ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Давлиталиева Г.Ф.
Давлиталиева Гульнара Фатиховна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 11, Муниципальное образование «Ахтубинский район», пос. Верхний Баскунчак, Астраханская область
Аннотация: в современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах. Ключевые слова: орфографическая зоркость, грамотность, целенаправленная, систематическая работа, познавательный интерес.
УДК 373.31
«Оригинальное своеобразие и выразительное богатство русского языка бросалось в глаза всем, кто самостоятельно и глубоко осознанно им пользовался». В.В. Виноградов [1, 56].
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.
Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.
Орфографическая зоркость - это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы.
Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаружить ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие).
Значение орфографической грамотности очень велико. Современное поколение отличается безграмотностью и, несомненно, с этим нужно бороться. Методисты и преподаватели предлагают новые методики, способы обучения подрастающего поколения; учеными разрабатывается реформа орфографии, поэтому данный вопрос интересен и увлекателен. Цель орфографии - служить удобным средством письменного общения, и потому её прямое назначение - точно и ясно передавать содержание речи, выражать те или иные мысли [2, 134].
Достаточно долго работая над приемами развития орфографической зоркости, для становления соответствующего умения считаю целесообразным проводить следующие игры или упражнения.
1) Игра «Охотники и лисы», «Аукцион» где дети работают в группе над правописанием словарных слов. Именно в игре лучше запоминаются непроверяемые орфограммы.
2) Письмо под диктовку. Сначала диктую слова так, как они пишутся. Позже провожу игру «Эхо». Читаю слова, а дети повторяют шепотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал неправильно, то исправляют ошибку, проговаривая еще раз, затем все записывают.
3) Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.
4) Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность.
5) Составление схем-опор, блок-схем, умение выводить алгоритмы.
6) Самопроверка написанного. Ученики находят и подчеркивают «опасные места» в уже написанном предложении или слове.
7) Списывание. Особо следует выделить вопрос о списывании, поскольку оно является важнейшим видом орфографических упражнений, включающим в себя операцию предварительного выделения в списываемом тексте подавляющего числа орфограмм [3, 67].
Орфографическая грамотность имеет очень большое значение в жизни современного человека, особенно молодого, который вступает в непростую взрослую жизнь. От уровня владения языком, письменной речью во многом зависит успех в карьере, уровень образованности, уважение окружающих.
Список литературы
1. Ильяшенко В.А. Начальная школа № 6. М: Нач. школа, 2000. 155 с.
2. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М.: Просвещение, 1991. 387 с.
3. Чистякова Л.И. Начальная школа № 2. М: Начальная школа, 1997. 178 с.
BUKHARA IS A PEARL OF THE EAST 1 2 Sidikova N.N.1, Davronov F.2
1Sidikova Nozgul Nabiyevna - Teacher of English language, DEPARTMENT FOREIGN LANGUAGES; 2Davronov Farmon - Student, TECHNOLOGY FACULTY, BUKHARA ENGINEERING-TECHNOLOGICAL INSTITUTE CHEMICAL, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article is about our native town ancient Bukhara and its historical places, monuments, culture.
Keywords: ancient, native, monument, history, architecture.
Bukhara is my lovely town._I was born in Bukhara. It is my native town. Bukhara is one of the most ancient cities of Uzbekistan. There are two parts in our town: the new part and old one. In the new part there are many new buildings and modern shops. Here also situated