Научная статья на тему 'Формирование научного мировоззрения старшеклассников на основе представлений о физической картине мира'

Формирование научного мировоззрения старшеклассников на основе представлений о физической картине мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
782
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова С. Ю.

Рассмотрены критерии сформированности научного мировоззрения, приведены показатели критериев на основе представлений о физической картине мира. В соответствии с государственным образовательным стандартом по физике в 10-11 классе рассмотрены мировоззренческие знания и умения учащихся. Приведены результаты исследования по критериям сформированности научного мировоззрения на основе представлений о физической картине мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование научного мировоззрения старшеклассников на основе представлений о физической картине мира»

С.Ю.Соколова

Формирование научного мировоззрения старшеклассников на основе представлений о физической картине мира_

В философских, психолого-педагогических и методологических исследованиях проблемы мировоззрения рассмотрены в различных направлениях.

Анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы позволяет сказать, что мало внимания уделено вопросам методики осуществления (организации и управления) процесса формирования научного мировоззрения, диагностике уровня его сформированности, вопросам связи и единства задачи формирования научного мировоззрения и других задач воспитания и обучения физике [1,3,4,5]. В методической литературе для общеобразовательной школы нет специальной системы заданий, дидактических материалов, способствующих формированию научного мировоззрения, основанного на формировании представлений о физической картине мира [8,9]. Государственным стандартом образования по физике для общеобразовательной школы не предусмотрено целенаправленное и систематическое воздействие на формирование научных основ мировоззрения [6,7].

В рассматриваемой проблеме можно предположить, что представления старшеклассников о научной картине мира (на уроках физики - о физической картине мира) формируют научное мировоззрение (приложение 1). Между тем, данная проблема мало изучена. Анализ философской, психолого-педагогической литературы показывает также наличие различных подходов к определению эффективности становления мировоззрения.

В ходе исследования проблемы формирования научного мировоззрения на основе представлений о физической картине мира выявлено, что в содержании новых образовательных стандартов 10-11-го классов редко встречаются необходимые в познавательной деятельности умения анализировать, обобщать, синтезировать, без которых невозможно ни различать, ни распознавать, ни сравнивать объекты. Отсутствует также системное структурирование учебной информации, что необходимо знать учителю и учащимся для формирования научной картины мира. То есть, не определены те конкретные виды научного знания, которые должны быть усвоены учащимися на уровне образовательного стандарта, а именно: понятия, явления, законы, научные факты, эксперименты и опыты, теории, концепции.

Все сказанное позволяет сделать вывод о недостаточном исследовании роли физической картины мира в формировании научного мировоззрения, критериев сформированности научного мировоззрения на основе представлений о физической картине мира, уровнях сформированности научного мировоззрения у учащихся 10-11-ых классов и диагностики компонента научного мировоззрения, выделяемого рядом авторов как физическая картина мира,

Для осуществления диагностических срезов с целью определения сформированности научного мировоззрения на основе представлений учащихся 10-11 классов о физической картине мира использован подход Г.Е.Залесского [2], который выделял 3 качественных уровня сформированности научного мировоззрения: высокий, средний, низкий.

Для определения критериев и показателей при оценке сформированности мировоззрения использованы подходы А.В.Усовой, З.А.Вологодской [9, с.36], В.Н.Мощанского [5, с.32], В.Р.Ильченко [3]. Согласно обязательному минимуму содержания образования по физике для средней (полной) школы, утвержденной приказом Министерства образования РФ № 56 от 30.06.99 [7], и в соответствии с Базисным учебным планом в процесс изучения физики включены следующие темы: механика, молекулярная физика, электродинамика, оптика, основы специальной теории относительности, квантовая физика.

В соответствии с государственным образовательным стандартом по физике выделены идеи и принципы физической картины мира, объекты, модели, законы, границы применимости законов и теорий, которые должны быть усвоены учащимися в процессе обучения при формировании представлений о физической картине мира.

В соответствии с рассматриваемой проблемой -формированием представлений о физической картине мира - были разработаны критерии и показатели относительно физической картины мира.

Критерий 1. Научные знания и умения по компонентам физической картины мира. Показатели данного критерия приведены в табл.1.

|| Педагогика и социология

Таблица 1 Научные знания и умения по компонентам физической картины мира

Компонент физической картины мира (ФКМ) Показатель мировоззренческих научных знаний и умений

1 2

1. Исходные философские идеи и понятия Знания: - основных понятий, научных обобщений, оказывающих определённое влияние на осмысление сущности процессов в природе и формирование мировоззренческих убеждений; - причин эволюции картин мира и роли в этом процессе физических теорий; - понятие о теории относительности, сохранения меры движения, атомизма, корпускуляр-но-волновом дуализме; - границ применимости. Умения: - делать философские обобщения на основе естественнонаучных идей; - оперировать понятиями: пространство, время, движение, взаимодействие, вещество, поле, импульс, энергия, масса.

