УДК 658.114
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ТИПОВ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Бутов А.Г., преподаватель кафедры «Управление», НП «ИОН», e-mail: [email protected]
В предложенной статье представлен анализ формирования новых типов бизнес-структур на основе применения информационно-коммуникационных технологий, способствующих виртуализации современных предприятий, позволяющих формировать гибкие организационные структуры, обеспечивающие повышение качества их функционирования.
Ключевые слова: виртуальное предприятие, организационная структура, информационно-коммуникационные технологии, пэтчинг, повышение качества.
THE ORGANIZATIONAL TYPES OF ENTERPRISES ON THE BASIS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES TO IMPROVE THE
QUALITY OF THEIR FUNCTIONING
Butov A., lecturer, Management chair, NPO «Institute of Education and Science», e-mail: [email protected]
The proposed article presents the analysis of the formation of new types of business structures based on the use of information and communication technologies that support virtualization of modern enterprises, enabling to form a flexible organizational structure, providing improvement of quality of their functioning.
Keywords: virtual enterprise, organizational structure, information and communication technology, patching, improving the quality.
В условиях современной экономики все больший масштаб приобретает интенсивная интеграция стран в мировое информационное пространство, в том числе на основе всемирной сети Интернет (далее - Сеть). Такая мощная коммуникация продуцирует новые типы бизнес-структур, устанавливающих взаимодействие с помощью Сети, находясь при этом в любой точке планеты. Это дает возможность предпринимателям или предприятиям, несмотря на территориальное рассредоточение, создавать единый (базовый) уровень качества выпускаемой продукции, опираясь на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и, как следствие, повышать эффективность и совершенствовать качество своих технологических процессов производства продукции. Такие пространственно-коммуникативные объединениябизнес-контрагентов стали называться «виртуальным предприятием», «виртуальной командой», «виртуальной корпорацией» и т.п. В рамках решения общей на данном этапе задачи на основе временной сети, объединяющей их, независимые предприниматели или предприятия, применяя ИКТ, взаимовыгодно обмениваются опытом, а также успехами, достигнутыми на рынке, в том числе содействуя решению общей задачи.
Функционально такие конгломераты предприятий можно разделить надинамические и стабильные бизнес-системы Сети.
Д инамические бизнес-системы характеризуются временными конгломератами предприятий. Организовываться они могут, как правило, вокруг лидеров своего бизнеса так же, как формировать деловые связи, исходя из конкретных условий функционирования. При этом основой такого взаимодействия является специфический проект или деловой интерес. Участники группы обладают гражданско-правовой самостоятельностью и не вступают в отношения подчинения.
Стабильные бизнес-системы в своей основе предпочитают долгосрочные прочные связи с поставщиками, как в рамках отдельных предприятий, так и во взаимодействии с другими субъектами хозяйствования. Среди них могут выделяться наиболее успешные и крупные предприятия, вокруг которых могут организовываться все остальные партнеры по бизнесу.
К сожалению, российская экономика еще не обладает достаточным опытом построения эффективных бизнес-систем в Сети, что обусловливает целесообразность анализа зарубежного опыта создания бизнес-процессов, основанных на Интернете, и других типах корпоративных сетей[5].
Так, предприятие ДЕЛЛ (Dell Computer) выступает в качестве одной из лидирующих компаний США в сфере производства компьютерных технологий и систем. Численность персонала компании превышает 24000 человек, а ежегодный объем продаж составляет более18 млрд. долл. США. Ежедневно компания
продает через Интернет компьютерных систем на сумму более 14 млн. долл. США, обслуживая около 1/3 индивидуальных клиентов и 2/3 предприятий - оптовиков от общего числа компаний - продавцов компьютерных систем. В основу сбытовой политики компании положены две составляющие: 1) прямые продажи и 2) реализация через системы менеджмента, предполагающие налаживание взаимосвязи с потребителем (CRM, Customer Relationship Management), при этом ДЕЛЛ стремится не просто реализовать свою продукцию на рынке, а проводит необходимую работу с каждым индивидуальным покупателем.
Следующая компания -«UBS» (г. Цюрих, Швейцария) -крупнейший банк Европы. Его оборот превышает 19 млрд. долл. США при более чем 27000 служащих. Банк имеет около 500 отделений более чем в 40 странах мира. Ранее банк участвовал в финансировании поставок сырья с использованием посредников и ERP-системы. Это создавало необходимость постоянно решать проблемы, связанные со сложным технологическим процессом, и вело к значительным производственным издержкам. Сегодня UBS классифицировал финансирование поставок полуфабрикатов на основе несколько групп и разработал специальную «систему продаж». Данная система UBS разработана с использованием сервера по обработке Интернет - транзакций, одного из новых продуктов, работающих в системе SAP R/3. Данная разработка позволила компании достичь значительных результатов в снижении цепочки затрат, а также сокращении фиксированной стоимости.
