ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Э.Ф. Матвеева,
кандидат педагогических наук
доцент кафедры неорганической и органической химии Астраханского государственного университета
Основными умениями студентов являются умения приобретать и применять знания. Именно на четвертом курсе у студентов появляется возможность осуществить перенос знаний и умений из других предметов в область методики. Например, перенос знаний психологических особенностей школьников, индивидуальных качеств учителя, знаний дидактики учебно-воспитательного процесса. На это неоднократно обращали внимание ведущие педагоги [1, 3, 4].
Одной из важнейших задач методической дисциплины является знакомство студентов с поиском и использованием на уроках эффективных методов и методических приемов, применением разнообразных форм обучения, направленных на формирование у учащихся активной позиции в учебной деятельности. В процессе обучения важная роль принадлежит формам и методам, в основе которых разумное сочетание эвристического и алгоритмического, воспроизведения и творчества. Для активизации познавательной деятельности учащихся большое значение имеют поисковые методы и проблемное обучение, самостоятельные работы и развитие воспроизводящей и творческой деятельности. В связи с этим на первом занятии по методике мы разъясняем студентам целесообразность и эффективность систематической, самостоятельной работы.
В течение всех лет обучения студент «погружается» в изучение множества дисциплин. Насколько эффективно проходит обучение? Имеется ли взаимосвязь между изучаемыми дисциплинами? Использует ли студент ранее приобретенные знания и умения? Или ему «удобно» отсиживаться на занятии? Как преломляются приобретаемые знания в его собственном опыте? Как влияет этот «собственный опыт» на самоутверждении в выборе профессиональной деятельности? Много вопросов, и не меньше противоречивых мнений по поводу места или методики изучения той или иной дисциплины.
В предлагаемой статье речь пойдет об учебной деятельности, в ходе которой происходит не только осознание сущности изучаемого материала, но и реконструирование и интегрирование приобретаемых знаний и умений. Таким образом формируется опыт собственной деятельности, направленной на освоение профессии педагога.
Концепция самореализации личности рассмотрена Б.С. Гершунским в контексте ценностно-целевой парадигмы. «Смысл жизни каждого человека состоит в наиболее полной жизненной самореализации, что, в свою очередь, означает максимально возможную пользу, которую он может принести самому се-
бе, своим близким, обществу, в котором он живет, человеческой цивилизации в целом» [2, с. 5].
Рассмотрим взаимосвязь основных видов учебной деятельности с конкретными профессиональными функциями.
1. Информационная функция - работа с научной, психолого-педагогической литературой. Выступление перед группой. Ознакомление с различными видами и формами обучения.
2. Проектировочная функция - разработка творческих проектов (конкретной образовательной технологии обучения, отдельного приема обучения, дидактических средств обучения и т.д.).
3. Ориентационная функция - самостоятельные работы студентов (с использованием ориентиров: алгоритмов действий, правил-инструкций, литературного поиска и т. д.).
4. Конструктивно-интегративная функция -составление аннотаций педагогических технологий обучения. Разработка технологических карт тем и отдельного урока, логико-структурного анализа химического эксперимента, планирования и алгоритмизации решения химических задач. Создание учебно-методического комплекса к теме.
5. Организаторская функция - моделирование фрагментов уроков с активным участием студентов. Проведение уроков в спецклассах базовых школ.
6. Коммуникативная функция - участие в интерактивных занятиях, в моделировании элементов учебно-воспитательного процесса.
7. Развивающая функция - разработка проблемных заданий. Участие в проблемных дискуссиях в ходе занятий, выполнение учебно-исследовательских заданий.
8. Гностическая функция - изучение содержания межпредметного материала, специфики форм и методов обучения предметов естественнонаучного цикла.
9. Исследовательская функция - разработка, защита, апробация (по мере возможности) дидактических средств обучения с целью дальнейшего мониторингового исследования (в ходе лабораторных занятий, проведения уроков, факультативов, кружков в школе).
10. Результативно-оценочная функция - участие в обсуждениях, анкетировании, анализе (литературных источников, учебных заданий, результатов обучения), тренинге, аутомониторинге.
Основными формами обучения являются учебные дискуссии, защита проектов, тренинги, моделирование, индивидуальные и групповые формы и работа в парах сменного состава.
