МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / METHODOLOGY AND _TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION_
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.137.65
ФОРМИРОВАНИЕ НОМЕНКЛАТУРЫ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ СТУДЕНЧЕСКИХ ТРУДОВЫХ ОТРЯДОВ
Научная статья
Завада Г.В.1' *, Реймер М.В.2, Якупов Ш.Н.3
1 ORCID : 0000-0002-4132-2861;
2 ORCID : 0000-0001-9574-5782;
3 ORCID : 0009-0009-3208-402X;
1 3 Казанский государственный энергетический университет, Казань, Российская Федерация 2 Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Российская Федерация
* Корреспондирующий автор (g.zavada[at]mail.ru)
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена усилением внимания исследователей к возможностям студенческих трудовых отрядов в формировании «гибких» (личностных) и «жёстких» (профессиональных) навыков их участников. Цель статьи заключается в анализе существующих подходов к определению понятий, выявлении номенклатуры личностных и профессионально важных качеств бойцов СТО, определении ее особенностей исходя из специфики трудового отряда. Авторами на основе контент-анализа предложены определения личностных качеств, как совокупности социально-биологических структурных компонентов личности, которую выражают устойчивые состояния, психические процессы, поведение, свойства, черты характера, особенности человека в природной среде и профессионально важных качеств, как индивидуальных качеств личности необходимых для эффективного, результативного и качественного выполнения профессиональной деятельности. С учетом экспертного мнения работодателей составлена номенклатура личностных и профессионально важных качеств, которые могут эффективно формироваться в условиях студенческих трудовых отрядов, с учетом их возможностей и специфики. Статья предназначена для организаторов движения студенческих трудовых отрядов, разработчиков учебно-методических материалов и программ подготовки для работы в СТО, преподавательского состава.
Ключевые слова: профессионально важные качества, личностные качества, студенческие трудовые отряды, студент, работодатель.
FORMATION OF A NOMENCLATURE OF PERSONAL AND PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF
THE PARTICIPANTS OF STUDENT LABOUR UNIONS
Research article
Zavada G.V.1 *, Reimer M.V.2, Yakupov S.N.3
1 ORCID : 0000-0002-4132-2861;
2 ORCID : 0000-0001-9574-5782;
3 ORCID : 0009-0009-3208-402X;
1 3 Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russian Federation 2 Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russian Federation
* Corresponding author (g.zavada[at]mail.ru)
Abstract
The relevance of the article is due to the increased attention of researchers to the possibilities of student labour unions in the formation of "hard" (personal) and "soft" (professional) skills of their participants. The aim of the article is to analyse the existing approaches to the definition of concepts, to identify the nomenclature of personal and professionally important qualities of SLU members, to determine its characteristics based on the specifics of the labour union. The authors on the basis of content analysis proposed definitions of personal qualities as a set of socio-biological structural components of personality, which expresses the stable states, mental processes, behaviour, properties, character traits, features of a person in the natural environment and professionally important qualities as individual qualities of personality necessary for effective, efficient and quality performance of professional activity. Taking into account the expert opinion of employers, the nomenclature of personal and professionally important qualities that can be effectively formed in the conditions of student labour unions, taking into account their capabilities and specifics, is compiled. The article is intended for the organizers of the student labour unions movement, developers of educational and methodological materials and training programmes for work in SLUs, teaching staff.
Keywords: professionally important qualities, personal qualities, student labour unions, student, employer.
Введение
Обучение студентов в вузе направлено по большей степени на приобретение студентами теоретических знаний, умений и навыков. Современные же реалии экономики складываются так, что «гибкие» (личностные) и «жёсткие» (профессиональные) навыки высоко ценятся на производстве, поэтому вопрос приобретения студентами личностных и профессионально важных качеств во время обучения в вузе становится все более весомым в образовательной системе.
