Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЕДЕНИЯ ОГНЯ ИЗ РУЧНОГО СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ ПО ЗАМАСКИРОВАННЫМ ЦЕЛЯМ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЕДЕНИЯ ОГНЯ ИЗ РУЧНОГО СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ ПО ЗАМАСКИРОВАННЫМ ЦЕЛЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
огневая подготовка / правоохранительные органы / особые условия / мишень / автомат / пистолет / снайперская винтовка / пулемет / «гонг» / «поппер» / полицейский / камуфляж / fire training / law enforcement agencies / special conditions / target / machine gun / pistol / sniper rifle / "gong" / "popper" / policeman / camouflage

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Хамгоков Мурадин Мухамедович, Сергеев Эдуард Виталиевич

В статье рассмотрены вопросы огневой подготовки в рамках повышения квалификации по программам, предусматривающим формирование необходимых компетенций у сотрудников правоохранительных органов, привлекаемых к несению службы (выполнению оперативно-служебных задач) в особых условиях. Проводится обсуждение стрелковых упражнений, выполняемых в рамках указанных программ. Также предлагаются пути совершенствования таких упражнений и используемых в них мишеней, для оптимизации образовательного процесса и более качественной подготовки сотрудников правоохранительных органов к действиям в особых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Хамгоков Мурадин Мухамедович, Сергеев Эдуард Виталиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the issues of fire training in the framework of advanced training in programs providing for the formation of necessary competencies for law enforcement officers involved in service (performing operational tasks) in special conditions. There is a discussion of shooting exercises performed within the framework of these programs. It also suggests ways to improve such exercises and the targets used in them, to optimize the educational process and better prepare law enforcement officers to act in special conditions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЕДЕНИЯ ОГНЯ ИЗ РУЧНОГО СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ ПО ЗАМАСКИРОВАННЫМ ЦЕЛЯМ»

секций, Калуга, 12-14 апреля 2022 года. - Калуга: ФБГОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского", 2022. - С. 61-65

7. Кутбиддинова, P.A. Использование кейс-метода для подготовки будущих психологов / P.A. Кутбиддинова // Вестник ЮУрГГПУ. - 2014. - №9-1. - С. 50-55

8. Муниципальный мониторинг единого всероссийского перечня (реестра) школьных спортивных клубов субъектов РФ - М1рз://еип-фкис.рф/список-шск-в-муниципалитетах/ (Дата обращения 12. 12. 2023)

9. Савельев, В.А. Применение метода кейсов в дополнительном профессиональном образовании педагогов с использованием технологий дистанционного обучения / В.А. Савельев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2016. - №4 (29). - С. 62-68

10. Уварова, С.М. Формирование готовности будущих учителей физической культуры к экспериментальной деятельности как фактор повышения их профессиональной компетентности / С.М. Уварова // Профессиональное мастерство: формирование, становление и развитие: межвуз. сб. науч. тр. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. - С. 76-83

11. Ханевская, Г.В. Кейс-стади как вид современных педагогических технологий в физической культуре / Г.В. Ханевская // Символ науки. -2016. -№5-2. - С. 210-212

12. Шварева, О.В. Формы применения кейс-метода в процессе подготовки бакалавров педагогики / О.В. Шваварева // Вестник ТГПУ.-2015.-№ 1 (153). - С. 29-32

Педагогика

УДК 623.5

кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич

Крымский филиал Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования

«Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Симферополь); кандидат юридических наук, доцент Хамгоков Мурадин Мухамедович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик); старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Сергеев Эдуард Виталиевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЕДЕНИЯ ОГНЯ ИЗ РУЧНОГО СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ ПО

ЗАМАСКИРОВАННЫМ ЦЕЛЯМ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы огневой подготовки в рамках повышения квалификации по программам, предусматривающим формирование необходимых компетенций у сотрудников правоохранительных органов, привлекаемых к несению службы (выполнению оперативно-служебных задач) в особых условиях. Проводится обсуждение стрелковых упражнений, выполняемых в рамках указанных программ. Также предлагаются пути совершенствования таких упражнений и используемых в них мишеней, для оптимизации образовательного процесса и более качественной подготовки сотрудников правоохранительных органов к действиям в особых условиях.

