приятиях, имея опыт производственных практик.
Филиал Университета машиностроения в г. Серпухове тесно сотрудничает с такими общественными организациями, как Общественный совет по образованию г. Серпухова, Совет ветеранов, Общественная организация «Союз журналистов Подмосковья», Общественная организация «Женщины Подмосковья».
Таким образом, представленные в статье рекомендации по построению системы непрерывного образования носят не только теоретический, но и практический характер. Включение в систему непрерывного образования образовательных учреждений, предприятий, научных организаций, органов власти, налаживание между составляющими тесного взаимодействия позволяет учесть возможности и потребности региона и готовить кадры, необходимые для успешного социально-экономического развития страны, кадры, адаптированные и к социальной, и производственной среде.
Литература
1. Андрух О.Н. О роли нормативных и технических документов в формировании компетентности автомобильных инженеров // Известия Московского государственного технического университета «МАМИ». 2010. № 2. С. 248-250.
2. Одегов Ю. Стимулирование развития персонала как фактор роста производительности труда. Методика и практика компаний // Нормирование и оплата труда в строительстве, 2011, №2.
3. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы».
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1663-р (ред. от 14.12.2009) «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации».
Формирование номенклатуры показателей качества преподавателей вузов
на основе системного подхода
к.т.н. доц. Андрух О.Н., Сидорова А.С.
Университет машиностроения 8 (4967) 72-28-42, oandruh@,mail.т, iriso4nay@,mail.ru Аннотация. В статье описывается процесс формирования совокупности показателей качества преподавателей вузов на основе системного подхода с учетом анализа общих показателей качества персонала и специфических показателей, отражающих особенности деятельности преподавательского состава.
Ключевые слова: качество, преподавательский состав, показатели качества, номенклатура показателей качества, компетентность.
В области оценки качества важной задачей является формирование номенклатуры показателей качества объекта. Избыточная совокупность показателей качества приводит к за-шумлению входного информационного канала, увеличению времени оценки качества объекта и времени принятия решения. Недостаточная совокупность показателей не позволяет объективно оценить качество объекта.
Целью данной статьи является разработка рекомендаций по формированию групп показателей качества преподавательского состава (ПС).
Номенклатура показателей качества объекта - это перечень качественных или количественных характеристик, обеспечивающих возможность оценки уровня качества объекта [2].
Формирование номенклатуры показателей качества объекта обеспечивает возможность проведения процедуры подтверждения соответствия объекта требованиям документов и потребителей, оценку соответствия качества объекта передовому зарубежному опыту, возможность оценки качества объекта, управление качеством.
С позиций системного подхода для обоснования номенклатуры показателей качества преподавательского состава необходимо учитывать требования различных уровней иерархии
Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования. и требования заинтересованных сторон:
• иерархические требования к педагогической деятельности (требования контролирующих и надзорных органов; требования по организации и осуществлению педагогической деятельности; требования потребителей);
• общие показатели качества персонала;
• специфические показатели, отражающие особенности деятельности преподавательского
состава;
• требования работодателей к преподавательскому составу;
требования федеральных государственных образовательных стандартов к преподавательскому составу.
Анализ национальной нормативной документации по стандартизации показывает, что данному вопросу достаточного внимания не уделяется. Это обусловлено, прежде всего, исторически сложившимся отношением к объектам стандартизации. Объектами стандартизации являются продукция, процессы (работы) и услуги, а также их различные аспекты [5]. Персонал к объектам стандартизации не причислен, и в национальной практике требования к персоналу формируются как часть требований к услугам. Такой подход к персоналу ошибочен и требует коррекции. Специалисты высокой квалификации необходимы не только для оказания услуг высокого качества, но и для выпуска качественной продукции, для реализации качественных процессов и работ. Следовательно, персонал следует рассматривать как отдельный объект стандартизации и поэтому к данному объекту необходимо формировать требования и показатели качества.
Общие показатели качества персонала представлены в национальном стандарте ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества», в котором выделены следующие группы показателей качества услуг:
1) показатели назначения;
2) показатели безопасности;
3) показатели надежности;
4) показатели профессионального уровня персонала.
Очевидно, что общими показателями качества персонала можно считать:
• показатели назначения;
• показатели профессионального уровня персонала.
Показатели назначения характеризуют свойства персонала, определяющие основные функции, для выполнения которых он предназначен. В случае персонала образовательных учреждений - это выделение соответствующей сферы деятельности - общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования с последующей градацией внутри данного образовательного учреждения.
Показатели профессионального уровня персонала (исполнителя услуг) включают три подгруппы [2]:
уровень профессиональной подготовки и квалификации, в том числе теоретические знания и умения применять их на практике;
• способность к руководству;
• знание и соблюдение профессиональной этики поведения.
Показатели уровня профессиональной подготовки и квалификации персонала включают оценку следующих параметров:
• общая и профилирующая подготовка персонала (подготовка в объеме; профессионально-технического училища, техникума, вуза, послевузовского и дополнительного образования);
• общие навыки (категория, класс, стаж работы) и навыки выполнения сложных работ, в том числе по результатам участия в каких-либо конкурсах профессионального мастерства;
• знание и соблюдение требований руководящих документов, касающихся профессиональной деятельности (в т. ч. по соблюдению требований: санитарии, личной гигиены и гигие-
ны рабочего места; пожарной и других видов безопасности, правил охраны труда; нормативных документов на услуги).