У многих работодателей складывается определенный портрет студента как идеальной модели, которая обладает различными качествами; на его основе формируется требование, чтобы по выпуску из вуза студент был уже наделен необходимыми качествами в зависимости от направленности компании и занимаемой должности. Авторитетный журнал для предпринимателей «Inc.Russia» провел исследование среди работодателей. По итогам опроса вышло, что больше половины компаний - 71% - берут молодых специалистов на работу благодаря оценке их личностных компетенций и тому, насколько они соответствуют корпоративной культуре и ценностям. Если касаться отдельных личностных или профессиональных качеств, то большинство работодателей - более 83% - назвали самыми важными качествами умение работать в команде и ориентацию на результат, около 59% опрошенных назвали адаптивность среди важнейших качеств [1]. Проблематика формирования профессионально важных и личностных качеств студента в процессе его работы в студенческих трудовых отрядах является актуально и требует специального изучения.
Методы и принципы исследования
При проведении исследования были использованы методы анализа передового педагогического опыта, связанного с функционированием студенческих трудовых отрядов и развитием профессионально-важных качеств в его условиях; контент-анализ; экспресс-интервью работодателей и участников СТО; изучение научной литературы по проблеме. Опрос участников Студенческих трудовых отрядов, их руководителей и работодателей (более 170 участников) позволил выявить различия в представлениях о необходимости и возможностях формирования различных качеств и компетенций в условиях СТО.
Анализ научной литературы показывает, что проблема формирования личностных и профессионально важных качеств по-прежнему привлекает внимание ученых, подчеркивается, что качество профессиональной деятельности является производной от личностных качеств субъекта деятельности.
Значительное число работ посвящены формированию отдельных качеств или групп качеств, связанных с эффективностью реализации профессиональной деятельности. Приходченко Е.И. и Капацина Н.Н. отмечают, что основными источниками устойчивого глобального профессионального успеха в современных условиях выступают творчество и инновационность. Формирование таких качеств требует специфического подхода к организации учебного подхода, в частности, авторы предлагают поэтапное внедрение техники латерального маркетинга при обучении будущих инженеров [2]. В работе [3] сделан акцент на качество «амбициозность личности» как профессионально важного и как фактора успешности деятельности. Исследователи Лапшова А.В., Уракова Е.А., Михайленко Д.М. отмечают, что процесс формирования профессионально важных качеств можно осуществлять различными путями, через специально отведенную для этого учебную дисциплину; сквозным способом, через все учебные дисциплины; через систему внеучебной работы и дополнительное образование; через создание специального практико-ориентировнаного студенческого пространства [4]. Важный аспект соотношения понятий «профессионально важные качества» и «компетенции» затронут в работе В.В. Зотова [5], отмечено, что ПВК - элемент совокупности, состоящей из знаний, умений, навыков, описывающей сущность понятия «компетенция».
Посталюк Н.Ю. и Прудникова В.А., обобщив ряд исследований, посвященных профессионально важным качествам, отмечают наличие трех методологических подходов к описанию ПВК: традиционный профессиографический, ресурсный и на основе метапрофессиональных качеств личности [6]. Авторы отмечают, что в первых двух подходах сделан акцент на выделение инструментальной и мотивационной групп ПВК, наличие которых обеспечивает эффективность профессиональной деятельности. В первом случае, в качестве оснований выступают предмет и орудия труда (что позволяет работнику быстро адаптироваться в типичных условиях труда), а во втором -сами ресурсы, как обобщенные способы деятельности и компоненты, мотивирующие субъекта деятельности (ресурсы устойчивости, саморегуляции, мотивационные и инструментальные ресурсы). Третий подход, на основе метапрофессиональных знаний, актуализировался в XXI веке. Как отмечают Зеер Э.Ф. и Заводчиков Д.П. важнейшим качеством современного специалиста становится «динамическая профессиональность», которую можно представить как отражение его «универсальности» [7]. В связи с этим подчеркивается значение «мягких» компетенций, навыков -коммуникативности и коллективизма, гибкости, готовности к обучению и т.д. Данный подход имеет направленность на постоянную самореализацию работника, значительно расширяет его возможности и профессиональные области.