Ключевые слова: огневая подготовка, правоохранительные органы, особые условия, мишень, автомат, пистолет, снайперская винтовка, пулемет, «гонг», «поппер», полицейский, камуфляж.

Annotation. The article discusses the issues of fire training in the framework of advanced training in programs providing for the formation of necessary competencies for law enforcement officers involved in service (performing operational tasks) in special conditions. There is a discussion of shooting exercises performed within the framework of these programs. It also suggests ways to improve such exercises and the targets used in them, to optimize the educational process and better prepare law enforcement officers to act in special conditions.

Key words: fire training, law enforcement agencies, special conditions, target, machine gun, pistol, sniper rifle, "gong", "popper", policeman, camouflage.

Введение. 24 февраля 2022 года Российская Федерация начала проведение специальной военной операции. В ходе указанных мероприятий в составе нашей страны появились вновь освобожденные территории (Луганская народная республика, Донецкая народная республика, Запорожская и Херсонская области), на которых министерству внутренних дел необходимо обеспечить законность и правопорядок. Эта задача осложняется тем, что деятельность правоохранительных органов на указанных территориях должна осуществляться с учетом повышенного уровня террористической опасности, особенно в прифронтовых зонах. Наряду с имеющимися у сотрудников правоохранительных органов компетенциями, возникла потребность в приобретении новых - компетенций, позволяющих выполнять свои обязанности в особых условиях (особых правовых режимах).

Современные условия противостояния правоохранителей террористическим и экстремистским угрозам заставили «силовые» ведомства уделить особое внимание совершенствованию профессиональной подготовки правоохранителей, касающейся деятельности в особых условиях. Правоохранители, несущие службу в вышеуказанных регионах и в приграничных зонах, испытывают повышенные экстремальные нагрузки, ежедневно рискуя своей жизнью и здоровьем [1, С. 238].

Для решения этой задачи МВД России было принято решение обучить сотрудников правоохранительных органов необходимым компетенциям, необходимым для несения службы в особых условиях (в условиях специальных правовых режимов) в рамках повышения квалификации.

Указанные программы направленны на приобретение и совершенствование таких важных компетенций, в частности: Способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, условиях режима чрезвычайного положения и в военное время;

Способность обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в повседневной служебной деятельности. Все указанные компетенции, безусловно, направлены на совершенствование умений и навыков для несения службы в регионах с особым правовым режимом.

Изложение основного материала статьи. Одним из блоков рассматриваемой программы повышения квалификации является дисциплина «Огневая подготовка», в рамках которой обучающиеся совершенствуют навыки владения ручным стрелковым оружием (пистолет, автомат, пулемет и снайперская винтовка).

В огневую подготовку включено рассмотрение следующих учебных вопросов:

1. Понятие огневого контакта и тактики применения оружия. Основания и порядок применения огнестрельного оружия. Обеспечение личной безопасности при применении огнестрельного оружия. Отработка быстрого извлечения пистолета из кобуры и приведение в боевую готовность.

2. Совершенствование навыков обращения с пистолетом (ведение скоростной стрельбы из различных положений, оперативное устранение задержек, смена магазина и др.).

3. Совершенствование навыков обращения с автоматом и пулеметом (ведение скоростной стрельбы из различных положений, оперативное устранение задержек, смена магазина и др.).

4. Совершенствование навыков обращения со снайперской винтовкой (ведение скоростной стрельбы из различных положений, оперативное устранение задержек, смена магазина и др.).

