Научная статья на тему 'Формирование основ полицейского образования в саратовской губернии и проблемы кадрового состава полиции в начале XX века'

Формирование основ полицейского образования в саратовской губернии и проблемы кадрового состава полиции в начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
207
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЗЕРВ / ПОДГОТОВКА КОННЫХ И ПЕШИХ ГОРОДОВЫХ / СТРАЖНИКОВ И УРЯДНИКОВ / POLICE FORMATION / A RESERVE / TRAINING OF THE MOUNTED POLICE AND WALKING OFFICERS WARDERS AND SERGEANTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лобанов Андрей Викторович, Кузнецов Олег Владиславович

Статья посвящена истории становления и развития основ полицейского образования в одном из крупнейших регионов Российской империи. Особое внимание уделяется специфике подготовки конных и пеших городовых, конно-полицейских стражников, урядников, других категорий полицейских служителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE BASIC FOUNDATIONS OF THE POLICE FORMATION IN THE SARATOV REGION AND THE PROBLEMS OF STUFF OF THE POLICE IN THE BEGINNING OF XX CENTURY

Article is devoted to the history of the formation and development of the basic foundations of the police formation in one of the largest regions of the Russian empire. The special attention is given to the specific character of the training of the mounted police and walking officers, warders on horses, sergeants and other categories of police attendants

Текст научной работы на тему «Формирование основ полицейского образования в саратовской губернии и проблемы кадрового состава полиции в начале XX века»

формирование основ полицейского образования в саратовской губернии

и проблемы кадрового состава полиции

в начале xx века

© ЛОБАНОВ Андрей Викторович

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника Саратовского юридического института МВД России по научной работе.

8 (845-2) 379-125

© КУЗНЕЦОВ Олег Владиславович

кандидат исторических наук, доцент, начальник организационно научного и редакционно-издательского отдела Саратовского юриди ческого института МВД России.

8(845-2) 379-125, И [email protected]

Статья посвящена истории становления и развития основ полицейского образования в одном из крупнейших регионов Российской империи. Особое внимание уделяется специфике подготовки конных и пеших городовых, конно-полицейских стражников, урядников, других ка тегорий полицейских служителей.

БВ

Ключевые слова: полицейское образование, ников и урядников.

1 уржуазные преобразования в России 'второй половины XIX - начала XX в. потребовали существенных изменений в организации полицейских учреждений на местах, прежде всего резкого увеличения их штатов.

Реорганизация и укрепление полиции, особенно сельской, было вызвано насильственным разрушением крестьянской общины в ходе «столыпинской» аграрной реформы. Она привела к ослаблению социального контроля над сельскими жителями. Это обусловило рост преступности, особенно хулиганства в сельской местности.

Увеличение численности личного состава полиции породило проблему профессиональной подготовки служащих. Наиболее распространённой формой подготовки полицейских чинов ввиду малочисленности специальных учебных заведений стал резерв. Он создавался в столичных и губернских городах при конно-полицейской страже и полицейских участках, а в сельской местности - при становых приставах. Особое внимание обучаемых в резерве обращалось на их общеобразовательную и специальную полицейскую подготовку. Обученные таким

резерв, подготовка конных и пеших городовых, страж-

образом лица проходили установленный для околоточных надзирателей экзамен в комиссии при полицейском резерве, а выдержавшие испытания представлялись на смотр градоначальника.

Программа подготовки конных городовых имела свою специфику. Помимо обязательных для всех полицейских чинов знаний и навыков, от них требовалось безукоризненное знание расположения и названий улиц, площадей и переулков, а также находящихся на них важнейших учреждений и заведений. Кроме того, детально изучались особенности того района, где отделению конно-полицейской стражи предстояло нести службу. Главная цель такой подготовки состояла в том, чтобы полицейская команда, быстро ориентируясь в любой обстановке, могла в кратчайшие сроки прибыть на место происшествия или по вызову. Будущим сотрудникам полиции особо прививалась готовность в служебное или внеслужебное время прийти на помощь всем нуждающимся [1, с. 5-9]. Подобная система подготовки кадров просуществовала в саратовской команде конных стражников вплоть до февраля 1917 г.

