вания с учетом взаимосвязей налоговых баз, характерных для современной диверсифицированной налоговой системы России.
литература
1. Алиев Бх., Абдулгалимов A.M. Теоретические основы налогообложения. М.: Юнити, 2004.
2. БишневскийБ., Бетнин А. Уклонение от уплаты налогов и рациональный выбор налогоплательщиков // Вопросы экономики. 2004. № 2.
3. БОлошина А., Федорова Т., Клименко А. Анализ налогового потенциала Белгородской области и пути повышения эффективности его использования // Налоговый вестник. 2002. № 7.
4. Коломиец А.Л. Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала регионов // Материалы юридического сайта «Налоговая помощь» http:// www.
Р) taxhelp.ru
_о 5. Методика и результаты расчётов распределения средств Федерального фонда финансовой ü поддержки субъектов Российской Федерации на 2004 год / МФ РФ. Департамент межбюд-J жетных отношений // Материалы официального сайта Министерства финансов РФ http://
www.minfin.ru/budjet/budjet.htm ? 6. Налогово-бюджетная политика в странах с экономикой переходного периода / Под ред. В. Z Танзи. МВФ - Вашингтон, 1993.
Ш 7. Официальный сайт Агентства экономической информации «Прайм-тасс» // http://www. I prime-tass.ru
I- 8. ПеронноИ., Бишневсная Н. Формирование налоговой базы регионов в переходный период
// Налоговый вестник. 2000. № 7. □ 9. ChernickH. Fiscal Capacity in New York: the city versus the Region // National Tax Jornal. 1998. ¡j Vol. 51. № 3.
О_
ö
£ ЛИСОВСКАЯ Н.В.
s
0
® ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ
s
1
>
0-
1_
о
^ К исследованиям инновационных процессов необходим системный подход, позволяющий к выяснить объективную основу нововведений, их социально-экономическое действие, законо-Q. мерности, условия возникновения и развития, разработать соответствующие методы воздейс-< твия на ход инновационных процессов, их структуру и оптимальные условия функционирова-о ния при конкретном уровне развития производительных сил и производственных отношений. Q Первые системы в их современном понимании сформировались на заре человечества. о Росли масштабы систем, качественно другими становились элементы этих систем, связи меж-о ду ними, но сами системы выполняли все те же задачи.
¡2 Инновационной системой считается совокупность взаимосвязанных элементов, занятых
0 производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ: малых и крупных компаний, университетов, государственных лабора-
1 торий, технопарков, способная организовать и поддерживать требуемое состояние инновационного процесса. Она имеет внутреннюю и внешнюю среды, управляемую и управляющую подсистемы. Ее элементами являются: инновации, с помощью которых достигаются цели;
§ инновационный процесс и его участники, действующие по определенной технологии, отно-ф шения и связи которых упорядочены организационной структурой; необходимые ресурсы, I управление, создающее и настраивающее инновационный механизм. о Рассматривая нововведения как систему, Н.И. Лапин отмечает: «Один из исходных при-9 нципов заключается в том, что объективную основу нововведений составляют закономерные О тенденции и процессы, свойственные конкретному историческому этапу развития общества.
Под воздействием этих тенденций и процессов в тех или иных областях жизнедеятельности общества формируются новые потребности, которые могут быть удовлетворены за счет наличных способов и результатов деятельности людей» [3, с. 48].
До сих пор нет однозначного мнения относительно того, адекватен ли термин «национальная» по отношению к инновационным системам. Система институтов, поддерживающих технологические инновации в одной отрасли, существенно отличается от аналогичной системы, характерной для другой отрасли. Кроме того, в отдельных технологических областях инновационная система может быть транснациональной или, наоборот, охватывать только конкретный регион внутри страны. Поэтому можно говорить об отраслевых, а также региональных инновационных системах. Тем не менее, как отмечает Ч. Эдквист, применение термина «национальная инновационная система» все же оправдано по двум причинам. Во-первых, исследования НИС в конкретных странах позволяют сделать вывод о наличии значительных межстрановых различий между инновационными системами. Во-вторых, государственная политика, направленная на стимулирование инноваций, реализуется большей частью на национальном уровне и позво-
П
ляет не упустить из вида роль государства в инновационном процессе. ^
Общим для основоположников концепции, стало понимание национальной инновацион- ц ной системы как процесса и результата интеграции разнородных структур, занятых произ- ® водством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. ?
В современной теории национальная инновационная система (НИС) определяется как ^ «такая совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вно- Ш сят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, служащую ^ правительствам для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный I-процесс. Как таковая - система взаимосвязанных институтов, предназначенная для того, чтобы создавать, хранить и передавать знания и навыки, определяющие новые технологии» [1, О с. 28]. Таким образом, эффективность инновационного развития экономики зависит от того, ш насколько эффективна деятельность самостоятельных экономических агентов в отдельности, и «как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также с общественными институтами (такими, как ценности, нормы, право)». [1, с. 28].
