2. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин,
В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. -№ 6(100). - С. 15-21.
3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.
Ключевые слова: организационно-педагогические условия, адаптация, специалисты по защите в чрезвычайных ситуациях, профессиональная деятельность. Key words: organizational and pedagogical conditions, adaptation, specialists in protection in emergency situations, professional activity.
УДК 61.001.12.18
Е.Г. Брындин, И.Е. Брындина
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ1
Исследовательский центр “ЕСТЕСТВОИНФОРМАТИКА”, Новосибирск; Технологическая платформа «МЕДИЦИНА БУДУЩЕГО», [email protected]
Резюме. Всемирная Организация Здравоохранения считает, что продолжительность жизни человека и состояние его здоровья на 75% определяет его образ жизни и система питания, на 10% - наследственность, еще 10% - условия внешней среды, и лишь на 5% услуги здравоохранения. Здоровье человека больше всего зависит от образа жизни. Образ жизни, который постоянно сохраняет здоровье, является здоровым.
Resume . The World Health Organization considers that life expectancy of the person and a state of his health for 75% its way of life and a power supply system, for
1 E.G. Bryndin, I.E. Bryndina. Formation of skills of the healthy lifestyle at young generation.
10% - heredity defines, another 10% - environmental conditions, and only for 5% of service of health care. Health of the person most of all depends on a way of life. The way of life which constantly keeps a healthy condition of the person, is healthy.
Современная социально-экономическая ситуация ставит благополучие человека в прямую зависимость от его психофизического здоровья. Плохое здоровье затрудняет получение хорошего образования, приводит к отрицательным социальным последствиям. Молодым людям, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться, независимо от наших усилий улучшить методы преподавания, стандарты или организационную структуру системы образования. В то же время, на современном этапе развития нашего общества, учитывая все большую открытость экономики страны и включения ее в мировую экономику, для развития и процветания страны, а также для собственного благосостояния молодым людям необходимо иметь более высокий уровень образования.
Медики и педагоги указывают на особую роль школы в формировании как непосредственно здоровья ребенка, так и его отношения к своему здоровью. Молодежи, не обладающей в целом физическими изъянами, всегда было свойственно легкомысленное отношение к здоровью. Сейчас молодое поколение ценит здоровье (видя насколько высокие требования предъявляет общество к успешному человеку), но не уверенны в своих возможностях сохранить его, т.к. не получают достаточно квалифицированной помощи в формировании у них ответственного отношения к здоровью.
Сегодня школьное образование вынуждено изменяться. Всякий раз, когда развивающееся общество предъявляет новые требования к образованию оно должно на них отвечать. Однако реакция школьного образования всегда происходит с большей или меньшей задержкой. Школу нужно ориентировать на передачу знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Перед образованием становятся новые цели. Приоритетной среди них является цель формирования, сохранения и развития здоровья ребенка. Для ее реализации требуется теория и практика формирования здорового образа жизни, как первостепенной задачи сегодняшнего дня [1-3].
Неотъемлемая часть процесса формирования культуры здоровья - обучение здоровому образу жизни. В процессе этого обучения должны быть сформированы:
- научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;
- отношение к здоровью как к ценности;
- целостное представление о человеке;
- навыки управления своим здоровьем;
- знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей,
- культура межличностных отношений;
- навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных жизненных ситуациях;
Достичь этого, давая неполные знания в рамках некоторых школьных предметов (например, на биологии, природоведении, географии), не представляется возможным. Обучение здоровому образу жизни необходимо строить по комплексной программе [3].
Новосибирская некоммерческая организация «Исследовательский Центр ЕСТЕСВОИНФОРМАТИКА» по результатам фундаментальных исследований этапов перехода на здоровый образ жизни издал три книги [1-3]. Предложил программу, включающую теоретические, методические и практические основы. Цели программы «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками здорового образа жизни и безопасного поведения. Проект вошел в библиотеку лучшего Российского опыта по здоровому образу жизни. Получен сертификат от Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Современное, чаще всего употребляемое в контексте образовательных процессов, определение понятия «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было принято, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий здоровье творческим мировоззрением, высоким уровнем развития личности, мотивацией, знаниями и умениями перехода на здоровый образ жизни. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности.
С развитием науки, техники и технологий появилась частотно - биорезо-нансная диагностика для определения состояния человека: здоровое, донозоло-гическое (предболезни) или болезни. Здоровое состояние достигается перехо-
дом на здоровый образ жизни.