Начиная с 1903 г. для подготовки служащих уездной конно-полицейской стражи в губерниях при поддержке МВД начинают создаваться краткосрочные (до 3-х месяцев обучения) курсы подготовки полицейских стражников. Программы этих курсов готовились на местах и учитывали особенности и уровень подготовки обучаемых. Будущим стражникам преподавались: «законоведение», «уставы казённых управлений», «специально полицейские сведения», «разные сведения», «стрельба, рубка и приёмы самообороны». Предпочтение отдавалось практическим занятиям. На изучение законодательства отводилось примерно четверть всего учебного времени, а на «специальные полицейские сведения» - более половины. Этот раздел включал учебный материал о служебных обязанностях стражника, инструкции МВД, ознакомление с видами и способами полицейского надзора, изучение устава о паспортах, правил учёта запасных воинских чинов, законов о земельном владении, а также основы оперативной работы [2, с. 8-9].

Во многих губерниях России стали создаваться специальные школы по подготовке урядников полицейской стражи. При создании полицейских школ возникли, прежде всего, проблемы финансирования, так как оно осуществлялось за счёт средств, выделяемых на регулярные полицейские подразделения, по остаточному принципу.

Наиболее известными учебными заведениями по подготовке полицейских кадров в Российской Империи были: Санкт-Петербургская школа чинов столичной полиции, Казанская школа стражников, Елабужская школа урядников, Рязанская школа урядников конно-полицейской стражи, Виленская школа полицейской стражи.

В июле 1910 г. состоялся первый выпуск в Саратовской губернской школе стражников. Экзамены показали эффективность подобной формы обучения. Оптимальный подбор учебных программ, дисциплин, преподавателей, дал возможность саратовской полиции при самых минимальных затратах получить высоко подготовленных, исполнительных агентов. Так, по итогам первых выпускных экзаменов, из 34 слушателей 12 было присвоено звание урядника, 21 - звание стражника и одному - околоточного надзирателя [3].

Обучение основам полицейского дела строилось в каждой полицейской школе на базе специально разработанных программ, руководствовавшихся Сводом Законов Российской Империи, циркуляром МВД № 3153 от 28 июля 1887 г., другими нормативными актами и рекомендациями департамента Полиции и МВД.

Условия приёма в школу стражников были следующие.

Все те, кто желал проходить службу в уездной полицейской страже, должны были пройти курс обучения в вышеуказанной школе, при этом сдать два экзамена - вступительный и выпускной. Для поступления в школу надо было подать прошение о зачислении кандидатом в уездную полицейскую стражу на имя саратовского губернатора.

Существовали определённые ограничения при приёме в полицейскую школу. Так, не могли быть приняты:

- лица, находящиеся под судом или следствием, а также понесшие наказание за преступные деяния, влекущие за собой тюремное заключение или другое более строгое наказание;

- низшие чины запаса, которые во время прохождения действительной службы в войсках состояли в разряде штрафованных;

- объявленные несостоятельными должниками;

- состоящие под опекой за расточительство;

- подвергшиеся в течение двух последних лет телесным наказаниям по приговору волостных судов;

- исключённые из службы по суду, из духовного ведомства за порочное поведение или из среды иного общества, по их приговорам.

Кандидат на поступление на учёбу в школу должен был иметь возраст от 25 до 40 лет и русское подданство. Преимущественным правом пользовались низшие воинские чины, уволенные в запас и отставку, лица прославленного вероисповедания. Желателен был высокий рост и представительная внешность. Обязательно было наличие спортивного телосложения, при этом все кандидаты предварительно подвергались медицинскому осмотру. Лица, имевшие свидетельства на звания урядника или околоточного, должны были подтвердить его при поступлении и проходить курс обучения наравне с другими. В отношении поступающих проводилась специальная проверка по месту прежней работы и жительства.

Все лица, удовлетворявшие вышеперечисленным условиям, выдержав вступительный экзамен, принимались в школу и давали подписку об обязательстве прослужить не менее года в уездной полицейской страже Саратовской губернии, а также о том, что будут беспрекословно подчиняться всем установленным правилам школы. Программа вступительного экзамена содержала чтение текста, диктант, решение арифметических задач.

