Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС НОО / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRIMARY GENERAL EDUCATION / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / CIVIL IDENTITY / PROJECT ACTIVITY / FORMATION OF FOUNDATIONS OF CIVIL IDENTITY / JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашина Наталья Ивановна, Пономарева Екатерина Геннадиевна, Петровских Ольга Николаевна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью решения проблемы формирования у подрастающего поколения гражданской идентичности (осознания принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющего для индивида значимый смысл), что декларируется в официальных документах («Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года», «Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ФГОС НОО и др.). Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал проектной деятельности в формировании у младших школьников основ гражданской идентичности и обобщить накопленный педагогический опыт по решению данной педагогической проблемы. Методологической основой исследования являются: теория социальной идентичности (Х. Тэджфел, Дж. Тернер), теория деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), теоретические положения, раскрывающие процесс формирования гражданской идентичности личности (А. Г. Асмолов) и процесс организации проектной деятельности обучающихся (Е. С. Полат). Использовались следующие методы исследования : изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в том, что исследователями обосновывается и доказывается, что в процессе участия в проектной деятельности у младших школьников формируются представления о государственной символике, об истории, культуре региона, в котором они живут, России в целом (когнитивный компонент гражданской идентичности). Ими осваиваются ценности патриотизма, гражданственности, семьи, у обучающихся формируется эмоционально - ценностное отношение к своей малой Родине (эмоционально - ценностный компонент гражданской идентичности). У них формируются умения оперировать знаниями о моральных нормах, соотносить поступки с принятыми этическими принципами, осуществлять ориентацию в социальных ролях (деятельностный компонент гражданской идентичности). Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что авторами проанализирован и обобщен педагогический опыт по формированию основ гражданской идентичности младших школьников средствами проектной деятельности в различных формах организации образовательной деятельности - урочной (на уроках «Окружающего мира», «Музыки») и внеурочной. Авторами описывается опыт участия младших школьников в реализации информационных и исследовательских видов проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашина Наталья Ивановна, Пономарева Екатерина Геннадиевна, Петровских Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHAPING CIVIC IDENTITY IN YOUNG SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF PROJECT ACTIVITY

The relevance of the article is due to the need to solve the problem of formation of civil identity in the younger generation (awareness of belonging to the community of citizens of a state, which has a significant meaning for the individual), which is declared in official documents (“Foundations of the state youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025”, Concept of spiritual and moral development and education of the personality of a Russian citizen, etc.). The purpose of the article is to reveal the pedagogical potential of the project activity in the formation of the foundations of civil identity in junior schoolchildren and to summarize the accumulated pedagogical experience to solve this pedagogical problem. The methodological basis of the study is: social identity theory (H. Tejfel, J. Turner), activity theory (A. N. Leont’ev, S. L. Rubinstein), theoretical provisions revealing the process of formation of civic identity of the individual (A. G. Asmolov) and the process of organization of project activities of students (E. S. Polat). The following methods of research were used: study and analysis of scientific literature, analysis and synthesis of pedagogical experience, pedagogical observation. The scientific novelty is that researchers justify and prove that in the process of participation in project activities younger schoolchildren form ideas about state symbols, about history, culture of the region in which they live, Russia as a whole (cognitive component of civic identity). They learn the values of patriotism, citizenship, family, students have an emotional - value attitude towards their small Motherland (emotional - value component of civil identity). They develop skills to operate knowledge of moral norms, to relate actions to accepted ethical principles, to exercise orientation in social roles (an activity component of civic identity). The practical significance of the results of the study is that the authors analyzed and summarized pedagogical experience on formation of the foundations of civil identity of younger schoolchildren by means of project activity in various forms of organization of educational activity - rough (in lessons “Surrounding world”, “Music”) and out - of - school. The authors describe the experience of participation of younger schoolchildren in the implementation of information and research types of projects.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 373.31 DO110.26170/po20-03-14

ББК Ч420.052 ГРНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02

Кашина Наталья Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9, к. 41; e-mail: koranata@mail.ru

Пономарева Екатерина Геннадиевна,

директор, МБОУ СОШ № 18; 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. Авиационная, 18; e-mail: ponomarevaeg@bk.ru Петровских Ольга Николаевна,

заместитель директора, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 18; 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. Авиационная, 18; e-mail: petrovskih-olga@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ФГОС НОО; универсальные учебные действия; гражданская идентичность; проектная деятельность; формирование основ гражданской идентичности; младшие школьники.

