Научная статья на тему 'Формирование новых рабочих мест и повышение уровня занятости населения'

Формирование новых рабочих мест и повышение уровня занятости населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21545
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / СТАБИЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / РЫНОК ТРУДА / ДИНАМИКА ЗАНЯТОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иброхимов И. Р.

Рассматриваются проблемы в области занятости населения, организации действительной системы социальной защиты и реализации программ макроэкономической стабилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование новых рабочих мест и повышение уровня занятости населения»

УДК 331.522/526

И.Р. Иброхимов, канд. экон. наук, доцент, проректор (Таджикистан, Душанбе, Таджикский финансовый институт)

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Рассматриваются проблемы в области занятости населения, организации действительной системы социальной защиты и реализации программ макроэкономической стабилизации.

Ключевые слова: экономический кризис, стабилизация, социальная

защита, рынок труда, динамика занятости.

Факторы переходного периода отразились на занятости не сразу, так как предприятия поначалу неохотно освобождались от избыточных работников, рассчитывая на кратковременный, преходящий характер экономических реформ. Многие предприятия стремились также избежать выплаты выходного пособия из-за испытываемых финансовых трудностей, предпочитая сохранять работников, отправляя их в административные отпуска, переводя на неполный рабочий график или задерживая зарплату, часто в течение длительных периодов. А поскольку многие услуги, например, в области здравоохранения, отдыха и досуга, снабжения товарами и даже жилья, предоставляли предприятия, работники и сами не хотели лишаться их, предпочитая оставаться в штате, даже если им платили частично или вовсе не платили. Таким образом, напряженное положение в области занятости не находило отражения в формальной статистике занятости.

Однако продолжающийся экономический кризис резко сократил финансовые возможности предприятий и местных властей, лишив их возможности сохранять такое положение в течение длительного времени. Способность крупных предприятий предоставлять работу уменьшалась, а возможности возникшего сектора малого бизнеса было недостаточными, чтобы создавать необходимое число новых рабочих мест или же — по экономическим и налоговым соображениям — создавать их лишь в неформальном секторе. Все возрастающее число безработных не могло найти постоянную работу, и многие вынуждены были жить за счет подсобного хозяйства на небольших земельных участках или добывать средства к существованию случайной работой, обычно в неформальном секторе. С 2005 г. наблюдается более динамичное изменение занятости.

Кроме того, проводимая в стране последовательная политика в области приватизации объектов государственной собственности, как вполне необходимая и обоснованная мера в условиях рыночной экономики, также влияла на процесс высвобождения работников.

Значительное влияние на рынок труда оказывало и то, что за период с 2000 по 2006 г. демографический потенциал продолжал расти, и население республики увеличилось более чем на 1 млн человек, при этом население в трудоспособном возрасте возросло за этот период на 640 тыс. человек и составляет сегодня более 7 млн человек.

В социальной сфере системные преобразования приводили к неизбежному ограничению основных гарантий трудящихся (несмотря на различные принятые законодательные решения), перестройку трудовых отношений и социально-классовой структуры общества. В ходе реформ до номинальных размеров была снижена социальная ответственность государства, недостаточная не только для поддержки малообеспеченных и социально уязвимых слоев населения, но и для проживания преобладающего большинства вполне трудоспособной и обеспеченной работой части населения [1].

Динамика занятости во многом определяется изменениями физического объема валового внутреннего продукта. До 2006 г. рост объемов ВВП был более значительным, чем сокращение занятости, начиная с 2008 г. происходит постепенное сближение темпов, а с 2009 г. — падение темпов обоих показателей. Коэффициент накопления труда (или индикатор трудовых ресурсов), исчисляемый как разница между уровнем сокращения объема ВВП и уровнем занятости, составляет в Таджикистане 45,8 %. Этот показатель характеризует скорость адаптации рынка труда к спаду производства и на этой основе — воздействие макроэкономических реформ на спрос рабочей силы.

Только за период с 2000 по 2007 г. численность занятых в народном хозяйстве сократилась более чем на 260 тыс. человек, т. е. ровно на столько же сократилось количество рабочих мест. Таким образом, уровень занятости трудоспособного населения снизился с 67,3 % в 2000 г. до 58 % в 2007 г.

