УДК 37.01 ББК 74.00 С 72
О.Н. Спирина ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье раскрываются теоретические аспекты формирования мировоззрения, обосновывается, что мировоззрение формируется у индивида в результате последовательного овладения научно-философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности. Показано, что мировоззренческие положения и принципы содержат оценку явлений действительности, определяют жизненную позицию человека и эффект формирования научного мировоззрения достигается не воздействием обучающего, а взаимодействием педагога и обучаемого, общества и обучаемого, внешней среды (природы, техники, искусства и пр.) и обучаемого, т.е. социума, педагога, окружающего мира и обучаемого.
Ключевые слова: научное мировоззрение, жизненная позиция человека, знания, обучение и воспитание.
O.N. Spirina
Formation of scientific outlook in the educational process
Abstract. The paper discloses theoretical aspects of formation of outlook. The author substantiates that the outlook is formed in the individual as a result of consecutive mastering scientific - philosophical knowledge, modern scientific achievements, as well as a system of the general methods of the reality knowledge. The world outlook positions and principles are shown to contain an estimation of the phenomena of the reality and to define a vital position of the person. The effect of formation of scientific outlook is achieved by the teacher - trainee, society -trainee, environment (a nature, engineering, art and so forth) - trainee interactions, i.e. the society, the teacher, the world around and the trainee rather than by influence of the trainee.
Key words: scientific outlook, a vital position of the person, knowledge, training and education.
Общеизвестно, что главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение, которое представляет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Мировоззрение - это «система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы, которые определяют жизненную позицию человека, принципы поведения и ценностные ориентации» [1].
Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное)
мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение (включающее научное), в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира [2]. «Научное мировоззрение представляет собой органическое единство конкретноисторического содержательного взгляда на мир, научно обоснованных убеждений относительно законов развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни, системы общественно-политических отношений, определяющих активную жизненную позицию человека. Мировоззрение формируется у индивида в результате последовательного овладения научно-философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности» [3, С. 217].
Мировоззрение имеет сложную структуру. Г.М. Коджаспировой выделены познавательный (когнитивный), эмоциональный, волевой компоненты мировоззрения, которые соответствуют компонентам «Я-концепции» личности. Познавательный компонент включает знания, взгляды и убеждения, эмоциональный - эмоциональные
состояния, чувства, переживания, волевой - поступки, действия, отношения. Названные компоненты взаимосвязаны - иногда составляющая одного определяет составляющую другого (убеждения ^ поступки), иногда они взаимодействуют, представляя собой единое целое (действия-знания-эмоции) [4, С. 104].
В образовательном процессе, в первую очередь, формируются знания, взгляды и убеждения (познавательный компонент), но с опорой на эмоциональную сторону и с результатами, проявляющимися в отношениях и поступках.
По мнению М.И. Морозовой, к мировоззренчески значимым знаниям следует отнести знания о действии законов в мире и их познании; знания о живой природе как материальном единстве; знания об обществе как компоненте живой природы; знания о человеке и его функциях. Данная совокупность определена для процесса изучения биологии в школе и явно неполна. Действительно, при изучении общеобразовательных предметов у школьников складываются представления о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого сознания. Кроме этого, предметы естественнонаучного цикла - физика, химия, биология, география, астрономия - подводят к пониманию общих законов развития неорганического и органического мира, количественных и качественных изменений веществ, эволюции развития природы живых организмов, в том числе и человека, доказывают материальность мира и объективный характер его развития, его познаваемость и относительность истины, его диалектичность и взаимосвязанность природных явлений. Социогуманитарные дисциплины рассматривают то, как возникло и прогрессирует человеческое общество; что является движущей силой современных социально-экономических и политических явлений; каково место человека и его сознания в развитии общества [5].