Учебные занятия проходили в течение шести недель, что составляло 30-32 учебных

Информационная безопасность регионов. 2010. № 2 (7)

дня. Составлялось ежедневное расписание исходя из количества часов, определённых на каждую дисциплину.

Предметы группировались по шести разделам, на изучение которых отводилось 150 часов лекционных занятий.

В первом разделе рассматривались правовые дисциплины: общие понятия законности, квалификация преступлений, обязанности полиции при производстве следствия.

Второй раздел предполагал изучение «уставов казённых управлений» - лесного, акцизного, строительного, путей сообщения, врачебного, ветеринарного, цензурного, пожарного.

В третьем разделе преподавались специальные полицейские дисциплины: основы полицейской службы, инструкции урядников, сотских и десятских, полицейский надзор, паспортный режим, учёт запасных нижних чинов и т.д.

Четвёртый раздел содержал общие понятия о государственном строе, об административном устройстве Саратовской губернии, базовые знания о России, её регионах и соседних с ней государствах, основы грамоты (чтение, письмо, счёт), навыки ухода за лошадью.

Пятый раздел предполагал практические занятия по строевой подготовке, владению оружием, правилам воинского приветствия, стрельбе из револьвера, изучению сабельных приёмов, службе в составе наряда, работе на пожарах, приёмам самообороны, оказанию первой помощи.

Курс обучения в Саратовской школе был напряжённым и сопровождался ежедневной практической службой в составе городской полиции.

Неотъемлемую часть профессиональной подготовки кадров полиции составляло обучение и воспитание в традициях полицейской службы. Руководство школы постоянно заботилось о качестве подготовки специалистов, при этом применяя меры не только морального, но и материального поощрения. Лучшие выпускники школы по итогам выпускных экзаменов неоднократно награждались серебряными часами с гравировкой «за отличные успехи» или «за хорошие знания полицейской службы» [4].

Администрация школы состояла из попечителя (вице-губернатор), заведующего школой и фельдфебеля команды (обычный околоточный надзиратель). Для чтения лекций и на практические занятия привлекались специалисты по предложению губернатора. Как правило, это были товарищ (заместитель) губернского прокурора, полицмейстер, начальник сыскного отделения, брандмейстер и другие чины полиции [5].

Все учащиеся школы составляли команду, которая делилась на взводы, численностью 15-20 человек каждый. Первым из известных заведующих Саратовской школой стражников был Завистовский, который был награждён в октябре 1911 г. министром внутренних дел премией в сумме 300 р. «за полезную деятельность, направленную на улучшение работы сыскной части» [6]. Пожалуй, самым успешным был выпуск Саратовской школы в декабре 1912 г. Со временем перечень специальностей, по которым осуществлялась подготовка в Саратовской школе, начинает увеличиваться. В феврале 1913 г. к уже действующим урядникам, стражникам и околоточным надзирателям добавились специалисты-кинологи. В составе самой школы появился питомник служебного собаководства. Первой полицейской собакой в Саратове, подготовленной в питомнике, стал пёс по кличке Гуссан, работа которого высоко оценивалась полицейским начальством [7].

Бурное развитие капиталистических отношений в России потребовало новой системы подготовки полицейских кадров. На это обращалось особое внимание в законопроекте о преобразовании полиции в империи, где предусматривалось учреждение в России подготовительно-учебных установлений: курсов для подготовки всех властных чинов полиции, а также чинов жандармской полиции и школ для нижних чинов полиции общей и уездной полицейской стражи. Преподавательский состав предполагалось набирать из чинов местной губернской администрации и судебного ведомства, по соглашению с губернатором (градоначальником) и соответствующим начальником отдельной части управления и с разрешения МВД. Финансирование обучавшихся в полицейских школах и готовящихся к испытанию лиц (для определения их на полицейскую службу) вменялось в обязанность губернатору из средств, отпускаемых на сей счёт МВД [8, с. 108-112]. Многие начинания, нашедшие отражение в законопроекте, были опробованы в различных губернских полицейских школах и дали весьма эффективный результат, но довести до конца всё намеченное помешали известные события 1917 г.

