заграница нас... "заждалась"
формирование национальной конкурентоспособной стратегии развития в условиях глобализации
Стратегия устойчивого развития современной экономики отражает поступательное движение стран в направлении приумножения источников их конкурентных преимуществ и укрепления экономических позиций в высокоэффективных сегментах и отраслях. В нынешнем мире растущей взаимозависимости политико-экономического развития стран и регионов все более действенным инструментом повышения национальной конкурентоспособности является компетентность проведения макроэкономической политики государствами в части определения ее приоритетов и правил.
Стратегические ресурсы находятся внутри _
России. И они могут найти свое примене- _
ние через проведение государственной _
политики, поддерживающей инновационную _
активность предприятий. Это, в свою очередь, _
способно повысить как эффективность труда, _
так и качество выпускаемой продукции. Но это- _
го невозможно добиться без: _
- предоставления обоснованных налоговых _
льгот на воспроизводство основных фондов; _
- создания условий к возвращению российских _
средств из-за рубежа;
- переориентации направления поступающих _
иностранных инвестиций из экспортно ориентированных отраслей экономики на разви- Гнилитская Е.В. тие внутреннего рынка. канд. экон. наук, Все это способно привести к повышению нор- ВИНИТИ РАН
мы прибыли в указанных секторах, снижению
□
ал
главным фактором
_производства
_и ресурсом,
_формирующим
_принципиальные
конкурентные преимущества
_стратегического
_характера,
_является человек
рисков предпринимательства и уровня транс-акционных издержек, улучшению инвестиционного климата.
Эффективность использования в конкурентной борьбе (в рамках глобальной экономической системы) имеющихся у нас факторов производства и создания новых преимуществ стратегического характера, в значительной степени зависит от качества проведения государственной политики в области управления человеческим капиталом и стимулирования проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Однако, «осуществимость любой стратегии определяется наличием адекватного механизма ее реализации» [1], и «не может быть иллюзий саморазрешения накопившихся проблем» [2], т.е. необходимы системно выстроенные институты и научно-обоснованные действия по укреплению национальной конкурентоспособности.
Главным фактором производства и ресурсом, формирующим принципиальные конкурентные преимущества стратегического характера, является человек. Отсюда логически следует вопрос: «Каким образом можно достичь максимально рационального применения этого стратегического ресурса, и вообще, что есть в современном мире эффективность работы интеллекта и духовных сил человека?». Обратившись к истории организации российского хозяйствования, обнаружим лежащий в основе успеха «главный принцип государственной экономической политики: раскрепощать творческую инициативу, поощрять, подстегивать ее и только при определенных результатах регулировать» [3]. Пытаясь провести смысловые параллели с сегодняшним днем, можно найти подтверждение необходимости не только ценить человека, но и настоятельно требовать создания условий для реализации интеллектуального потенциала личности. Согласно данным исследований Всемирного Банка [4], страны с пропорциональными долями физического, природного и человеческого капитала достигли различных уровней экономической эффективности. На практике при от-
носительно одинаковом уровне использования техники и применения однотипных технологий, имеет место принципиально разная структура мотивационных факторов и, соответственно, эффективность главного стратегического ресурса компании, а именно - человеческого. Таким образом, в современном мире глобальной экономики становится не достаточно уметь привлекать инвестиционные ресурсы (хотя они по-прежнему очень важны) и проводить грамотный финансовый менеджмент. Все это может столкнуться с оппортунистическим поведением персонала [5], сводящим к минимуму первоначально планировавшийся полезный эффект.
Принципиальная направленность успешной стратегии в настоящее время состоит в том, чтобы создавать будущее преимущество быстрее, чем конкуренты скопируют то, что вы используете сегодня. В свою очередь, деловые стратегии побеждают в том случае, если их основой является устойчивое конкурентное преимущество. Эффективное государственное управление есть «„набор мер по контролю и регулированию, используемых правительством, сообществами людей, агентами и нанятыми управляющими, с тем, чтобы направлять и руководить стремлением к экономической полезности» [6], что особенно актуально для современной российской действительности.
К главным условиям, обеспечивающим конкурентоспособность современной России, можно отнести:
- накопленный научно-технический потенциал;
- системообразующие институциональные факторы;
- наличие крупных наукоемких корпораций. При этом следует учитывать, что «реальным стержнем, синтезирующим моментом глобализации в том виде, как она развивается в наше время, является ее социально-политический срез» [7], способность национального правительства поддерживать разумный баланс уровней открытости и безопасности страны.