АННОТАЦИЯ. Актуальность статьи обусловлена необходимостью решения проблемы формирования у подрастающего поколения гражданской идентичности (осознания принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющего для индивида значимый смысл), что декларируется в официальных документах («Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ФГОС НОО и др.). Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал проектной деятельности в формировании у младших школьников основ гражданской идентичности и обобщить накопленный педагогический опыт по решению данной педагогической проблемы. Методологической основой исследования являются: теория социальной идентичности (Х. Тэджфел, Дж. Тернер), теория деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), теоретические положения, раскрывающие процесс формирования гражданской идентичности личности (А. Г. Асмолов) и процесс организации проектной деятельности обучающихся (Е. С. Полат). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в том, что исследователями обосновывается и доказывается, что в процессе участия в проектной деятельности у младших школьников формируются представления о государственной символике, об истории, культуре региона, в котором они живут, России в целом (когнитивный компонент гражданской идентичности). Ими осваиваются ценности патриотизма, гражданственности, семьи, у обучающихся формируется эмоционально-ценностное отношение к своей малой Родине (эмоционально-ценностный компонент гражданской идентичности). У них формируются умения оперировать знаниями о моральных нормах, соотносить поступки с принятыми этическими принципами, осуществлять ориентацию в социальных ролях (деятельностный компонент гражданской идентичности). Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что авторами проанализирован и обобщен педагогический опыт по формированию основ гражданской идентичности младших школьников средствами проектной деятельности в различных формах организации образовательной деятельности - урочной (на уроках «Окружающего мира», «Музыки») и внеурочной. Авторами описывается опыт участия младших школьников в реализации информационных и исследовательских видов проектов.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кашина, Н. И. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников средствами проектной деятельности / Н. И. Кашина, Е. Г. Пономарева, О. Н. Петровских. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 123129. - DOI: 10.26170/po20-03-14.

Kashina Natalya Ivanovna,

Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Ponomareva Ekaterina Gennadievna,

Director, Secondary General School No. 18, Ekaterinburg, Russia Petrovskikh Olga Nikolaevna,

Deputy Principal, Primary Teacher, Secondary General School No. 18, Ekaterinburg, Russia

SHAPING CIVIC IDENTITY IN YOUNG SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF PROJECT ACTIVITY

KEYWORDS: federal state educational standard of primary general education; universal educational actions; civil identity; project activity; formation of foundations of civil identity; junior schoolchildren.

ABSTRACT. The relevance of the article is due to the need to solve the problem of formation of civil identity in the younger generation (awareness of belonging to the community of citizens of a state, which has a significant meaning for the individual), which is declared in official documents ("Foundations of the state youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025", Concept of spiritual and moral development and education of the personality of a Russian citizen, etc.). The purpose of the article is to reveal the

pedagogical potential of the project activity in the formation of the foundations of civil identity in junior schoolchildren and to summarize the accumulated pedagogical experience to solve this pedagogical problem. The methodological basis of the study is: social identity theory (H. Tejfel, J. Turner), activity theory (A. N. Leont'ev, S. L. Rubinstein), theoretical provisions revealing the process of formation of civic identity of the individual (A. G. Asmolov) and the process of organization of project activities of students (E. S. Polat). The following methods of research were used: study and analysis of scientific literature, analysis and synthesis of pedagogical experience, pedagogical observation. The scientific novelty is that researchers justify and prove that in the process of participation in project activities younger schoolchildren form ideas about state symbols, about history, culture of the region in which they live, Russia as a whole (cognitive component of civic identity). They learn the values of patriotism, citizenship, family, students have an emotional-value attitude towards their small Motherland (emotional-value component of civil identity). They develop skills to operate knowledge of moral norms, to relate actions to accepted ethical principles, to exercise orientation in social roles (an activity component of civic identity). The practical significance of the results of the study is that the authors analyzed and summarized pedagogical experience on formation of the foundations of civil identity of younger schoolchildren by means of project activity in various forms of organization of educational activity - rough (in lessons "Surrounding world", "Music") and out-of-school. The authors describe the experience of participation of younger schoolchildren in the implementation of information and research types of projects.

