УДК 669:338.45
ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
© Андрей Сергеевич АЛИКАНКИН
Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация, аспирант, e-mail: [email protected]
Многоэтапное с экономической точки зрения развитие взаимодействия предпринимательских структур в России до недавних пор было затруднено полным отсутствием в отдельных регионах различных форм кооперации. Особенно медленно данный процесс развивался до сегодняшнего времени в российской металлургической отрасли, сложность которого и сегодня заключается в специфических особенностях и проблемах данной отрасли. Однако на металлургический сектор в рамках обозначенной правительством политики ухода от сырьевой направленности экспорта сегодня возлагаются большие надежды, вследствие чего представляется необходимым формирование направлений эффективного взаимодействия предпринимательских структур, находящихся на различных звеньях производственной цепочки металлургической продукции, имеющих различные организационно-правовые формы и масштабы деятельности.
Ключевые слова: предпринимательские структуры; металлургическая отрасль; кооперация; эффективность; рост производства.
Мировой опыт говорит о том, что в современной рыночной экономике успешно сосуществуют крупные, средние и малые предприятия, оптимальная комбинация и формы взаимодействия которых имеют свою специфику для каждой страны.
Обращаясь к истории России, можно отметить, что даже в дореволюционные времена происходило взаимодействие крупного, среднего и мелкого предпринимательства в сфере промышленности. Крупное производство во многих случаях само поощряло развитие мелкого производства, давая ему для обработки различные материалы, заказывая специальные изделия ручной выделки и т. д.
Эта связь устанавливалась по линии снабжения кустарей полуфабрикатами. Примером эффективного взаимодействия крупной и мелкой промышленности являлись производства специальной выделки кож, изготовление деревянных сапожных колодок, валяльный промысел, овчинное, шубное производство, выделка папиросных гильз и т. п. Связь фабрики с мелким производством выражалась также в выполнении кустарями отдельных операций с готовым продуктом фабричного производства (например, обшивка готовых платков) или в подготовке ими материала для последующей обработки на фабрике (размотка пряжи). Также фабричное производство предъявляло спрос на всевозможные упаковочные изделия - ящи-
ки, мешки, рогожи, кули и т. п., что, в свою очередь, способствовало развитию соответствующих производств.
В современных условиях развитие мировой экономики все больше идет по пути технологической и производственной кооперации крупного бизнеса с малым и средним бизнесом.
Преимущества взаимодействия предпринимательских структур многочисленны, проявляются во всех аспектах развития и определяют степень эффективности осуществления предпринимательской деятельности.
Для малых и средних предприятий основные из этих преимуществ состоят в следующем:
- рост возможностей для развития производства;
- повышение устойчивости и экономической стабильности предприятия;
- стабилизация спроса на продукцию и услуги;
- более полное и эффективное использование производственных мощностей;
- большая гибкость и быстрая адаптация к изменению спроса;
- формирование портфеля заказов на длительный срок;
- углубление специализации с повышением качества продукции;
- создание новых видов продукции;
- оптимизация производственного процесса;
- эффективное внедрение и использование инноваций;
- снижение рисков;
- создание новых рабочих мест;
- распространение среди работников предприятия уверенности в успехе, духа предпринимательства, новых культурных ценностей, что обеспечивает существенное улучшение социального микроклимата и стабильности в коллективе.
Главное преимущество, получаемое малыми и средними предприятиями от взаимодействия с крупными, - это снижение собственных издержек за счет концентрации усилий и ресурсов на одном или немногих технологических процессах.
Среди основных преимуществ производственной кооперации для крупного бизнеса выделяют:
- снижение издержек крупного предприятия,
- повышение эффективности работы крупного предприятия в сфере снабжения и сбыта,
- рост производительности труда,
- рост конкурентоспособности предприятия,
- повышение эффективности работы крупного предприятия при привлечении малого бизнеса в качестве консультантов, в качестве соисполнителей,
- быстрая разработка и внедрение в серию опытных образцов,
- ускорение подготовки производства,
- отработка новых технологий, материалов, товаров на мелкосерийном производстве.
Повышение эффективности взаимодействия предпринимательских структур определяется соблюдением следующих принципов [1]:
1) равноправный и долговременный характер отношений между партнерами;
2) справедливое распределение рисков и доходов между участниками;
3) обоюдная и равная заинтересованность партнеров в достижении конечных результатов сотрудничества.
В развитых странах формы взаимодействия предприятий относятся к естественным
инструментам повышения эффективности промышленного производства и обеспечения общего экономического роста. Например, описанная выше субконтрактация явилась одним из слагаемых, обеспечивших высокие темпы экономического развития в таких странах, как Япония, США, Германия, Франция, Италия, Испания, Турция [2].
