РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
)
А.К. КРУПЧЕНКО, докт. пед. наук Т.И. АНЗИНА, ст. преподаватель Российский государственный торгово-экономический университет
Формирование основ корпоративной культуры при обучении иностранному языку
Статья рассматривает вопросы формирования основ корпоративной культуры специалистов сферы гостеприимства и туризма в процессе обучения иностранному языку (ИЯ) на вузовском уровне. Методы игровой деятельности в процессе обучения ИЯ создают условия для формирования основ корпоративной культуры целевой группы специалистов средствами профессиональной лингводидактики.
Ключевые слова: корпоративная культура, специалисты сферы гостеприимства и туризма, процесс обучения иностранному языку, методы игровой деятельности, профессиональная лингводидактика.
Начало XXI в. человечество встретило глобализацией и интеграцией мировой экономики, расширением межкультурных и межнациональных связей, стиранием границ между государствами, высокой мобильностью населения. Возросшие транспортные возможности повлекли за собой бурное развитие индустрии туризма и всех прямо или косвенно связанных с ней предприятий, организаций и служб. Сейчас индустрия гостеприимства и туризма - мощный, постоянно функционирующий и развивающийся бизнес во всем мире. Крупные корпорации, владеющие целой сетью своих предприятий во многих странах, включают в себя разнообразные профессиональные направления и обеспечивают рабочими местами как местных, так и приезжих людей. Гостиницы и рестораны имеют дело не только с иностранными клиентами, но и с многонациональным штатом обслуживающего персонала. Появляется необходимость преодоления языкового барьера. Умение специалистов общаться на одном языке без переводчика способствует более глубокому взаимопониманию между людьми, повышению эффективности международного сотрудничества, проявлению большего уважения к национальной самобытности и культурному разнообразию, рас-
ширению доступа кинформации, развитию личных контактов в профессиональной сфере.
Иностранный язык становится, таким образом, средством установления контактов между разноязычными специалистами, клиентами и непрофессионалами. В сфере туризма, где интернациональное общение является профессиональной спецификой, в настоящее время от служащих требуется знание двух и более иностранных языков. В этой ситуации иностранный язык оказывается одним из значимых средств подготовки специалиста для сферы гостеприимства и туризма, обеспечивающих успешность его профессиональной деятельности и карьерного роста.
Идея о том, что современному специалисту недостаточно иметь только профессиональные знания, умения и навыки, ему необходим весь комплекс интегративных компетенций и компетентностей, в том числе и корпоративных, которые определяли бы отношения служащего с клиентами, с руководством, с коллегами и партнерами, нашла своё воплощение в ФГОС.
С 2010 г. в специальности «Социально-культурный сервис и туризм» выделяется направление подготовки «Гостиничное дело », а в ФГОС требования к результатам
Редакционная почта
155
освоения образовательных программ закреплены в общекультурных и профессиональных компетенциях. В новый стандарт добавлены следующие общекультурные компетенции:
■ готовность к кооперации с коллегами, бесконфликтная работа в коллективе, толерантность к этническим, национальным, расовым, конфессиональным различиям, к восприятию культуры и обычаев стран и народов;
■ способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, готовность нести за них ответственность, руководить людьми и подчиняться.
В разделе профессиональных компетенций ключевым понятием становится «потребитель» и появляются такие новые требования к специалисту, как:
■ готовность к применению современных технологий для формирования и предоставления гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителя;
■ готовность анализировать результаты деятельности функциональных подразделений гостиниц и других средств размещения, уровень обслуживания потребителей и делать соответствующие выводы;
■ готовность к сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями;
■ готовность к выявлению потребностей потребителя, формированию гостиничного продукта, клиентурных отношений;
■ готовность к применению инновационных технологий в гостиничной деятельности и новых форм обслуживания потребителей;
■ способность организовывать работу исполнителей.
Жесткая конкуренция на рынке товаров и услуг побуждает предприятия сервисной области, в особенности отели и рестораны, постоянно повышать уровень обслуживания клиентов, создавать свой уникальный образ и усиливать свою команду. Руково-
дители компаний при решении организационных и производственных задач, при подборе кадров используют последние данные маркетинговых исследований, эффективные инновации в области современного менеджмента, научно обоснованные положения об организационной и корпоративной культурепредприятия.
Корпоративная культура - это система ценностей и поведенческих норм, разделяемых всеми членами организации, созданных организацией с целью преодоления внутренних и внешних препятствий на пути к успеху и процветанию. Для работы в современной корпорации необходимо не только иметь качественную профессиональную подготовку, но и владеть корпоративной культурой своего предприятия. Прежде всего ценятся профессионализм, преданность компании, умение работать в команде, взаимопомощь, инициативность.
Согласно опросам работодателей молодой специалист, приходящий на производство, не всегда владеет корпоративной культурой, и коллективу предприятия требуется время для воспитания своего сотрудника. Поэтому развитие у специалиста корпоративной культуры должно начинаться в вузе - через формирование корпоративной компетенции, содержание которой сегодня четко не формулируется стандартом. Она требует таких индивидуальных качеств сотрудников, как заинтересованность в успехе всего предприятия, личная вовлеченность в дело, лидерство, инициативность, изобретательность и т.д., которым в профессиональных учебных заведениях уделяется недостаточно внимания.
Итак, к профессиональным компетент-ностям специалиста ресторанно-гостинич-ного профиля относится корпоративная компетентность, которая определяет специфику поведения сотрудника ресторанно-гостиничного предприятия на вертикаль-ныхи горизонтальных направлениях сложной корпоративной конструкции. Она относится к разряду специальных узкопро-
156 Высшее образование в России • № 10, 2012
фессиональных компетентностей, а ее формирование происходит не только в ходе изучения психологии, социологии и ряда других предметов, но и в процессе изучения иностранного языка.