Наиболее полно указанные предложения нашли отражение в подготовленной МВД в 1913 г. программе обучения полицейских урядников. Значительно расширялось количество часов, отводимых на общеобразовательную и правовую подготовку. Урядники были обязаны изучать особенные части уголовного и уголовно-процессуального права, статьи и разделы уставов Свода законов Российской Империи, а также нормативные акты МВД и

постановления губернаторов. Так как сыскные отделения существовали только в городах, а в сельской местности розыскной работой занимались полицейские урядники, то специальная часть программы предусматривала изучение сыскного дела. Вводная лекция курса сыскного дела была посвящена отношению общества к полиции, в особенности к её оперативно-розыскной службе и деятельности по предотвращению массовых беспорядков. В лекции отмечалось, что в обществе сложилось в целом негативное отношение к полиции, а слово «сыщик» стало, по существу, бранным. Автор объяснял это «невежественностью, противозаконными приёмами и злоупотреблениями в сыскных действиях». Некоторые органы сыска давали подтверждение такого рода заключениям. Поэтому к работе в сыскной полиции рекомендовалось «привлекать не отребье, а цвет полицейской силы... обладающий возможно большими познаниями» [9, с. 92]. В августе 1910 г. МВД направило саратовскому губернатору графу С. С. Татищеву циркуляр, в котором предлагалось «постепенно обновить и улучшить качественный состав губернских чиновников» и рекомендовалось впредь «замещать освобождающиеся вакансии лицами, преимущественно с высшим и, в крайнем случае, с законченным средним образованием [10].

Однако документы свидетельствуют о многочисленных случаях нарушения сотрудниками полиции служебной дисциплины, несоблюдения этики взаимоотношений с населением. 3 марта 1913 г. вице-губернатор П. М. Боярский обратился к начальникам полицейских учреждений губернии с циркуляром [11], в котором отмечалось, что из обращений, поступающих в губернское правление, а также по итогам проведенных проверок полицейских управлений видно, что «.чины полиции в обращении с населением нередко проявляют не только грубость, но и оскорбления на словах и даже действием». Достаточно пространная цитата из документа как нельзя лучше показывает, какое место власти отводили полиции в общественной жизни и государственном аппарате империи: «Полиции вверено охранение личной безопасности обывателя, а потому нарушение сего самими же чинами полиции может быть объяснено только их невоспитанностью или непониманием обязанностей.

К стыду некоторых чинов полиции я вынужден снова напомнить о том высоком значении охранения личности, которое выпало на долю полиции.

Чины полиции должны помнить, что место их в обществе должно быть почётно и всеми уважаемо, и что никто из них никогда не достигнет этого, если будет прибегать к приёмам,

оскорбляющим достоинство человека, и возбуждающим понятные ненависть и озлобление.

Как бы ни были возмутительны преступления, совершаемые кем-либо из обывателей, чины полиции должны всегда стоять на почве беспристрастного самообладания и хладнокровия, не забывая, что эти качества лежат в основании того огромного важного дела, служить которому они призваны».

Вице-губернатор предупреждал полицейские чины о том, что всякое «несдержанное обращение с населением, роняющее достоинство и честь полиции, будет искореняемо самыми решительными мерами, вплоть до предания суду виновного и увольнения его со службы». Вскоре в Саратовской губернии последовала целая череда случаев привлечения к ответственности чинов полиции. Так, 20 марта 1913 г. был предан суду полицейский стражник Аткарского уезда Н. Изюмов по обвинению в нарушении ст. 373 Уложения о наказаниях, который за взятку в 5 р. пытался скрыть факт кражи урожая у крестьянина деревни Медведки С. Иванникова крестьянином В. Квасниковым [11]. Буквально через день 21 марта в ходе судебного разбирательства в городе Вильно о подложных аттестатах было установлено, что представленные документы пристава третьей части г. Саратова Зубкова и аткарского надзирателя Селиванова об окончании ими Вильномирского городского училища - подложные [12].

Особую известность в губернии получило дело с арестом и последующим преданием суду целого ряда чинов аткарской уездной полиции. 27 марта 1913 г. началось судебное заседание по обвинению пристава пятого стана аткарского уезда Логвинова, полицейских урядников Чумакова, Ильяшенко, Киричевского, Клевенко, а также стражников Попова и Марченко в нарушении ст. ст. 347 и 403 Уложения о наказаниях.

