Научная статья на тему 'Формирование общей уголовной политики Европейского Союза'

Формирование общей уголовной политики Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1406
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / СОТРУДНИЧЕСТВО / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерофеев Иван Владимирович

Предметом исследования в настоящей статье выступает анализ развития формирования и эволюции общей уголовной политики государств - членов Европейского Союза. Особое внимание уделено тому обстоятельству, что сотрудничество государств - членов Европейского Союза в области уголовного права регулировалось межгосударственными соглашениями, и только позднее сотрудничество в области уголовного права получило нормативное закрепление в правовой системе Европейского Союза. Проанализированы достижения и недостатки на каждом этапе развития правоотношений государств-членов Европейского Союза в рамках сотрудничества в области уголовного права. Также уделено внимание тому обстоятельству, что сотрудничество государств - членов ЕС в области уголовного права и в настоящее время заторможено посредством нежелания государств ограничивать свой собственный суверенитет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование общей уголовной политики Европейского Союза»

УДК 340

Ерофеев Иван Владимирович

аспирант. Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина [email protected]

Формирование общей уголовной политики

ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Ivan V. Erofeyev

Graduate student. The Moscow state Legal university of O.E. Kutafin [email protected]

The establishment of

A COMMON CRIMINAL POLICY OF THE EUROPEAN UNION

Аннотация. Предметом исследования в настоящей статье выступает анализ развития формирования и эволюции общей уголовной политики государств - членов Европейского Союза. Особое внимание уделено тому обстоятельству, что сотрудничество государств - членов Европейского Союза в области уголовного права регулировалось межгосударственными соглашениями, и только позднее сотрудничество в области уголовного права получило нормативное закрепление в правовой системе Европейского Союза. Проанализированы достижения и недостатки на каждом этапе развития правоотношений государств-членов Европейского Союза в рамках сотрудничества в области уголовного права. Также уделено внимание тому обстоятельству, что сотрудничество государств - членов ЕС в области уголовного права и в настоящее время заторможено посредством нежелания государств ограничивать свой собственный суверенитет.

Ключевые слова: ЕС, Европейский Союз, уголовное право, сотрудничество, уголовная политика, Лиссабонский договор.

Annotation. The Subject of study in this paper is the analysis of the development of the formation and evolution of a common criminal policy of the member States of the European Union. Special attention is paid to the fact that the cooperation of the member States of the European Union in the field of criminal law was regulated by interstate agreements and only later cooperation in criminal matters received regulatory consolidation in the legal system of the European Union. Analyzed the achievements and shortcomings at every stage of development of relations of member States of the European Union in the framework of cooperation in the field of criminal law. Also paid attention to the fact that the cooperation of the member States of the EU in the field of criminal law and is currently hampered by the reluctance of many States to limit their own sovereignty.

Keywords: EU, European Union, criminal law, cooperation, criminal policy, the Lisbon Treaty.

На сегодняшний день Европейский союз представляет собой сложнейшую интеграционную организацию, имеющую собственную правовую систему, а также черты классической международной организации, федерации и конфедерации. Тем не менее, до логического завершения формирования организации Европейский Союз и его правовой системы еще довольно далеко, однако уже сейчас Европейский Союз в процессе своего формирования достиг результатов, предречь которые еще 30 лет назад было невозможным.

Создание Европейского Союза отчасти носило характер эксперимента, целью которого являлось достижение экономического благополучия в определенном регионе. Тогда в 1951 г. при подписании Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (именно этот момент следует считать началом истории Европейского Союза), говорить об установлении общей внешней политики, общей уголовной политики и ряда других институтов было еще рано. Поскольку Европейские Сообщества были заняты вопроса-

ми экономической интеграции, формирование уголовно-правовых норм Европейского Союза начиналось в рамках другой интеграционной организации - Совета Европы. Именно под эгидой этой организации были разработаны первые конвенции, закрепляющие уголовные, уголовнопроцессуальные и уголовно-исполнительные правовые нормы (Европейская конвенция о выдаче 1957 г, Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам 1959 г.). И хотя именно в конвенциях впервые было закреплено понятие «общая уголовная политика», создать ее в буквальном смысле данной фразы не удалось. Совет Европы, являясь классической международной организацией, либо принимает резолюции и рекомендации, не обязательные для исполнения государствами-участниками организации, либо разрабатывает тексты международных соглашений, которые опять же требуют подписания и ратификации государствами. На мой взгляд, идея закрепления правовых норм посредством принятия международных соглашений не могла прижиться в такой организации, как

157

Европейский Союз, и достичь желаемого результата. Дело в том, что Совет Европы, являясь классической международной организацией, в процессе осуществления своей деятельности подчиняется принципам международного права, среди которых выделяются принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств, а также принцип суверенного равенства государств. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Согласно международному праву, суверенитет каждого государства незыблем. А вот основой создания Европейского Союза стала идея ограничения суверенитета государств - членов в пользу наднациональных институтов. Так государства сначала ограничили свои полномочия в области экономических правоотношений, затем ограничения коснулись и других сторон общественной жизни.