5. Практическое выполнение упражнений стрельб для усиленной подготовки сотрудников. Из автомата № 4с; из пистолета № 1с, 2с, Зс; из ручного пулемета 6с; из снайперской винтовки. Порядок чистки и смазки ПМ, АК, РПК, СВД.

По условиям выполнения всех указанных стрелковых упражнений используются стандартные мишени [2, С. 13] (рис. 1, 2).

60

грудная фигура специальная поясная специальная поясная

(мишени № 6) (мишени № 26) (мишени № 2в)

Рисунок 1

23

специальная поясная мишень поясная фигура грудная фигура с кругами

(мишень № 2) (мишени № 7) (мишень № 4)

Рисунок 2

При должной подготовке, поражение таких мишеней (тем более - неподвижных) не является сложной задачей, так как они довольно контрастно выделяются на фоне обстановки стрельбища/полигона.

Такое исполнение мишеней сильно облегчает процесс их обнаружения.

Противник, действующий в составе диверсионно-разведывательных групп, особенно в районах, приближенных к линии боевого разграничения, будет одет в форму камуфляжной расцветки, для затруднения его обнаружения, что значительно затруднит его обнаружение и обезвреживание.

Нами был проведен эксперимент, в рамках которого на стандартную мишень - грудная фигура с кругами (мишень № 4), была нанесена камуфлированная расцветка, а мишень размещена на поверхности земли (на фоне травы), имитируя противника, одетого в камуфлированную форму, выглядывающего из-за укрытия. Как показал эксперимент, при стрельбе из автомата, уже на расстоянии в 50 метров такая мишень обнаруживается с трудом, а на расстоянии 100 м (упражнение № 1), обнаружить такую мишень крайне сложно, особенно, если о её месте расположения заранее не известно. Обнаружить и поразить такие мишени, без предварительной подготовки является непростой задачей.

Разновидности мишеней «гонг» Рисунок 3

После закрепления навыков обнаружения и ведения огня (результативного, с подсчетом достоинства пробоин) по указанным мишеням, на занятиях следует применять стальные мишени («гонг», «поппер») (рис. 3,4).

Такие мишени позволяют получать мгновенную информацию об их поражении [3, С. 336]. Указанные мишени имею меньшие габариты, в сравнении со стандартными мишенями, следовательно, на первоначальном этапе, для удобства их обнаружения и поражения, необходимо их окрашивать в цвета, контрастирующие с окружающей обстановкой (черный, красный, белый и др.). В дальнейшем, после закрепления навыка обнаружения и ведения прицельного огня по контрастным мишеням, их также следует окрашивать в камуфляжные цвета и оттенки («мультикам», «мох» и др. цвета, применяемые для маскировки силуэта).

Разновидности мишеней «Поппер» Рисунок 4

Для совершенствования рассматриваемых навыков необходимо модернизировать уже имеющиеся стрелковые упражнения. Пример упражнения: Упражнение N (автомат).

Мишень: 3 мишени «Гонг», окрашенные в камуфлированные цвета, расположены на расстоянии 5-7 метров друг от друга, на поверхности земли (или за укрытием - частично). Расстояние до мишеней: 50 метров.

Количество боеприпасов: 6 шт.

Время на выполнение - не более 15 с.

Положение для стрельбы: с колена, с колен, лежа на животе, лежа на боку, лежа на спине. Выбор положений на усмотрение стрелка (при стрельбе по разным мишеням, положения для стрельбы не должны повторяться). Автомат находится в положении «На ремень».

