38 (173) - 2010
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА
ПРИ РАЗВИТИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА
К. Н. САВИН, доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и качества E-mail: [email protected] Тамбовский государственный технический университет
Рассмотрен кластерный подход к структурированию экономики и обоснованию стратегий региональной экономической политики повышения качества продукции топливно-энергетического комплекса. Анализируются теоретические и методологические вопросы конкурентоспособности предприятий и организаций топливно-энергетического кластера.
Ключевые слова: качество, конкурентоспособность, кластер, топливно-энергетический комплекс.
В ряде стран в последние десятилетия приобрели большое значение кластерные стратегии, которые строятся в центрах деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке. Кластерные стратегии широко используются в странах Европы. Правительства концентрируютусилия на поддержке существующих кластеров и создании новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. Государство при этом не только способствует формированию кластеров, но и само становится участником сетей [1].
Кластер или промышленная группа — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [2].
Кластер жизнеобеспечения определяется как топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), сформированные на базе территориальной концентрации сетей поставщиков жилищно-коммунальных услуг, их производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой.
Топливно-энергетический комплекс России всегда играл и продолжает играть важную роль в функционировании и развитии экономики страны. Это связано не только со значимостью ТЭК как инфраструктурного фактора обеспечения жизнедеятельности общества, но и с большим влиянием функционирования комплекса на финансово-экономические параметры деятельности производительных сил страны и государства в целом. Такое положение ТЭК в большой мере предопределяется наличием в России богатых природных топливно-энергетических ресурсов и созданным крупным производственным потенциалом комплекса.
При численности населения России около 2,5 % от всего населения Земли, страна обладает уникальным топливно-энергетическим потенциалом. В ее разведанных недрах уже сейчас найдено 13,4% мировых резервов нефти, 41,7% газа, 43% угля. Это позволило создать одну из мощнейших топливных промышленностей в мире. Энерге-
тическая стратегия России главной своей целью ставит максимально эффективное использование природных богатств для возрождения экономики страны и повышения жизненного уровня ее населения с выходом на европейские стандарты жизни [3].
В течение почти 50 последних лет практически все фундаментальные и прикладные научные проблемы в области энергетики решались силами российской науки. По ряду направлений, связанных с передачей электроэнергии на сверхдальние расстояния при высоком напряжении переменного и постоянного тока, созданием безопасных АЭС нового поколения, высокоэффективным комбинированным производством электрической и тепловой энергии, сверхдальним транспортом большого количества природного газа по газопроводам диаметром до 1,4 м, отечественные разработки не уступают лучшим мировым достижениям.
Вместе с тем по другим направлениям, включая парогазовые и газотурбинные электростанции, решение экологических проблем в электроэнергетике, сокращение непроизводственных потерь электрической и тепловой энергии при ее транспортировке и распределении среди конечных потребителей, автоматизации технологических процессов при производстве электроэнергии и тепла, российские разработки в той или иной мере отстали от передовых зарубежных.
Инновационная политика государства находит свое отражение в повышении эффективности производства, в создании ресурсосберегающих технологий, что не является прямым следствием непосредственного увеличения доли затрат на НИОКР в бюджете РФ. Инновационная политика государства призвана повышать производственную эффективность, снижать ресурсоемкость отраслей, вводить ресурсосберегающие технологии.
Каждый вид ресурсов имеет свои особенности в целях, средствах и направлениях их сбережения. Энергетические ресурсы составляют основу ресурсного потенциала, поэтому проблемы ресурсосбережения необходимо рассматривать на примере энергосбережения.
Энергосбережение — актуальный во всем мире вопрос — для России имеет особую значимость. После демонтажа выработавших свой ресурс энергомощностей может возникнуть дефицит электроэнергии и тепла, так как соответствующие замещающие энергомощности не создаются из-за отсутствия капиталовложений. В этих условиях важным направлением удовлетворения потреб-
ностей страны в топливе и энергии должно быть энергосбережение. По оценкам Института энергетических исследований РАН, объем потенциала энергосбережения составляет 40—45 % всего энергопотребления страны, из них 10—15 % за счет малозатратных и 30—35% за счет капиталоемких мероприятий [3].
Главное направление энергосбережения связано с научно-техническим прогрессом как в сфере добычи топлива и производства энергоресурсов, так и в отраслях, потребляющих топливно-энергетические ресурсы. Пример тому — комплексное и более полное их извлечение из недр. Достижения научно-технического прогресса (НТП) открывают большие возможности эффективного использования природных ресурсов на пути создания малоотходных и безотходных производств.
Научно-техническая и инновационная политика в энергетическом секторе опирается на современные достижения и прогноз приоритетных направлений фундаментальной и прикладной отечественной и мировой науки в энергетической сфере. Развитие фундаментальных исследований — важнейшее условие создания новых высокоэффективных технологий в энергетическом секторе российской экономики.