Наиболее кардинальным изменением в структуре занятости, связанным с переходом к новым условиям хозяйствования, является перелив рабочей силы из государственного сектора в частный. Все большую роль в занятости населения стал играть неформальный сектор.

Произошли существенные сдвиги в отраслевой занятости населения. Так, занятость населения в 2007 г. по сравнению с 2000 г. сократилась в промышленности с 13 % до 8,5 %, в строительстве — с 7,5 % до 2,6 %. Во многом такая ситуация обусловлена снижением капиталовложений в новое промышленное строительство.

Одновременно растет доля занятых в сельском хозяйстве — 64 %. Численность занятых в личном подсобном (ЛПХ) и фермерском хозяйстве, по данным органов статистики, возросла с 398,7 тыс. человек в 2000 г. до 640 тыс. в 2007 г. В численность занятых в ЛПХ вошло оказавшееся без работы и «входящее поколение». Росту количества занятых на селе спо-

собствовали также реализация указов Президента Республики Таджикистан о выделении в общей сложности 75 тыс. гектаров земли.

Переход к рынку вызвал сдвиги и в профессиональном составе занятых. Появились новые профессии: директор фирмы, менеджер, банковский работник и др. Появление этих профессий было вызвано быстрым ростом численности занятых в таких сферах, как кредитование, финансы, страхование, т. е. в отраслях, которые жизненно необходимы для функционирования рыночной экономики. Старые профессии наполняются новым содержанием в связи с новыми технологиями и компьютеризацией управленческих процессов.

Важные сдвиги отмечаются в распределении работающих по статусу занятости. Происходит снижение численности и доли лиц, выполняющих работу по найму, и соответственно увеличение самозанятости. Расширяется вторичная занятость, в основном среди тех, кто трудится в неформальном секторе.

Появилась также группа людей, которые добровольно отказались от экономической активности и стали жить на доход от сдачи в наем жилья или на проценты с капитала.

В городских поселениях большая часть входящего в трудоспособный возраст поколения пополняет категорию не занятых трудом, относящихся к экономически неактивному трудоспособному населению. Вне всякого сомнения, многие из них работают: часть — в ближнем зарубежье, часть

— теневой экономике, но, во-первых, все они работают в неформальном секторе и находятся в социальной изоляции, во-вторых, — в секторе социального неравенства, в-третьих, таким образом сужается налоговое поле и, в-четвертых, возрастает экономическая нагрузка на занятое население и соответственно на систему государственного социального страхования.

Если же характеризовать состояние безработицы в стране, то следует отметить, что с 2000 по 2008 г. численность безработных возросла с 8 тыс. до 50 тыс. человек и уровень официальной безработицы составил около 3,0 % от экономически активного населения. Для экономики в кризисном состояние это, в общем-то, немного. Но данный показатель не отражает реального уровня безработицы. Если учесть, что из списочной численности работников около 200-250 тыс. человек практически не работают и не получают зарплату, то реальный уровень безработицы составит более 15 %.

Общим явлением для многих стран СНГ является сохраняющееся напряженное положение на рынке труда наименее защищенных социальных групп населения — женщин, лиц пожилого возраста, молодежи. Так, в 2000 г. женщины среди ищущих работу при содействии службы занятости составили 53 %. Они находятся в невыгодном положении, так как должны выполнять вдобавок ко всему еще и материнские обязанности. Кроме того,

работодатели часто относятся к женщинам с предубеждением. В результате менее конкурентоспособные группы женщин уходят с рынка труда.

В стране особенно обострилась проблема молодежной занятости. Среди безработных около 70 % составляют молодые люди. При этом значительная их часть проживает в сельской местности, а что такое молодой, в самом активном возрасте человек, не имеющий работы и источника дохода объяснять, наверное, не надо.

Это становится основной мотивацией незаконного получения дохода и роста преступности. По данным правоохранительных органов, около 90 % правонарушителей в республике совершаются неработающими молодыми людьми. О прямой взаимосвязи уровня безработицы и преступности говорят и данные МОТ, согласно которым 1 % роста безработицы влечет за собой 4 % роста преступности. Если в 2010 г. увеличится безработица на 20 %, тогда это составит 80 % рост преступности в Таджикистане.