FOR CITATION: Kashina, N. I., Ponomareva, E. G., Petrovskikh, O. N. (2020). Shaping Civic Identity in Young Schoolchildren by Means of Project Activity. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 123129. DOI: 10.26170/po20-03-14.

Постановка проблемы. Одной из фундаментальных проблем развития современного общества является проблема подлинной культурной и гражданской идентичности человека. Она связана с процессами экономической и культурной глобализации, которые несут с собой, наряду с общеизвестными преимуществами, и деструктивные изменения: происходит навязывание глобальной культурой ценностей, норм и стандартов, девальвация социально-интегрирующих культурных ценностей (О. И. Генисаретский, А. П. Марков, В. А. Ядов и др.).

В связи с этим, необходимость решения проблемы формирования у подрастающего поколения гражданской идентичности (осознания принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющего для индивида значимый смысл) декларируется в ряде государственных документов, среди которых - «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.», «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г.», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др. Гражданско-патриотическое воспитание и формирование гражданской идентичности является одним из направлений развития системы воспитания многих субъектов РФ, среди которых - Свердловская область [11].

Эти идеи отражены и в действующем сегодня Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования: он устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, среди которых - лич-

ностные, включающие, кроме прочего, и сформированность основ гражданской идентичности. Формирование гражданской идентичности, по мнению идеолога ФГОС НОО и ФГОС ООО А. Г. Асмолова, представляет собой становление человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине [1].

Однако анализ существующей практики формирования гражданской идентичности обучающихся в общеобразовательных учреждениях России обнаруживает недостаточность целенаправленной планомерной работы по решению данной проблемы. Это происходит в силу ряда причин: низкого уровня вовлеченности обучающихся в социально активные виды деятельности, преобладания «знаниевой» парадигмы образования в сравнении с компетентностной и деятель-ностной [5]; недооценкой использования педагогами ценностно-ориентационной деятельности, обладающей возможностями приобщения обучающихся к базовым национальным ценностям, формирования осознанной принадлежности к российской культуре, позитивного восприятия ее идеалов [6]; недостаточного вовлечения обучающихся в практическую деятельность (социально значимые дела, акции, создание презентаций, сайтов) в контексте проблем гражданского содержания [8] и т. д. Все вышесказанное, по мнению А. Г. Асмолова, приводит к кризису идентичности, что усиливает политические и социальные риски на пути развития страны [2].

Большим педагогическим потенциалом в формировании у обучающихся основ гражданской идентичности, обладает проектная деятельность. Но, как указывают современные исследователи, «проектирование... является сегодня социокультурным трендом, к осознанию и принятию которого

© Кашина Н. И., Пономарева Е. Г., Петровских О. Н., 2020

необходимо готовить индивида, начиная с уровня дошкольного образования» [3, с. 50].

Цель настоящей статьи - раскрыть педагогический потенциал проектной деятельности в формировании у младших школьников основ гражданской идентичности и обобщить накопленный педагогический опыт по решению данной педагогической проблемы.

Обзор литературы. Термин «идентичность» (от лат. identifico - отождествляю и identicus - тождественный, одинаковый) ввел в научный междисциплинарный оборот Э. Эриксон [14]. Позже Г. Тэджфел и Дж. Тернер разработали наиболее признанную на сегодняшний день теорию социальной идентичности и теорию социальной самокатегоризации, в которой утверждали, что идентичность является частью «Я»-концепции, а социальная идентичность -результат самоидентификации человека с различными социальными категориями и вместе с личностной идентичностью регулирует социальное поведение [15].

В отечественной социологии социальная идентичность - это осознание, ощущение, переживание своей принадлежности к различным социальным общностям (малая группа, семья, этнонациональная группа, народ, общественное движение, государство). Функциями социальной идентификации являются: со стороны личности - реализация базисных потребностей индивида в принадлежности к группе и обеспечение защиты индивида, возможностей самореализации, оценки другими и влияния на группу; со стороны общества - включение индивида в систему социальных взаимосвязей и отношений [13]. Гражданская идентичность является одним из подвидов / форм социальной идентичности.

В современных психолого-педагогических исследованиях идентичность воспринимается как показатель социализиро-ванности личности. А. Г. Асмолов, Е. В. Бон-даревская, Н. М. Борытко, И. С. Кон, А. В. Мудрик и др. указывают на то, что механизмы становления идентичности сопряжены с механизмами социализации и воспитания личности в целом.