Порядок выполнения: стрелок находится на огневом рубеже спиной к мишеням, автомат - в положении «На ремень». Магазин, снаряженный 6 патронами, присоединен к автомату. После команды руководителя стрельб «Огонь!», стрелок разворачивается к мишеням, принимает положение для стрельбы «С колена», ставит переводчик огня в положение «Одиночные», досылает патрон в патронник, ведет огонь по мишени, находящейся справа до первого попадания (о котором будет сигнализировать звук «Гонга»), убирает палец со спускового крючка на ствольную коробку, меняет положение для стрельбы на любое указанное в условиях, ведет огонь до первого попадания, убирает палец со спускового крючка на ствольную коробку, меняет положение для стрельбы, ведет огонь до первого попадания. Включает предохранитель, принимает строевую стойку, автомат располагает в положение «На ремень», докладывает об окончании стрельбы. По команде руководителя стрельб разряжает (при необходимости) оружие и предъявляет его к осмотру. Мишени рекомендуется поражать справа налево.

Критерии оценки:

«Отлично» - поражены все мишени, боеприпасов израсходовано - не более 4 шт.

«Хорошо» - поражены все мишени, боеприпасов израсходовано - не более 5 шт.

«Удовлетворительно» - поражены все мишени, боеприпасов израсходовано - 6 шт.

«Не удовлетворительно» - во всех остальных случаях.

При условии, что время на выполнение упражнения не было превышено.

Выводы. На наш взгляд, в рамках повышения квалификации в рассматриваемой программе (блок огневая подготовка) для получения навыка обнаружения и поражения замаскированных целей следует использовать нестандартные мишени и специально разработанные для этого упражнения.

Такая организация огневой подготовки:

- позволит приобрести навык, важный для обеспечения личной безопасности на должном уровне;

- поможет не только вести прицельный огонь по такому противнику, но и своевременно его обнаружить;

- применение мишеней типа «Гонг» или «Поппер» позволит оптимизировать процесс проведения занятий, экономя время на осмотр мишеней.

Литература:

1. Лапов, H.H. Особенности формирования профессиональных компетенций сотрудников органов внутренних дел для выполнения задач в особых условиях / H.H. Лапов, Б.Г. Светличный, М.М. Хамгоков // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - Вып. 79. - Ч. 2. - С. 238-240

2. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России № 880 [подписан министром МВД России 23 ноября 2017]. -Москва: Консультант плюс, 2017. - 99 с.

3. Светличный, Б.Г. Применение тактических приемов IPSC в огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов / Б.Г. Светличный, Е.И. Максимова // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XIX междунар. науч.-практ. конф. -Иркутск: ФБКОУ ВО "Восточно-Сибирский институт МВД России". - 2017. - В 2-х томах. - С. 334-338

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Сельмурзаева Хеди Рамзановна

ФББОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Брозный);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента,

руководитель центра психологической службы Шапиева Аида Сайпутдиновна

БАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации

правоохранительной деятельности Коркмазов Алим Викторович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье изучена проблема изучения роли интернет-пространства в формировании ценностных установок молодёжи. Данная проблема является актуальной, поскольку значительная часть молодых людей проводит в интернете три и более часов в день. Сделан вывод о том, что формирование ценностных ориентиров и предпочтений у молодежи происходит при участии интернета и социальных сетей. Ценностные предпочтения молодёжи складываются из совокупности публичных и индивидуальных факторов, что влечёт за собой неоднозначность их ориентации. Среди важнейших ценностей для современной молодёжи выделяется семья, работа, патриотизм, религия и др.

Ключевые слова: интернет, Интернет-пространство, ценностные установки, ценности, молодёжь.

Annotation. The article examines the problem of studying the role of the Internet space in the formation of value attitudes of young people. This problem is relevant because a significant proportion of young people spend three or more hours a day on the Internet. It is concluded that the formation of value guidelines and preferences among young people occurs with the participation of the Internet and social networks. The value preferences of young people are made up of a combination of public and individual factors, which entails ambiguity in their orientation. Among the most important values for modern youth are family, work, patriotism, religion, etc.

Key words: Internet, Internet space, values, values, youth.

Введение. Сеть Интернет играет огромную роль в развитии современного общества. Сегодня Интернет, не только совокупностью множества информации и компьютерных сетей, а также множество пользователей, использующих самые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.