Интересен тот факт, что работодатели высоко оценивают значимость подобных навыков и соответствующих им качеств. В работе [8] сделан вывод о востребованности навыков критического мышления, творческого мышления, навыков ведения переговоров, важности эмоционального интеллекта и когнитивной гибкости. Подобное мнение отражено в исследовании [9], а также коррелирует с результатами проведенного нами блиц-интервью работодателей.
Обучение в высшей школе создает массу возможностей для формирования ЛВК и ПВК, для личностного и профессионального развития как во время учебного процесса, через чередование различных дисциплин, технологий обучения, так и во внеучебной деятельности: через общественные организации, студенческие самоуправления, профкомы, творческие и спортивные клубы и т.д. Одной из крупнейших молодежных организаций являются Российские студенческие трудовые отряды (СТО) - организация, целью которой является трудоустройство студентов в каникулярный период по различным направлениям деятельности (педагогические, строительные, энергетические, сервисные, сельскохозяйственные, медицинские и т.д.). Более 240 тысяч студентов ежегодно проходят школу студенческих отрядов в стране, более 10 тысяч в Республике Татарстан, активно возрождается движение в других регионах страны, в частности в Калужской области [10], [11].
Исследователи и практики подчеркивают ряд задач, реализация которых осуществляется СТО: временное трудоустройство и повышение материального благосостояния студентов; трудовое воспитание студентов; формирование кадрового резерва экономики и др. [12].
Рассматривая трудовые отряды в контексте рассматриваемого исследования, отметим, что они дают значимую возможность студентам учебных заведений приобрести первые профессионально важные качества и трудовой опыт. Участники студенческих отрядов учатся работать в команде со своими сверстниками, получают опыт общения с
работодателем, проявляют свои лидерские навыки, получают дополнительную рабочую профессию перед трудоустройством [13]. Бойцы студенческих трудовых отрядов автоматически становятся конкурентоспособнее сверстников благодаря приобретенным профессиональным и личностным качествам. В то же время специфика работы студента в СТО, связанная, в первую очередь, с их временным характером, ставит вопрос о достаточности развития рассматриваемых качеств, их специфике и наборе. В связи с этим актуализируется проблема выявления номенклатуры профессионально важных качеств участников студенческих трудовых отрядов, а также описание особенностей этих качеств. Трактовка В.Д. Шадрикова [14] интересна тем, что он подчеркивает значение ПВК как для производительности, эффективности, результативности самой профессиональной деятельности, так и для качества процесса подготовки к ней. Несомненно, то, что ПВК тесным образом связаны с личностными качествами (ЛК), дает нам еще одну важную проблематику - взаимосвязь и взаимозависимость профессионально важных и личностных качеств, в том числе выпускника вуза.
Несмотря на значительное количество работ по данной тематике, проведенный теоретический анализ исследований и изучение опыта оценивания профессионально важных и личностных качеств позволили выделить определенное противоречие между потребностью общества и рынка труда в конкурентоспособных специалистах, обладающих необходимым уровнем сформированности профессионально важных качеств, и специфике и влиянии на сформированность профессионально важных качеств студенческих трудовых отрядов. Чаще всего исследователи говорят о формировании ПВК как сопутствующем результате трудоустройства в студенческий трудовой отряд, сами качества, их номенклатура и специфика не стали отельным предметом исследования. Отмеченное противоречие ставит проблему выявления номенклатуры профессионально важных качеств, формирующихся у участников студенческих трудовых отрядов и определение их особенностей, связанных со спецификой самих СТО.