Календарно-тематическое планирование по курсу методики обучения химии рассчитано примерно на 38 учебных лабораторных занятий (по 2-3 часа, в зависимости от учебного плана) в ходе трех семестров (4 ч., 4 ч., 3 ч.). По назначению первые занятия должны быть мотивационными, так как происходит ознакомление с целями, задачами, структурой курса методики, с основными требованиями к занятиям и отчетности. Весь процесс обучения должен базироваться на принципе активного участия студентов в освоении профессиональных знаний и умений и на принципе обратной связи в системе сотрудничества обучаемых и обучающего.
Реализация принципа активного участия в процессе обучения акцентирована на ознакомление с функцией учителя по управлению и руководству активной деятельностью учащихся, изучение и апробацию новых педагогических технологий.
Учитывая недостаточный уровень подготовки студентов к восприятию методических знаний, с целью их дальнейшей профессиональной ориентации мы на первом занятии знакомим их с понятием «коэффициент участия в освоении методического курса». Выполнению различных видов деятельности способствует комплексное (дидактическое) обеспечение курса «Теории и методики обучения химии»: программа курса (цели, содержание, блок самообразовательной подготовки и блок контроля знаний); планирование форм и методов обучения; планы семинаров; рекламные проспекты отдельных педагогических технологий; темы для творческих заданий; темы курсовых и дипломных работ; список основной и дополнительной литературы; аннотированный указатель «Из опыта работы» и т.д.
Обязательным элементом каждой дисциплины является контроль знаний. Хорошо, если студент будет заранее знаком с предполагаемыми методами контроля, например, анкетирования (анкета-разведка, анкета-поиск суждений, анкета-прогноз и т.д.), программированного контроля знаний; выполнения заданий «Проверь свою эрудицию», рубежного контроля, сочетания индивидуальной и коллективной форм работы.
В ходе такой системы обучения происходит постоянная ориентация обучаемых на оценивание собственного процесса обучения - анализ приобретаемых знаний с точки зрения практической направленности, освоение системных знаний школьного курса химии и методики обучения, использование знаний дисциплин психолого-педагогического цикла. Большое внимание уделяется совершенствованию культуры речи, грамотному оперированию химическими терминами, проведению и структурно-логическому анализу химического эксперимента.
Занятие может состоять из 4 этапов: вводный, обучающий, результативно-рефлексивный и самоподготовительный (самоподготовка к следующему занятию).
Вводный этап занятия является допуском к изучению нового материала. Здесь возможны методы
актуализации знаний и умений, методы контроля знаний, методы, стимулирующие мотивацию. Сценарий обучающего этапа зависит от системы целей, методов и содержания занятия. Результативно-рефлексивный этап позволяет подвести итоги, сориентированные на успех. В конце занятия обязательно отводится время на получение домашнего задания, осознание его специфики и самоподготовку, в основе которой лежит система ориентировочных действий. Для успешности организации и проведения самоподготовки имеется система ориентиров в виде разработанных модулей (о них будет сказано несколько ниже, модули позволят соединить первый и четвертый этап занятия или помочь студенту подготовиться к занятию).
Обычно первое занятие по курсу методики с позиции студента проходит пассивно. Студент слушает преподавателя, делает записи, в лучшем случае два-три студента могут включиться в дискуссию о школе. Такова действительность. Первое занятие -это первое погружение в дисциплину. Насколько осознанно и насколько эффективно оно пройдет, зависит прежде всего от преподавателя (его стратегии), затем от подбора группы студентов, их сформировавшейся активности к моменту обучения курсу методики обучения химии. Для того чтобы научиться профессионально мыслить и действовать, необходимо владеть терминологическим аппаратом, культурой речи. Курс методики позволяет перевести ранее приобретенные знания и умения на более высокий уровень - оперирование ими. Так «оживают» психолого-педагогические и специальные знания и умения. В связи с этим, сценарий первого занятия «Погружение» начинается с мотивации и знакомства с методической дисциплиной. При этом подчеркивается преемственность психолого-педагогических и методических знаний и умений, раскрывается интегративность курса методики. Далее можно провести анкетирование студентов по вопросам:
1. Вспомните психолого-педагогические дисциплины.
2. Перечислите основные термины и понятия данных дисциплин.
3. Укажите основные функции и виды деятельности учителя.
Обсуждение результатов анкетирования позволяет привести в систему ранее приобретенные знания, тем самым готовится базис для дальнейшего обучения. Студенты называют понятия: урок, цели, технология обучения, эксперимент, методы, моделирование, обучение, воспитание, развитие, знание, объяснение, лекция, семинар, сознание, мышление, восприятие, память, обучаемость и т.д. К основным функциям учителя они относят: обучающую, воспитывающую, контролирующую. Рассматривают учителя как источник знаний. Затрудняются конкретизировать виды деятельности, ограничивая свой ответ «объяснением», «проверкой домашнего задания» и т. д.