Исследования рынка труда выявили ряд опасных тенденций: рост доли застойных безработных; распространение теневых форм занятости среди лиц, считающих себя безработными; растущие иждивенческие настроения среди безработной молодежи до 18 лет и лиц старшего возраста.

Среди безработных растет категория лиц, относящихся к пассивному социально-психологическому типу, которые нуждаются в особой социальной защите.

Более 78 % из числа безработных, получающих пособие по безработице, составляют лица, впервые ищущие работу и имеющие длительный (более 1 года) перерыв в работе.

Анализ состояния уровня занятости и безработицы в республике за 2000-2008 гг. позволяет утверждать, что эта проблема является острейшей социальной проблемой современного Таджикистана.

Одной из важных мер активизации на рынке труда является расширение объемов общественных оплачиваемых работ.

Во многих странах общественные работы применяются для снижения напряженности на рынке труда, особенно в период реструктуризации экономики, когда практически неизбежным становиться всплеск безработицы. В республике общественными работами в текущем году охвачено около 12 тыс. человек, что в 2,5 раза больше прошлогоднего показателя. В целом к концу года планируется количество незанятых и безработных граждан, привлеченных к общественным работам, довести до 20 тыс. человек. В этом плане примечательны соглашения, заключенные службой занятости с Министерством мелиорации и водного хозяйства, Производственным объединением «Таджиклес», хукуматами в г. Кулябе и Душанбе.

Причин, по которой общественные работы пока не получили широкого распространения в нашей стране, несколько. Одна из главных — неразвитость инфраструктуры общественных работ. Между тем ее совершенствование могло бы помочь привлечению к этим работам значительно-

го числа граждан, равно как и увеличение доходов нуждающихся семей, в которых имеются зарегистрированные безработные или незанятые граждане.

Вместе с тем, оценивая нынешнее состояние системы профподготовки кадров, включающую в себя профессионально-технические училища, лицеи и колледжи, и нужно отметить устаревшее материально-техническое обеспечение начального профобразования, нехватку специальной литературы — разработок и пособий. Система государственного профессионального образования все еще недостаточно гибко реагирует на изменения спроса на рабочую силу и по-прежнему в значительной степени готовит потенциальных безработных.

Налицо необходимость разработки национальной Концепции начального профессионального образования, профподготовки и переподготовки, аккумулирующей в себе проблемы демографии, тенденции разгосударствления собственности, национальных компонентов, выделения и дифференциации актуальных задач периода перехода национальной экономики к рынку труда, выработки экономических механизмов системы, которая должна повысить шанс каждого на получение места, шанс быть востребованным рынком труда.

Состояние рынка труда в 90-е годы достаточно красноречиво характеризуется такими цифрами: численность трудоспособного населения с 2000 по 2008 гг. возросла на 1 млн человек, число занятых в экономике Таджикистана возросло с 1,1 до 2,5 млн человек. Разрыв между трудоспособным населением и числом занятых увеличился до 1,5 млн человек.

Сегодня Таджикистан отличается от других стран низким уровнем официальной безработицы — выше 30 %, что несвойственно странам с неокрепшей экономикой. Причиной этому является то, что теневой сектор играет большую роль в экономике, а это отражается на ней негативными последствиями. Теневой сектор экономики оценивается специалистами Всемирного Банка в 40 %. Особенностью Таджикистана является также и то, что уровень неравенства в заработной плате весьма высок — 25 и более раз, что характерно для развивающихся стран. Государственная политика должна быть направлена на создание рабочих мест с достойной заработной платой и социальным пакетом.

Таким образом, решение проблемы безработицы, а значит, снижения бедности, повышения уровня и улучшения качества жизни населения лежит в плоскости создания условий для привлечения инвестиций, а также поддержки российского бизнеса.

Весь мировой опыт говорит о том, что успешное развитие современной экономики невозможно без поворота к нуждам и потребностям человека. При переходе государств к рынку коренным образом меняются социально-экономические отношения, изменяются и условия жизни людей.

Адаптация к ним значительной части населения России происходит с большими социальными издержками.