Основные результаты
Анализ научных исследований показал, разнообразие подходов и формулировок как в понимании ПВК и ЛК, так и в их содержательном наполнении. Для проведения теоретического анализа существующего материала и нахождения обобщенных формулировок нами использован контент-анализ, который исходя из гибкости и возможности формализации используется как действенный метод практического анализа текста через подсчет разбираемых понятий и определение связующих компонентов между ними в качественном и количественном соотношении [15]. В качестве искомых формулировок личностных качеств использовались авторские определения А.А. Вербицкого, В.Д. Шадрикова, А.В.Пономарева, В.И. Туранина и др. [9], [16], [17]. В результате проведенной работы были получены следующие данные (в перечислении указаны понятия и частота появления данного понятия в определениях): социальных - 6; биологических - 2; структурные - 4; компоненты - 3; личность(ный) - 8; устойчивые - 5; состояния -4; психические - 3; процессы - 5; свойства - 5; поведение - 8; природная среда - 4; качества - 2; совокупность - 2; черт - 2; особенности - 4; совокупность - 2; человек - 7; набор - 2; характер - 3; сфера - 2; выражающие - 2; которые - 5. Исходя их этих данных, можно сформулировать следующее определение: личностные качества - это совокупность социально-биологических структурных компонентов личности, которую выражают устойчивые состояния, психические процессы, поведение, свойства, черты характера, особенности человека в природной среде.
Кроме того, можно сделать отметить, что понятие «личностные качества выпускника высшей школы» носит многогранный характер. Изучение содержания «личностных качеств выпускника высшей школы» позволяет выделить их основные группы:
- качества коммуникабельности (общение, умение работать в команде, уважение к личности другого человека);
- лидерские качества (способность к риску, стремление к непрерывному саморазвитию, стремление к профессиональному росту, смелость, решительность, убедительность);
- интеллектуальные качества (хорошая память, достаточная эрудированность);
- качества креативности (креативность, инициативность, способность к критическому мышлению);
- качества трудолюбия (ответственность, целеустремленность, дисциплинированность, организованность);
- психофизиологические качества (стрессоустойчивость, адаптивность);
- нравственные качества (порядочность, честность, духовная свобода, гуманизм, чувство собственного достоинства, стремление к саморазвитию).
Проводя по представленному алгоритму изучение понятия «профессионально-важные качества» мы опирались на исследования В.Д. Шадрикова, А.А. Деркача, Э.Ф. Зеера, В.А. Толочка и др. [6], [7], [16], [18], [19]. Среди наиболее часто используемых терминов в определениях были выявлены (указываем по мере уменьшения количества повторений ключевых терминов): «профессиональной», «деятельности», «качества (свойства)», «успешность», «необходимые», «индивидуальные», «качество (деятельности)», «эффективность/результативность», «труд», «процесс», «выполнения», «профессии». Обработка выявленных терминов позволяет определить понятие ПВК личности следующим образом: профессионально важные качества - это индивидуальные качества личности необходимые для эффективного, результативного и качественного выполнения профессиональной деятельности.
На основании проведенного теоретико-методологического анализа нами была разработана карта для экспресс-опроса бойцов студенческих трудовых отрядов, а также работодателей и определена номенклатура профессионально важных качеств, которые успешно могут формироваться в условиях студенческих отрядов. Целью данной методики являлось выявление ЛВК и ПВК, которые гарантированно могут формироваться в условиях СТО, а также определение специфических особенностей системы выявленных качеств. На основании проведенного теоретико-методологического анализа литературы и профессиональной сферы нами была разработана карта для экспресс-опроса бойцов студенческих трудовых отрядов, а также работодателей и на ее основе определена номенклатура профессионально важных качеств, которые успешно могут формироваться в условиях студенческих отрядов. Целью данной методики являлось выявление ЛВК и ПВК, которые гарантированно могут формироваться в условиях СТО, а также определение специфических особенностей системы выявленных качеств. В опросе приняли участие 44 работодателя и 127
«бойцов» студенческих отрядов г. Казани, Республики Татарстан, г. Калуги и Калужской области. Был предложен бланк с 30 ПВК, список которых составлен на основе обобщения исследований по номенклатуре профессионально важных качеств различных направлений профессиональной деятельности и среди них выделены наиболее часто встречающиеся и подходящие ко всем видам профессий. Опрашиваемым предлагалось оценить по десятибалльной шкале, насколько важно представленные характеристики в предстоящей трудовой деятельности, исходя из профиля студенческого отряда, и насколько данные ПВК уже формируются в предлагаемых программах обучения, при подготовке к работе в СТО. Сравнение результатов опроса бойцов трудовых отрядов и работодателей показало наличие определенных различий в понимании значимости отдельных качеств, например, «навыки информационной безопасности» и «умения работать с информацией». Самые высокие оценки, причем у всех групп опрашиваемых, получили качества «дисциплинированности», «понимание социальной значимости своей работы» и «ответственность». Невысокие оценки из перечня карты экспресс-опроса получили - «знание иностранного языка», «умения анализировать информацию», «готовность к риску». Обобщая результаты, отметим, что проведенный опрос показывает, что ряд характеристик более востребованы как со стороны работодателей, так и со стороны участников движения трудовых отрядов, чем это отражено в программах подготовки.
