Научная статья на тему 'Формирование ноосферного мышления через проектно-исследовательскую деятельность школьников'

Формирование ноосферного мышления через проектно-исследовательскую деятельность школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.И. ВЕРНАДСКИЙ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ / V.I. VERNADSKIY / ECOLOGICAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN / RESEARCH AND PROJECT ACTIVITY / STANDARDS OF SECOND GENERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Марина Анатольевна

Формирование экологической культуры школьников напрямую связана с учением В.И. Вернадского и требованиями ФГОС к знаниям и социально-личностным качествам, которыми должен обладать выпускник школы: уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий. Формирование ноосферного мышления через проектно-исследовательскую деятельность осуществляется в рамках экологического проекта «Человек и природа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS’ NOOSPHE-RE THINKING THROUGH COURSE OF RESEARCH AND PROJECT ACTIVITY

Formation students’ ecological culture connects with V.I. Vernadskiy’s teaching and modern requirements to knowledge and personal qualities of school leavers: adapt in real conditions, critically think, reveal the appearing problems, promote hypothesis, find alternative solutions of problems, and be responsible for the results of actions. Formation of noosphere thinking through course of research and project activity is conducted within ecological “The Man and the Nature”.

Текст научной работы на тему «Формирование ноосферного мышления через проектно-исследовательскую деятельность школьников»

УДК 911.373

ФОРМИРОВАНИЕ НООСФЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

© М.А. Жданова

Ключевые слова: В.И. Вернадский; экологическая культура школьников; проектно-исследовательская деятельность; стандарты второго поколения.

Формирование экологической культуры школьников напрямую связана с учением В.И. Вернадского и требованиями ФГОС к знаниям и социально-личностным качествам, которыми должен обладать выпускник школы: уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий. Формирование ноосферного мышления через проектно-исследовательскую деятельность осуществляется в рамках экологического проекта «Человек и природа».

В.И. Вернадский занимает особое место в русской и мировой культуре как создатель научно-философского обобщения - учения о ноосфере - сфере человеческого разума и ее великой созидательной силе. В этом учении логично объединились природа и люди, населяющие Землю, их взаимосвязи. Основные положения учения В.И. Вернадского легли в основу международной концепции устойчивого развития. Развитие экологически ориентированной экономики - важнейшее условие перехода общества на путь гармонизации системы «общество-природа» и стабилизации экологической ситуации в мире, в регионах и отдельных странах.

Идеи В.И. Вернадского намного опережали то время, в котором он творил. В полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу. Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятся ясны пророческие слова В.И. Вернадского о необходимости мыслить и действовать в планетном - биосферном - аспекте. Только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняется сущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей планеты и судьба человечества - это единая судьба. Решение экологических и социальных проблем как глобального, так и регионального характера возможно только при создании нового типа культуры, современной, качественной экологизации образования и воспитания, целью которых является не просто усвоение личностью комплекса естественнонаучных знаний, умений и навыков, а формирование экологического сознания на личностном уровне в качестве мировоззрения, выработка соответствующих стереотипов поведения, активной позиции личности в решении различных проблем в соответствии с ее актуальными потребностями в гражданском обществе.

Переход на ФГОС открывает новые горизонты для развития познавательных интересов, формирования

научного мировоззрения и современной картины мира, планетарного, экоцентрического сознания. Стандарты второго поколения направлены на формирование мета-предметных умений и навыков. Проектно-исследовательская деятельность помогает раскрыть творческие возможности обучающихся, расширить их кругозор, позволяет на практике осуществить интеграцию различных научных дисциплин. Это инструмент познания окружающего мира и средство привлечения обучающихся к активной социальной деятельности, овладение чувством собственной значимости и гражданской ответственности. Формирование экологической культуры школьников напрямую связана с учением В. И. Вернадского и требованиями ФГОС к знаниям и социальноличностным качествам, которыми должен обладать выпускник школы: уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий. При этом предполагается, что каждый школьник должен научиться добывать знания из различных источников, анализировать и обобщать информацию, формулировать и аргументировать выводы. Формирование экологической культуры также связано с возможностью овладения универсальными (метапредметными) знаниями, умением применять их на практике в различных ситуациях.