По оценкам специалистов, в индустриально развитых странах роль человеческого фактора выше, а во многих развивающихся государствах, где высок удельный вес показателей стоимости природных ресурсов, человеческий капитал составляет примерно половину национального богатства страны.

Для Горно-Бадахшанской автономной области в период до 2015 г. наиболее злободневной станет проблема занятности населения. Учитывая архиважность данной проблемы, Хукумат области принял решение разработать конкретные мероприятия по вовлечению в общественно полезный труд населения области на период до 2005 г. Однако, несмотря на это, проблемы безработицы все же будут иметь место.

При переходе к рыночной экономике исключительно важное значение приобретают практические действия по выработке политики государственной поддержки и финансировании образования, здравоохранения и культуры. Нами приняты и успешно реализуются программы по реформированию этих отраслей. Мы ясно осознаем, что развитие социальнокультурной сферы не может полностью ориентироваться на рыночные критерии, тем не менее некоторые медицинские услуги будут по законодательству платными, как и учеба в некоторых учебных заведениях.

Успех реализации программ макроэкономической стабилизации, структурных реформ и институциональных преобразований невозможен без организации действенной системы социальной защиты населения. Формирование и развитие рыночной экономики должно сопровождаться

созданием институтов социальной защиты.

По мнению академиков Н.К. Каюмова и Р.К. Рахимова, если исходить из достигнутого уровня развития производительных сил страны, особенно по сравнению с другими странами, и материального благосостояния населения республики, то ключевой проблемой экономического развития страны является ускорение темпов экономического роста. Изучение экономической литературы и материалов экономических ведомств республики показывает, что многие авторы и специалисты народного хозяйства считают, что среднегодовые темпы прироста ВВП (в пределах 6 %) являются высокими. Среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта в республике в пределах 5-6 % не могут создать предпосылки для обеспечения полной занятости трудоспособного населения, вовлечения в народнохозяйственный оборот природных ресурсов, существенного сокращения бедности и решения других многосложных экономических и социальных проблем [2].

Инвестиции в человеческий капитал делаются всю жизнь. К ним относят расходы на образование, поддержание здоровья, миграцию, связанную со сменой работы. Человеческий капитал на душу населения отражает

уровень затрат государства, фирм и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения.

Достижение высокого уровня состояние здоровья населения зависит от решения многих проблем, которые лежат за пределами непосредственно медицины и учреждений медицины. Личное поведение, экономическое и социальное положение, уровень образования, обеспеченность жильем и другие факторы оказывают существенное влияние на состояние здоровья.

В связи с этим остановлюсь на тех наиболее важных вопросах, которые составят суть нашей экономической политики в ближайшей перспективе.

Во-первых, необходимо и дальше углублять проводимую работу по разгосударствлению и приватизации государственной собственности, по созданию смешанной многоукладной экономики и жесткую антимонопольную политику, коммерциализацию деятельности государственных предприятий и создание на этой основе свободной конкурентной среды.

Во-вторых, вся деятельность органов экономического управления должна быть направлена на восстановление реального сектора экономики, максимальное использование существующих производственных мощностей и резервов, на устранение потерь в отраслях национальной экономики. Только приоритетное развитие наиболее жизнеспособных предприятий промышленности, сельского хозяйства и других отраслей может создать новые рабочие места, обеспечить нормальную заработную плату гражданам. Но для решения этого комплекса проблем нужно принять все меры, чтобы, сохранив существующий промышленный потенциал, индустриализировать экономику и резко увеличить производство конкурентоспособной продукции.

Большие возможности роста экономики имеются в аграрном секторе. И сегодня сельское хозяйство в экономической системе страны продолжает занимать ключевое положение. В селе сосредоточено более 73 % населения и около 65 % трудовых ресурсов страны. Отрасль является сырьевой базой для перерабатывающих отраслей промышленности. Эти обстоятельства диктуют особое внимание к этой сфере. Именно поэтому вопросы развития аграрного сектора, его реформирования постоянно находятся под пристальным вниманием Президента страны Эмомали Шариповича Рах-монова. Указы Президента о выделении 75 тыс. гектаров земли под дехканские (фермерские) хозяйства создали реальные экономические предпосылки для становления и развития новых организационных форм управления на селе. Только за первое полугодие 2001 г. создано более 550 дехканских (фермерских) хозяйств, выдано 296 сертификатов на право землепользования и свидетельств на земельный пай. Все это превратило дехканина в настоящего хозяина земли. И эта работа будет продолжаться.

