рамках созданного Еврорегиона «Слобожанщина».
«Оранжевая революция» внесла значительные осложнения в отношения между нашими странами. Вновь избранный Президент Украины В. Ющенко и «оранжевые» правительства начали больше внимания уделять американо-украинским отношениям и отношениям с Европейским Союзом, добиваться от его руководства дать обещание принять Украину хотя бы в далеком будущем в его состав. В. Ющенко и «оранжевые» правительства активизировали участие украинской армии в миротворческих операциях, проводимых под эгидой США и блока НАТО. Значительно активизировались контакты Украины с НАТО в рамках программы «Сотрудничество ради мира». На территории Украины стали регулярно проводиться совместные учения украинской армии с участием США и других стран НАТО26.
Более того, Президент Украины В. Ющенко, игнорируя мнение подавляющего большинства украинского народа против блока НАТО, начал проводить политику постепенного втягивания Украины в его состав в качестве полноправного члена. Таким образом, натовские войска могли появиться на украино-русской границе. Президент и «оранжевые» правительства, игнорируя традиционные симпатии, веками создаваемые культурные и иные связи, начали активное проведение насильственной украинизации, направленной на изгнание русского языка и культуры с территории Украины. Пересматривалась история Украины, особенно советского периода, и во всех бедах, что пережил украинский народ в это время и в другие периоды, обвиняется Россия, что явно не справедливо и не отвечает исторической правде. Начали проводиться и другие недружественные акции по отношению к Российской Федерации.
Руководство России считало, что это временные трудности. Президенты и правительства приходят и уходят. А симпатии, экономические, культурные и иные связи создаваемые веками, когда украинцы и русские находились в составе единых государств, не только останутся, но и будут укрепляться. И это заставит руководство самых близких и крупных восточнославянских народов продолжать политику мира, укреплять экономические и иные связи, сохранять и приумножать все лучшее, что было в нашей общей истории.
Избрание В.Ф. Януковича Президентом Украины создание нового парламентского большинства в Верховной Раде, смена правительства и назначение на должность премьер-министра Н.Я. Азарова принципиально изменили отношение Украины к Россий-
25 Богатуров, Аверков В.В. История международных отношений 1945-2008. М., 2010. С.398-399.
26 Там же.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013. № 1 (144). Выпуск 25
ской Федерации. Уже 21 апреля 2010 г. между Президентом Украины Виктором Януковичем и Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым в Харькове, прошли важные переговоры по широкому кругу проблем украинско-российских отношений, в том числе о политическом взаимодействии, об экономических связях и по гуманитарным вопросам. Главным итогом этих переговоров стало подписание о пролонгации с 28 мая 2017 г. на 25 лет действие договора между Украиной и Российской Федерации об условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины. Подписание соглашения предусматривает увеличение арендной платы за пребывание ЧФ РФ на территории Украины в размере ста млн. дол. за год и дополнительных средств, которые получит Украинское государство за счет снижения цены на 100 дол. за тысячу кубометров природного газа, который поставляется российской стороной на Украину27.
Данное соглашение, уже 27 апреля 2011 г. одновременно было ратифицировано парламентами обеих стран28.
Подписанное соглашение открыло путь для улучшения отношений по всем направлениям между нашими государствами. С этой целью начались регулярные встречи президентов, премьер-министров, министров, руководителей приграничных регионов и т.д. Главный итог этих встреч стало подписание многочисленных соглашений по восстановлению экономических, гуманитарных и иных связей между нашими странами и их народами. Хороший пример здесь показывает Белгородская и Харьковская область, которые значительно активизировали свои связи в рамках еврорегиона «Слобожанщина»29.
В целом эти отношения между нашими народами вышли на новый уровень развития и это одобряется подавляющим большинством наших народов.
Таким образом, после принятия Декларации о государственном суверенитете, провозглашения независимости Украина добивается значительных успехов в возрождении своей государственности. Эти успехи венчают тысячелетнюю историю создания своего государства, укрепления реального суверенитета, знаменуют вхождение Украины в мировое содружество. После получения реального суверенитета Украина строит внешнюю политику на принципах взаимоуважения и сотрудничества, решения всех возникающих проблем между государствами лишь мирным путем, недопустимости военных конфликтов, на основе взаимовыгодных экономических, торговых связей, экономического сотрудничества, широкого общения с государствами мирового содружества в области образования, культуры, науки и других гуманитарных сферах жизнедеятельности.
FORMATION OF FOREIGN POLICY FOUNDATIONS AND ITS REALIZATION IN THE UKRAINIAN STATE (1991-2012)
Belgorod National Research University
N.N. QLEIHIK
This paper analyzes the process of developing the foundations of foreign policy in the Ukrainian state and its international activities since 1991 to the present. Reveals both successes and failures in the conduct of foreign policy of Ukraine. Special attention is paid to the analysis of relations between Ukraine and the Russian Federation.
e-mail: [email protected]
Keywords: foreign policy, international activities, Ukraine, guidelines, declarations, treaties, independence, cooperation, strategic benefits, the intervention.
27 Голос Украины. 2010. 29 мая.
28 Голос Украины. 2011. 27 апреля.
29 История Слобожанщины и Белгородского края. Белгород, 2011. С.302-306.