2. Физические теории Знания: - основных положений теории; знание экспериментальных фактов, подтверждающих справедливость теории и фактов, послуживших основанием для её разработки. Умения: - применять теорию на практике для объяснения наблюдаемых явлений и предсказания некоторых других явлений; - анализировать физическую теорию по схеме: основание - ядро - следствия - интерпретация; - выбрать способ описания и наличие математического аппарата для этого описания.

3. Принципы, выражающие связи между теориями Знания: - основных принципов физической картины мира: принципа соответствия, неопределённости, причинности, дополнительности, симметрии; - законов диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, закона отрицания отрицания.

Критерий 2. Овладение понятийными компетенциями, Элементы критерия и показатели: идеи и принципы физической картины мира; понятие об объектах и моделях физических теорий; основные законы и уравнения, границы применимости; раскрытие при рассмотрении каждой физической теории смысла понятий: «объективная реальность», «физический объект», «модель», «вещество», «поле», «энергия», «пространство», «время», «материя».

Показатели приведены в соответствии с основными требованиями к уровню знаний выпускника средней школы по физике [6].

Критерий 3. Физическое познание, Согласно В.Н.Мощанскому [5, с.36], показатели критерия: установление фактов путем наблюдения и эксперимента; описание фактов на языке физических величин; обобщение фактов и выяснение связей между свойствами или явлениями - установление физических законов; объяснение фактов и законов физической теории и выведение новых законов и следствий из обоснованной теории; практическое применение научных знаний как конечная цель познания,

Критерий 4. Определение своего личного отношения к миру и к знаниям о нем.

Показатели критерия: убеждение в выполнении законов сохранения; раскрытие практической значимости силы физических законов и теорий для науки и технического прогресса; чувство уважения к людям науки, их труду.

Критерий 5. Научные убеждения.

Показатели критерия: наличие собственных суждений, размышлений; оперирование знаниями высокого уровня обобщения; глубина, систематичность знаний, уровень овладения (узнавание, воспроизведение, алгоритмическая деятельность, творческий поиск), уровень сложности решаемых задач; широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках.

К каждому критерию по показателям был составлен комплекс диагностических заданий в форме устных и письменных вопросов, физических диктантов, самостоятельных и индивидуальных работ, лабораторных и творческих заданий. Диагностические задания использовались в процессе обучения при изучении тем по программен

Согласно Г.Е.Залесскому, формирование научного мировоззрения может осуществляться на трех уровнях: высоком, среднем и низком [1].

Согласно методике проверки знаний по физике, разработанной В.И.Травинским, выделено четыре уровня усвоения учебного материала и соответствующие оценки [10].

В процессе исследования была зафиксирована положительная динамика формирования у учащихся научного мировоззрения на основе представлений о физической картине мира. Приведем данные в сравнительной таблице (в группе 86 человек).

зуемых и проверяемых) взглядов на различные явления природы. Это позволяет выпускнику общеобразовательной школы иметь способность и готовность принимать решения в своей жизни на основе прочных, глубоких научных знаний, а также в дальнейшей современной жизни на основе сложившихся взглядов и убеждений определять свои позиции и поведение, свою деятельность.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что эффективность формирования научного мировоззрения у учащихся 10-11 классов зависит от ряда условий. К ним относятся:

Таблица 2

Уровень сформированноети научного мировоззрения в конце 11 класса на основе представлений о физической

Критерий Уровень сформированное™ Контрольная группа Экспериментальная группа

10 класс 11 класс 10 класс 11 класс

1 2 3 4 5 6

Научные знания и умения Высокий Средний Низкий 10, 4 % (10 чел) 37,6 % (36 чел) 52 % (50 чел) 10,4 % (10 чел) 39,6 % (38 чел) 50 % (48 чел) 8,3 % (8 чел) 27,2% (26 чел) 64,5 % (62 чел) 12,5 % (12 чел) 52, % (50 чел) 35,5 % (38 чел) - •

Овладение понятийными компетенциями Высокий Средний Низкий 5,3 % (5 чел) 42,7 % (41 чел) 52 % (50 чел) 5,3 % (5 чел) 42,7 % (41 чел) 52 % (50 чел) 3.1 % (43 чел) 49 % (47 чел) 47,9 % (46 чел) 10,4% (10 чел) 58,3 % (56 чел)| 31,3 % (30 чел)