В-третьих, в условиях тяжелого социально-экономического кризиса в республике назрела необходимость модернизации основных производст-

венных фондов и привлечения новых технологий с целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров. Особенно перспективно в этом плане создание совместных предприятий, позволяющих довольно быстро обновить оборудование, наладить менеджмент и маркетинг, производить конкурентоспособную продукцию.

В-четвертых, в деле обеспечения необратимости начатых реформ и создания прочных предпосылок для устойчивого экономического роста очень важна активизация внешнеэкономической деятельности.

С другой стороны, стране надо вести разумную импортозамещающую политику. Суть вопроса состоит в том, чтобы максимально расширить производство конкурентоспособной продукции с тем, чтобы собственная национальная валюта имела реальное товарное покрытие. Этот вопрос имеет особое значение в условиях вхождения Таджикистана в ВТО.

В настоящее время на потребительском рынке преобладают импортные товары. На фоне спада производства значительная часть твердой валюты от экспорта стратегических ресурсов направляется на импорт товаров для насыщения внутреннего рынка. Тем самым Таджикистан оказывает финансовую поддержку чужому производству, ущемляя собственных производителей. Для устранения этой сложившейся ситуации и стабильности курса национальной валюты — сомони — надо принять все меры по насыщению внутреннего рынка товарами отечественного производства и рационализации импорта.

Одной из главнейших задач экономического развития страны является создание устойчивой финансовой системы. Любые сбои в финансовой сфере неизбежно сказываются на всей экономике. В переходном периоде фискальная политика играет важную стабилизирующую роль.

Однако в Таджикистане на начальном этапе рыночных преобразований эффективно функционирующие финансовые институты практически отсутствовали.

Тем не менее существующая налоговая система далека от совершенства. Ставки некоторых видов налогов являются высокими, что не стимулирует товаропроизводителя. Нуждаются в регулировании и кредитные ставки, которые весьма обременительны для многих предприятий.

Необходимо рассмотреть возможность снижения процентных ставок и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, приведение денежного предложения в соответствие со спросом на деньги со стороны производственной сферы, определение роли Национального банка не только как коммерческого института, но и как государственного института инвестиционно-активной политики государства, отвечающего за состояние инвестиционного климата в плане процентных ставок, денежного предложения и доступа к денежным ресурсам производственных предприятий, а также за валютное регулирование и контроль за вывозом капитала.

Важное значение имеет продолжение практики жесткого регулирования размеров внешнего долга страны. Наиболее эффективный и взаимовыгодный вариант как для Таджикистана, так и для его кредиторов — это реструктуризация внешней задолженности. При реструктуризации долгов зарубежным кредиторам может быть предложена схема, предполагающая:

- частичное, причем поэтапное, погашение государственных долгов за счет бюджета;

- погашение за счет реализации совместных с кредиторами коммерческих проектов на территории Таджикистана. Наша республика может оказывать поддержку таким проектам путем предоставления зарубежным кредиторам производственных мощностей, коммуникаций, земельных участков ит. п.

Для создания достойных условий жизни государство должно действовать одновременно в нескольких направлениях, определяющих траекторию преобразования уровня и качества жизни общества, таких как, повышение реальных доходов населения, социальных выплат, качественного образования и медицины, доступного жилья, экологической и продовольственной безопасности.

Библиографический список

1. Исмаилова М.М. Особенности моделей реформирования в странах с переходной экономикой // Известия Академии Наук Республики Таджикистан. Серия: экономика и политология. 2002. № 1. С. 28.

2. Каюмов Н.К., Рахимов Р.К. Экономическая наука в условиях формирования рыночных отношений // Экономика Таджикистана: Стратегия развития. 2004. № 2. С. 104-105.

I.RIbrohimov

Formation of new workplaces and Increase of an occupation level of the population

Problems are considered in the field of employment of the population, the organization of the valid system of social protection and realization of programs of macroeconomic stabilization.

Key words: an economic crisis, stabilization, social protection, a labour market, dynamics of employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.