В целом, в педагогической литературе можно выявить три основных подхода к формированию наполнения ПВК [18], [20]. Обобщая данные, отметим, все авторы подчеркивают зависимость содержания ПВК от трудовых функций и задач, в детальном описании содержания ориентированы на вариативность, исходя из профессии, однако единого подхода к описанию структуры нет. Можно обнаружить описание «квалификационных характеристик» (В.А. Сластенин); перечисление собственно качеств, которые, по мнению разработчиков, влияют на эффективность и производительность труда; описывают ПВК как производные от знаний, умений и навыков по профессиональной сфере или от профессиональных функций. Грамотно составленный профессиональный стандарт с описанием обобщенные и конкретных трудовых функций дает наиболее полное понимание планируемого результата обучения и, как следствие, необходимого содержания и технологий обучения.
Заключение
Понимание значимой роли студенческих отрядов в формировании профессиональных и надпрофессиональных умений предопределили необходимость изучения как номенклатуры профессионально важных качеств будущих специалистов, так и анализа возможностей СТО в их формировании. В теоретическом блоке работы осуществлен анализ более 50 источников по структуре и содержанию понятий профессионально важных качеств, проведенный контент-анализ позволил внести уточнение в ряд педагогических терминов. Сравнение различных авторских разработок номенклатур ПВК по ряду направлений подготовки показывает пересечение множества умений по своему контексту и смыслу.
Разработка единой модели профессионально-важных качеств бойцов студенческих отрядов позволяет выявить в ней инвариантную и вариативную части, гибко проектировать программы подготовки бойцов СТО. В целом реализация программ подготовки участников студенческих трудовых отрядов, направленных на развитие и формирование выявленных умений, позволит оперативно обеспечить рынок труда специалистами с требуемыми компетенциями.
Конфликт интересов
Не указан.
Рецензия
Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.
Conflict of Interest
None declared.
Review
All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.
Список литературы / References
1. Исследование: личность и образование - самые важные качества у молодого специалиста для работодателя // Inc.Russia - Журнал для предпринимателей. — 2021 — URL: https://incrussia.ru/news/dream-young-career/ (дата обращения: 11.10.2023)
2. Prikhodchenko E.I. Generating New Ideas as a Professionally Important Quality of Engineering Educators / E.I. Prikhodchenko, N.N. Kapatsina // Civil Defence Academy Journal. — 2020. — 3(23). — p. 127-131.
3. Панфилова А.В. Амбициозность личности как профессионально важное качество современного специалиста / А.В. Панфилова // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — 6-1. — с. 15-16.