Изменения, происходящие в общественном строе страны и хозяйственных отношениях, резко уменьшили возможности государства финансировать научно-технический прогресс из средств федерального бюджета. Но и при этом государство должно сохранить за собой важные рычаги определяющего влияния на научно-технический прогресс в энергетике.
В ближайшие годы должна быть сохранена финансовая поддержка за счет средств госбюджета в следующих важнейших направлениях НТП [4]:
• сохранение окружающей природной среды на первоначальном этапе и ее улучшение в последующем;
• освоение новых наиболее перспективных и крупных источников энергии, имеющих общегосударственное или межрегиональное значение в труднодоступных районах с неразвитой инфраструктурой, суровыми климатическими и неблагоприятными горно-геологическими условиями: шельфы северных морей, полуостров Ямал и др.;
• реализация крупных научно-технических проблем в энергетике может иметь ограниченное общегосударственное значение, но достижение конечных результатов связано с большим
риском, из-за которого коммерческие структуры и отрасли не пожелают расходовать на них свои средства (на термоядерную энергетику, сверхпроводимость, космическую энергетику, синтетические топлива ит.д.);
• обеспечение безопасности атомной энергетики, создание и освоение атомных станций нового поколения, локализация (ликвидация) радиоактивных отходов, в первую очередь дол-гоживущих и наиболее опасных;
• повышение эффективности транспортировки природного газа на большие расстояния, в том числе путем его преобразования в другие виды энергоносителей.
Необходимо участие российских предприятий (компаний) в разработке международных проектов, дающих право на последующее использование опыта, накопленного совместными усилиями.
Решение прикладных научно-технических проблем с государственной финансовой поддержкой должно и впредь осуществляться в основном в рамках государственных научно-технических программ «Экологически чистая энергетика» и «Прогрессивные технологии комплексного освоения топливно-энергетических ресурсов недр России». Фундаментальные исследования в сфере энергетики должны проводиться по программам и планам Российской академии наук.
Другие направления НТП в топливно-энергетическом комплексе страны, а также в энергетическом и электротехническом машиностроении, должны реализоваться в рамках отраслевых программ, финансируемых из средств бюджетов акционерных обществ, внебюджетных фондов, коммерческих структур, отдельных заинтересованных компаний, предприятий и организаций. В электроэнергетике научные исследования и разработки в перспективе должны быть направлены на повышение надежности, безопасности и эффективности электро- и теплоснабжения при неуклонном соблюдении требований по охране природной среды. Для решения этих задач необходимы создание и организация производства оборудования для использования качественно новых технологий.
В первую очередь НТП в электроэнергетике должен быть направлен на создание и широкое применение в стране парогазовых электростанций, работающих на природном газе, и на реконструкцию действующих паротурбинных тепловых электростанций, работающих на газе. В тот же период должна быть продемонстрирована возможность промышленного использования тепловых элект-
ростанций с топками кипящего слоя на твердом топливе, завершена в основном работа по повышению уровня безопасности действующих атомных электростанций.
Задачи развития электроэнергетики в долгосрочном периоде (до 2020 г.) должны быть связаны с освоением безопасных атомных станций нового поколения, в том числе оборудованных реакторами на быстрых нейтронах, созданием технологий безопасной локализации (ликвидации) долгоживущих и особо опасных радиоактивных отходов. До 2020 г. должна быть продемонстрирована возможность массового использования высокоэффективных и дешевых фотоэлектрических преобразователей, а также топливных элементов с внутрицикловой газификацией угля. К этому же сроку необходимо завершить комплекс научных исследований по нетрадиционной концепции атомной станции с естественной безопасностью [5].
В кратко- и среднесрочном плане предстоят большие работы по повышению технического уровня теплового хозяйства страны. Котельные на твердом топливе должны быть оснащены котлами небольшой и средней мощности с топками кипящего слоя и циркулирующего слоя, а также топками, работающими на водоугольной суспензии. Для них необходимо создать комплексные газоочистные устройства, включающие не только золоулавливание, но и при необходимости серо- и азотоочистку.
Для небольших и средних потребителей, в том числе рассредоточенных, необходимы комплексные микроТЭЦ или теплогенераторные установки разных типов.
Перспективные теплоисточники должны быть надежными, механизированными и автоматизированными, изготавливаться комплектно на заводах (или состоять из блоков заводского изготовления), быть безопасными и экологически чистыми так, чтобы их можно было устанавливать у потребителей (или в центрах потребления).
В нефтегазовом комплексе внедряются новые методы, технологии и технические средства поиска и разведки месторождений нефти, в том числе глубокопогруженных горизонтов, неоконтуренных ловушек, высоковязких нефтей, природных битумов, низкопроницаемых коллекторов, газового конденсата и природного газа в целях повышения ресурсной обеспеченности нефтегазового комплекса страны, прироста разведанных извлекаемых запасов углеводородного сырья. Предстоит серьезно поднять производительность труда на
буровых работах за счет создания новых способов разрушения горных пород.