Чтобы перейти на здоровый образ жизни сначала нужно сформировать здоровье творческое мировоззрение и мотивацию к здоровому образу жизни. Переход на здоровый образ жизни осуществляется в четыре этапа: освоением щелочного стиля жизни, развитием оздоровительных способностей, приобретением навыков ежедневного здоровье сбережения, накоплением годового опыта здорового образа жизни в течение лета, осени, зимы и весны. Освоение щелочного стиля жизни, развитие оздоровительных способностей, приобретение навыков здоровье сбережения и накопление опыта здорового образа жизни осуществляется на духовном, энергетическом, физиологическом и анатомическом уровнях. Освоение щелочного стиля жизни нужно для восстановления и сохранения кислотно-щелочного баланса биологических сред организма. Развитие оздоровительных способностей на духовном, энергетическом, физиологическом и анатомическом уровнях нужно для достижения здорового состояния. Приобретение навыков здоровье сбережения нужно для сохранения здорового состояния. Накопление опыта здорового образа жизни навыками здоровье сбережения в различных домашних, социальных и природных сезонных условиях (весной, летом, осенью и зимой) нужно для здоровой жизнедеятельности и сохранения здорового состояния в течение года.
Освоение щелочного стиля жизни
Освоение щелочного стиля жизни нужно для восстановления и сохранения кислотно-щелочного баланса биологических сред организма. Поддержание кислотно-щелочного баланса биологических сред организма обеспечивает человеку нормальное самочувствие. Освоение щелочного стиля жизни включает:
1. Гигиенический практикум.
2. Нормализацию кислотно-щелочного баланса биологических сред организма в экологически чистой природе на энергетическом уровне.
3. Освоение щелочного питания: 80% щелочной пищи, на переваривание которой вырабатывается поджелудочный сок, и 20% кислотной пищи, на переваривание которой вырабатывается желудочный сок. Щелочное питание поддерживает кислотно-щелочной баланс через обмен веществ на физиологическом уровне.
4. Сохранение кислотно-щелочного баланса чистой водой через водный обмен на физиологическом уровне.
5. Сохранение кислотно-щелочного баланса добрыми мыслями, намерениями и устремлениями, благоволениями и благодеяниями на ментально-духовном уровне.
6. Сохранение кислотно-щелочного баланса классической, священной, гармоничной музыкой на энергетическом генетико-волновом уровне.
7. Диагностику кислотно-щелочного баланса биологических сред организма.
Развитие оздоровительных способностей Развитие оздоровительных способностей на духовном, энергетическом, физиологическом и анатомическом уровнях нужно для достижения здорового состояния. Оно включает:
1. Понятие, определение и частотно-резонансная диагностика здорового состояния человека.
2. Практикум развития способностей настройки жизненных систем организма и его целостного нормального функционирования.
3. Практикум по здоровому питанию (щелочное питание плюс правила здорового питания).
4. Практикум формирования ценностного внутреннего мира по закону совести праведными мирными добрыми мыслями, желаниями.
5. Практикум формирования и проявления духовно-нравственных качеств благоволениями и благодеяниями.
6. Практикум развития способностей избавления от пагубных пристрастий и вредных привычек приобретением полезных привычек.
7. Практикум развития способностей уравновешивания психики в различных социальных условиях, семье и во внутреннем мире.
8. Комплексный практикум достижения здорового состояния из донозологиче-ского.
Приобретение навыков здоровье сбережения Приобретение навыков здоровье сбережения нужно для сохранения здорового состояния. Оно включает:
1. Практикум по освоению правил ежедневного сохранения здорового состояния.
2. Практикум по сохранению уравновешенной психики в различных социальных условиях в течение дня.
3. Практикум по сохранению целостного здорового функционирования организма в течение дня.
4. Практикум по согласованию личной, семейной и социальной здоровой жизнедеятельности с суточным природным циклом.
5. Комплексный практикум ежедневного сохранения здорового состояния на духовном, энергетическом, физиологическом и анатомическом уровнях в различных домашних, природных и социальных условиях
Накопление опыта здорового образа жизни Накопление опыта здорового образа жизни навыками здоровье сбережения в различных домашних, социальных и природных сезонных условиях (весной, летом, осенью и зимой) нужно для сохранения здорового состояния в течение года.
Накопление опыта здоровой жизнедеятельности в течение года и формирует здоровый образ жизни каждого человека в конкретных домашних, природных и социальных условиях. Оно включает:
1. Практикум сезонного сохранения целостного здорового функционирования организма и уравновешенной психики летом, осенью, зимой, весной.
2. Здоровое сезонное питание.
3. Сезонная одежда.
4. Периодическая диагностика состояния.
5. Комплексный практикум согласования социальной здоровой жизнедеятельности с годовым природным циклом.
6. Формирование семейной традиции здорового образа жизни.
7. Формирование культурной общественной традиция здорового образа жизни.
