И. К. Капшунова
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Санкт-Петербургской юридической академии.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. С. Олейников
В статье рассматриваются важнейшие элементы системы, формирующей нравственно-правовое сознание и поведение личности студента юридического вуза. Изложена выявленная тесная связь между уровнем нравственно-правового воспитания личности и ее сознанием. Показано то, что знание основных факторов, влияющих на сознание человека, позволяет определить некоторые направления практической работы по формированию прогрессивного нравственно-правового сознания у студентов юридических вузов.
The article is devoted to the main components of the system which forms moral and juridical consciousness and behavior of a student. The correlation between the level of moral upbringing and consciousness is revealed. The author proves that knowledge of the main factors that influence a man’s consciousness gives an opportunity to figure out the directions of practical work on forming a progressive moral and juridical thinking among students.
Нравственно-правовое сознание студента формируется как под воздействием общества в целом, так и под воздействием социальных групп, в которых протекает его жизнь. Это воздействие формирует преимущественно прогрессивное нравственно-правовое сознание, но отдельные элементы социальной среды могут способствовать при определенных условиях формированию антиобщественного нравственно-правового сознания и поведения. Учитывать это обстоятельство и бороться с негативными моментами - одно из важнейших условий сознательного, целенаправленного нравственно-правового воздействия на студента.
В нравственно-правовом сознании можно обнаружить довольно строгую собственную логику, определенные основания рассуждений, богатый арсенал понятий, выработанных многовековым опытом человечества, системность представлений в каждом из исторических типов права. В данном случае мы имеем перед собой массовую форму миропонимания в целом, хотя и в каком-то своеобразном аспекте, а также некоторые особые способы и законы мышления, сформировавшиеся в процессе становления нравственно-правовой культуры личности.
Трудно выявить собственно нравственно-правовое сознание из совокупности других форм духовной деятельности. Определение его специфического объекта затруд -нительно в связи с тем, что нравственноправовое сознание имеет дело не с какой -либо областью социальной жизни. Даже если допустимо говорить о собственно нравственно-правовых действиях, то при этом нужно иметь в виду, что они не составляют область каких-то особых поступков, отличных от производственной, политической и других видов деятельности. Напротив, все сферы жизнедеятельности студента: материальный и духовный труд, отношения индивида и общества, частные взаимоотношения лиц, находящихся между собой в личных или семейных связях или же случайно встречающихся в общественных местах, - равно попадают под суд нрав-
ственно-правовых норм, контролируются и направляются ими.
В норме как форме нравственно-правового сознания зафиксировано общее правило поведения, требование общественной дисциплины, предъявляемое к множеству совершаемых студентами поступков какого-то одного типа. В нравственно-правовых принципах и методах выражены обобщенные законы нравственно-правового поведения, объединяющие множество различных по содержанию поступков в единые: образ жизни и линию поведения. В сфере оценки совершается правовая санкция индивидуальных и массовых действий, общественных явлений; в результате положительной или отрицательной оценки некоторого объекта последний обретает значение «образца», которому должно или непозволительно следовать.
В нравственно-правовых идеалах личности студента юридического вуза и общества отражены конечные цели индивидуальной и совместной деятельности, принявшие вид общеобязательной программы последова-тельного достижения высшей нравственноправовой задачи преобразования общества или совершенствования личности студента.
Все эти положения схематично характеризуют функциональную роль перечисленных понятий морали и права. В самой их логической форме отражены разного рода социальные отношения морали и права, с помощью которых регулируется, контролируется и санкционируется деятельность студента.
Нравственно-правовое сознание делает своим объектом все сферы общественной жизни студента юридического вуза, рассматривая их под каким-то особым углом зрения. Поэтому предстоит выяснить тот способ, каким оно переосмысливает разнообразные явления, социальные законы, потребности и проблемы. Это вопрос о том, каков особый тип отношения нравственноправового сознания к реальному процессу жизни студента, отражения его, какова присущая ему форма ориентации в социальноисторической действительности.
Изучение и выявление различных методов формирования нравственно-правового сознания позволяет увидеть динамику воздействия на личность, возможные противоречия и трудности. Важно подчеркнуть, что методы исследования избирались с учетом специфики задач, решаемых при проведении исследования нравственно-правового сознания.
Методами системы, формирующей нравственно-правовое сознание студента, являются: а) метод непосредственного нравственно-правового воздействия; б) метод опосредованного нравственно-правового воздействия; в) метод передачи знаний, ценностей и установок.