Проектно-исследовательская работа обучающихся является одной из важнейших форм учебного процесса. Школьники активно принимают участие в реализации экологического проекта «Человек и природа». Главное достоинство проекта - его практическая направленность на самого человека и природу. Проект способствует формированию у обучающихся экологической культуры и приобретению компетенций: знаниевых, практических и творческих. Проектно-исследовательская деятельность ведется в трех направлениях:

«Я-человек», «Природа», «Я и мой край», кружки дополнительного образования и элективы, выстроенных системно. В данной системе последовательно происходит переход от более простой, для школьников, проектной деятельности к более сложной - исследовательской. Это способствует появлению мотивации к исследовательской деятельности и более эффективному формированию проектно-исследовательской компетенции. Результаты своих проектно-исследовательских работ дети представили на школьной научнопрактической конференции в форме круглого стола на тему «Развитие экономики, неразрушающей природу», где наиболее интересными были «Руку дружбы хрустальному роднику!», «Сосновому бору экологическую чистоту», «Чернозем - царь почв», «Парниковый эффект», «Экологические вредители». Природоохранная деятельность в нашей школе связана с проведением экологических акций. Так, в рамках «Дней защиты от экологической опасности» в 2012 г. прошли природоохранные мероприятия: очистка, благоустройство, озеленение родников на территории с. Шпикулово. В ходе проекта обследовали 8 родников и благоустроили 3 родника, составили отчеты по родникам. Кружок «Пешеходный туризм» для 6-11 классов в рамках экологического направления «Я и мой край» также реализует метапредметные умения и навыки. Самодеятельный туристический поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, он дает новое и закрепляет уже полученные знания, способствует самоутверждению ребят, повышает их интерес к школьным занятиям, позволяет лучше ориентироваться в вопросах выживания на природе и в экстремальных ситуациях, все чаще возникающих в современном мегаполисе. Туристические походы, путешествия и экскурсии - важное средство воспитания подрастающего поколения. Туризм и краеведение дополняют друг друга, выступают в неразрывном единстве во внешкольной работе с детьми. Походы, путешествия, краеведческие исследования благотворно сказываются на кругозоре школьников, позволяют воочию увидеть экономические и культурные достижения страны, воспитывают любовь к Отечеству, гордость за свой народ, прививают школьникам навыки и умения, без которых немыслима повседневная жизнь. Сплачивая всех обучающихся в дружный коллектив, помогая узнавать на

деле, что такое товарищеская поддержка и взаимопомощь.

Наши школьники принимают активное участие в творческих конкурсах - Экологическом форуме «Зеленая планета-2012», конкурсе рисунков и фотографий, в номинации конкурса социально-значимых исследовательских и проектных работ по экологии «Природа -бесценный дар, один на всех» на областном и муниципальном этапе.

Таким образом, в процессе привлечения детей к участию в различных видах проектов, конкурсов, фестивалей, формирует у каждого ученика собственное мировоззрение, дает возможность развивать ключевые компетентности, необходимые для жизни в современном обществе, развивает ноосферное мышление школьников.

Устремленность в будущее, таким образом,- характерная черта ноосферного учения, которое в современных условиях необходимо развивать со всех его сторон.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чижов П.Г. Философия и экологические проблемы. Бишкек, 2010.

С. 97-102.

2. URL: http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/facet_mind/facet_mind

2.php

3. URL: http://mak-leroy.narod.ru/Library2/Library-2-Vernadsky-Uchenie-

o-Noosfere.htm.

Поступила в редакцию 8 сентября 2012 г.

Zhdanova M.A. FORMATION OF STUDENTS’ NOOSPHE-RE THINKING THROUGH COURSE OF RESEARCH AND PROJECT ACTIVITY

Formation students’ ecological culture connects with V.I. Vernadskiy’s teaching and modern requirements to knowledge and personal qualities of school leavers: adapt in real conditions, critically think, reveal the appearing problems, promote hypothesis, find alternative solutions of problems, and be responsible for the results of actions. Formation of noosphere thinking through course of research and project activity is conducted within ecological “The Man and the Nature”.

Key words: V.I. Vernadskiy; ecological culture of schoolchildren; research and project activity; standards of second generation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.