В последние годы зарубежные и отечественные методы обучения иностранным языкам для профессиональных целей оформились в профессиональную лингводидак-тику, отвечающую за теоретико-методологические основы профессионально ориентированного обучения ИЯ.
Принципы профессиональной лингво-дидактики основываются на ряде современных идей. Среди них:
■ принцип антропоцентризма, фокусирующего дидактический процесс на личности обучающегося, его возрастных, культурных, психологических и профессиональных особенностях;
■ принцип непрерывного и опережающего образования, создающего модели квазипрофессиональной деятельности;
■ принцип интегративности факторов образования, учитывающих взаимозависимость и постоянное развитие систем образования, производства, социальной среды и комплексность формирования иноязычных и профессиональных компетентностей [1].
Методы профессиональной лингводи-дактики создают условия для формирования как социальных и профессиональных компетенций и компетентностей, так и корпоративных. При этом используются подходы, которые позволяют применять полифункциональные лексико-грамматичес-кие упражнения, организовывать парную, групповую или коллективную работу, проводить ролевые и деловые игры в импровизированной профессиональной среде, анализировать корпоративные отношения виртуальных сотрудников предприятия, осуществлять проектную деятельность и прогнозировать производственные ситуации.
В профессиональных тренингах часто используется метод кейс-стади, анализ и групповое обсуждение реальной или пред-
полагаемой проблемы. В рамках ролевых и деловых игр моделируются социальные ситуации, где участники, выступая в определенной роли, решают проблемы, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни (например, представление нового сотрудника всем работникам предприятия, проведение бесед с теми должностными лицами, чьи компетенции и область деятельности имеют значение для работы нового сотрудника); проводятся обсуждения и конференции, которые связаны с выполнением функций новым сотрудником и необходимы для освоения нового рабочего места.
Значит, если учебный материал по ИЯ представить в виде игры, имитирующей профессиональную среду, то поставленная перед учащимися производственная задача станет мотивацией к деятельности, в ходе которой формируются общеобразовательные, социальные и специальные, в том числе и корпоративные, компетентности. Так, задание по разработке проекта своего отеля и подготовке к презентации - это мотивация к деятельности, описание внешнего и внутреннего вида отеля - это демонстрация своих профессиональных и специальных компетентностей. Можно поставить задачу подобрать персонал из нескольких предложенных резюме и обосновать свой выбор (в данном случае проявляются все компетентности, в том числе и корпоративная). Для понимания философии, видения, миссии и имиджа компании студенты создают свой виртуальный корпоративный мир-дом, продумывают его историю-легенду, опираясь на данные из Интернета о различных компаниях. В гостиничной индустрии при обучении менеджеров часто используется метод ротации, позволяющий каждому сотруднику поработать на всех позициях, прежде чем приступить к выполнению своихобязанностей. В учебной аудитории на занятии ИЯ изучают специфику каждого вида деятельности.
Таким образом, формирование корпо-
Редакционная почта
157
ративной компетенции в процессе изучения ИЯ способствует формированию таких личностных качеств, как умение работать в команде, устанавливать межличностную коммуникацию, проявлять инициативу, творчество, гибкость в решении проблем, способность защищать имидж компании, участвовать в создании уникальной предпринимательской структуры и привлекать максимальное число клиентов.
Это научно обоснованный ответ на потребности общества и личности, на глобальные изменения как в современной экономике, так и в методике обучения иностранным языкам.
Литература
1. Крупченко А.К, Кузнецов А.Н. Генезис и принципы профессиональной лингводи-дактики. М.: АПКиППРО, 2011. 140 с.
KRUPCHENKO A., ANZINA T. DEVELOPMENT OF CORPORATIVE CULTURE FOR SPECIALISTS THROUGH FOREIGN LANGUAGE TEACHING
The article dwells upon the development of corporative culture for specialists in the sphere of hospitality and tourism through foreign language teaching at tertiary level. The research of "corporative culture" notion and the study of methodology of games and game-like activities provide conditions for the basic formation of corporative culture for target specialists through professional linguadidactics.
Key words: corporative culture, specialists in the sphere ofhospitality and tourism, process of foreign language teaching, games and game-like activities, professional linguadidactics.
А.А. КАЗАНЦЕВА, доцент Московский автомобильно -дорожный государственный технический университет
Тьюторское
сопровождение процесса адаптации иностранных студентов в вузе
В статье рассматриваются особенности и виды адаптации иностранных студентов в системе высшего профессионального образования. Раскрываются возможности тьюторского сопровождения как механизма, повышающего эффективность адаптации иностранных студентов к условиям образовательной среды.
Ключевые слова: иностранные студенты, адаптация, тьюторское сопровождение, образовательная среда.
Расширение масштабов интернационализации высшего образования актуализирует проблему адаптации иностранных студентов к реальностям образовательного пространства незнакомой страны. В научной литературе эта проблема рассматривается в контексте трудностей включения иностранных граждан в отечественную студенческую жизнь и выявления путей психолого-педагогической и дидактической оптимизации на основе системного изучения контингента. Большинство исследователей сходятся во мнении, что адаптация представляет собой многоуровневый, дина-
мичный процесс, имеющий свою структуру, последовательность и особенности протекания, связанные с определенной перестройкой личности в рамках включения в новые социальные роли [1-5].Так, И.В. Ширяева определяет адаптацию иностранных студентов как «формирование устойчивой системы отношений ко всем компонентам педагогической системы, обеспечивающее адекватное поведение, способствующее достижению целей педагогической системы» [4].
В целом этапы адаптации иностранных студентов к новой языковой, социокуль-