УДК 332.133.6
К.В.Верещагин*, Д.С.Фигуркин
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская площадь, д.9 * e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В статье исследуются проблемы формирования национальной промышленной политики на этапе послекризисного развития. Анализируется понятие промышленной политики, уточняется ее содержание в условиях модернизации российского общества. Подробно раскрываются основные проблемы развития фармацевтической сферы. Сделаны авторские выводы и даны конкретные предложения по совершенствованию фармацевтической сферы деятельности в Российской Федерации.
Ключевые слова: промышленная политика, инновационное развитие, фармацевтическая сфера деятельности.
Промышленная политика представляет собой комплекс мер осуществляемых государством, направленных на распределение ресурсов общества, главной целью, которой является повышение эффективности и конкурентоспособности промышленных отраслей и формирование национальной экономики
Как показывает мировой опыт, промышленная политика необходима в переломные периоды экономики, как например при переходе к рыночной экономике. Она необходима индустриально развитым странам в условиях развивающегося процесса
либерализации и глобализации мировой экономики.
В российской практике выделяют три этапа развития промышленной политики.
До 1990 года доминировала «жесткая» промышленная политика, то есть комплекс действий государства, сориентированных на целенаправленное изменение структуры экономики за счет создания более благоприятных условий для развития определенных приоритетных секторов и производств. Такая политика означала создание неравных условий функционирования, улучшение положения одних секторов экономики за счет ухудшения условий функционирования других.
Второй этап развития - период с 1990 до 2005 года. В России доминирует либеральная промышленная политика. Главной ее особенностью стало обеспечение
конкурентоспособности национальной
промышленности в условиях открытого рынка, в первую очередь за счет снятия институциональных ограничений для бизнеса и стабилизации основных макроэкономических параметров экономики (уровень инфляции, бюджетный дефицит, налоги). Промышленная политика 1990-х привела к деградации наукоемких и высокотехнологичных производств,
примитивизации машиностроения.
По различным оценкам Россия ,например, в конце прошлого столетия использовала свои ресурсы в 2-3 раза хуже, чем передовые страны, находясь при этом в конце рейтинга по конкурентоспособности и соответственно по жизненному уровню населения. В новом тысячелетии ситуация в стране значительно улучшилась. Россия хуже Аргентины, но лучше Вьетнама - к такому выводу пришли специалисты Всемирного экономического фонда (WEF), ежегодно публикующие Доклад о мировой конкурентоспособности.[1]
Третий этап, развития промышленной политики начал формироваться в период начала мирового финансового кризиса, который длится до сих пор. Мировой финансовый кризис, в который была вовлечена и российская промышленность, отчетливо показал
необходимость рационального проведения политики промышленного развития. [2]
В нашем исследовании предлагаем остановиться на следующем определении: промышленная политика - комплекс правовых, экономических, организационных,
образовательных, информационных, социально-инфраструктурных и иных мер государственного воздействия на промышленную деятельность, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной продукции, сбалансированное и стабильное развитие промышленности в целях социально-экономического развития и обеспечения безопасности Российской Федерации.[3]
Необходимо подчеркнуть, что
первоочередной задачей промышленной политики является формирование новых рынков и последующее их расширение с выходом на конкурентоспособный уровень производства, обеспечение лидирующих позиций на рынке промышленных товаров и услуг с целью увеличения доходности предприятия за счет
временной монополии по отношению к другим конкурентам.
Главным механизмом осуществления государством промышленной политики является инвестиционная политика, которая представлена в виде инвестиций, непосредственно в форме кредитов, субсидий, систем государственных закупок, и в форме различных налоговых льгот.
На сегодняшний день органы государственной власти в России активно проводят промышленную политику в разных сферах промышленной деятельности,
разрабатывая планы развития территориальной, законодательной базы для совершенствования инновационных технологий и повышения научно-технического прогресса. Каждая сфера деятельности требует особого внимания и не только с государственной стороны, но и со стороны частных инвесторов. [4]
Для успешного ведения процессов научно-технического развития необходимы финансовые вложения. Отечественные инвесторы не торопятся вкладывать деньги в развитие отечественной промышленности. Иностранные же вложения в инновационные проекты России, по данным Госкомстата РФ, составляют около 5% от общих вложений.
Необходимо отметить, что Россия все еще уступает большинству стран по главному инвестиционному критерию - соотношения риска и прибыльности. Прибыльность вложения капитала в экономику России весьма высока, но все же еще недостаточна для того, чтобы компенсировать сопутствующие риски.
Фармацевтический комплекс является примером активной промышленной политики. Это один из самых высоко доходных и быстро развивающихся секторов мировой экономики, темпы роста которого по данным рекрутингового агентства Richarts Meyer/Executive Recruitment составляют 9-15 % в год, а чистая прибыль достигает 19 %.