Проблема гражданской идентичности личности разрабатывалась исследователями в области философии (М. В. Заковоротная, М. К. Мамардашвили и др.), социологии (А. В. Микляева, В. А. Ядов и др.), психологии (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Бо-жович, С. Л. Рубинштейн и др.). В области педагогики А. Г. Асмоловым, Н. М. Борытко, В. В. Краевским, А. К. Марковым и др. были раскрыты теоретические аспекты данной проблемы. Сегодня учеными раскрывается проблема формирования граж-

данской идентичности школьников средствами Интернет-проектов (А. А. Логинова), во внеучебной деятельности образовательной организации (А. Н. Манихин), в ценностно-ориентационной деятельности (Т. А. Каратаева), в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования (И. В. Кожанов) и т. д. В качестве структурных компонентов гражданской идентичности современные исследователи выделяют когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный компоненты.

Проектный метод обучения имеет давнюю историю, начало которой было положено во Франции и Италии в XVI—XVII вв., где его использовали архитекторы и инженеры для обучения своих учеников. Позже, в 1918 г., У. Килпатриком была опубликована книга «Проектный метод», в которой он популяризовал данный способ приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в педагогической науке.

В XX в. в мировой педагогической теории и практике был накоплен обширный опыт применения данного метода. В России он начал применяться с 90-х годов XX в. Сегодня он предполагает совместную деятельность учителя и обучающихся, направленную на поиск решения возникшей проблемы или проблемной ситуации. Исследуемая обучающимися проблема предполагает и достижение прагматической цели - практическую реализацию полученных результатов в том или ином продукте деятельности [9; 10].

Педагог в проектной деятельности является организатором, координирующим процесс создания работы. Он выступает в роли энтузиаста, повышающего мотивацию школьника, специалиста, обладающего знаниями, умениями и навыками в различных областях, консультанта, организующего доступ к различным информационным ресурсам, руководителя, определяющего план работы, и эксперта, осуществляющего четкий анализ результатов проекта. Его задача - сопровождать обучающегося и помогать ориентироваться в информационном пространстве [12].

Результаты исследования. По мнению отечественного психолога А. Н. Леонтьева, именно в деятельности, осуществляющейся в новых обстоятельствах, возникают новые элементы психического, которые являются отправным пунктом формирования новообразований личности. Ученый утверждает, что существует зависимость психических процессов, осуществляющихся у растущего человека, от характера и строения внешней предметной деятельности, в которую он вовлечен [4]. Развитие личности в целом определяется заданно-

стью той деятельности, в которую включается растущий человек (Д. И. Фельдштейн).

Педагогический эффект применения в образовательном процессе проектной деятельности состоит в ее универсальности. В процессе ее осуществления у школьников формируются представления о государственной символике, категориях «россиянин», «гражданин России», ценностях малой Родины, об истории, культуре региона, в котором они живут, России в целом (когнитивный компонент гражданской идентичности). Ими осваиваются ценности патриотизма, гражданственности, семьи, у обучающихся формируется эмоционально-ценностное отношение к своей малой Родине, к России в целом (эмоционально-ценностный компонент гражданской идентичности). У школьников формируются умения оперировать знаниями о моральных нормах, соотносить поступки с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения, осуществлять ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях (дея-тельностный компонент гражданской идентичности). Как указывалось выше, гражданская идентичность декларируется в ФГОС НОО в качестве личностных универсальных учебных действий.

Помимо этого, обучающимися осуществляется поиск информации, освоенные ранее знания структурируются, они учатся осуществлять анализ, синтез, устанавливают причинно-следственные связи, формулировать проблему, искать способы их решения (осуществляется формирование познавательных универсальных учебных действий); у них формируются умения выполнять действия целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки и саморегуляции (осуществляется формирование регулятивных универсальных учебных действий). Они учатся учитывать позиции других людей, воспринимать высказывания, вступать в диалог (осуществляется формирование коммуникативных универсальных учебных действий).

В МБОУ СОШ № 18 г. Екатеринбурга в течение последних лет все младшие школьники вовлечены в проектную деятельность. Формирование гражданской идентичности у обучающихся осуществляется в различных формах организации образовательной деятельности - урочной и внеурочной.

