УДК 332.1 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-4-109-113
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ГЕОГРАФИИ ЭКОНО МИЧЕСКОГО РОСТА В РЕГИОНАХ РФ
Уварова доктор политических наук, профессор кафедры экономики, финансов и
Галина природопользования, Южно-Российский институт управления - филиал
Геннадьевна Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002,Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Тимейчук старший преподаватель кафедры экономики, финансов Людмила и природопользования, Южно-Российский институт управления -Николаевна филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются инвестиционные факторы экономического роста в регионах РФ, обеспечивающие динамичное территориальное развитие в условиях реализации стратегических направлений обеспечения национальной безопасности, формирования механизмов повышения инвестиционной активности на региональном уровне, в том числе за счет территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).
Ключевые слова: национальная безопасность, экономический рост, стратегическое управление, регионы, инвестиции, территории опережающего развития.
Обеспечение национальной безопасности РФ обусловливает необходимость консолидации усилий федеральных и региональных органов власти и местного самоуправления по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических приоритетов России, к которым, как отмечается в Указе Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» относится экономический рост. Это особенно важно в условиях, когда к главным стратегическим угрозам национальной безопасности в области экономики относят ее низкую конкурентоспособность, высокую зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, неравномерное развитие российских регионов [1]. В связи с этим, основные усилия, обеспечивающие экономическую безопасность на региональном уровне, должны быть направлены на устранение инфраструктурных ограничений, дисбалансов в экономике, территориальном развитии, совершенствовании инвестиционных инструментов, формировании новой географии экономического роста, системы стратегического и территориального планирования. Вместе с тем, в ходе разработки стратегии пространственного развития РФ на основании комплексной оценки и анализа условий и потенциалов пространственного развития страны должны быть определены направления изменения структуры российской экономики в региональном аспекте.
В конце 2016 года в России, также как и в мировой экономике получили развитие позитивные тенденции ожидания ускорения роста. Характеристики ВВП за 2015 год (по результатам 3-ей оценки Росстата] были пересмотрены в лучшую сторону - как номинал, так и динамика его физического объема. Годовой номинал ВВП составил 83232,6 млрд. рублей, темп снижения ВВП замедлился до 2,8 % п/г. Ключевыми положительными сдвигами в сфере производства стал пересмотр номиналов и динамики валовой добавленной стоимости в торговле, промышленности и строительстве. В сфере распределения доходов, после пересмотра, значительно увеличилась доля валовой прибыли и валовых смешанных доходов. В сфере финансирования расходов - повышающая корректировка динамики ВВП (на 0,9п.п.) проявилась преимущественно в замедлении падения инвестиционного и внешнего спроса, на фоне ускорения падения потребления [2].
В начале 2017 г. международные экономические организации обновили прогнозы на кратко- и среднесрочную перспективу. Международный Валютный Фонд (МВФ] ожидает ускорения роста мировой экономики с 3,1 % в 2016 г. до 3,4 % в 2017 г. и до 3,6 % в 2018 г. МВФ повысил прогноз развитых экономик в 2017 и 2018 годах соответственно на 0,1 и 0,2 процентного пункта, по сравнению с прогнозом за октябрь 2016 г. (см. табл. 1) [3, с. 13-14].
Таблица 1
Обновление прогноза МВФ, %, январь 2017
2016 2017 2018
январь изменения с октября 2016 январь изменения с октября 2016
Мир 3,1 3,4 0,0 3,6 0,0
Развитые экономики 1,6 1,9 0,1 2,0 0,2
США 1,6 2,3 0,1 2,5 0,4
Еврозона 1,7 1,6 0,1 1,6 0,0
Германия 1,7 1,5 0,1 1,5 0,1
Франция 1,3 1,3 0,0 1,6 0,0
Великобритания 2,0 1,5 0,4 1,4 -0,3
Япония 0,9 0,8 0,2 0,5 0,0
Развивающиеся экономики 4,1 4,5 -0,1 4,8 0,0
Россия -0,6 1,1 0,0 1,2 0,0
Китай 6,7 6,5 0,3 6,0 0,0
Индия 6,6 7,2 -0,4 7,7 0,0
Бразилия -3,5 0,2 -0,3 1,5 0,0
Мировая торговля 1,9 3,8 0,0 4,1 -0,1
Цена нефти 42,7 51,2 2,1 52,7 -2,4
По данным Всемирного банка, доля инвестиций в мировом ВВП в кризисный 2009 год упала до 23%, но с 2011 года — в первую очередь, за счет впечатляющих показателей Китая (более 45% в 2009-2014 годах] — вернулась на уровень 25%. Таким образом, примерно четверть мирового ВВП тратится на обеспечение будущего экономического роста. В развитых странах норма накопления в последние годы стабилизировалась на уровне 20-21% ВВП, а в развивающихся (без учета Китая] — 25-26%. В России, как и в Бразилии, норма накопления в среднем соответствует уровню развитых стран, но этого недостаточно для модернизации страны [3, с.17]. Важно также и качество экономического роста. который в современных условиях должен носить инновационно-ориентированный характер [4, с.177].