В результате обсуждения удается подобрать ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, преподавание, учение, учебная деятельность, цели, формы и методы обучения, содержание учебного материала, средства обучения, средства развития, сотрудничество, личность, научная организация педагогического труда. Далее из ключевых слов выбираем обобщения в виде систем понятий: учебно-воспитательный процесс, сотрудничество, научная организация педагогического труда. Так подводим студентов к домашнему заданию.
Второе занятие - тренинг - «Система содержания и построения школьного курса химии». Цель: изучение важнейших блоков содержания школьного курса химии. Слово «тренинг» происходит от английского «to train» - обучать, тренировать. Тренинг - это эффективная форма работы для усвоения знаний, формирования умений и навыков. В настоящее время в процесс обучения входят интерактивные формы и методы. Этому требованию отвечает тренинг: студент не только имеет возможность получить новую информацию, но и обсудить ее, уточнить неясные моменты. В обстановке малой группы (отдельная подгруппа) студенты учатся культуре общения и речи. Этому способствуют некоторые рекомендации преподавателя, например, в начале выступления ставится проблема или формулируется вопрос для обсуждения, его актуальность для выступающего; далее излагается суть вопроса, предлагается собственное видение проблемы. В конце сообщения выступающий обращается к слушателям с предложением обсудить рассмотренную информацию, оценить ее («Какие ко мне вопросы?»). Очень важно обращать внимание на завершающую часть выступления, должны звучать слова: «Спасибо за внимание», «Спасибо за вопросы» и т.д.. Тренинг имеет целью отработку у студентов конкретных навыков в ходе разнообразных приемов работы. Ознакомление с содержанием курса химии и отбор содержания для конкретного урока - это кропотливый труд, требующий всестороннего изучения, продолжения в индивидуальных условиях.
В ходе освоения курса методики химии происходит переход от проектирования и моделирования методических систем обучения к готовности выполнения студентами профессиональных функций. Но узкие временные рамки обучения отдельной дисциплины не позволяют всесторонне способствовать формированию у студентов профессионально-педагогических умений.
Остаются без внимания регуляторные факторы учебной деятельности студентов:
- потребности в самоорганизации учебного труда;
- особенности самооценки;
- особенности самоконтроля и самокоррекции.
Полученные результаты показали, что к четвертому курсу студенты несколько абстрактно относят-
ся к некоторым понятиям психолого-педагогической направленности: учебная деятельность, целеполага-ние, выбор метода обучения и др., затрудняются приводить примеры химического материала, осуществлять интеграцию знаний и умений. Условием успешного обучения является создание области образовательного пространства - непрерывного самообразования. В этом большую помощь оказывает методическая дисциплина.
Основные компоненты непрерывного самообразования студентов: самостоятельность мышления, критичность отношения к получаемой информации, самооценка уровня собственных знаний и умений и владение способами умственной деятельности, проявление творческой активности в процессе обучения, самовоспитание стремления к повышению уровня самообразования.
Таким образом, самообразование - это вид деятельности, опирающийся на внутренние потребности, сформировавшиеся мотивы, интересы, ориентация на позитивные результаты на основе выше отмеченных компонентов: самостоятельность, критичность, самооценка, владение способами умственной деятельности, творческая активность и самовоспитание.
Обобщая сказанное, можно отметить, что интегрирующая роль методики обучения химии способствует повышению инициативности мышления студентов в освоении знаний, закреплению профессионального интереса, выработке устойчивой мотивации на самообразование, созданию опыта собственной деятельности.
В статье показана взаимосвязь интегрирующей роли методики обучения и самообразования студентов. Необходимо обратить внимание на обучение студентов умению учиться и работать с учебным материалом (работа с литературой, конспектами), логически мыслить, развивать свои речевые способности, анализировать факты (учебные и педагогические ситуации), сопоставлять и обобщать их, делать выводы, приобретать умения и навыки в постановке эксперимента.
Литература
1. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.
2. Гершунский Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования //Педагогика. - №10. - 2003.
3. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Педагогическое общество России, 1999.
4. Чернобельская Г.М. Система методической подготовки учителя химии в доуниверситетский и университетский периоды обучения //Наука и школа. - 1997. -№1..