деловые стратегии побеждают в том случае, если их основой является устойчивое конкурентное преимущество
в информационной
_экономике
_конкурентные
_преимущества
_принципиального
_характера
_формируются
в сфере высоких _технологий
Специфические черты российской цивилизации исторически складывались под влиянием двух основных, но разнонаправленных факторов, а именно, географического и геополитического. По образному выражению В.О. Ключевского, «природа и судьба вели великоросса так, что приучили его выходить на прямую дорогу окольными путями» [8]. Поэтому основополагающее значение в экономике страны, с учетом отечественных культурно-исторических традиций, принадлежит институциональному устройству государства, особенно в контексте активизации факторов роста инвестиционного спроса на конкурентоспособные инновационные разработки.
Точка зрения автора на проблему степени и методов государственного вмешательства в экономику отражена в значительном числе его публикаций. Она состоит в том, что государство:
- обеспечивает эффективность функционирования институциональных атрибутов рынка с целью снижения трансакционных издержек субъектов хозяйствования;
- перераспределяет часть произведенного продукта в социально значимые области;
- формулирует инвестиционную, промышленную и внешнеторговую политику;
- оказывает поддержку науке и образованию, организации проведения НИОКР;
- создает действенный механизм трансфера технологий.
В информационной экономике конкурентные преимущества принципиального характера формируются в сфере высоких технологий, от скорости внедрения которых в производство зависит успех компаний на рынке и уровень конкурентоспособности их продукции. Таким образом, участие государства в формировании конкурентоспособной стратегии развития страны состоит в разработке стратегии развития социума, обеспечении условий конкурентоспособности экономики в глобальном пространстве посредством эффективного использования имеющихся в стране факторов производства, путем реализации инновационных программ, особенно в части главного стратеги-
г
ческого ресурса - человеческого капитала. Однако, «целесообразность тех или иных форм включения страны в процесс глобализации может быть выявлена лишь после того, как государство определилось с системой своих предпочтений» [9], т.е. каковы будут выдвинуты приоритеты и макроэкономическая (в том числе, промышленная) политика государства. Автор выражает согласие с определением, которое дал чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнер: «под промышленной политикой государства понимается система осознанных и сформулированных на государственном уровне принципов, оценок и приоритетов, а также основанных на них стратегических государственных решений, определяющих функционирование и развитие промышленности в стране» [10]. В данном случае, целесообразно сделать акцент на выработке именно промышленной политики, поскольку для нашей страны сегодня это жизненно необходимо из-за произошедшего спада производства, потери конкурентоспособности и угрозы национальной безопасности. Интересно, что и в конце XIX в. для России приоритетным также было поднятие ее производительных сил. За период 1861-1870 гг. она неузнаваемо изменилась, была сооружена внушительная сеть железных дорог («железнодорожная горячка» конца 60-х и начала 70-х годов). В 1857 г. открытых для движения железных дорог было 979 верст, в 1863 г. - уже 3071 верста, в 1867 г. - 4243 версты, в 1870 г. - 7654 версты, 1876 г. - уже 17658, а в 1881 г. - 21900 вер 60-х годах ежегодно открывалось по 500 : в 70-х - по 1400 верст, причем сперва пос ка велась почти исключительно частными концессионерами. Выкуп в казну начался при Императоре Александре III, когда было обращено серьезное внимание на сооружение стратегических линий [11].
Проводя исторические параллели с XIX веком о необходимости эффективного участия государства в формировании стратегии конкурентоспособного развития экономики, особо подчеркнем роль законодательной поддержки данного процесса.
основополагающее значение в
экономике России,
с учетом
отечественных
культурно-
исторических
традиций,
принадлежит
институциональному устро государства
Тл
_значительной
_проблемой
остается отсутствие реальных изменений в сфере перераспределения финансовой ответственности за проведение научных исследований
С целью укрепления законодательной базы, главным образом, в инновационной сфере в России принят ряд документов программного характера. Среди них можно выделить:
- письмо Президента РФ № ПР-576 от
30.03.2002 г. «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»,
- распоряжение Правительства РФ № 1187-р от
21.08.2003 г. «Об утверждении плана мероприятий на 2003-2005 годы по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования»,
- а также на уровне субъекта федерации Закон Московской городской Думы № 45 от
07.07.2004 г. «Об инновационной деятельности в городе Москве».
В частности, план мероприятий по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования на 2003-2005 гг. предусматривает поддержку со стороны государства:
- важнейших инновационных проектов (п.2);
- дополнительных мер государственного содействия развитию малого предпринимательства в научно-технической области (п.3);
- формирования условий для ускоренного выведения на рынок высокотехнологичной продукции (п.6);
- мер государственного стимулирования кредитования и страхования наукоемких инновационных проектов (п.8);
- развития деятельности центров трансфера технологий (п.10).
