модернизация профобразования
Индивидуальная проектная деятельность способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, самостоятельно организовывать процесс обучения. Поэтому задача педагога — грамотно организовать образовательный процесс, обеспечивающий формирование всех видов универсальных учебных действий, которые выступают ведущим фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний и развития в целом.
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413). — Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70188902/paragraph/ 2036:1.
2. Беглова Т. В. Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования / Т. В. Беглова, М. Р. Битянова, Т. В. Меркулова, А. Г.Теплиц-кая. — Самара: Издательский дом «Федоров», 2017. — 304 с.
3. Индивидуальный проект: содержание, оформление, защита / Т. А. Чекалина, Ю. П. Ашихмина, О. В. Белинская и др. — Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016. — 54 с.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Н. А. Фесикова, методист Государственного профессионального образовательного учреждения г. Кемерово
т. П. цейко, преподаватель
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из наиболее эффективных механизмов развития личности, повышения социального статуса таких обучающихся.
Для данной категории людей формируется социальная и экономическая политика. Тем не менее выпускники с ОВЗ продолжают сталкиваться с проблемами, наиболее важными из которых являются:
• трудности, связанные с трудоустройством;
• физическая недоступность и техническая неприспособленность рабочих мест, представленных на рынке труда;
• ограничение доступа к образованию и удовлетворению социально-культурных потребностей.
Вследствие чего выпускники с ОВЗ становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысокая возможность получения образования, немногие из них заняты трудом. Свои семьи имеют единицы. В социуме они наиболее уязвимы.
ГПОУ г. Кемерово предоставляет образовательные услуги по программам профессионального обучения выпускникам коррекцион-ных школ и школ-интернатов VIII вида — лицам с ОВЗ. Всякий труд достоин уважения, к выполнению любой работы надо относиться ответственно — к этому выводу надо готовить обуча-
Н. А. Фесикова
т. П. цейко
ющихся с первого курса. Подготовка их к жизни в условиях реального мира — главная задача воспитательно-образовательного процесса учреждения.
Из общего числа обучающихся — 19 % инвалиды, не имеющие возможности трудоустроиться, 79 %% — с задержкой интеллектуального развития. Тем не менее трудоустройство выпускников ГПОУ г. Кемерово составляет 71 %. Но вот вопрос их закрепления на производстве остается открытым и сложным. Работодатели, как правило, не желают продолжать трудовые отношения с такой категорией рабочих. Они предпочитают принимать специалистов с опытом работы и владеющих профессиональными компетенциями.
Один из выходов из данной ситуации — поиск и реализация способов формирования у обучающихся навыков предпринимательской деятельности. Тем более программы профессиональной подготовки, по которым ведется обучение в образовательном учреждении, согласуются с этой деятельностью: строительные профессии и профессии сферы бытового обслуживания. В области профессионального обучения очевидным приоритетом становится интеграция, которая наилучшим способом обеспечивает лицам с ОВЗ равные права и возможности в получении профессии, повышении квалификации, рациональном трудоустройстве и эффективной занятости. В ГПОУ г. Кемерово в настоящее время реализуется непрерывная интегра-тивная система формирования навыков предпринимательской деятельности, которая имеет несколько направлений.
Одно из них — теоретическое обучение по предметам общеобразовательного и общепрофессионального циклов:
• основы трудового законодательства;
• психология делового общения;
• математика;
• основы экономики.
Обучающиеся приобретают знания об условиях и особенностях открытия и развития малого бизнеса, решают задачи предпринимательского характера, создают ситуации делового общения, знакомятся с необходимыми для ведения предпринимательской деятельности организациями и документами. Обучение проходит в виде деловой игры, конференции, круглого стола.
Другое направление — производственное обучение и производственная практика, где решаются конкретные производственные ситуации, воспитывается технологическая культура, развиваются профессиональные интересы и специальные способности, формируются мотивация к предпринимательской деятельности, навыки делового общения в трудовом коллективе, развиваются личностные качества.
Третье направление — раздел учебного плана «Адаптационно-реабилитационный курс», куда входят такие дисциплины, как социально-бытовая, социально-средовая и социально-профессиональная адаптации. Программы курса помогают обучающимся ориентироваться в окружающем мире, в частности на современном рынке труда.
Также методом формирования навыков предпринимательской деятельности является вне-
модернизация профобразования -
аудиторная работа в творческих студиях, ориентированных на профессиональное становление. Студийная деятельность — одно из направлений интегративного обучения в образовательном учреждении, где обучающийся (или группа) выступает в качестве автора и исполнителя собственного проекта. Направления творческих работ подбираются согласно профессиям, получаемым в учреждении. Но часто обучающиеся выбирают занятие в студии, не имеющее отношения к будущей профессии. Маляр занимается поделками из ткани, а швея выбирает творческую работу из спилов дерева и т. д. И это замечательно — получить навыки работы по другой профессии.
С помощью разнообразных средств коррек-ционно-воспитательной работы во внеаудиторное время компенсируются многие недостатки мыслительной деятельности, психических функций, физического и эстетического развития и формируется готовность к доступным видам труда.
В современной системе образования наиболее актуальной является проблема раскрытия внутренних творческих возможностей подростков через активное использование индивидуального подхода в их воспитании и образовании. А творчество и инициатива — это уже предпринимательский потенциал.
Еще одна из форм формирования предпринимательских навыков — участие в выставках, конкурсах, ярмарках, презентациях, не только внутриучилищных, но и городских, областных, где обучающие представляют свои изделия и поделки, видят и оценивают работы других конкурсантов, получают оценку своей работы со стороны, общаются со сверстниками и потенциальными покупателями, перенимают опыт.
Два года подряд наши обучающиеся проводят мастер-классы по профессиям на Фестивале рабочих профессий в ГБУ ДПО «КРИРПО» и на базе ГПОУ г. Кемерово для учащихся школ и школ-интернатов.
Копилка предпринимательских навыков пополняется заслуженными наградами — дипломами, благодарственными письмами от администрации города, ГБУ ДПО «КРИРПО» и администрации ГПОУ г. Кемерово. Работа в самом начале, но очень хочется верить, что работа по формированию предпринимательских навыков позволит обучающимся с ОВЗ увеличить число вариантов их трудовой занятости после обучения.