В духовной жизни и деятельности личности студента юридического вуза постоянно происходит борьба между обыденным и теоретическим сознанием. Расширение сферы общения и деятельности, столкновения с все новыми и новыми явлениями жизни, обостренное внимание к собственному внутреннему миру порождают у студента глубокие раздумья, проблемы, стремление во всем самому разобраться. В поисках ответа на возникающие вопросы студент все более убеждается, что накопленный им опыт суждений и оценок оказывается недостаточным для объективного и всестороннего анализа общественных отношений, идеалов, эталонов и других ценностей, определяющих образ жизни и деятельности студента. Здесь начинает действовать система, формирующая сознание. Она вносит в сознание студента знание принципов, норм, правил и предписаний общества.
Важнейшими элементами системы, формирующей нравственно-правовое сознание и поведение личности студента юридического вуза, являются:
а) социальная среда;
б) личность студента с ее индивидуальными качествами и особенностями;
в) определенная сумма знаний, ценностей и установок, которую юридический вуз стремится передать своим студентам.
Современная наука доказала, что наши взгляды, установки, ценности и поведение порождаются социальными факторами. Социальные факторы или социальная среда оказывают решающее влияние на формирование сознания и поведения студента юридического вуза.
Знание основных факторов, влияющих на сознание человека, позволяет определить некоторые направления практической работы по формированию прогрессивного пра-вового сознания у студентов юридических вузов и предотвращению противоправных действий. Эти направления включают в себя сознательное и целенаправленное воздействие: а) на социальную среду; б) саму личность; в) источники правовой информации, на ее переработку, содержание и усвоение.
При рассмотрении первого направления имеется в виду прежде всего микросоциаль-ная среда, трудовой коллектив, семья, друзья ит. д. Центральная задача состоит в том, чтобы так организовать коллектив и создать в нем такую нравственно-правовую атмосферу, чтобы он всей организацией, поведением и духом формировал у людей правильные правовые установки и решительно пресекал и осуждал любое отклонение от них.
Влияние коллектива на своих членов исключительно велико. Это объясняется прежде всего тем, что воздействие общественного (коллективного) мнения на личность носит, с одной стороны, очень сильный эмоциональный характер, а с другой -оно чрезвычайно многообразно и дифференцированно.
Если поведение человека расходится с общественным в данном коллективе, то оно может осуждаться в самых различных формах (огорчение, неудовольствие, возмущение, удивление, отказ поддерживать отношения и т. п.). Причем эти меры воздействия важны не только сами по себе. Их эффективность прежде всего в том, что они как бы сигнализируют, что за ними могут последовать гораздо более важные для ин-дивида последствия, т. е. он будет исклю-
чен из многих социальных отношений и не сможет рассчитывать на защиту и поддержку коллектива.
Второе направление включает в себя:
• глубокое и всестороннее изучение людей, с которым ведется работа. Значение их жизни, настроений, целей, интересов. Учет специфики их труда и быта, ближайшего окружения. Без знаний тех, кого воспитываешь, воспитание немыслимо;
• работа эта должна носить дифференцированный, индивидуальный характер. Необходим обязательный учет специфических особенностей каждой личности, умение правильно учитывать их при формировании правового сознания;
• деятельность по формированию правового сознания личности должна носить ярко выраженный творческий характер. В этом деле нет и не может быть никаких шаблонов, никаких штампов. Задача состоит в том, чтобы к каждому найти свой подход, свои методы и средства воздействия. Надо всегда помнить, что учитель - это не тот, кто учит, учитель - это тот, у кого учатся.
Выявлена тесная связь между уровнем нравственно-правового воспитания личности и ее сознанием. Степень различия в отношении правовой информированности разных слоев общества соответствует степени различия между ними и в области знания права. Следовательно, чем выше пра-
вовая подготовка человека, тем выше уровень его правового сознания. Это обстоятельство определяет необходимость постоянной и настойчивой правовой воспитательной работы.
Другой важный вывод состоит в том, что правовая информированность свидетельствует об относительно слабом знании правовых норм и довольно прочном знании общих принципов права. Другими словами, граждане слабо знают содержание той или иной правовой нормы, в отличие от общих прав и обязанностей, признаваемых обществом. Это тесно связано с господствующей в нашем обществе системой моральных и социальных ценностей.
Этот момент имеет исключительно важное значение. Поскольку человек не знает точно нравственно-правовые нормы, то его действия основываются на практике ее применения, на профессиональном опыте той или иной группы. Но это обстоятельство может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Практика и опыт могут как соответствовать нравственноправовой норме, так и не совсем соответствовать или полностью противоречить ей. Отсюда важнейшая практическая задача -добиваться по возможности точного и полного знания нравственно-правовых норм не только студентами юридических вузов, но и всеми гражданами.