Педагогами используются, в основном, такие виды проектов, как информационные, направленные на работу обучающихся с информацией о каком-либо объекте или явлении, и исследовательские, подразумевающие деятельность обучающихся, направленную на решение исследовательской пробле-

мы с заранее неизвестным результатом.

На уроках «Окружающего мира» младшие школьники представляли проекты, посвященные истории и культуре Урала. Например, один из таких проектов был посвящен падающей Невьянской башне (1725 г., г. Невьянск, Свердловская область), описанной во многих уральских легендах. Учеником была представлена история создания этого известного культурного артефакта, связанного с семьей Демидовых и всей историей горнозаводского Урала. Учеником был сделан макет этой ярусной башни. В процессе реализации таких проектов у школьников не только формировались представления об истории и культуре Урала, его роли в истории России (когнитивный компонент гражданской идентичности), но и чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину, страну, воспитывалось эмоционально-ценностное отношение к истории, культурным и историческим памятникам Урала (эмоционально-ценностный компонент гражданской идентичности).

На уроках музыки младшие школьники реализовали проект «Государственная музыкальная символика РФ», в котором обучающиеся искали и представляли информацию о прошлом и настоящем Государственного Гимна РФ как неотъемлемой части истории и культуры России. Им было предложено не только найти информацию о его истории. Перед школьниками была поставлена задача показать его функции, связанные с объединением, сплочением людей, стимулированием их гражданской активности. Они показывали, где сегодня звучит Гимн РФ (на вручении олимпийских медалей, перед спортивными матчами, на парадах и т. д.) и какую роль он играет. Именно такая формулировка цели данного проекта была обусловлена тем, что для формирования гражданской идентичности личности необходимо не только познание личностью объекта идентификации (когнитивный компонент гражданской идентичности), но и освоение личностью существующих культурных значений. Здесь реализовалась воспитательная функция Гимна РФ, вызывая у обучающихся сопереживание, когда патриотические идеи и взгляды, переходя во внутренний мир личности, становились жизненной позицией личности [7]. В процессе защиты этих проектов велось рассуждение о том, почему при исполнении Гимна РФ все гражданские лица встают, а военные - отдают честь (эмоционально-ценностный и деятельностный компоненты гражданской идентичности).

Учителем музыки предлагались также мини-проекты. Школьники собирали коллекции песен и музыкальных произведений

на темы: «Моя Родина», куда вошли песни «Русское поле» (Я. Френкель, И. Гофф), «Цветы России» (Е. Птичкин, В. Бутенко), «Отчий дом» (Е. Мартынов, А. Дементьев) и др.; «Великая Отечественная Война», куда вошли песни «На безымянной высоте» (В. Баснер, М. Матусовский), «Журавли» (Я. Френкель, Р. Гамзатов), «Алеша» (Э. Колмановский, К. Ваншенкин), «День Победы» (Д. Тухманов, В. Харитонов), «Нам нужна одна победа» (Б. Ш. Окуджава) и др.; «О русских богатырях и русских воинах», куда вошли вторая «Богатырская» симфония А. П. Бородина, пятая и седьмая «Ленинградская» симфония Д. Д. Шостаковича, кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева; «Песни об Урале и городе Екатеринбурге» вошли «Песня о Свердловске», «Уральская рябинушка» Е. Родыгина и др. Эти коллекции оформлялись в виде презентаций, аудиоколлекций или видеоколлекций. Данный проект позволил обучающимся познакомиться с содержащимися в песнях музыкальными образами, прочувствовать культурные ценности, которые содержатся в них - патриотизма, гражданственности и т. д. Младшие школьники эмоционально реагировали на художественные образы, содержащиеся в музыкальных произведениях, что способствовало интериориза-ции ими ценностей, идеалов и норм, содержащихся в музыкальных произведениях (эмоционально-ценностный компонент гражданской идентичности).

