УДК 316.614:378.4:[17.022.1 + 316.628] Тугуз Фатима Казбековна
кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по воспитательной работе Адыгейского государственного университета
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ К СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Tuguz Fatima Kazbekovna
PhD (Phys.-Math.), Assistant Professor, Vice Rector for Academic Affairs, Adygeya State University
FORMATION OF MORAL VALUES AND MOTIVATION FOR SOCIAL ACTIVITY AS A FACTOR OF SOCIALIZATION IN THE EDUCATIONAL SPACE OF CLASSICAL UNIVERSITY IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY
Аннотация:
В статье рассматривается актуальная научная проблема - формирование нравственных ценностей и мотивации к социальной активности личности. Данные составляющие исследуются в качестве фактора социализации личности в образовательном пространстве классического университета в современном российском обществе. Автором выделены основные принципы, согласно которым должны формироваться нравственные ценности, высказана мысль о том, что воспитание в отечественных вузах обусловлено национальной спецификой, менталитетом, ценностями, присущими русскому народу.
Ключевые слова:
нравственные ценности, мотивация, социальная активность, социализация, личность, социализация личности, образовательное пространство, классический университет, общество.
Summary:
The article considers the urgent scientific problem - the formation of students’ moral values and motivation for social activity. These elements are examined as a factor of person’s socialization in the educational space of a classical university in the modern Russian society. The author defines the main principles according to which the moral values should be developed. It is noted, that education in the domestic higher schools is determined by national specificity, mentality and values typical for Russian people.
Keywords:
moral values, motivation, social activity, socialization, personality, socialization, socialization of an individual, space, educational space, university, classical university, society.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что в контексте глобальных изменений последнего столетия, пережитых населением России, на первый план выходит проблема восстановления пошатнувшихся нравственных и духовных ценностей, так как именно массовая потеря нравственных ориентиров явилась ядром кризиса национальной и культурной самоидентификации личности. Анализ современных исследований, посвященных изучению социально-философских и культурологических оснований образования [1; 2] показал, что препятствиями на пути решения указанной выше проблемы выступают: отсутствие культуросообразных форм общественной жизни; несложившийся менталитет; неукорененность, отчуждение населения от региона; неосознанное историческое, национальное, этническое прошлое и настоящее. Ее решение, по мнению ученых (О.В. Василенко, И.Н. Ишимова, О.А. Клестова) [3; 4], может быть достигнуто двумя основными способами, осуществляемыми одновременно:
1) формированием регионального компонента общественного сознания у всего населения через воспитание чувства «малой родины» как исходного начала для развития национального самосознания;
2) последующим укоренением в русской культуре.
Данный аспект наиболее полно представлен в принципе культуросообразности в силу того, что именно он задает социально-философскую меру соответствия между философией образования и философией культуры, поскольку цели образования должны совпадать с целями культуры. Соответствие определяется тем, насколько органично в образовательное пространство классического университета включены три главных составляющих жизни современной личности: образованность, гражданственность, цивилизация.
Следуя логике раскрытия обозначенной темы - формирование нравственных ценностей и мотивации к социальной активности как фактор социализации личности в образовательном пространстве классического университета в современном российском обществе - в настоящей статье будут последовательно рассмотрены следующие позиции:
1) формирование нравственных ценностей как фактор социализации в университете классического типа;
2) формирование мотивации к социальной активности и ее развитие в пространстве классического университета как условие успешной социализации личности.
Эффективность социализации личности в образовательном пространстве классического университета усиливается за счет целенаправленной работы по формированию нравственных ценностей, поскольку нравственные ценности в процессе взаимодействия друг с другом интегрируются с находящимися в глубинных структурах сознания локальными культурными ценностями. То есть в качестве активатора интериоризации предстает вся культурная традиция этноса, воплощенная в менталитете и, по мысли В.А. Караковского [5], обусловленная специфическим сочетанием культурных и природно-климатических условий, определяющих становление этнического самосознания исходя из его протекания на фоне «единого типа культурных впечатлений». При этом «единый тип культурных впечатлений», связывая в единое целое мысли и эмоции, проявляет в данном контексте такие важнейшие особенности сознания, как особенности целостного мировосприятия, присущие локальной общности (этносу), и обусловленность обособленного мировосприятия (менталитета этноса) архетипами.