Физическое познание Высокий Средний Низкий 16,7 % (16 чел) 83.3 5 (80 чел) 21,8 % (21 чел) 78,2 % (75 чел) 15,6 % (15 чел) 84,3 % (81 чел) 7,3 % (7 чел) 61,4 % (59 чел) 31,3 % (30 чел)

Определение своего личного отношения к миру Высокий Средний Низкий 10,4 % (10 чел) 83,3 % (80 чел) 6,3 % (6 чел) 10,4 % (10 чел) 83,3 % (80 чел) 6,3 % (6 чел) 8,3 % (8 чел) 77,1 % (74 чел) 14,5 % (14 чел) 15,7 % (15чел) 84,3 % (81 чел)

Научные убеждения Высокий Средний Низкий 10,4 % (10 чел) 9,3 % (9 чел) 80,3 % (77 чел) 10,4 % (10 чел) 10,4 % (10 чел) 79,2 % (70 чел) 10.4 % (10 чел) 11.5 % (11 чел) 78,1 % (75 чел) 15,6 % (15 чел) 53,1 % (51 чел) 31,3 % (ЗОчел)

Полученные данные, наряду с анализом психолого-педагогической и научно-методической литературы, послужили основанием для предположения, что те физические знания, без которых невозможно создать в сознании ученика представления о физической картине мира, и являются основными мировоззренческими знаниями, а процесс формирования научного мировоззрения включает формирование представления о физической картине мира.

Выявлена также связь и единство задач обучения физике и воспитательных задач (осуществлять предпро-гноз, видеть перспективу и способы реализации поставленной цели урока, выбирать методы педагогического стимулирования), в результате выполнения которых учащиеся на основе своих знаний приобретали выраженное личностное отношение к окружающему миру,

Знания, получаемые в процессе изучения физики, способствуют формированию у учащихся 10-11 классов соответствующих их возрастному уровню научных (дока-

- раскрытие учителем физики мировоззренческого содержания изучаемых тем курса физики;

- развитие познавательной активности учащихся путем включения в различные виды учебно-познавательной деятельности;

- наличие глубокого анализа структурных элементов физической картины мира в процессе обучения, имеющих философское толкование и мировоззренческое значение;

- формирование навыков самооценки у учащихся своих взглядов на окружающий мир.

Библиографический список

1. Залесский Г.Е. Об исследовании научного мировоззрения и убеждений школьников// Советская педагогика. -1971. - № 8. - С..24-32.

2. Залесский Г.Е. Психологические основы формирования убеждений: Дис. ...докт. псих, Наук. - М., 1991. - 427 с.

3. Ильченко В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников. - М.: Просвещение, 1993. - 450 с.

Педагогика и социология

4. Моносзон Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1978. -356 с.

5. Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. - М.: Просвещение, 1989. - 133 с.

6. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике/Сост. В.А. Коровин, В.А.Орлов.- М.; Дрофа, 2001. - 190 с.

7. Программно-методические материалы. Физика 7-11 класс. - М.: Дрофа, 2001. - 159 с.

8. Резников Л,И. основные направления методических исследований по формированию научного мировоззрения учащихся в процессе обучения физике// Советская педагогика. -1965. - № 3, - С.15М55.

9. Усова A.B.. Вололгодская З.А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. - М.: Просвещение, 1981.

10. Травинский В.И. Уровни знаний и критерии их усвоения: Дис. ...канд.пед.наук. - М., 1971,

Приложение 1

Основные компоненты формирования научного мировоззрения

Формирование убеждений

Формирование научно-диалектического мышления

Формирование научного мировоззрения

Формирование физической картины мира

Формирование процесса научного познания

Статья принята к публикации 24.10.06

С.В.Кирдянкина

Безопасное освоение информационного пространства

В.Даль указывал, что безопасность есть отсутствие опасности, сохранность, надежность. По С.Ожегову, безопасность - это состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности. Защитить - значит оборонять, закрывать, загораживать что-либо; это вещь, предмет, явление, скрывающие, охраняющие, ограждающие кого или что-либо, наконец, просто щит в прямом и переносном смысле. Примерно в таком смысле трактуется это слово в энциклопедических словарях нашего времени. При этом необходимо уделить особое внимание снижению, ослаблению, устранению и предупреждению опасностей и угроз.

Безопасность осуществляется на нескольких уровнях - личностном, общественном и государственном. Предметом нашего исследования является личностная безопасность и конкретно безопасность личности школьника. Сегодня существует проблема личностной безопасности, так как без человека, его душевного здоровья, интеллекта понятие жизни и понятие безопасности теряют всякий смысл.

Понятие «безопасность» появилось одновременно с человеком как одна из характеристик его жизнеобеспечения, причем потребность в ней является одной из 6а-

зовых потребностей человека. С развитием социума

ВЕСТНИК ИрГТУ №2 (30) 2007

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.