Начало становления общей уголовной политики Европейского Союза обычно связывают с созданием особого координационного органа в этой области. Речь идет о так называемой группе Trevi, состоявшей из министров внутренних дел государств-членов ЕС, в задачу которой входила, главным образом, борьба с терроризмом. Поскольку главным инструментом деятельности группы было межправительственное сотрудничество госу-

дарств-членов ЕС, эффективной ее назвать нельзя. Источниками уголовного права являлись конвенции, которые также требовалось ратифицировать. С момента вступления в силу Маастрихтского договора в 1993 г. вопросы координации борьбы с преступностью в Европейском Союзе официально стали частью его компетенции и регулируются разделом VI Договора «Положения о сотрудничестве в области правосудия и внутренних дел». С этого момента и до вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. сотрудничество в области правосудия и внутренних дел является также частью структуры Европейского Союза, составляет его Третью опору. Так например, в соответствии с ч. 7 от. К 1 Договора общий интерес для государств членов ЕС составляет сотрудничество в области уголовного права, а в соответствии с ч. 9 этой же статьи сотрудничество полиций в целях предотвращения и борьбы с терроризмом, незаконными операциями с наркотиками и с другими формами тяжких международных преступлений, включая, если это необходимо, определенные аспекты таможенного сотрудничества, в связи с организацией в масштабах Союза системы обмена информацией в рамках Европейского полицейского ведомства (Европол). Несмотря на закрепление в Маастрихтском договоре указанных норм о сотрудничестве государств в уголовно-правовой сфере, реальных, эффективных полномочий ни один из институтов Европейского Союза не получил. Лишь Совет ЕС мог принимать акты в форме общих позиций и общих акций, однако об обязательности и юридической силе указанных источников права Маастрихтский договор не содержал положений. За Европей-

ским парламентом и Европейской комиссией закреплялись только консультативные функции. Положение о сотрудничестве государств-членов ЕС в уголовно-правовой сфере было существенно изменено уже в 1999 г. вступлением в силу Амстердамского договора. С этого момента Третья опора Европейского Союза носила название «сотрудничество полиций и судебных органов в уголовноправовой сфере». Только теперь Европейский Союз получил реальные законодательные полномочия в уголовно-правовой сфере. В рамках уголовного права Европейский Союз мог принимать рамочные решения, которые являлись аналогом директив, в соответствии с которыми государства-члены обязаны приводить свое собственное законодательство. Однако рамочное решение, в отличие от директив, ни при каких обстоятельствах не могло приобрести прямое действие, т.е. не могло наделять физических и юридических лиц правами, которые те, в свою очередь, могли предъявить к государству-члену, не приведшему в соответствие с рамочным решением свое национальное законодательство.

Последняя реформа общей уголовной политики Европейского Союза была осуществлена посредством подписания Лиссабонского договора 2007 г., который вступил в силу 1 декабря 2009 г. Поскольку Лиссабонский договор ликвидировал структуру Трех опор Европейского Союза, регулирование общей уголовной политики происходит в рамках важнейшей сферы внутренней компетенции ЕС «пространство свободы, безопасности и правосудия». Лиссабонский договор также упразднил такой источник права, как рамочное решение, которое издавалось только в рамках бывшей третьей опоры, тем не менее, уже принятые рамочные решения сохраняют за собой юридическую силу по сей день. Реализовывать законодательные полномочия в уголовноправовой сфере будут совместно Европейский парламент и Совет ЕС посредством любых форм правовых актов ЕС. Лиссабонский договор устранил важнейшее препятствие на пути дальнейшего совершенствования общей нормативной базы в области уголовного права ЕС. Суть в том, что и Маастрихтский, и Амстердамский договоры закрепляли требование к принятию актов уголовного права на основе единогласия членов Совета ЕС (до вступления в силу Лиссабонского договора за ним сохранялась монополия на принятие мер в рамках уголовно-правового сотрудничества государств-членов ЕС), что само собой тормозило развитие сотрудничества государств-членов ЕС, а также формирование общей уголовной политики ЕС. После вступления в силу Лиссабонского договора для утверждения законодательного акта в Совете ЕС достаточно квалифицированного большинства. Также в полномочия Суда ЕС теперь входит официальное толкование актов уголовного права ЕС.

Проанализировав историю формирования общей уголовной политики Европейского Союза, можно сделать вывод, что главным препятствием сближения государств-членов ЕС в рамках уголовного права и ускорения развития и совершенствования общей уголовной политики Европейского Союза является их нежелание посту-

158

паться собственным суверенитетом. Особо важное место занимает тот факт, что акты уголовного законодательства ЕС, изданные после 2009 г., распространяют свое действие не на все государства-члены ЕС. Согласно Протоколам к учредительным документам ЕС, для Соединен-

Литература:

1. Право Европейского Союза ТОМ 1. Общая часть 4-е издание под редакцией Кашкина С.Ю. 2013.

2. Право Европейского Союза ТОМ 2. Особенная часть 4-е издание под редакцией Кашкина С.Ю. 2013.

ного Королевства и Ирландии, а так же для Дании установлены определенные изъятия. Так например, Дания вообще не участвует в принятии актов уголовного права ЕС и их юридическая сила на нее не распространяется.

Literature:

1. The law of the European Union VOLUME 1. The General part of the 4th edition, edited by Kash-kin S.Y. 2013.

2. The law of the European Union VOLUME 2. The special part of the 4th edition, edited by Kash-kin S.Y. 2013.

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.