В уточненном прогнозе социально-экономического развития до 2020 года, представленном Министерством экономического развития РФ, показатели роста инвестиций в основной капитал в 2017 году повышены до 4,1%, а в 2018-2020 годах - до 4,7-5,7% в год. Как отметил министр экономического развития РФ Максим Орешкин: «Рост инвестиций — главное отличие новой версии прогноза от прошлой. Именно рост инвестиционной активности будет способствовать росту ВВП. Но пока она лишь продолжает восстанавливаться, уровней 2013 года она не достигла» (см. табл. 2] [5, с. 423].
Таблица 2
Динамика инвестиций в основной капитал
1992 2000 2005 2010 2012 2013 2014 2015 2016
Индексы физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах]:
в процентах к предыдущему году 60,3 117,4 110,2 106,3 106,8 100,8 98,54 89,9 99,1
в процентах к 1990 г. 513 26,1 43,5 63,9 75,6 76,2 75,1 67,5 66,9
1 В целях обеспечения статистической сопоставимости показатель рассчитан без учета данных по Республике Крым и г. Севастополю.
Текущее снижение инвестиций отличается от кризиса 2008-2009 годов тем, что в предыдущий кризис объем инвестиций упал резко и на большую величину, а в настоящее время идет затяжное снижение, связанное с ухудшением возможностей для вложения капитала по широкому кругу отраслей и регионов [3, с. 4].
«Проблема обновления и роста основного капитала в России остается по существу нерешенной, хотя потребности страны в модернизации физических активов огромны. Доступ крупного бизнеса к дешевому кредиту резко сузился из-за санкций, а общие возможности финанси-
рования недостаточны из-за слабости банковского сектора и неразвитости рынка облигаций, играющего важную роль в более развитых странах. Внешний нефтяной шок 2014-2016 годов и спад в экономике только усугубили общую ситуацию с инвестициями в России. Значительные вложения прошлых лет в электроэнергетику и связь привели в этих отраслях к насыщению мощностями и даже их избытку. В других отраслях (за исключением добывающих] проблема, обычно интегрально именуемая «неблагоприятным инвестиционным климатом», носит затяжной характер и осложняет возможности выхода российской экономики из текущей стагнации по инвестиционному пути» [3, с. 2].
В ходе инвестиционных спадов, как правило, сокращается доступ организаций к привлеченным средствам.
В 2016 г. наблюдалось восстановление отдельных привлеченных видов финансирования, в первую очередь заемных средств других организаций (помимо банков]. По итогам I полугодия 2016 г. 45 российских регионов снизили объем инвестиций в основной капитал (по полному кругу организаций в годовом выражении], а 40 - его нарастили (по итогам 2015 г. спад инвестиций показали 58 регионов, рост - всего 27]. В группе развитых регионов инвестиции в 2015-2016 гг. упали уже ниже уровня 2008 г. (в основном за счет промышленных областей: Нижегородской, Кемеровской, Свердловской, Новосибирской, Самарской и Челябинской]. Доля бюджетных средств в финансировании инвестиций наиболее высока в менее развитых (36% в 2015 г.] и столичных (27%] регионах, а банковских кредитов - в развитых (10%] и среднеразвитых (9%] регионах [3, с. 3].
Именно инвестиционный спад стал одной из ключевых причин замедления российской экономики, он же ухудшает перспективы ее возвращения к быстрому росту. В связи с этим, уже сегодня необходимо использовать все имеющиеся возможности расширения центров экономического роста, в том числе территорий опережающего социально-экономического развития.