Организационно UBS оплачивает счета-фактуры за продукты на основе электронных счетов ежемесячно, что ведет к автоматическому переводу денежных средств на счета соответствующих отделений предприятия. Это позволяет обеспечить достоверность расчетов путем выдачи менеджерам достоверных чеков и, в свою очередь, способствует унификации системы электронных транзакций. Таким образом, все заказы, а также порядок транзакции товаров осуществляются с помощью электронной системы и находятся под контролем контрагентов, участвующих в совместных сделках банка UBS по бизнесу.
«MIGROS Cooperative» (MGB) представляет собой одно из крупнейших торговых предприятий Швейцарии. Численность персонала составляет 72 000 служащих. Годовой оборот предприятия превышает 11 млрд. долл. США, при этом предприятие имеет собственную торговую сеть, через которую реализуется около 80% всех товаров. На предприятии MGB разработана и внедрена система электронного документооборота. Это позволяет осуществлять успешную координацию деятельности по упаковке пищевых продуктов. Результатом внедрения системы электронного документооборота явилось снижение временных затрат на дизайн страницы с одним рисунком до 30 дней, с не-
Человеческие ресурсы
Информационные
Рисунок 1. Структурная схема предприятия ВРМ в сфере недвижимости [5]
сколькими рисунками - до 60 дней, что, в свою очередь, позволило существенно сократить временной промежуток выхода на рынок любого товара с новой упаковкой. Такой результат оказался возможным за счет создания стабильной бизнес-системы, следствием функционирования которой явилось формирование четкой зоны ответственности и устойчивого информационного потока.
Сегодня в Евросоюзе миллионы работников могут получать удаленный доступ к своему рабочему месту путем применения специального программного обеспечения, а также используя соответствующие технические средства. Таким образом, ими осуществляется виртуальная деятельность через подключение к территориально-распределенным сетям. Такой сотрудник имеет собственное виртуальное рабочее место (ВРМ), что позволяет осуществлять выполнение служебных обязанностей без привязки к определенной территории, необходимо только обеспечить доступ к сети связи. Технически информационные потоки между корпоративной сетью и ВРМ сотрудника могут реализовываться через общую сеть(например, через глобальную сеть Интернет).
ВРМ состоит из двухключевых компонентов: 1) корпоративная сеть, к которой подключен сотрудник, выполняющий свои функциональные обязанности и 2) соответственно, его рабочее место. Технология ВРМ показала себя наиболее эффективно при осуществлении сделок с недвижимостью[8].
На рис. 1 показана структурная схема предприятия ВРМ, состоящая из обязательных составляющих, к которым относятся дизайн, практика специалиста и технологии.
Другим видом описанной выше виртуальной деятельности являются предприятия малого бизнеса, получившие, исходя из направлений своей деятельности, наименования: «виртуальный центр», «виртуальный офис», «КИБЕР-центр», «виртуальный коттедж», «центр коллективного пользования программным обеспечением», «частный электронный портал» и т.д., в которых
присутствие персонала замещено офисными электронными услугами.
Схема построения такого предприятия, деятельность которого строится в виртуальном удаленном режиме, представлена на рис. 2.
Важное значение при создании виртуальных предприятий должно быть уделено подбору персонала, а также финансовым, материальным, организационно-технологическим и прочим ресурсам, учитывая достаточную удаленность взаимодействующих между собой сотрудников и подразделений предприятия, так как это создает определенные сложности их интеграции с использованием компьютерных сетей. Однако несомненным и весьма важным достоинством виртуальных предприятий является возможность сформировать адаптивную организационную систему, которая позволит наиболее быстро приспособиться к изменившимся потребностям рынка и оперативной поставке новой продукции на рынок.
Такие предприятия, как Digital и 1ВМимеют по типу виртуального предприятия в различных точках мира электронные диспетчерские пункты, которые обслуживают клиентов в момент поступления запроса. Такая практика становится характерной для многих современных предприятий, поставляющих продукцию собственного производства на рынок. Они, переходя целиком на виртуальную систему работы с покупателями, закрывают свои офисы, обеспечивая тем самым серьезную экономию собственных издержек.
В современном бизнесе получает все более широкое распространение практика применения не только виртуальных рабочих мест, но и виртуальных команд. Персонал при этом находится в наиболее оптимальном по расположению месте. Таких команд может быть одна или несколько. Данная ситуация характерна, например, для команд предприятия Ford в Европе и в США [7].
Американские авторы Уильям Давидоу и Майкл Малоун, характеризуя предприятие будущего, указывают следующее: «Внешнему наблюдателю может показаться, что это структура с очень смутными очертаниями, проницаемыми и постоянно меняющимися поверхностями соприкосновения с другими предприятиями, поставщиками и потребителями. Изнутри предприятие выглядит достаточно гибким, с постоянно перестраивающимися, в зависимости от обстоятельств, традиционными офисами, отделами и операционными отделениями» [2]. В результате такого положения вещей и возникает виртуальное предприятие.
Определяя концептуальную сущность виртуального предприятия, специалисты отмечают, что «виртуальное предприятие - это добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая радикальное конкурентное преимущество благодаря оптимизации системы производства товаров и услуг на основе согласованных представлений о содержании хозяйственного процесса и явно выраженной культуры доверия» [6].