Архетипы (от греческого «arch» - начало и «tÿроs» - образец, представление о неком первичном прототипе) неличностны, и на бессознательном уровне «определяют» разум как «неин-дивидуализированное хранилище реликтов и воспоминаний о прошлом», задавая тем самым своеобразную программу содержания (определенных образцов пониманий и отношений) в масштабе этнических групп, которые, в свою очередь, определяются всем путем исторического развития. «Ребенок не рождается с готовым сознанием, но его разум не есть «tabula rasa». Мозг английского ребенка будет действовать не так, как у австралийца, ... мозг имеет свою историю, функционирует со следами этой истории» [6, с. 36]. Очевидно, что в этом контексте духовная жизнь нации, этноса - архетипична, архетипы структурируют понимание мира, себя и других людей. Исходя из этого, формирование нравственных качеств в процессе социализации личности в образовательном пространстве российского классического университета находится в плоскости поиска общего и специфического ценностных оснований менталитета различных наций, но прежде всего российского как основообразующего.
В обобщенном виде неосознаваемый, как правило, комплексный архетип российского менталитета имеет следующие уникальные характеристики:
1. Объектно-экстернальная (направленная вовне) интенция деятельности личностных структур национального сознания, присутствующая в переживаниях критичности, мотивирования, рефлексии и т. д., определяющая их более гуманную, человеческую сущность антиномичного радикализма, жертвенности, подвижничества, чем субъективно-интернальная западная ориентация.
2. Всеединство симфонической личности, определяющей самопознание как исходный момент очеловечивания личности посредством слияния с другими людьми и одновременного противостояния им в качестве ее самой.
3. Открытость к принятию объективных ценностей человеческого сообщества под знаком доверия высшей воле и разуму, отзывчивость к внешне идеальному, способность принять идеальные ценности на уровне личностно значимых и их оборачивание в онтологической ретроспективе наивной буквальностью, доверчивой прямотой восприятия, открытость для взаимодействия друг с другом посредством симпатии, любви, интуиции.
4. Присутствие иррационального творческого потенциала, проявленного в живом, интуитивном способе познания, в способе выхода за пределы своей личности, проявляющейся в психической жизни как самосознание, в опыте общения - как «мы» и «ты», в нравственности - как совесть, в познании - как интуиция, в принципе единства предметного «доступного» и недоступного (интуитивного) знания.
5. Способность к открытому развитию в условиях неопределенности, составляющая основу российского всеединства в отличие от западноевропейской «цельности».
6. Способность к глубоко нравственным переживаниям, внутреннее достоинство личности как основание для нравственного творчества, органично связанного с идеей бессмертия души.
7. Позитивная масса неисчерпаемой личностной энергетики, подпитываемой особым географическим положением России.
8. Специфическая этика творчества, позволяющая россиянину ответить на зов Бога, не управляющего порабощенным миром, а открывающегося ему в ответ на свободные акты человеческого творчества.
В определенном смысле связующим звеном между архетипом и менталитетом выступают именно нравственные ценности, и по этой причине при социализации личности в образовательном пространстве классического университета именно они одновременно выступают в двух ипостасях: как база, на основе которой строится весь процесс социализации, и как цель социализации (в смысле «переплавления» их из всеобщего бессознательного в личностное).
Так, выделенные В.С. Соловьевым нравственные ценности как «естественные корни нравственности» (стыд, жалость, благочестие, то есть личные ценности, выводящие человека на связь с «племенной душой мира») в соответствии с концепцией «симфонической личности», позволяющие личности постигать смысл и назначение человека в мире (как движение к совершенству посредством осознания себя в качестве свободного осуществления высшей личности), в современном мире являются базовыми при формировании стремления к самосовершенствованию, самопознанию, позволяя решать задачи образования и социализации одновременно.
Стремление к творчеству, взятое в индивидуальном аспекте, позволяет личности вырваться «из-под знака объективации» - отчужденности, поглощенности общим, господства необходимости, детерминации извне. Однако при помещении его в образовательное пространство классического университета данное нравственное качество открывает возможности для формирования социальной активности, так как в данном случае проблема состоит не во вторичности или первичности бытия и сознания, а в способах преодоления личностью своего несовершенства посредством познания инобытия (окружающего мира). Это естественным образом снимает вопрос о необходимости подчинения личного общественному, переводя его в плоскость свободного и активного взаимодействия с миром.