В современных условиях территориальное планирование направлено на обеспечение согласованного со стратегическими целями планирования устойчивого, комплексного (в том числе сбалансированного социально - экономического] развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Вследствие этого необходимо: обеспечение взаимоувязанной системы стратегического и территориального планирования в целях эффективного управления развитием территории, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; совершенствование системы территориального планирования, позволяющей увязать планы по развитию территорий с бюджетным планированием и обеспечить реализацию их путем выполнения мероприятий, предусмотренных государственными программами, федеральными целевыми программами, решениями главных распорядителей средств федерального, регионального и местного бюджетов, программами комплексного развития систем коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур и инвестиционными программами организаций коммунального комплекса; модернизация и совершенствование одного из инструментов территориального планирования - федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП] с реализацией функции информационно-аналитической системы.
В том числе, для реализации указанных направлений в 2015 г. вступил в силу Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (ТОСЭР] [6], которым был создан еще один вид зон льготного налогообложения, используемых в целях обеспечения регионального развития.
Следует отметить, что в отличие от существующих особых экономических зон и зон территориального развития, территории опережающего социально-экономического развития создаются под конкретных крупных инвесторов, заключивших с уполномоченными федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест. Принятие данного закона и разработка целого комплекса мер по его реализации связана с тем, что экономически целесообразно образование ТОСЭР ориентировать под особенности инвестиционных проектов, что позволит на основе конкретных бизнес-планов рассчитать возможности инвестирования в развитие соответствующих территорий и выработать адресные программы по повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и, соответственно, регионов РФ [7, с. 110].
Как указано в ст. 35 федерального закона, в течение трех лет со дня его вступления в силу такие территории преимущественно будут создаваться только в субъектах Российской Федерации,
входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением [8, с.100].
С 2016 г. поддержка развития моногородов осуществляется на принципах проектного подхода, утвержден паспорт приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов», целью которой является сглаживание острого социально-экономического положения в моногородах, вызванного высвобождением работников градообразующих предприятий моногородов, инфраструктурными ограничениями, а также низкой инвестиционной привлекательностью моногородов.
В 2016 г. в России было создано 11 территорий опережающего социально-экономического развития, зарегистрировано 14 резидентов ТОСЭР, ими создано порядка 740 рабочих мест в моногородах [9].
28 января 2016 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации № 45 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Гуково» в Ростовской области на десять лет с целью привлечения в моногород инвестиций и создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий. Сегодня в Федеральный реестр резидентов ТОСЭР «Гуково» внесено 8 предприятий, уже осуществляют производственную деятельность пять резидентов, привлечено 180 млн. руб. инвестиций, семь компаний реализовывают свои проекты на ранее действующих промышленных площадках города, еще несколько заявок на получение статуса резидента ТОСЭР находится в стадии подготовки, ведется работа по привлечению потенциальных инвесторов и повышению обеспеченности инвестиционных площадок инженерной инфраструктурой.
Таким образом, ТОСЭР рассчитаны в основном на повышение интереса крупных инвесторов, имеющих возможность при получении льгот инвестировать в развитие региона, соблюдая при этом обозначенные приоритеты деятельности, что в целом предполагает ускоренное развитие территорий, обладающих экономическим и социальным потенциалом, но ранее не имеющих предпосылок для динамичного роста.
Получение статуса резидента ТОСЭР - серьезный этап для развития компании, поэтому объективно необходимо сопровождение инвестиционных проектов для ТОСЭР, которое в Ростовской области осуществляет Агентство инвестиционного развития (в частности, сопровождение шести индустриальных проектов, которые могут быть реализованы на территории ТОСЭР «Гуково»].
Сегодня инвестиционный консалтинг охватывает обширную область вопросов, связанных с долгосрочным вложением капитала в целях получения прибыли. Поэтому консультирование по вопросам инвестиций востребовано как среди потенциальных инвесторов, располагающих свободными денежными средствами, так и среди предприятий, планирующих развитие бизнеса: наращивание мощностей или модернизацию производства, выпуск новой продукции или расширение текущего ассортимента, выход на новые рынки сбыта или географическую экспансию.