Литература:
1. Брындин Е.Г., Брындина И.Е. Основы здорового человека и общества. Науч.-метод. изд. Новосибирск: ИЦЕ, Томск: ТПУ; 2011. - 302 с.
2. Евгений Брындин, Ирина Брындина. Основы здорового долголетия. Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing. 2012. 225 с.
3. Брындин Е.Г., Брындина И.Е. Как перейти на здоровый образ жизни. /Новосибирск: ИЦЕ, Томск: ТПУ. 2013. 288 с.
4. Брындин, Е.Г., Брындина, И.Е. Образовательно-оздоровительный подход к здоровому долголетию. // Современные подходы в организации работы по со-
хранению и укреплению здоровья студентов, профилактике табакокурения: материалы межд.. науч.-практ. конф. Минск: РИВШ. 2011. С. 39-40.
5. Брындин Е.Г. Развитие оздоровительных способностей студентов. /Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, поиски, решения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции - Томск: ТПУ, 2011. С. 76-80.
6. Брындин Е.Г Здоровое воспитание и долголетие. /Межрегион. Науч.-прак. Конф. «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ» Томск: ТПУ. 2010. С. 105-109.
7. Брындин Е.Г. Экологическое не медикаментозное здравоохранение. /М: Межд. Конг. «Прогресс в фундаментальных и прикладных науках для здоровья человека». 2004. С. 81-82.
8. Брындин, Е.Г., Брындина, И.Е. Программа по обучению школьников здоровому образу жизни. /Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад - школа - университет: материалы II Всероссийской научно - практической конференции, Часть I: Педагогика одаренности. Томск: Томский ЦНТИ. 2012. С. 182-187
9. Брындин, Е.Г. Оздоровительная часть студенческого кампуса. /Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, поиски, решения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции - Томск: ТПУ, 2012.
С.369-375
10. Е.Г. Брындин, И.Е. Брындина Мониторинг динамики повышения показателей здоровья обучающихся / Современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ. Вузовская педагогика: матер. конф. Красноярск: КрасГМУ, 2013. С. 500-504.
11. М.Ю. Михайлина. Образование и здоровье: возрастно-психологический подход / Материалы конференции. Саратов 2004.
12. Моделирование процесса обучения здоровому образу жизни: Материалы к конференции / Авт.-сост. Н.П. Абаскалова. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2003.
13. Основы здорового образа жизни: Программа и методические рекомендации в 4 ч. / Под ред. Н.П. Смирновой. - Саратов: изд-во «Научная книга», 2000.
14. М.А. Павлова, И.И. Колисник. Мониторинг эффективности программы «Основы здорового образа жизни» / Материалы конференции. Саратов 2004.
Ключевые слова: здоровье творческое мировоззрение, щелочной стиль жизни, оздоровительные способности, навыки ежедневного здоровье сбережения, здо-
ровый образ жизни.
Keywords: health creative outlook, alkaline lifestyle, heal^ abilities, skills daily savings health, healthy lifestyle.
УДК 37.018.46
Е.А. Вацкель
ВОПРОС СООТНОШЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И АУДИТОРНОГО КОМПОНЕНТОВ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПО АУДИОТЕРАПИИ1
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, Санкт-Петербург, [email protected]
Введение. Совершенствование медицинского образования - залог эффективности системы здравоохранения. Поскольку в медицинской сфере происходит постоянное увеличение объема информации и новых технологий, для профессиональной деятельности врача необходимо постоянное освоение новых компетенций, которое обеспечивается благодаря системе последипломного образования. Однако, возникает вопрос совмещения профессиональной деятельности и обучения: последипломное образование отрывает специалиста от непосредственной лечебно-реабилитационной деятельности, более того, оно может быть связано с командировками, существенными временными и финансовыми затратами. В связи с этим, возникает вопрос оптимизации учебного процесса в рамках последипломного медицинского образования. Одним из способов оптимизации программ последипломного образования и повышения квалификации является использование дистанционных образовательных технологий. Эффективность использования дистанционных образовательных технологий описана рядом практиков организации последипломного медицинского образования (Агранович Н.В., Ходжаян А.Б 2012; А. Белозерова, Б.В. Кристальный с соавт. 2007; Горшунова Н.К 2009; Дмитриева, О.В. с соавт. 2012; И.Н. Денисов, М.В. Холопов 2007; И.Н. Куприянова, С.А. Чемизов 2010; Д.В. Пивень с соавт. 2009; Г.Н. Шляхова с соавт.2011 и др. ).
Основными особенностями подобной модели организации последипломного
1 E.A. Vatskel. The matter of distance educational component and classwork component proportion while planingaudiotherapy post-graduate program.