Выделенные Н.О. Лосским базовые славянские качества: сила воли, неустанные поиски абсолютного добра, любовь к свободе в высшем ее выражении - свободе духа, в образовательном пространстве классического университета, активизируя поисковую активность, «очеловечивая» привнесенные в российское ментальное пространство чуждые ему евро-американские ценности научной рациональности, ориентируют личность на ценностно-мотивированный человеческий фактор, подкрепленный столетиями обращения массового сознания к приоритету собственной личности, а не обстоятельств.
Несмотря на активное насильственное насаждение национальному российскому архетипу новых, несообразных его природе нравственных ценностей и стереотипов восприятия жизни и деятельности, российская ментальность в целом и сегодня обладает мощным конструктивным потенциалом. Вместе с тем основы воспитания нравственной личности, сообразной раскрытому российской философией архетипу, продолжают существовать как бы отдельно от современной методологии и теорий нравственного воспитания молодежи. Приоритетное значение отдается ценности универсализма, присутствующей в философском обосновании воспитательных программ. Общим местом данных обоснований является обязательная ссылка на приоритет бытия над сознанием и отношение к свободе как осознанной необходимости подчинения чужой воле.
Утверждается, что воспитание интернационально, в нем нет национальных особенностей. Следовательно, не может быть и национальных ценностей. В завуалированном виде национальное подменяется классовым, что зачастую рассматривается как одна из общечеловеческих ценностей. Из этих посылок обосновывается психологический механизм нравственного воспитания как целенаправленного управления преподавателем процессом формирования необходимых качеств личности, благодаря которому происходит ее развитие. В качестве управляемого объекта выступает сознание (что логично вытекает из его второстепенной роли), формирование которого представляется эффективным посредством информативно-вербального воздействия.
Педагогический механизм характеризуется отсутствием содержательных ориентиров при подмене их на информационно-процессуальные направления воспитательной работы (патриотическое, физическое, экологическое, антиалкогольное, антинаркотическое), составляющие, по сути, процесс обучения с его традиционными средствами: фронтальное общение, стандартные оценки знаний и умений, принудительно-транслятивные формы передачи воспитывающей информации педагогом и ее пассивное восприятие обучающимися.
Становится все более очевидным, что основные препятствия для разработки воспитательных программ, направленных на востребование адекватных российской ментальности ценностей, выстраиваются не в связи с обращением к зарубежным ценностям, а благодаря действию стереотипов, сложившихся в отечественной педагогике и этнопедагогике. То есть философские обоснования гуманистической парадигмы воспитания универсальны только в части их соотне-
сенности с такими ценностями, как свобода, культура, добровольность, самодеятельность, самосознание. Воспитание интернационально в направленности на самостоятельную выработку отношения к универсальным ценностям вечного характера. Но оно имеет национальную специфику, отражающую особенности самосознания нации, преломляющегося в отношении к его ценностям: самореализации, самоактуализации, смыслотворчества, рефлексии.
Таким образом, формирование нравственных ценностей как фактор социализации в университете классического типа должно строиться в гуманистической парадигме, поскольку только творческая атмосфера любви и принятия способна активизировать особые формы деятельности российского сознания (как массового, так и личностного), опирающегося на специфические изначально нравственные архетипические начала.
Формирование мотивации к социальной активности в пространстве классического университета как условие успешной социализации личности должно происходить на основе специфических изначально нравственных архетипических начал и параллельно с развитием нравственных ценностей. Важность данного параллелизма в процессах формирования, развития и использования именно указанной базы в качестве априорной точки опоры обусловлено тем, что в современных условиях доминирующими мотивами социальной активности личности в образовательном пространстве классического университета все чаще выступает не естественный интерес к познанию, а прагматические цели (статус, доход, материальные блага), которые могут быть получены после завершения образования. В данном контексте на первый план выходит задача по перемещению мотивов из сферы биологических и социальных потребностей в духовную сферу.