Мировая фармацевтическая сфера деятельности за последние годы ознаменовалась несколькими глобальными изменениями. В частности, одним из главных событий стало приобретение французской компанией Sanofi американской биотехнологической компании Genzyme за 20 млрд. дол. Японская Takeda взяла под контроль швейцарскую Nycomed (сумма сделки 10 млрд. евро), а израильская Teva купила Cephalon (США) за 7 млрд. дол. Наиболее щедрыми на покупки были американский Pfizer и канадская Valeant, специализирующиеся на разработке лекарственных средств для дерматологии.[5]
Хотя, не смотря на высокий темп роста фармацевтического сектора, стабильному развитию доли российского рынка в этой сфере препятствует ряд проблем. В настоящее время объем потребления лекарственных препаратов,
производимых в Российской Федерации, составляет не более 20 процентов рынка в денежном выражении и не более 65 процентов в натуральном. Отечественные производители лекарственных средств проигрывают в рыночной конкуренции не только крупнейшим мировым фармацевтическим корпорациям,
разрабатывающим новейшие инновационные препараты, но и производителям
воспроизведенных лекарственных препаратов и сырья для их производства преимущественно из Китая и Индии.
Необходимо отметить, что одной из ключевых проблем развития отечественного фармацевтического комплекса - дефицит инвестиций, которые в свою очередь стимулируют инновационное развитие отрасли.
В процессе эволюции национальной системы развития промышленного сектора экономики за годы реформ произошел переход от государственного к рыночному механизму управления. Доля государственного сектора в инвестициях в производство сократилась с 90% в 1990 г. до 17,5% к 2006 г[6]. Государство в значительной мере ушло из инвестиционного процесса, отдав его предпринимательскому сектору.
Особое место государства в инвестиционном процессе ни в коем случае не должно ослаблять усилий по формированию благоприятных инвестиционных условий и стимулированию частных инвестиций.
В решении этой задачи важная роль принадлежит переориентации системы
налогообложения на цели развития путем снижения налоговой нагрузки на все виды инновационной и высокотехнологической деятельности. Государство расширяет финансовые возможности модернизации предприятий: предоставляет им право переоценки основных фондов по восстановительной стоимости и устанавливает нормы ускоренной амортизации на вновь вводимое оборудование; освобождает предприятия от уплаты налога на имущество с активной части приобретаемых основных фондов в течение первых трех лет их эксплуатации; устанавливает нормы возврата им налога на прибыль, уплачиваемого в текущем периоде в части средств, направленных на техническое перевооружение.
Для стимулирования инновационной активности государство предусматривает следующие мероприятия:
- устанавливает налоговые льготы по страховым взносам для малых научно-исследовательских и инновационных компаний, характеризующихся высокой долей затрат на оплату труда.
- вводит освобождение до 50% прибыли компаний от налога на прибыль при направлении этих средств на инвестиции в научно-
исследовательские разработки и
перерабатывающие производства, а также инвестиции в мероприятия по повышению эффективности использования сырья и энергии, повышению экологичности продукции и финансирование природоохранных мероприятий.
- предоставляет налоговые каникулы на срок от 3 до 5 лет (50% налогооблагаемой прибыли) для вновь создаваемых научно-исследовательских компаний.[2]
Необходимо отметить, что спрос населения на фармацевтическую продукцию постоянно растет. В 2007 г. потребление лекарственных средств на душу населения составило 85 долл., что на 50% больше по сравнению с 2004 г. и на 75 % по сравнению с 2001. Вместе с тем, большинство отечественных лекарственных препаратов стали сильно уступать импортным аналогам, либо полностью стали замещаться.
Мировой опыт свидетельствует, что приемлемого качества современных
лекарственных средств можно достичь только в условиях высокотехнологичного
фармацевтического производства.
Развитие российской фармацевтической промышленности осложняется тем, что большинство отечественных заводов,
производящие недорогие и востребованные населением лекарственные средства, созданы в советское время, и модернизация производства в полном требованием GMP там еще не проводилась.
GMP (Good Manufacturing Practice) -система правил, указаний и норм в отношении производства лекарственных и медицинских средств, пищевых добавок и т. д. Комплексный подход ко всему процессу производства, начиная с обустройства помещений и заканчивая сырьем.
Основными препятствиями для выхода российских производителей лекарственных средств на мировой рынок являются невозможность получения лицензии на производство предприятиям, не внедрившим полностью правила надлежащей практики производства лекарственных средств (GMP), недопущение в оборот препаратов, в разработку которых не заложены усилия по обеспечению их эффективности, безопасности и
фармацевтических аспектов качества.
Тем не менее в России только несколько фармакологических компаний работают по стандартам GMP. Внедрение стандарта GMP на отечественных предприятиях - первостепенная задача российской фармацевтической сферы деятельности, которая требует колоссальных инвестиций.
В настоящее время большинство отечественных компаний специализируются преимущественно на производстве
непатентованных фармацевтических товарах, т. е.