НИС обеспечивает реализацию инновационного процесса, который трактуется как отно- а шения между субъектами хозяйственной деятельности по созданию научных исследований и разработок, воплощению их результатов в новый или усовершенствованный продукт или технологический процесс, используемый в практической деятельности. В данном случае инновации - конечный результат деятельности по реализации нового или усовершенствования
О о
I—
ф
ф
I
>
0
1 I
реализуемого на рынке продукта, нового или усовершенствованного технологического про- ® цесса, используемого в практической деятельности. о
В большинстве работ посвященных НИС, акцентируется внимание на том, что потоки о
>
о
технологий и информации между людьми, предприятиями и институтами играют ключевую
роль в инновационном процессе. Технологическое развитие является результатом сложного 2
комплекса взаимосвязей между участниками системы - предприятиями, университетами и 2
государственными научными учреждениями. Поэтому в исследованиях по НИС важное место ^
занимают измерение и оценка потоков знаний и информации. о
Принципиальной характеристикой НИС является роль предприятий в инновационном ^
процессе. Наука может продуцировать знания и стимулировать спрос на них, предлагая но- ^
вые технологии, овладение которыми обеспечивает усиление конкурентных позиций пред- х
приятий, но именно последние осуществляют практическую реализацию инноваций, их про- о
движение к потребителям и формирование обратных связей. ™
Наиболее простая модель, описывающая взаимодействие элементов НИС, показывает, что §
роль частного сектора состоит в создании технологий на основе собственных исследований ф
и разработок и в рыночном освоении инноваций, роль государства - в содействии производс- |
тву фундаментального знания и комплекса технологий стратегического характера, а также в о
создании инфраструктуры и благоприятного климата для инновационной деятельности час- 9
тных компаний [1, с. 28]. ^
Инновационная система формируется под влиянием множества объективных факторов, включая ее размеры, наличие природных и трудовых ресурсов, особенности исторического развития. Эти факторы выступают детерминантами эволюции инновационной активности. Таким образом, специфические особенности национальных инновационных систем проявляются в различной роли государства и частного сектора, крупного и малого бизнеса, в соотношении фундаментальных, прикладных исследований и разработок, в динамике развития отдельных сегментов и отраслевой структуре.
Создание национальной инновационной системы России является одной из основных задач государственной политики в области диверсификации экономики на основе развития науки и технологий [1, с. 28].
Однако следует заметить, что инновационная система существовала и в СССР. Под советской инновационной системой подразумевали совокупность субъектов народного хозяйства, которые участвовали в создании и распространении нового знания и отношения между ними. Но ГО советская система могла развиваться только экстенсивно: увеличивался приток ресурсов, росла ¡5 занятость, расширялся фронт исследований. В административно-командной системе главным [□ рычагом инновационной системы был административный и организационный подход. Поэтому когда нужно было ускорить внедрение, то под одну крышу помещали научно-исследователь-СЛ ские институты, конструкторские бюро и опытный завод [4, с. 252]. Проблема внедрения в той И системе была не решаемой, так как отсутствовали стимулы, в первую очередь, материальные. ^ Одной из причин было полное огосударствление интеллектуальной собственности. Любой ин-2 теллектуальный продукт созданный в любом коллективе принадлежал государству.
Подход к анализу проблемы нововведений в СССР, заключающийся в исследовании связи науки и производства с целью совершенствования существовавшей инновационной модели, д отражал фактическое положение дела, а именно то, что рыночный спрос на результаты ин-□ новационного процесса заменялся плановыми заданиями и плановым распределением про-^ дукции. Самым слабым местом всего инновационного процесса был переход от опытно-конс-"V" трукторских разработок к серийному производству. Указанные обстоятельства удлиняли о инновационный цикл, и очень часто были случаи, когда новое изделие устаревало морально £ раньше, чем оно поступало в серийное производство. Интенсификации инновационного про-
0 цесса должны были способствовать перевод прикладной науки, проектных и конструкторски ких бюро на хозрасчет, создание научно-производственных объединений и межотраслевых
1 научно-технических комплексов, меры по совершенствованию управления научно-техни-о ческой деятельностью [6].