Показатели способности к руководству включают оценку следующих параметров:
• знание и соблюдение трудового законодательства, отраслевых руководящих документов, касающихся профессиональной деятельности;
• умение организовать работу персонала, обеспечить эффективный контроль за соблюдением им своих обязанностей и контроль за реализацией прав;
• знание и соблюдение законодательства и руководящих документов в экономической, финансовой и бухгалтерской сферах;
• умение обеспечить доброжелательную атмосферу на предприятии; своевременное и качественное обслуживание потребителей (клиентов) приоритетных категорий; правильное использование средств противопожарной и других видов защиты и сигнализации; четкую эвакуацию потребителей или оказание им необходимой помощи при экстремальных ситуациях.
Показатели знания и соблюдения профессиональной этики поведения отражают:
• индивидуальные свойства, в число которых входят этичность, доброжелательность, вежливость, контактность, коммуникабельность и т. п., а также внешние данные;
• внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями в пределах своих должностных обязанностей;
• умение создать атмосферу гостеприимства, умение проявлять терпение, выдержку и обладание способностью избегать конфликтных ситуаций.
В требованиях федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) укрупненной группы специальностей 050000 «Образование и педагогика» представлены следующие группы компетенций по видам деятельности педагогов:
• педагогические;
• культурно-просветительские;
• учебно-профессиональные;
• научно-исследовательские;
• образовательно-проектировочные; организационно-технологические.
Специфические требования к квалификации преподавательского состава с точки зрения работодателей представлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), однако они существенно отличаются для преподавателей общеобразовательных учреждений и вузов.
В ЕКС сформулированы следующие составляющие компетентности педагогических работников общеобразовательных учреждений [3]:
• профессиональная компетентность;
• информационная компетентность;
• коммуникативная компетентность;
• правовая компетентность.
Профессиональная компетентность [3] - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих
Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования. эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
Коммуникативная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями, коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Правовая компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
Требования ЕКС к ПС высшего профессионального и дополнительного профессионального образования представлены в формате «знания, умения, навыки», а не в формате компетенций [3], кроме того, типовые группы требований не выделены.
Сравнение групп показателей качества преподавательского состава, представленных в разных источниках, показывает, что они существенно отличаются друг от друга, каждый из документов не учитывают существенных составляющих. Таким образом, использовать единственный нормативно-правовой документ в качестве основы (базиса) или требования одного уровня иерархии для формирования групп показателей качества не допустимо.
На основе системного подхода рациональная совокупность групп показателей качества ПС может быть представлена следующим образом:
• показатели назначения;
• показатели профессиональной компетентности:
о уровень профессиональной подготовки и квалификации; о показатели педагогической компетенции; о способность к руководству;
о знание и соблюдение профессиональной этики поведения;
• показатели научно-исследовательской компетентности;
• показатели информационной компетентности;
• показатели коммуникативной компетентности;
• показатели правовой компетентности.
Предложенная совокупность показателей качества преподавателей вуза сформирована на основе системного подхода и может быть основой для формирования профессионального стандарта преподавателя или стандарта, предъявляющего требования к номенклатуре показателей качества преподавателей вуза.
Литература
1. ГОСТ 30335—95/ГОСТ Р 50646—94 Услуги населению. Термины и определения.
2. ГОСТ Р 52113-2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества.
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2009 г. № 593 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Квалификационные характеристики
должностей работников образования».
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1.01.2011 г. № 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».
5. Федеральный закон № 184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании».
Повышение конкурентоспособности вуза на основе организации целевой подготовки работников для оборонно-промышленного комплекса страны
к.т.н. доц. Андрух О.Н., Сидорова А.С., Чадунели М.К.
Университет машиностроения 8 (4967) 72-28-42, [email protected], [email protected], [email protected]
Аннотация. В статье предложен анализ организации подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса в РФ, возможности Университета машиностроения в реализации государственного заказа на подготовку кадров, разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности Университета машиностроения на основе системного участия вуза в реализации государственного заказа на подготовку кадров.
Ключевые слова: конкурентоспособность, целевая подготовка, государственный заказ на подготовку кадров, работники, оборонно-промышленный комплекс
1 ноября 2012 года Министерство образования и науки Российской Федерации опубликовало результаты мониторинга деятельности 502 государственных вузов и 930 филиалов. По результатам мониторинга 136 вузов, в том числе Университет машиностроения, были включены в список образовательных учреждений с признаками неэффективности.
Одним из важнейших критериев оценки эффективности вуза является процент выпускников, работающих по специальности.
Данный критерий имеет высокое значение для вузов, реализующих в значительных объемах целевую подготовку студентов.
В РФ целевая подготовка реализуется в двух направлениях: для нужд народного хозяйства и для нужд оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны.
Целью данной статьи является анализ организации подготовки кадров для ОПК в РФ, возможности Университета машиностроения в реализации государственного заказа на подготовку кадров, разработка рекомендаций по повышению его конкурентоспособности на основе системного участия в реализации государственного заказа на подготовку кадров для нужд ОПК РФ.
Состояние предприятий ОПК, проблемы кадрового обеспечения ОПК. Оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации объединяет 1200 предприятий, на которых занято более 1,5 млн. человек, из них 72% работает на промышленных предприятиях и 28% в научно-исследовательских институтах (НИИ) и конструкторских бюро (КБ).
В период с 2000 по 2010 годы предприятия ОПК не получали системных, пролонгированных во временной перспективе заказов для нужд силовых ведомств, что привело к ряду проблем:
• сокращению количественного и качественного состава персонала ОПК;
отставанию уровня заработной платы на предприятиях ОПК от зарплаты в промышленности на 15-20%;
• старению персонала ОПК (средний возраст работников в промышленности составляет приблизительно 50 лет, работников НИИ и КБ по оборонным отраслям промышленности -53 года);