4. Лапшова А.В. Механизмы формирования профессионально важных качеств студентов вуза / А.В. Лапшова, А.В. Уракова, Д.М. Михайленко // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — 72-3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-formirovaniya-professionalno-vazhnyh-kachestv-studentov-vuza (дата обращения: 30.10.2023)
5. Зотов В.В. Компетенции и профессионально важные качества: соотношение понятий и поле применимости в образовании, профессиональной сфере и государственной службе / В.В. Зотов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. — 2017. — 2(10). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-i-professionalno-vazhnye-kachestva-sootnoshenie-ponyatiy-i-pole-primenimosti-v-obrazovanii-professionalnoy-sfere-i (дата обращения: 11.10.2023)
6. Посталюк Н.Ю. Профессионально важные качества специалиста: методологические подходы, модели, российские практики развития / Н.Ю. Посталюк, В.А. Прудникова // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2020. — 3(39). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-vazhnye-kachestva-spetsialista-metodologicheskie-podhody-modeli-rossiyskie-praktiki-razvitiya (дата обращения: 11.10.2023)
7. Зеер Э.Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков // Высшее образование в России. — 2007. — 11. — с. 39-45.
8. Костин Н.А. Портрет бойца студенческого строительного отряда в контексте навыков будущего / Н.А. Костин, А.В. Пономарев // Инновационный потенциал молодежи: гражданственность, профессионализм, творчество; — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. — с. 257-261. — URL: http://hdl.handle.net/10995/97481 (дата обращения: 11.10.2023)
9. Сорокопуд Ю.В. Soft Skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов / Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — 1(86). — с. 194-196.
10. Российские Студенческие Отряды // Сайт Молодежной общероссийской общественной молодежной организации "Российские Студенческие Отряды". — 2022 — URL: https://trudkroot.rf/o_rossiyskikh_studencheskikh_otryadakh. (дата обращения: 11.10.2023)
11. Горюнов А. В Калужской области возрождают студенческие отряды / А. Горюнов // Калужские губернские ведомости. — 2022 — URL: https://kgvinfo.ru/novosti/obshchestvo/v-kaluzhskoy-oblasti-vozrozhdayut-studencheskie-otryady/ (дата обращения: 11.10.2023)
12. Ховрин А.Ю. Студенческое самоуправление в контексте социального партнёрства / А.Ю. Ховрин // Высшее образование в России. — 2010. — 6. — с. 128-132.
13. Гнатюк М.А. Российские студенческие трудовые отряды как ресурс для социально-профессионального самоопределения молодежи / М.А. Гнатюк, Д.В. Кротов, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2017. — 11. — с. 31-34.
14. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков — Москва: Логос, 2007. — 192 с.
15. Матушанский Г.У. Структура и содержание компетентностного подхода к подготовке профессионала-специалиста / Г.У Матушанский, О.Р. Кудаков, Г.В. Завада // Вестник Казанского технологического университета. — 2009. — 6. — с. 319-328.
16. Хакимова М.Р. Механизмы познавательных способностей по В. Д. Шадрикову / М.Р. Хакимова // Молодой ученый. — 2018. — 3(189). — с. 164-165.
17. Пономарев А.В. Концептуальная модель социально-личностных компетенций выпускника технического университета / А.В. Пономарев // Известия Российского государственного педагогического университета. — 2008. — 81. — с. 252-265.
18. Толочек В.А. Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения / В.А. Толочек // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. — 2019. — 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-i-pvk-podhod-vozmozhnosti-i-ogranicheniya (дата обращения: 11.10.2023)
19. Степашкина Е.А. Исследование профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями при приеме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов / Е.А. Степашкина, А.К. Суходоев, Д.Ю. Гужеля — Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования, 2022. — 32 с.
20. Моспан Т.С. Индивидуальные образовательные маршруты как средство формирования профессионально важных качеств студентов педагогического вуза / Т.С. Моспан, А.И. Тимошенко // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2019. — 3(35). — с. 80-85.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Issledovanie: lichnost' i obrazovanie - samye vazhnye kachestva u molodogo spetsialista dlja rabotodatelja [Research: Personality and Education Are the Most Important Qualities of a Young Specialist for an Employer] // Inc.Russia - Magazine for Entrepreneurs. — 2021 — URL: https://incrussia.ru/news/dream-young-career/ (accessed: 11.10.2023) [in Russian]
2. Prikhodchenko E.I. Generating New Ideas as a Professionally Important Quality of Engineering Educators / E.I. Prikhodchenko, N.N. Kapatsina // Civil Defence Academy Journal. — 2020. — 3(23). — p. 127-131.