С другой стороны, формирование мотивации к социальной активности, а также развитие лидерства молодежи в системе высшего образования рассматривается сегодня и как основание для формирования управленческих качеств будущих специалистов, востребованное работодателем. Именно поэтому образовательные стандарты третьего поколения предполагают, что выпускник вуза должен обладать как профессиональными, так и социальными компетенциями. И в данном контексте также важно не просто наличие мотивации к социальной активности как факт присутствия, но ее качественная составляющая. Перечисленные обстоятельства диктуют необходимость отхода от привычных стереотипов как вузовской подготовки в общем, так и актуализации поиска адекватных сложившимся условиям технологий формирования мотивации к социальной активности в пространстве классического университета в частности.
Технологии и методы формирования социальной активности в современном университете предполагают системную деятельность вуза как корпорации, его деятельность в различных плоскостях: в направлении долговременной стратегии развития и в направлении развития коммуникативных технологий адресного воздействия на обучающихся. Современные требования к образованию предполагают организацию процесса обучения на принципах гуманистического подхода, демократизма, здоровьесбережения, следовательно условием формирования социальной активности обучающихся является развитие потенциала университетского пространства как инновационной здоровьесберегающей среды социализации.
С точки зрения условий формирования социальной активности становятся важными характеристики образовательной среды, способ анализа которых, предложенный Ясвиным (2001) [7] для этапа школьного образования, представляется логичным и применимым для анализа университетского пространства. Предложенный Ясвиным подход к экспертизе образовательной среды школы содержательно переработан автором и применен к анализу университетской среды. Более того, введенный им векторный подход использован для выявления как типов образовательной среды, так и в более широком плане типов формирующегося мировоззрения [8]. Логика анализа взаимоотношений субъектов образовательного процесса построена на системе взаимно-перпендикулярных осей «свобода - зависимость» и «пассивность - активность», позволяет по диагностическим вопросам отнести тип среды, как и тип личности, к одному из 4 возможных: «карьерный» (активность - зависимость), «безмятежный» (свобода - пассивность), «догматический» (пассивность - зависимость) и «творческий» (свобода - активность).
Основными методами повышения социальной активности в университетском пространстве являются:
1) развитие системы стимулов социальной активности (моральные, материальные, формирование престижности и популяризация результатов);
2) формирование позитивного образа, престижности социально-значимой деятельности, развитие потенциала университетского пространства как инновационной здоровьесберегающей среды социализации через реализацию всевозможных видов активности;
3) методологически и структурно выстроенный процесс вовлечения студентов в научную, инновационную, культурно-творческую, общественную, волонтерскую, спортивно-оздоровительную и иную деятельность через студенческое научное общество, возможности публикационной
активности и академической мобильности для студентов, общеуниверситетские проекты во внеучебное время, студенческое самоуправление, творческие коллективы и разнообразные объединения по профессиональным и гуманитарным интересам.
Формирование мотивации к социальной активности является важнейшей составляющей в структуре целей учебно-воспитательного процесса в Адыгейском государственном университете
и, естественно, главным результатом функционирования всей воспитательной системы вуза. Адыгейский государственный университет - классический университет, который вырос из педагогического вуза с богатыми традициями воспитания, основанными на использовании этнокультурного потенциала региона, традиций толерантности. Многие из них, несмотря на реалии времени, удалось сохранить и развить.
Сегодня у студентов Адыгейского государственного университета имеются реальные возможности для всестороннего развития личности, самообразования и занятий наукой через использование новых информационных технологий в образовательном процессе, мультимедийных средств, современного библиотечного обеспечения с доступом к ведущим информационным ресурсам через высокоскоростной Интернет. Есть возможности для развития творческого потенциала студентов, занятий спортом, удовлетворения потребностей в самоорганизации и реализации студентами собственных социальных инициатив.
Наиболее эффективной формой формирования мотивации к социальной активности в образовательном пространстве Адыгейского государственного университета является непрерывная система учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов. Вовлечение личности в систему учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности выступает сегодня необходимым средством формирования профессионального облика специалиста любого профиля. Участие личности в этих формах активности в вузе рассматривается как составная неразрывная часть процесса социализации личности в образовательном пространстве классического университета, которая также способствует приобретению успешного индивидуального и коллективного коммуникативного опыта. В этом плане примечателен опыт Летнего методологического университета, который за 15 лет проведения стал частью среды университета и представляет собой форму интеллектуального отдыха студентов, включающую обучение навыкам поисковой, исследовательской, созидательной деятельности, научную, культурно-творческую, досуговую и спортивно-оздоровительную составляющие.