«дженериках». Как это ни покажется странным, но единого определения понятия «дженерик» до сих пор не существует. Одно из определений дженерика - это препарат, обладающий доказанной терапевтической
взаимозаменяемостью с оригинальным препаратом. Компания - производитель дженериков выпускает лекарственный препарат по собственной технологии, используя субстанции различного происхождения.
Низкая цена дженериков дает отечественным фармацевтическим компаниям конкурентное преимущество перед дорогими брендовыми лекарствами. Многие российские фармацевтические компании производят копии оригинальных лекарственных препаратов у которых истек срок патентной защиты, а также тех которые уже давно устарели и были сняты с производства в других странах, т. к. данные лекарства стали неэффективными.
На самом деле существует много причин, почему российские предприятия не производят готовые патентованные лекарства. Одной из причин производства непатентованных препаратов - оказываемое ими влияние на структуру спроса.
При производстве брендовых препаратов требуются колоссальные финансовые затраты. Многие российские компании не в состоянии позволить себе тратить огромное количество денег на разработку и продвижение новых и эффективных лекарственных средств. Более того, конкуренция со стороны крупных иностранных компаний не оставляет шансов для успеха отечественным фирмам. Вместе с тем, появление на свет нового препарата требует время, как минимум 10-15 лет, на протяжении которого фирмы осуществляют исследовательскую деятельность в разных направлениях, и что самое важное, не все новые препараты оказываются эффективными. Все это в конечном счете ведет к не всегда оправданному увеличению государственных расходов. В итоге данные тенденции снижают конкурентоспособность отечественной фармацевтической сферы, отрицательно сказываются на темпах роста российской экономики в целом.
Анализ проблем, связанных с вопросами формирования национальной промышленной политики в фармацевтической сфере, позволил сделать следующие выводы.
1. Место России в мировом экономическом пространстве зависит от формирующейся государственной политики промышленного развития России, благоприятного политического и экономического климата в стране и инструментов государственного регулирования.
2. Для эффективного развития фармацевтической сферы деятельности необходимо создание инновационно ориентированной среды, инфраструктурных и
институциональных основ укрепления научно-технического потенциала на основе инновационно ориентированной политики промышленного развития, включая механизмы финансирования и реализации эффективных стратегий развития, направленных на выражение и защиту государственных интересов.
3. Для создания хорошей конкурентной среды и сотрудничества в фармацевтических отраслях. Необходимо ослабить систему регистрации иностранных фармацевтических компаний на территории Российской Федерации. Опыт партнерства будет способствовать внедрению международных стандартов качества при производстве лекарственных средств и новых подходов к повышению качества. Без использования зарубежного опыта невозможно формирование научно - производственных кластеров направленных на проведение
прикладных исследований и разработок, позволяющих в перспективе выводить на рынок инновационные лекарственные средства и медицинские изделия.
4. Основными направлениями
государственного регулирования должны стать:
- обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активации инновационной деятельности.
- интеграция и кооперация с зарубежными компаниями.
- снижение рисков вложения иностранных инвестиций в экономику России.
- корректировка законодательства, регулирующего привлечение иностранных инвестиций с целью направления их на расширение производства, модернизацию, реконструкцию, проведение НИОКР и т.д.
Верещагин Константин Витальевич ассистент кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Фигуркин Дмитрий Сергеевич студент факультета экономики и менеджмента РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
1. Вдовенко З.В. Шабашев В.А. Управление конкурентоспособностью химико-фармацевтических предприятий Кемерово: ЮНИТИ ЛТД, 2001, с. 170
2. А.Д.Некипелова, В.В.Ивантера, С.Ю.Глазьева. Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике. Российская академия наук. Москва 2013. - 91 с.
3. Доклад Комитета по промышленной политике Совета Федерации Федерального Собрания [Электронные ресурс]. - Режим доступа: Ы^р://рготроН1гц/Ше8/91609/Промышленная_ политика_(в._5.4)^ос/ (Дата обращения 15.05.2014).
4. Вдовенко З.В., Лукьянов О.В., Федоренко А.В. Особенности эффективного управления в промышленном секторе экономики. Транспортное дело России. 2010. № 3. С. 119-121.
5. Фармацевтическая отрасль: обзор рынка, и прогнозы [Электронные ресурс]. - Режим доступа:: http:/planetahr.ru/publication/4758 (Дата обращения 15.05.2014).
6. Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности. Росстат, 2007-2013.
Vereshchagin Konstantin Vitalievich*, Figurkin Dmitry Sergeevich
Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, Moscow * e-mail: [email protected]
FORMING OF A NATIONAL INDUSTRIAL POLICY
Abstract. The paper examines the problems of formation of a national industrial policy at the stage of post-crisis development. The article analyzes the concept of industrial policy, specifies its content. The article presents key natural problems of RF pharmaceutical sector development. The conclusions made copyrights to improve the pharmaceutical sectors of activity in the Russian Federation.
Keywords: Industrial policy, innovation development,_pharmaceutical industry.