Однако значительной проблемой остается отсутствие реальных изменений в сфере перераспределения финансовой ответственности за проведение научных исследований, в результате чего на государственный сектор российской науки приходится более 70% (для сравнения: в госсекторе США выполняется 7,2% исследований и разработок, Канады - 10,8%). В мае 2003 г. образовано Инновационное агентство Российской Академии Наук, призванное стать центром координации и внедрения результатов НИОКР, созданных в академических инсти-
тутах. При этом сформулирована задача сокращения государственного сектора науки, объединения государственных организаций со схожей тематикой в крупные межотраслевые структуры федерального уровня. Ясного перечня критериев отбора организаций пока не представлено, однако, планируется проводить их аккредитацию в соответствии с международными стандартами сертификации качества ИСО 9 000 и ИСО 14 000, а также на основе таких далеко не ко всем институтам прикладной направленности применимым параметров, как число публикаций и их цитируемость. На уровне Правительства Российской Федерации предполагается оказывать поддержку как модернизации нормативно-правовой базы, так и развитию инфраструктуры для введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот. В современных экономико-политических условиях грамотное выстраивание национальной инновационной системы является основой формирования отечественной конкурентоспособной стратегии.
в мае 2003 г.
образовано
Инновационное
агентство
Российской
Академии Наук,
призванное стать
центром
координации
и внедрения
результатов
НИОКР
Литература
1. Сорокин ДЕ. Россия перед вызовом: Политическая экономия ответа. - М.: Наука, 2003. - с.135.
2. Гранберг АГ. Основы региональной экономики. Часть II. Региональные проблемы России. - Глава 5. Региональная динамика и трансформации экономического пространства. - 55 Необходимость новой стратегии территориального развития страны. -М: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004. - с.310.
3. Ильин ИА О русской культуре. - V. История становления государства / Собрание сочинений: В 10 т. Т.6 Кн. II/ Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. - М.: Русская книга, 1996. - с. 566.
4. Expanding the Measure of Wealth. Indicators of Environmentally Sustainable Development. The World Bank. - Washington. - 1997. - p.85.
5. Гнилитская Е.В. Организационные формы интеграции компаний в современном мире и национальные модели предпринимательства / Актуальные проблемы управления - 2004: Материалы международной научно-практической конференции: Вып.3 /
_ Государственный Университет Управления. - М.: ГУУ,
2004. - с.190.
_ 6. Роузфилд С. Сравнительная экономика стран ми_ ра: Культура, богатство и власть в XXI веке / Пер. с
_ англ. под ред. дэн, проф. АС. Булатова. - М.: Москов-
_ ский государственный институт международных
_ отношений (Университет), МГИМО (У) МИД РФ;
_ «Российская политическая энциклопедия» (РОС-
СПЭН), 2004. - с.106.
_ 7. Яковлев АГ. Глобализация и политическая струк-
_ туризация мирового сообщества/В сб. Китай в мировой и региональной политике (история и современность). - Институт Дальнего Востока РАН. - М.: ИДВ РАН, 2001. - с.16. _ 8. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Сост., вступ. ст. и примеч. В.А. Александрова. - Глава 2. Этнографические след_ _ ствия русской колонизации Верхнего Поволжья. -
_. Влияние природы Верхнего Поволжья на народное
хозяйство Великороссии и на племенной характер
_ великоросса. - § 18. Психология великоросса. - М.:
Правда, 1991- - с.61 - 62.
9. Некипелов А.Д. Российская экономическая страте_ гия в условиях глобализации /В коллект. моногр. Эко-
_ номическая теория в XXI веке - 2(9): Глобальное и
_ национальное в экономике / Под ред. ЮМ. Осипова,
_ ВВ. Чекмарева, Е.С. Зотовой. - В 2-х т. Т.1. - М: Эконо-
_ мистъ, 2004. - с.17-
_ 10. Клейнер Г Б. Теоретические основания промышленной политики России / В сб. Промышленное раз_ витие России. Ключевые проблемы и решения / Материалы Всероссийской научно-практической кон_ ференции (Москва, 3 июня 2004г.). - Российская Академия Наук, ИНИОН РАН, Комитет ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям. -
_ М: Научный эксперт, 2004. - с27-
_ 11. Керсновский АА История русской армии. - В 4-х
_ т. Т2. От взятия Парижа до покорения Средней Азии
_ 1814-1881гг. - Гл. X. Эпоха преобразований. - М: Голос, 1993. - с.170.