3. Panfilova A.V. Ambitsioznost' lichnosti kak professional'no vazhnoe kachestvo sovremennogo spetsialista [Personal Ambition as a Professionally Important Quality of a Modern Specialist] / A.V. Panfilova // International Journal of Experimental Education. — 2014. — 6-1. — p. 15-16. [in Russian]
4. Lapshova A.V. Mehanizmy formirovanija professional'no vazhnyh kachestv studentov vuza [Mechanisms of Formation of Professionally Important Qualities of University Students] / A.V. Lapshova, A.V. Urakova, D.M. Mihajlenko // Problems of Modern Pedagogical Education. — 2021. — 72-3. — URL: https://cyberleninka.rn/article/nmehanizmy-formirovaniya-professionalno-vazhnyh-kachestv-studentov-vuza (accessed: 30.10.2023) [in Russian]
5. Zotov V.V. Kompetentsii i professional'no vazhnye kachestva: sootnoshenie ponjatij i pole primenimosti v obrazovanii, professional'noj sfere i gosudarstvennoj sluzhbe [Competencies and Professionally Important Qualities: Correlation of Concepts and the Field of Applicability in Education, Professional Sphere and Public Service] / V.V. Zotov // Bulletin of the Tambov University. Series: Social Sciences. — 2017. — 2(10). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-i-professionalno-vazhnye-kachestva-sootnoshenie-ponyatiy-i-pole-primenimosti-v-obrazovanii-professionalnoy-sfere-i (accessed: 11.10.2023) [in Russian]
6. Postaljuk N.Ju. Professional'no vazhnye kachestva spetsialista: metodologicheskie podhody, modeli, rossijskie praktiki razvitija [Professionally Important Qualities of a Specialist: Methodological Approaches, Models, Russian Development
Mewdynapodnhiu MayuMO-uccAedoBameAbCKUu wypnan ■ № 11 (137) • Hon6pb
Practices] / N.Ju. Postaljuk, V.A. Prudnikova // Professional Education in Russia and Abroad. — 2020. — 3(39). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-vazhnye-kachestva-spetsialista-metodologicheskie-podhody-modeli-rossiyskie-praktiki-razvitiya (accessed: 11.10.2023) [in Russian]
7. Zeer E.F. Identifikatsija universal'nyh kompetentsij vypusknikov rabotodatelem [Identification of Universal Competencies of Graduates by the Employer] / E.F. Zeer, D.P. Zavodchikov // Higher Education in Russia. — 2007. — 11. — p. 39-45. [in Russian]
8. Kostin N.A. Portret bojtsa studencheskogo stroitel'nogo otrjada v kontekste navykov buduschego [Portrait of a Student Construction Squad Fighter in the Context of Future Skills] / N.A. Kostin, A.V. Ponomarev // Innovacionnyj potencial molodezhi: grazhdanstvennost', professionalizm, tvorchestvo [Innovative Potential of Youth: Citizenship, Professionalism, Creativity]. — Yekaterinburg: Publishing House of the Ural University, 2020. — p. 257-261. — URL: http://hdl.handle.net/10995/97481 (accessed: 11.10.2023) [in Russian]
9. Sorokopud Ju.V. Soft Skills («mjagkie navyki») i ih rol' v podgotovke sovremennyh spetsialistov [Soft Skills and Their Role in the Training of Modern Specialists] / Ju.V. Sorokopud // The World of Science, Culture, Education. — 2021. — 1(86).