В сентябре 1912 г. Логвинов с отрядом урядников и стражников совершал служебные разъезды по селениям своего стана. Прибыв в Белгазу, он отдал распоряжение выпороть плетьми собравшихся на вечеринку молодых людей. Всего избиению были подвергнуты 18 человек в возрасте от 14 до 16 лет [13].

Годом раньше был предан суду за должностной подлог бывший начальник саратовской конно-полицейской казачьей команды войсковой старшина А. С. Селиванов. Известность этому делу придал не сам факт совершения преступления сотрудником полиции, а его поведение в зале судебного разбирательства. В ходе процесса Селиванов отказался от услуг казённого защитника, мотивируя это тем, что «он не может доверять свою защиту "жиду", ибо с "жидами" он вёл и ведёт борьбу, считая их вра-

Информационная безопасность регионов. 2010. № 2 (7)

гами Отечества». Царский суд пошёл на поводу у махрового антисемита и назначил ему защитником присяжного поверенного Амосова [14].

Подобные факты систематически становились достоянием гласности и негативно влияли на отношение населения к полицейским органам.

Библиографический список

1. Резерв Санкт-Петербургской столичной полиции. Специальная школа для чинов полиции и музей столичной полиции. - СПб., 1901.

2. Борисов А. В., Сизиков Н. И., Скрипи-

лёв А. Е. Подготовка и воспитание кадров полиции в дореволюционной России // Психология и идеология в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. - М., 1992. - Ч. V.

3. Саратовский вестник. - 1910. - 1 авг.

4. Саратовский вестник. - 1913. - 19 мар.

5. Саратовский вестник. - 1912. - 25 дек.

6. Саратовский вестник. - 1911. - 30 окт.

7. Саратовский вестник. - 1913. - 7 февр.

8. Учреждение полиции. Приложение второе к законопроекту о преобразованию полиции в Империи, с постатейными объяснениями. -СПб., 1913.

9. Полиция и милиция России: страницы истории / А. В. Борисов, А. В. Дугин, А. Я. Малыгин и др. - М.: Наука, 199510. Саратовский вестник. - 1910. - 20 авг.

11. Саратовский вестник. - 1913. - 20 мар.

12. Саратовский вестник. - 1913. - 21 мар.

13. Саратовский вестник. - 1913. - 27 мар.

14. Саратовский вестник. - 1911. - 6 окт.

альтернативность и гласность при подготовке государственных решений

© ЧЕРНЫШЕВ Борис Васильевич

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор, декан специального факультета Саратовского юридического института МВД России.

8 (845-2) 379-255, И [email protected]

Рассматриваю тся такие инструменты разработки государственных решений в истории России как гласность и альтернативность.

Ключевые слова: история государственного управления России, гласность, альтернативность.

п;

"резидент РФ Д. Медведев в своей .статье «Прямой адрес: kremИn@gov. ш» объявил о возможности модернизации российского общества демократическим путем [1, с. 3], предложив всем желающим присылать на электронную почту Кремля свои предложения на тему модернизации страны. Только за два месяца поступило около 35 тысяч сообщений [2, с. 2], которые были систематизированы в девяти управлениях администрации Президента, а часть из них использована в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 г.

За последние 150 лет в истории России это второй случай, когда глава государства на стадии подготовки важнейшего программного документа обратился за советом к гражданам своей страны. Первая такая попытка в XIX веке принадлежала государю Александру II. Именно его опыт реформаторской деятельности тогда

наглядно показал, что успех модернизации российского общества во многом зависит от включения институтов гражданского общества, активного использования гласности и альтернативности в процессе разработки реформаторских решений. Только идя таким путем, можно было учесть равнодействующую интересов всех слоев и групп общества, добиться комплексности и научной обоснованности разрабатываемых решений. Однако поучительный урок позитивного опыта реформ Александра II не был усвоен последующими правителями России.

Гласность. Подготовка важнейших государственных решений в самодержавной и советской России всегда оставалась недоступной для общественного ознакомления и обсуждения. Руководители страны были убеждены в том, что все реформаторские начинания должны сохраняться в глубокой тайне. С этой целью они

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.