Мировоззрение имеет сложную и многоаспектную структуру и как психологическое образование. Его ядром являются взгляды и убеждения, которые органически связаны с развитой способностью теоретического мышления, проявлением интеллектуальных чувств и сознательной воли. У мировоззрения различают две стороны: рациональную и эмоционально-психическую, тесно переплетенные между собой [6]. Взгляды определяются принятыми человеком в качестве достоверных идеями, знаниями, теоретическими концепциями, предположениями, выраженными в представлениях и понятиях. Они объясняют явления природы и общества, служат ориентирами в поведении, деятельности, отношениях и составляют основу мировоззрения. Общие положения и принципы превращаются в убеждения - особое состояние знаний, характеризующееся твердой уверенностью. Убеждения - качественно более высокое состояние взглядов. Это такие знания, идеи, концепции, теории, гипотезы, в которые человек верит, как в истину. Он считает их реализацию в жизни необходимым для людей благом и поэтому эмоционально отстаивает их, предпринимает волевые усилия и практические действия в целях их осуществления. Органическим свойством убеждений являются чувства. Отстаивание, защита, внедрение убеждений в жизнь неразрывно связаны с эмоциональными переживаниями человека. Особенно значительны для него интеллектуальные чувства, такие, как радость познания и вера в непогрешимость истины, эстетическое наслаждение ее красотой и преданность ей, социальный оптимизм и целеустремленность. Идеалы - духовные ориентиры, придающие осмысленность и целеустремленность человеческой деятельности. Мировоззренческие положения и принципы содержат оценку явлений действительности, определяют жизненную позицию человека. Мировоззрение включает настроения, чувства, переживания, составляющие эмоционально-психическую основу. Взаимосвязь чувственных и интеллектуальных представлений людей о себе и о мире, входящих в «Я» каждого человека, является важным аспектом структуры мировоззрения. Если привести схематичную формулу, она звучит так: чувства человека интеллектуальны, и интеллектуальные представления пронизаны чувствами. Входящие в мировоззрение чувства и мысли о социальном и природном мире - это, в первую очередь, интериоризированные представления прежних
поколений о мире. То, что было познано до него, человек получает как нечто объективное наряду с природными явлениями [7, С. 105]. Мировоззрение есть тот механизм, с помощью которого человек «чувствует и узнает себя в себе», обособляется среди природных и социальных предметов и событий. Мировоззрение образует стабильный комплекс жизненных ориентиров - это те чувства и мысли о себе и о мире (природном и социальном), которые делают человека «своим» в определенной культурной среде, в культуре определенного народа или народов, в культуре. Носитель мировоззрения -личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов.
Критериями оценки сформированности научного мировоззрения являются следующие: глубина усвоения научных понятий, законов, теорий, имеющих
определяющее значение для понимания сущности процессов развития природы, общества, мышления; устойчивое, осознанное личностное отношение к изучаемому материалу, его мировоззренческому содержанию; стремление и умение отстаивать свои взгляды и убеждения; проявление убежденности в повседневной деятельности и поведении; сформированные интеллектуальные чувства. Б.Т. Лихачев называет еще и развитую способность диалектического осмысления действительности, безусловно, свидетельствующую не только о высоком уровне развития мышления индивида, но и об определенном уровне развития его мировоззрения - уровне, на котором убеждения, эмоции и поступки едины, это диалектическое единство обеспечивает идентификацию личности «в мире» [8].
Е.В. Яглова указывает, что становление мировоззренческой позиции осуществляется по трем уровням: эмпирическому (индивидуальное, бессистемное), теоретическому и философскому. В процессе обучения в вузе необходимо формирование мировоззрения на двух последних (при этом философский уровень не может быть достигнут всеми студентами) [9].
