Научная статья на тему 'Формирование навыков смыслового чтения на уроках немецкого языка'

Формирование навыков смыслового чтения на уроках немецкого языка Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3358
498
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ / ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / ПОСЛЕТЕК-СТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / СПОСОБЫ / ПРИЁМЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Крохалева Марина Александровна

Данная статья посвящена смысловому чтению одному из обязательных компонентов ме-тапредметных результатов, который можно формировать на уроке иностранного языка. В статье представлена обобщённая характеристика смыслового чтения как универсального учебного действия, предлагаются некоторые способы и приёмы развития данного вида чтения на уроках немецкого языка, приведены примеры предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков смыслового чтения на уроках немецкого языка»

УДК811.112.2(07) ББК Ш143.21-9

М. А. Крохалева

Формирование навыков смыслового чтения на уроках немецкого языка

Данная статья посвящена смысловому чтению - одному из обязательных компонентов ме-тапредметных результатов, который можно формировать на уроке иностранного языка. В статье представлена обобщённая характеристика смыслового чтения как универсального учебного действия, предлагаются некоторые способы и приёмы развития данного вида чтения на уроках немецкого языка, приведены примеры предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.

Ключевые слова: смысловое чтение; предтекстовые задания; текстовые задания; послетек-стовые задания; способы; приёмы.

Чтение текста включает восприятие, понимание и запоминание. Все эти процессы взаимосвязаны. Если один из них выполняется некачественно, некачественным будет и чтение в целом. Мы воспринимаем речь на основе ее понимания и понимаем на основе ее восприятия. Но осмысление содержания текста возможно только на базе запаса определенных знаний при умении воспринимать значения употребляемых слов и текста в целом. Результатом этого является понимание и запоминание прочитанного.

Научиться мыслить в процессе чтения -важнейшая задача, решение которой требует физических и психических усилий. Как часто школьник уверенно идет к доске и... после одной-двух фраз эту уверенность теряет. Он смущается и искренне утверждает, что читал заданное, и не один раз, а несколько. В том-то и беда, что читал он пассивно, без активного осмысливания, без того, чтобы мысли, заложенные автором, перевести в смысл для себя, сделать их своим достоянием, уподобляясь грибоедовскому герою, которому было все равно, что читать, потому что ему нравилось не то, о чем читал он, а само чтение, ведь из букв вечно выходило какое-нибудь слово, часто неизвестно что и значившее. На уроках же иностранного языка вообще невозможно говорить о том,

что не понимаешь. Нельзя выучить «секретный язык», не имеющий смысла.

В новых ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в школе, как на родном, так и на иностранном языках, и отмечается, что смысловое чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный», характер и относится к универсальным учебным действиям.

В «Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [3, с. 98].

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Оно предполагает внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него

обязательно развиваются воображение, устная и письменная речь.

Процесс смыслового чтения рассматривали многие ученые (Ф. Смит, Н. Н. Свет-ловская, В. М. Филатов, З. И. Клычникова, И. А. Зимняя). По общему мнению, работа с текстом начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном. Овладение технологией смыслового чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.

Предтекстовые упражнения направлены на моделирование фоновых задач, необходимых и достаточных для рецензии конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистиче-ские и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста. Например, перед началом чтения книги A. Рааб «Ein Mann geht in die Wel» учащимся предлагается познакомиться с иллюстрациями и предположить, о чем здесь идет речь.

В текстовых заданиях учащимся предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:

• они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;

• ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому-либо одному предложению из текста;

• вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.

Кроме того, обучаемые выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений. При работе с текстом книги "Ein Mann geht in die Welt" ученикам предлагаются отрывки из книги соединить с различными картинками, которые могли бы стать иллюстрациями к её содержанию.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей деятельности. После прочтения текста учащимся предлагается или принять участие в викторине Quitz, или самим составить викторину по прочитанному.

При обучении чтению на уроках немецкого языка по степени глубины восприятия традиционно используются его разные виды:

• чтение с общим охватом содержания (просмотровое, ознакомительное);

• чтение с целью детального понимания прочитанного (изучающее);

• чтение с целью извлечения конкретной информации (поисковое).

Смысловое чтение нельзя рассматривать как отдельный вид чтения. Смысловое чтение характеризует уровень любого вида чтения. Оно нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на «вычитывание» того смысла, который задан целью чтения. Чтение не должно быть бесцельным. Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от его потребностей, способностей, особенностей восприятия.

Обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых обучающимся могут понадобиться данные умения. Чтение информативных текстов научно-популярного и общественно-политического характера

(страничка в Интернете, статья в газете, доклад на научной конференции), как правило, начинается с ознакомления с их общим содержанием. Для того чтобы определить основную идею текста, читателю необходимо применить умение ознакомительного чтения (просмотровое чтение).

Часто в повседневной жизни нам важно получить подробную информацию об интересующем нас явлении или событии, что требует владения умением читать с полным пониманием содержания (изучающее чтение). Обычно таким образом мы читаем художественную литературу (рассказы, стихи, сказки и т.п.), научно-популярные статьи, инструкции, рецепты, письма, книги по специальности и т.п. Данный вид чтения предполагает, что читатель может остановиться на заинтересовавших его отрывках, перечитать и проанализировать их, сделать вывод.

Умение поискового чтения в реальной жизни мы используем, когда просматриваем телевизионную программу или рекламный проспект, знакомимся с меню, оглавлением книги, ищем незнакомое слово в словаре, номер телефона в справочнике, товар в каталоге, информацию о прибытии поезда на табло железнодорожного вокзала и т.п.

Сегодня можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

• умение осмысливать цели чтения;

• умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

• умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

• умение определять основную и второстепенную информацию;

• умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

• умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.

С целью облегчения работы учащихся с текстом можно предложить следующую инструкцию:

1. Прочитайте заголовок и попытайтесь определить по нему основную мысль текста.

2. Бегло просмотрите текст и постарайтесь понять, о чем идет речь.

3. Найдите в тексте слова, сходные с русскими, которые вы можете понять без перевода.

4. Внимательно изучите до- или после-текстовые задания, которые помогли бы вам понять содержание.

5. Прочитайте весь текст, не обращая внимания на незнакомые слова и другие языковые трудности. Постарайтесь представить себе его общее содержание.

6. Обращайтесь к словарю только в том случае, когда незнакомое слово мешает вам понять общий смысл текста.

7. Мысленно представьте себе общее содержание прочитанного. Выделите для себя ту новую информацию, которую вы извлекли в процессе чтения.

В настоящее время существуют различные способы и приемы обучения различным видам чтения на уроках немецкого языка. Некоторые из них позволяют решать задачи, стоящие перед учителем при обучении смысловому чтению:

• вопросно-ответные упражнения, предполагающие запрашивание и предоставление необходимой информации;

• восстановление/заполнение пропусков - приём работы со связным текстом,

в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое п-е слово (задача учащихся - восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов);

• упражнение на дополнение - приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста;

• исправление - определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте;

• сопоставление/нахождение сходств и различий - приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов (картинок, слов, текстов и т.д.);

• перекодирование информации - приём работы, заключающийся в переносе информации из одной формы её представления в другую (например, трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот);

• «мозаика» - приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования (после ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста);

• озаглавие - приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.);

• составление списка - приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий);

• множественный выбор - приём, ориентирующий на поиск правильного ответа из предложенных вариантов;

• конспектирование/составление кратких записей - направлено на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ);

• деление текста на абзацы - деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них;

• составление плана - сокращение информации текста до основных идей, записанных по пунктам;

• предвосхищение (приём антиципации) - приём работы, направленный на прогнозирование развития событий по содержанию текста;

• викторина - опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию;

• логическая перегруппировка - перераспределение предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану (результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.);

• заполнение таблицы - приём работы, основанный на схематическом изображении необходимой информации;

• верные/неверные утверждения - содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста (упражнения для чтения необходимо выбирать с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка).

Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе. Овладение смысловым чтением как системой приемов работы с текстом поможет учащемуся реализовать свое право на самостоятельное общение с текстом, которое в процессе этого общения обо-

гащается новыми смыслами, становится личной ценностью учащегося. Понимание и оценка текста происходит более эффективно, если в состав этой деятельности включены

приемы взаимодействия с текстом, которые содержат особые смыслопоисковые действия и операции, определяющие разные уровни осмысления текста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ПУБЛИКАЦИИ

1. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе // Начальная школа плюс: до и после // [Электронный ресурс]. - URL : www.school2100.ru.

2. Борисова С.В. Смысловое чтение на уроках иностранного языка в начальной школе // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6 (31). - Часть 1. - С. 83-85.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009. - 201 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.