Во внеурочной деятельности учащиеся 4 класса выполняли исследовательский проект, посвященный одному из своих земляков - ветерану Великой Отечественной Войны, дважды герою Советского Союза, Григорию Андреевичу Речкалову (09.02.192022.12.1990), который был родом из пос. Зайково Ирбитского района Свердловской области. Он вошел в историю России как самый результативный летчик-ас, одержавший на истребителе Р-39 «Аэрокобра» больше всех побед. Он совершил более 450 боевых вылетов, участвовал в 122 воздушных боях. Среди сбитых Г. А. Речкало-вым немецких самолетов были 30 истребителей 2 истребителя Ме-110, 11 бомбардировщиков ^-87, 3 транспортника ^-52 и т. д. Школьники не только осуществляли поиск информации о подвигах этого героя Великой Отечественной Войны в доступных поисковых системах и открытых архивных источниках, но и искали информацию о его биографии: ими была найдена информация о том, что по состоянию здоровья он был не пригоден к данной службе. Но, тем не менее, служил в авиации и защищал Родину. Его биография стала примером гражданской позиции этого че-

ловека (осуществлялось формирование де-ятельностного компонента гражданской идентичности). Данный проект школьники оформляли в виде презентаций и докладов. Позже в школе был оформлен стенд, посвященный этому герою Великой Отечественной Войны.

К 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне в школе реализуется исследовательский проект «Осколки памяти», который ориентирован на создание обучающимися одноименного виртуального альманаха, в который войдет собранная ими информация о связи их семей и фамилий с событиями Великой Отечественной Войны с помощью web-конструирования. Презентация этого виртуального альманаха пройдет на музыкально-литературном вечере, посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Задачами этого проекта являются: создание условий для воспитания у подрастающего поколения духовности, патриотизма; воспитание уважительного отношения к ветеранам и участникам Великой Отечественной Войны, укрепление связи поколений; создание условий для осуществления проектной деятельности с учетом возрастных задач развития; повышение уровня знаний в области шеЪ-конструирования; приобщение детей и молодежи к героической истории российского государства и подвигу народа в годы Великой Отечественной войны. Создание данного альманаха будет являться плодом труда людей разных поколений семей обучающихся. Его достоинством является непреходящая ценность и доступность собранной школьниками уникальной информации, ранее рассеянной по различным источникам или вообще неизвестной. В процессе реализации данного проекта школьниками осваивались ценности патриотизма, гражданственности, семьи (эмоционально-ценностный компонент гражданской идентичности). У них формировались умения оперировать знаниями о моральных нормах, соотносить поступки с принятыми этическими принципами (деятельностный компонент гражданской идентичности).

Таким образом, младшие школьники были вовлечены в реализацию информационных и исследовательских проектов, которые осуществлялись комплексно, в различных формах организации образовательной деятельности - урочной и внеурочной.

Заключение. Процесс формирования у подрастающего поколения гражданской идентичности - довольно длительный. Но начинать необходимо именно с младшего школьного возраста, являющегося наиболее сензитивным для этого возрастным периодом развития личности.

В общеобразовательной школе проблему формирования у обучающихся гражданской идентичности можно решать с помощью разных форм - проведения олимпиад, конференций, экскурсий, семинаров, деловых и ролевых игр, конкурсов творческих работ, выпуска литературных альманахов, рукописных литературных журналов, создания сайтов в сети Интернет и т. д.

ме развития личности учащегося как гражданина России. Проектная деятельность здесь реализовала культуроформирующую функцию (способствовала формированию культурной памяти школьников - через близкие наглядные примеры к смыслам российской культуры и ценностям российского общества), социально-консолидирующую функцию (дала школьникам возможность осознать себя частью единой страны, переосмыслить свое отношение к ближайшей территории, малой Родине) и мотивацион-но-деятельностную функцию (осознание школьниками социальной значимости своей деятельности).

В рамках настоящего исследования данная педагогическая проблема решалась средствами проектной деятельности, обладающей большим педагогическим потенциалом не только в связи с изменившейся парадигмой образования, которая осуществляет переход от чисто «знаниевой» к парадиг-

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А. Г. Асмолов // Вопросы образования. -2016. - № 1. - С. 65.

2. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности к построению гражданского общества (Часть 2) / А. Г. Асмолов // Внешкольник. -2010. - № 2. - С. 13-19.

3. Воронина, Л. В. О готовности к проектной деятельности в дошкольном образовании / Л. В. Воронина, Е. В. Коротаева / / Педагогическое образование в России. - 2019. - № 8. - С. 50-56.

4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

5. Махинин, А. Н. Проблема эффективности формирования российской гражданской идентичности у старшеклассников / А. Н. Махинин // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2011. - Т. 17. - С. 11-15.

6. Каратаева, Т. А. Роль социальных институтов в формировании гражданской идентичности современных подростков / Т. А. Каратаева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2017. -№ 3. - С. 9-14.