Для предприятий, имеющих целью развитие бизнеса на территориях опережающего социально-экономического развития, инвестиционный консалтинг должен предложить разработку оптимальных схем финансирования и реализации планируемых инвестиционных проектов, проведение исследования рынка и текущей конкурентной ситуации, рассчитать эффективность реализации проекта, обладая значительными возможностями по предложению альтернативных вариантов вложения инвестиций в развитие бизнеса. Более того, анализ имеющихся возможностей и выбор оптимального пути реализации для каждого конкретного производства, необходимо осуществлять, при непосредственном участии заказчика. При этом объем работ в рамках инвестиционного консалтинга напрямую зависит от желания инвестора и может варьироваться от проведения разовых консультаций на различных этапах инвестиционного проекта до полного его сопровождения: от подготовки бизнес-планов, составления технико-экономического обоснования и инвестиционных меморандумов до оценки реальных результатов воплощения проекта.
В частности, потенциальным инвесторам необходимо предлагать услуги по анализу, оценке потенциала и профессиональной экспертизе инвестируемого проекта, оказывать юридическую поддержку на всех его стадиях. При этом анализ проекта должен включать всестороннюю диагностику объекта инвестирования, в том числе финансово-экономический, маркетинговый и управленческий анализ, таким образом, на основе проведенного исследования должен быть сформирован бизнес-план проекта с обязательным включением контрольных точек
по мониторингу его исполнения, включая комплекс процедур, направленных на увеличение инвестиционной привлекательности объекта.
Кроме того, важнейшим направлением инвестиционного консалтинга должна стать оценка рисков инвестиционного проекта, как внешних (изменение курсов валют, движение процентных ставок, уровень инфляции, рост конкуренции], так и внутренних (финансовых, технический, маркетинговых, организационных], которая проводится с использованием классических качественных и количественных методов с учетом отраслевых и региональных факторов риска.
Литература
1. Игнатов В.Г., Игнатова Т.В. Взаимодействие государства и бизнеса на Юге России: экспертные оценки и посткризисное регулирование // Известия КБНЦ РАН. 2013. № 1.
2. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году/официальный портал Министерства экономического развития Российской Федерации // URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect /9056bb04-390c-47f9-b47f-8e3b061bc7b8/monitor1-12.pdf.
3. Инвестиции в основной капитал и источники их финансирования //Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. 2016. №17 (сентябрь]. // URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/10337.
4. Игнатова Т.В., Черкасова Т.П. Бюджетно-налоговый инструментарий реализации механизма инициализации инновационного роста в России // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. № 2. С. 175-182.
5. Россия в цифрах. 2017.Крат.стат.сб./Росстат-М., 2017. - 511 с.
6. Федеральный закон РФ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» № 473-Ф3 ст 34 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017]// Российское законодательство, 2017. Сборник федеральных законов РФ (ФЗ РФ].
7. Чаркина Е.С. К вопросу об опережающем социально-экономическом развитии отдельных территорий регионов РФ // Управленческое консультирование. 2015. № 9.
8. Бандурина Н.В., Коростелев Д.А. К вопросу о создании и развитии территорий опережающего социально-экономического развития в современных условиях // Государственный аудит: право и экономика. 2015. № 4. С. 99-103.
9. Министерство экономического развития Российской Федерации. Доклад об итогах деятельности Минэкономразвития России за 2016 год и задачах на 2017 год //
URL:http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/e8002f02-3008-4845-b5d8-d4acd11fdb14/report-2016-2017.pdf.
Uvarova Calina Gennadievna, Doctor of Political Sciences, Professor of the Department of Economics, Finance and Nature Management, South-Russia Institute of Management-branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Timeychuk Lyudmila Nikolaevna, Senior Lecturer, Department of Economics, Finance and Nature Management, South-Russia Institute of Management-branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
FORMING A NEW GEOGRAPHY OF ECONOMIC GROWTH IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract
The article examines the investment factors of economic growth in the regions of the Russian Federation, which ensure dynamic territorial development in the context of implementing strategic directions for ensuring national security, and the formation of mechanisms for increasing investment activity at the regional level, including at the expense of the territories of advanced social and economic development (TACER).
Keywords: national security, economic growth, strategic management, regions, investments, territories ofad-vanced development.