Рисунок 2. Схема формирования малого виртуального предприятия [5]
Кроме того, предлагается определять виртуальное предприятие как совокупность электронного объединения капиталов и ресурсов финансового, технологического, человеческого (в частности, интеллектуального) характера с целью выполнения таких проектов, которые позволят разработать уникальные продукты и услуги, невозможные к осуществлению в других организационных условиях. Это также обеспечит создание продукции, обладающей особыми, присущими только им и невоспроизводимыми другими производителями свойствами, обеспечив тем самым предприятию лидирующие позиции на рынке.
Помимо этого, такое виртуальное предприятие в наиболее полной мере может способствовать решению двух важных проблем рыночной экономики: 1) привлечению капитала для инвестиций в новые продукты или создание и трансформацию бизнес-процессов для обеспечения конкурентоспособности и повышения качества выпускаемой продукции; 2) распределению и, таким образом, уменьшению риска в процессе реализации инвестиционных проектов [4].
Как указывают в своем труде Ханс А. Вютрих, Андреас Ф. Филипп, характеризуя исследования немецкого ученого К. Блей-хера, в качестве виртуальной корпорации должно пониматься гибкое межорганизационное предприятие, которое создается на определенное время, преследуя главную цель получения конкурентных преимуществ за счет расширения ассортимента создаваемой продукции [6].
Создание виртуальных предприятий на международном уровне позволяет объединить ключевые технологии и опыт предприятий разных стран для проведения эффективного совместного бизнеса на мировом рынке. Для виртуального предприятия характерно наличие независимости от участников, доступность легкой смены партнеров, возможность создания механизма управления с широким делегированием полномочий, а также возможностью трансформации в части индивидуальной или коллективной ответственности.
Виртуальное предприятие имеет возможность действовать как динамичная сеть, оперативно применяя достижения самых последних информационно-коммуникационных технологий.
Виртуальному предприятию присуща двойственная природа капитала: физическая и интеллектуальная, но его главное достоинство заключается в создании широких коммуникативных возможностей по передаче знаний и технологий в виртуальном пространстве, что особенно важно для повышения качества функционирования современных предприятий в условиях неопределенности среды и резкого роста конкуренции [1].
Определённое развитие на современном этапе получила такая концепция организационной структуры как пэтчинг. Ряд исследователей, в частности Кейтлин М. Эйзенхардт и Шон Л. Браун, выделяют данную концепцию как одну из наиболее перспективных [3].Пэтчинг представляет собой стратегический про-
цесс, позволяющий управленцам адекватно динамике рыночной конъюнктуры постоянно изменять, как отдельные блоки, так и в целом организационную структуру предприятия.
Поскольку пэтчинг объединяет в совокупности конкурентную и корпоративную стратегию, то это, в конечном итоге, представляет собой нечтобольшее, чем просто реинжиниринг бизнес-процессов, поскольку позволяет повысить экономический потенциал и качество функционирования предприятия путем формирования соответствующих определенной ситуации динамических способностей, в то время как реинжиниринг бизнес-процессов имеет своей стратегией в большей степени лишь оптимизацию внутренней среды организации.
Таким образом, для современного этапа развития бизнеса характерно решение вопроса не пассивной адаптации к динамике внешней среды и, тем самым, реализации стратегии предприятия, нацеленной на «выживание», а осуществление его активной адаптации, которая работает на опережение, обеспечивая не только должный уровень конкурентоспособности и качества производимой продукции, но и формирование условий для привлечения инвестиций извне, развития инновационной составляющей производственного процесса, повышения качества функционирования предприятия в целом.
Литература:
1. Бережнов Г.В. Виртуальная организация. Неравновесный принцип управления развитием предприятия //http:// creativeconomy.ru/library/ prd414.php
2. Виртуальная организация // http://www.eksword.ru/ index_18_55.shtml
3. Демченко М. Новые роли и компетенции менеджера XXI века // http://www.emg-prof.com/articles_22.html
4. Манюшис А., Смольянинов В., Тарасов В. Виртуальное предприятие как эффективная форма организации внешнеэкономической деятельности компании. // http://vasilievaa.narod.ru/ ptpu/ 16_4_03.htm
5. Сердюк В.А. Сетевые и виртуальные организации: состояние, перспективы развития. http://www.cfin.ru
6. Ханс А. Вютрих , Андреас Ф. Филипп. Виртуализация как возможный путь развития управления // www.ptpu.ru
7. Carlos F. Bremer, Ana Paula F. Mundim, F^via V. S. Michilini, Jairo E. M. Siqueira and Luciane M. Ortega, New Product Search and Development as a Trigger to Competencies Integration in Virtual Enterprises, Nucleus of Advanced Manufacturing, Engineering School of Sro Carlos, University of Sro Paulo.
8. Kinetic Workplace Consulting Group — integrates the fields of human resources, IT, and corporate real estate to create telework, hoteling, virtual officing, and alternative officing solutions. http://www. kineticworkplace.com/.