Развитие техники и технологий, обеспечивающих повышение степени утилизации нефтяного газа до 95 % против 75 % в настоящее время, увеличение производства из нефтяного и природного газов широкой фракции легких углеводородов и сжиженных газов в 2—3 раза, этана — в 8—10 раз; формирование комплексных газоперерабатывающих производств, обеспечивающих рациональное использование легкого углеводородного сырья и неуглеводородных компонентов (серы, гелия, углекислоты, азота) нефтяного и природного газа.
Предусмотрено широкомасштабное внедрение прогрессивных технологий нефтепромыслового и ремонтного оборудования новых типов для повышения эффективности вскрытия продуктивных пластов на 10—15 % при разработке нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений, увеличения на 3—4 процентных пункта межремонтного периода работы скважин и снижения в 1,5—1,7 раза трудоемкости добычи нефти.
На данном этапе выделяются следующие основные задачи:
• разработка технологий и технологических комплексов, обеспечивающих глубокое извлечение ценных компонентов из газа и рациональное использование газового сырья, которое позволит удовлетворить растущие потребности народного хозяйства в широкой фракции легких углеводородов, сере, гелии, моторном топливе и сырье для производства пластмасс;
• поддержание в работоспособном состоянии системы магистрального трубопроводного транспорта как одной из крупных научных и производственных проблем в области транспорта газа.
Для снижения энергоемкости транспортировки газа на 20—25 % и снижения трудоемкости в 2—2,5 раза необходимо создать и внедрить автоматизированные газоперекачивающие агрегаты (ГПА) с КПД 35—36% (в частности, за счет применения регенераторов с высокой степенью регенерации — 81-87%).
Перспективы добычи углеводородов связаны с вводом в эксплуатацию месторождений нефти и газа на континентальном шельфе. В первую очередь будут разработаны и освоены технологии и технические средства для месторождений:
• в мелководных зонах — при глубине моря до 20 м (Крузенштерновского и Харасавейского
газоконденсатных в прибрежной зоне полуострова Ямал, Приразломного нефтяного в районе Печорской губы и др.);
• в зонах с глубиной моря 50—150 м (Ленинградского и Русановского газоконденсатных в Карском море и др.).
Использование возможностей конверсионных отраслей и производственной кооперации с ведущими зарубежными фирмами позволит создавать:
• высокоэффективные системы и технические средства для проведения морских геофизических и инженерно-геологических работ;
• современное оборудование для бурения морских скважин глубиной до 6 500 м;
• надежные технические средства для обустройства месторождений, добычи, подготовки транспорта нефти и газа с морских месторождений, включая уникальную глубоководную ледостойкую платформу для глубины моря до 400 м.
В угольной промышленности — повышение производительности, безопасности и улучшение условий труда при добыче, обогащении и переработке угля будут достигнуты путем создания и освоения новых технических средств, обеспечивающих повышение уровня механизации выемки угольных пластов короткими лавами в сложных горно-геологических условиях, а также добычу угля из крутых пластов с использованием гидромеханизации, отработку пологих угольных пластов с полным оставлением породы в шахте и высокогазоносных пологих пластов, с применением инертных средств; нетрадиционную подземную добычу угля и разгрузку угольных пластов гидроимпульсным способом; подземную добычу угля с использованием физико-химического, виброимпульсного и другого воздействий на угольный пласт; экологически чистое обогащение углей, транспортировку и сжигание водоугольной суспензии.
К важнейшим межотраслевым научно-техническим проблемам, решение которых необходимо для повышения технического уровня энергетики, следует отнести:
• системные исследования взаимосвязи социально-экономического прогресса с развитием энергетического хозяйства, обоснование стратегий развития топливно-энергетического комплекса России в качестве звена мирового энергетического хозяйства;
• прогнозирование развития техники и технологий будущего в области производства, преобразования и потребления топливно-
энергетических ресурсов для формирования перспективных программ и планов и организации конкретных задельных научных работ;
• использование гидро- и газодинамики, тепло-и массообмена, горения и других химических превращений применительно к процессам, протекающим в энергетическом и гидроохранительном оборудовании (для его конструирования и эксплуатации);
• использование в энергетике прочностных свойств материалов, разработка новых перспективных материалов;
• освоение термоядерного синтеза;
• создание технических средств и систем автоматизации, обеспечивающих базу для научно-технического прогресса в энергетике, разработка информатики, материалов и принципов их использования.
Список литературы
1. Александрова Л. А. Конкурентоспособные промышленные кластеры. Теория и практика формирования. Саратов. 2005. 205 с.
2. Кудрявцев В. Ю., Герасимов Б. И. Экономический анализ топливно-энергетического комплекса. Монография. Тамбов: изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.
3. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М.: Вильяме. 2003. 496 с.
4. Савин К. Н. Формирование и развитие регионального кластера жизнеобеспечения. Монография. М.: Экономика. 2009. 220 с.
5. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от28.08.2003 № 1234-р.