Формирование нравственных ценностей и мотивации к социальной активности личности в процессе социализации в образовательном пространстве классического университета должно основываться на принципах, обеспечивающих преемственность, учет особенностей поликуль-турного региона, возможность сохранения лучших традиций вуза, а именно: демократизм, тенденция перехода к партнерским формам сотрудничества преподавателя и студента; гуманистическое отношение к личности; духовность (формирование общечеловеческих ориентаций с учетом менталитета); патриотизм; конкурентоспособность (подготовка специалиста, способного к социальной и профессиональной мобильности, смене деятельности, конкуренции); толерантность (один из важнейших принципов в условиях полиэтнического региона); вариативность.
Выводы. Формирование нравственных ценностей как фактор социализации в университете классического типа должно строиться в гуманистической парадигме.
Формирование мотивации к социальной активности в пространстве классического университета как условие успешной социализации личности должно происходить на основе специфических изначально нравственных архетипических начал и параллельно с развитием нравственных ценностей.
Формирование мотивации к социальной активности является важнейшей составляющей в структуре целей учебно-воспитательного процесса.
Методами повышения социальной активности в университетском пространстве являются: развитие системы стимулов социальной активности; формирование позитивного образа, престижности социально-значимой деятельности; развитие потенциала университетского пространства как инновационной здоровьесберегающей среды социализации; методологически и структурно выстроенный процесс вовлечения студентов в научную, инновационную, культурно-творческую, общественную, волонтерскую, спортивно-оздоровительную и иную деятельность.
Формирование нравственных ценностей и мотивации к социальной активности личности в процессе социализации личности в образовательном пространстве классического университета должно строиться на принципах демократизма, гуманистического отношения к личности, духовности, патриотизма,конкурентоспособности, толерантности, вариативности.
Ссылки:
1. Карелина И.А. Социализация студенческой молодежи: состояние и перспективы. Теоретико-методологический анализ : дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2005. 192 с.
2. Буров К.С. Культура отношений субъектов образования как показатель качества их взаимодействия в сфере профориентации // Вестн. ЮУрГУ. Серия Образование. Педагогические науки [Электронный ресурс]. 2013. № 3. 11Р1_: ІіНр://суЬеіїепіпка.ги/аі1ісІе/п/киІІига-0Ігю8Ііепіу-8иЬекІ0У-0Ьга20Уапіуа-как-р0ка2аІеІ-касІіе8Іуа-ІІ'і-У2аіт0<іеу8Муа-у-sfere-proforientatsii (дата обращения: 09.02.20l4).
3. Василенко О.В. Социализация студенческой молодежи в образовательном процессе (социально-философский аспект исследования) : дис. ... канд. филос. наук. Чебоксары, 2003. 152 с.
4. Ишимова И.Н., Клестова О.А. Проект совершенствования управления методической работой в ВУЗе на основе процессного подхода // Вестн. ЮУрГУ [Электронный ресурс]. 2013. № 3. 11Р1_: ІіПр://суЬегІепіпка.ги/аі1ісІе/п/рг0ек^ sovershenstvovaniya-upravleniya-metodicheskoy-rabotoy-v-vuze-na-osnove-protsessnogo-podhoda (дата обращения: 09.02.2014).
5. Караковский В.А. Воспитание эффективно, если оно системно // Воспитательная система [Электронный ресурс]. 2005. 11Р1_: http://karakovski.msk.ru/page.php?id=10 (дата обращения: 06.02.2014).
6. Юнг К.Г. Аналитическая психология. СПб., 1994. С. 30-38.
7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 368 с.
8. Курмалиева З.Х., Ляушева С.А., Тугуз Ф.К. Векторная модель типов мировоззрения студенческой молодежи (на материале Республики Адыгея) // Власть. Институт социологии РАН. 2013 г. № 3. С. 19-24.