Развитие личности, формирование ее мировоззрения - очень сложный процесс, подвергающийся воздействию множества разнообразных факторов. Воспитание мировоззрения - это процесс одновременного, в органическом единстве, развития научного сознания, культуры мышления, чувств и эмоциональных отношений, целеустремленности и культуры волевых действий. Сознание ребенка, как система взглядов и убеждений, формируется прежде всего в результате освоения наук, в этом процессе также формируются чувства и воля. Мировоззренческое воспитание как органическое единство сознания, мышления, чувств и воли, осуществляющееся в единстве учебно-воспитательного процесса и жизни, требует комплексного подхода. Мировоззрение может явиться только результатом целостной, комплексной организации учебно-воспитательного процесса: интеллектуально-эмоционального познания мира в аудиторное время и его практического освоения во внеаудиторной деятельности. Таким образом, своеобразие процесса формирования мировоззрения - в его сложности и нелинейности. Сложность, двойственность понятия «мировоззрение» проявляется в самом процессе его развития: являясь предметом процесса воспитания (в первую очередь), оно одновременно базируется на знаниях, полученных в обучении (или другим путем -например, религиозное, житейское). Вероятно, именно поэтому при обсуждении целенаправленного становления мировоззрения обычно употребляются термины «формирование» (как создание нового) и «развитие» (как изменение существующего), которые одинаково употребимы и в отношении процесса воспитания, и в отношении процесса обучения. В юношеском возрасте имеют место и формирование, и развитие мировоззрения, т.к. определенная основа - мировоззренческие знания - к этому моменту должна быть создана.
Проблема формирования научного мировоззрения состоит в том, что целенаправленное развитие теоретического уровня сознания «не отменяет реально присутствующие в многогранном человеческом существе прочие пласты мировоззрения,
атавизмы мифологического или приоритеты житейского. И наоборот, индивид, выступающий от имени только теоретического, научно-систематизированного и предельно рационализированного мировоззрения, мало напоминает живое, страдающее и мечтающее человеческое существо» [10].
Эффект формирования научного мировоззрения достигается не воздействием обучающего, а синергетизмом взаимодействия педагога и обучаемого, общества и обучаемого, внешней среды (природы, техники, искусства и пр.) и обучаемого, т.е. социума, педагога, окружающего мира и обучаемого - это и прослеживается в структуре мировоззрения. Как синергетическое образование, мировоззрение развивается в сложном нелинейном процессе самоорганизации, все факторы которого невозможно учесть; как синергетическое образование, мировоззрение имеет альтернативные пути развития, это развитие не является и не может являться равномерным и предопределенным. Именно эти особенности определяют необходимость вычленения в процессе формирования целостного мировоззрения отдельных сторон, для которых можно определить некие устойчивые состояния, являющиеся результатом поэтапного целенаправленного воздействия в обучении и воспитании.
Примечания:
1. Интернет-словарь. URL: http : //dictionary.fio. ru.
2. Философия / под ред. В.Н. Лавриненко. M., 2004. 520 с.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М., 2006. 256 с.
4. Морозова М.И. Формирование научного мировоззрения у учащихся при обучении общей биологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 18 с.
5. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 1987. 590 с.
6. Хазиев В.С., Хазиева Е.В.Мировоззрение как субъективная реальность. Уфа, 2004. 217 с.
7. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М., 2006. 256 с.
8. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М., 1998. 217 с.
9. Тяглова Е.В. Дидактические условия становления мировоззренческой позиции учащихся в процессе исследовательской деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003. 158 с.
10. Лешкевич Т.Г. Философия. М., 1998. 464 с.
References:
1. The Internet - dictionary. URL:http: // dictionary.fio.ru.
2. Philosophy / ed. V.N. Lavrinenko. M., 2004. 520 p.
3. Kodjaspirova G.M. Pedagogy in schemes, tables and basic synopses. M., 2006. 256 p.
4. Morozova M.I. Formation of scientific outlook in pupils at training the general biology: thesis for Candidate of Pedagogy degree. SPb., 2005. 18 p.
5. Philosophical dictionary / ed. I.T. Frolova. M., 1987. 590 p.
6. Khaziev V.S., Khazieva E.V. An outlook as a subjective reality. Ufa, 2004. 217 p.
7. Kodjaspirova G.M. Pedagogy in schemes, tables and basic synopses. M., 2006. 256 p.
8. Likhachev B.T. Pedagogy: a course of lectures. M., 1998. 217 p.
9. Tyaglova E.V. Didactic conditions of developing a world outlook of pupils during research activity: thesis for Candidate of Pedagogy degree. Volgograd, 2003. 158 p.
10. Lyashkevich T.G. Philosophy. M., 1998. 464 p.