— p. 194-196. [in Russian]
10. Rossijskie Studencheskie Otrjady [Russian Student Groups] // Website of the Youth All-Russian public youth organization "Russian Student Detachments". — 2022 — URL: https://trudkroot.rf/o_rossiyskikh_studencheskikh_otryadakh. (accessed: 11.10.2023) [in Russian]
11. Gorjunov A. V Kaluzhskoj oblasti vozrozhdajut studencheskie otrjady [Student Groups are Being Revived in the Kaluga Region] / A. Gorjunov // Kaluga Provincial Gazette. — 2022 — URL: https://kgvinfo.ru/novosti/obshchestvo/v-kaluzhskoy-oblasti-vozrozhdayut-studencheskie-otryady/ (accessed: 11.10.2023) [in Russian]
12. Hovrin A.Ju. Studencheskoe samoupravlenie v kontekste sotsial'nogo partnerstva [Student Self-government in the Context of Social Partnership] / A.Ju. Hovrin // Higher Education in Russia. — 2010. — 6. — p. 128-132. [in Russian]
13. Gnatjuk M.A. Rossijskie studencheskie trudovye otrjady kak resurs dlja sotsial'no-professional'nogo samoopredelenija molodezhi [Russian Student Labor Groups as a Resource for Social and Professional Self-determination of Young People] / M.A. Gnatjuk, D.V. Krotov, S.I. Samygin // Humanities, Socio-economic and Social Sciences. — 2017. — 11.
— p. 31-34. [in Russian]
14. Shadrikov V.D. Problemy sistemogeneza professional'noj dejatel'nosti [Problems of Systemogenesis of Professional Activity] / V.D. Shadrikov — Moskva: Logos, 2007. — 192 p. [in Russian]
15. Matushanskij G.U. Struktura i soderzhanie kompetentnostnogo podhoda k podgotovke professionala-spetsialista [Structure and Content of the Competence Approach to the Training of a Professional Specialist] / G.U. Matushanskij, O.R. Kudakov, G.V. Zavada // Bulletin of Kazan Technological University. — 2009. — 6. — p. 319-328. [in Russian]
16. Hakimova M.R. Mehanizmy poznavatel'nyh sposobnostej po V. D. Shadrikovu [Mechanisms of Cognitive Abilities according to V. D. Shadrikov] / M.R. Hakimova // Young Scientist. — 2018. — 3(189). — p. 164-165. [in Russian]
17. Ponomarev A.V. Kontseptual'naja model' sotsial'no-lichnostnyh kompetentsij vypusknika tehnicheskogo universiteta [Conceptual Model of Social and Personal Competencies of a Graduate of a Technical University] / A.V. Ponomarev // Proceedings of the Russian State Pedagogical University. — 2008. — 81. — p. 252-265. [in Russian]
18. Tolochek V.A. Kompetentnostnyj podhod i PVK-podhod: vozmozhnosti i ogranichenija [Competence-based Approach and Quality-based Approach: Opportunities and Limitations] / V.A. Tolochek // Bulletin of St. Petersburg State University. Episode 16: Psychology. Pedagogy. — 2019. — 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-i-pvk-podhod-vozmozhnosti-i-ogranicheniya (accessed: 11.10.2023) [in Russian]
19. Stepashkina E.A. Issledovanie profilja nadprofessional'nyh kompetentsij, vostrebovannyh veduschimi rabotodateljami pri prieme na rabotu studentov i vypusknikov universitetov i molodyh spetsialistov [Research of the Profile of Supraprofessional Competencies Demanded by Leading Employers when Hiring University Students and Graduates and Young Professionals] / E.A. Stepashkina, A.K. Suhodoev, D.Ju. Guzhelja — Moscow: National Research University Higher School of Economics, Institute of Education, 2022. — 32 p. [in Russian]
20. Mospan T.S. Individual'nye obrazovatel'nye marshruty kak sredstvo formirovanija professional'no vazhnyh kachestv studentov pedagogicheskogo vuza [Individual Educational Routes as a Means of Forming Professionally Important Qualities of Pedagogical University Students] / T.S. Mospan, A.I. Timoshenko // Professional Education in Russia and Abroad. — 2019.
— 3(35). — p. 80-85. [in Russian]