7. Кашина, Н. И. Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания кадетов / Н. И. Кашина // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2009. - Т. 67, № 3. - С. 142-148.

8. Логинова, А. А. Формирование гражданской идентичности учащихся средствами городского школьного Интернет-проекта / А. А. Логинова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - № 8. - С. 232-238.

9. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. - М. : Академия, 1999. - С. 193-200.

10. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М. : Академия, 2007. - 272 с.

11. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года. - URL: http://docs.cntd.ru/document/446498752. - Текст : электронный.

12. Шаповалова, Н. Г. Метод проектов: практика применения / Н. Г. Шаповалова // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 9. - С. 3.

13. Ядов, В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов / / Мир России. - 1995. - № 3. - С. 158-181.

14. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. / Э. Эриксон ; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. - М. : Прогресс, 1996.

15. Tajfel, H. The social identity theory of intergroup behavior / H. Tajfel, J. Turner // Psychology of inter-group relations. - Chicago, 1986. - P. 7-24.

1. Asmolov, A. G. (2016). Strategiya sotsiokul'turnoy modernizatsii obrazovaniya: na puti k preodoleniyu krizisa identichnosti i postroeniyu grazhdanskogo obshchestva [The strategy of socio-cultural modernization of education: on the way to overcoming the crisis of identity and building a civil society]. In Voprosy obrazovaniya. No. 1, pp. 65.

2. Asmolov, A. G. (2010). Strategiya sotsiokul'turnoy modernizatsii obrazovaniya: na puti k preodoleniyu krizisa identichnosti k postroeniyu grazhdanskogo obshchestva (Chast' 2) [The strategy of socio-cultural modernization of education: on the way to overcoming the crisis of identity and building a civil society (Part 2)]. Vnesh-kol'nik. No. 2, pp. 13-19.

3. Voronina, L. V., Korotaeva, E. V. (2019). O gotovnosti k proektnoy deyatel'nosti v doshkol'nom obra-zovanii [About readiness for project activities in preschool education]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 8, pp. 50-56.

4. Leont'ev, A. N. (1975). Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat. 304 p.

REFERENCES

5. Makhinin, A. N. (2011). Problema effektivnosti formirovaniya rossiyskoy grazhdanskoy identichnosti u starsheklassnikov [The problem of the effectiveness of the formation of Russian civil identity among high school students]. In Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Vol. 17, pp. 11-15.

6. Karataeva, T. A. (2017). Rol' sotsial'nykh institutov v formirovanii grazhdanskoy identichnosti sov-remennykh podrostkov [The role of social institutions in the formation of the civic identity of modern adolescents]. In Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 3, pp. 9-14.

7. Kashina, N. I. (2009). Muzykal'noe iskusstvo kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya kadetov [Musical art as a means of patriotic education of cadets]. In Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. Vol. 67. No. 3, pp. 142-148.

8. Loginova, A. A. (2009). Formirovanie grazhdanskoy identichnosti uchashchikhsya sredstvami go-rodskogo shkol'nogo Internet-proekta [Formation of civic identity of students by means of urban school Internet project]. In Aktual'nyeproblemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. No. 8, pp. 232-238.

9. Polat, E. S. (1999). Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New pedagogical and information technologies in the education system]. -Moscow, Akademiya, pp. 193-200.

10. Polat, E. S., Bukharkina, M. Yu. (2007). Sovremennye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [Modern pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow, Akademiya. 272 p.

11. Strategiya razvitiya vospitaniya v Sverdlovskoy oblasti do 2025 goda [The development strategy of education in the Sverdlovsk region until 2025]. URL: http://docs.cntd.ru/document/446498752.

12. Shapovalova, N. G. (2007). Metod proektov: praktika primeneniya [Project method: application practices]. In Nachal'naya shkola plyus Do i Posle. No. 9, p. 3.

13. Yadov, V. A. (1995). Sotsial'nye i sotsial'no-psikhologicheskie mekhanizmy formirovaniya sotsial'noy identichnosti lichnosti [Social and socio-psychological mechanisms of the formation of social identity]. In Mir Rossii. No. 3, pp. 158-181.

14. Erikson, E. (1996). Identichnost': yunost' i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow, Progress.

15. Tajfel, H., Turner, J. (1986). The social identity theory of intergroup behavior. In Psychology of inter-group relations. Chicago, pp. 7-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.