о Экономические реформы и политические преобразования в России разрушили коман-^ дно-плановую систему «внедрения» достижений науки в производство. Распад советского ^ государства, спад производства, резкое сокращение финансирования науки и государствен-О- ных заказов на исследования и разработки и другие процессы последнего десятилетия ХХ ^ века разорвали связи внутри сферы НИОКР, связи науки с производством, способствовали о снижению инновационной активности, распаду отраслевой науки. Но, несмотря на глубину о произошедших изменений, успешный переход к системе взаимодействия науки и техноло-9 гии, основанный на принципах рыночной экономики, не привели к созданию новых партнерша ских отношений между наукой и промышленностью, которые могли бы служить источником £ развития инновационной экономики.
£ Результативная советская инновационная система, в новых условиях оказывается неэф-^ фективной. При сохранении расходов на науку и внедрение новшеств в производство были £ возможны впечатляющие результаты только при смене базовых принципов функционирова-$ ния системы, а не при осуществлении отдельных мер по устранению препятствий. Однако, как заметил А.И. Пригожин в своем исследовании советской инновационной системы: «Система о только тогда будет открыта новшествам, когда их освоение станет условием ее сохранения», | что актуально и сегодня [7].
В настоящее время национальная инновационная система России разбалансирована; ее § основные элементы - научно-техническая сфера, предприятия, инновационная инфраструк-(Т) тура - существуют изолированно друг от друга. Стратегия промышленного сектора в услови-
ях неопределенной экономическом ситуации в стране не ориентирована на инновационное развитие, использование результатов отечественных исследований и разработок [5].
Серьезным недостатком НИС в условиях переходной экономики остается распространение инноваций. Как правило, они внедряются на одном-двух предприятиях. Даже в тех случаях, когда нашей стране принадлежало лидерство в создании крупных инноваций, наблюдалось ее постепенное отставание по масштабам их распространения, как, например, в технологии выплавки и переработки стали. В то же время нередко необоснованно заимствовались зарубежные технологии при наличии эффективных отечественных разработок. В результате в России вместо интеграции в глобальные инновационные процессы стало преобладать «догоняющее» развитие науки и техники [2, с. 83]. Низкие цены на отечественные технологии по сравнению с зарубежными, более благоприятные возможности для внутри-российской кооперации, чем для международной, с одной стороны, и жесткая конкуренция на мировом рынке, отсутствие у предприятий и научных организаций требуемых средств и опыта для продвижения российских разработок за рубеж и их патентования там - с другой, СП обусловливают известную замкнутость внутреннего рынка технологий в России. ¡5
Несмотря на то, что на государственном уровне стратегическая цель создания нацио- щ нальной инновационной системы была провозглашена еще в 1997 году, в этом направлении создаются пока еще отдельные элементы, не сложившиеся до настоящего времени в строй- СП ную единую систему. Создавались отдельные элементы инновационной инфраструктуры - с ^ особым вниманием на прямую поддержку малого инновационного бизнеса в форме иннова ционно-технологических центров и технопарков. В то же время организационная и институ циональная структуры науки являющейся источником технологических инноваций - оставалась неизменной, что тормозило какие-либо нововведения.
Тем не менее, основной акцент в государственной инновационной политике делается на д создание национальной инновационной системы. Так, в конце 2001 года президентским ука- □ зом образован Совет по науке и высоким технологиям при президенте России. Основными ^ задачами Совета стали: определение приоритетных направлений государственной научно- ^ технической политики и меры по ее реализации; экспертиза проектов федеральных законов о и других нормативных правовых актов, касающихся этой политики. В этот же период пре- £ зидент на встрече с членами президиума Российской академии наук впервые заявил о необ- о ходимости перехода от сырьевой экономики к инновационной, для чего необходимо создать ф целостную национальную инновационную систему с развитой инфраструктурой, цивилизо- ^ ванным рынком технологий и правовой охраной результатов интеллектуального труда [7]. о
Таким образом, национальная инновационная система, в качестве реализованной в програм- о мах и институтах национальной инновационной политики государства, призвана обеспечить не просто развитие, а достижение конкурентных преимуществ государства в «новой экономике».
Ш
I I
ф
со I—
О
а
ЛИТЕРАТУРА <
о о
1. Гохберг Л.М. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» д // Вопросы экономики. 2003. № 3. о
2. Келле В.Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование. М.: Эди- о ториал УРСС, 2003. £
3. Лапин Н.И. Проблемы системного исследования нововведений // Достижения и перспек- о тивы. 1982. № 5. Вып. 28. ^
4. Обзор экономической политики России за 2003 год / С.Б. Авдашева, С.А. Афонцев, В.Г. Во ронина. Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2004.
5. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Экономика, 1989.
6. Салтыков Б.Г. Национальная инновационная система: проблема и перспективы // ^ http://novaman.ru/ ш
7. Трофимов Д. Инновационная система России в условиях социально-экономических и поли- | тических трансформаций // [email protected] °
о О
о ф
со