Так, в Японии, в начале 1980-х гг. доля малых фирм, работающих по субконтракт-ным схемам, составила 65 %, причем в электронной промышленности (основной отрасли японской экономики) эта цифра достигала 86 %.
Сегодня в процесс промышленной кооперации в странах Европейского сообщества вовлечено более 350 тыс. предприятий, что обеспечивает рабочими местами более 4 млн. человек.
В построении отношений кооперации выделяют две модели, которые в литературе получили название американской и японской.
Американская модель основана на взаимодействии большого числа заказчиков и исполнителей, т. е. требует развитого рынка субконтрактации. Основным критерием отбора исполнителей заказа служит предлагаемая цена. Такая система существует в тесной связи с развитым малым предпринимательством, инновационной активностью фирм-исполнителей, доступностью лизинговых отношений для субконтракторов и т. п. Для американской модели отношения между заказчиком и исполнителем строятся в рамках одного конкретного заказа и не рассчитаны на долгосрочную перспективу. Широкое предложение со стороны исполнителей позволяет заказчику выбрать наилучший вариант для исполнения своего заказа.
Обычно крупное автомобилестроительное предприятие имеет 2-2,5 тыс. субконтракторов. Такие гиганты американского автомобилестроения, как СЬгу81ег, БоМ и Оепега1Мо1;ог8, изготавливают самостоятельно чуть больше 1/3 комплектующих. Остальные комплектующие поставляются в рамках договоров подряда.
В Лос-Анджелесе десятки километров вдоль шоссе и огромные площади занимают одноэтажные цеха узкоспециализированных производств. Рядом соседствуют производство агрегатов ходовой части автомобилей и
небольшое производство по ремонту бамперов, промышленная типография, упаковка, литейное производство, цех механообработки, производство промышленных датчиков и т. д. Территории этих предприятий ничем не отгорожены - погрузчик въезжает, забирает готовые изделия и везет в следующий цех. Нигде оборудование не простаивает, все загружено в соответствии с программой выпуска продукции. То же самое можно встретить и в Юго-Восточной Азии, и в Европе. География разная, однако принципы построения эффективного производства одни и те же.
Развитию американской модели промышленной кооперации в сфере малого и среднего бизнеса способствовала не только либеральная экономическая политика, но и система государственных заказов, в частности для оборонного сектора.
Японская модель характеризуется ранжированием предприятий-субконтракторов в зависимости от располагаемых производственных мощностей и уровня технологии. В Японии сложилась многоуровневая система субконтрактации: контрактор передает заказ нескольким субконтракторам, которые, в свою очередь, сотрудничают с субконтракторами более низкого уровня. Крупное японское автомобилестроительное предприятие имеет в среднем 300-400 субконтракторов. С субконтракторами первого уровня устанавливаются прямые долгосрочные отношения. Такие гиганты японского автомобилестроения, как №88ап и Тоуо1а, самостоятельно производят чуть больше 1/4 используемых комплектующих, получая остальные по суб-контрактным заказам. Критериями отбора субконтаркторов служат, в первую очередь, не цены, а качество, техническая совместимость изделий, надежность партнеров. Обычно контракт заключается на период выпуска определенной модели изделия и продляется в будущем, если партнер удовлетворяет заказчика. Что касается цены, то японские контракторы отказались от идеи ее сбивания путем организации конкурентной борьбы между субконтракторами. Наоборот, заказчики стремятся установить прочные партнерские отношения с исполнителями для повышения эффективности производства. И хотя начальная цена устанавливается на основе детальной сметы затрат, впоследствии к
ней прибавляется доля экономического эффекта, получаемого контрактором.
Начальная цена учитывает и прибыль субконтрактора, и амортизацию используемого оборудования, и увеличение цен на сырье. Особенностью японской модели промышленной кооперации является тесная производственно-техническая интеграция
крупных заказчиков и более мелких исполнителей. Часто заказчик поддерживает регулярные контакты с исполнителем, принимает активное участие в освоении производства комплектующих, оказывает содействие в повышении контроля качества, предоставляет техническую, технологическую и финансовую помощь.
Японская модель кооперации позволяет сформировать отраслевые и межотраслевые кластеры, что является ее несомненным преимуществом перед американской моделью.
Производственное сотрудничество позволяет крупному бизнесу повысить производительность труда и эффективность производства, а малым предприятиям - загрузить имеющееся оборудование производственными заказами, автоматически решив при этом проблему сбыта.
Также можно отметить, что результаты взаимодействия предпринимательских структур зависят и от типа такого взаимодействия:
1) вертикальное взаимодействие предприятий или вертикальная интеграция, при которой они объединяются от поставщиков до закупщиков, в идеале охватывая всю цепочку от добывающего ресурсы предприятия, до торговой сети, продающей готовый продукт конечному потребителю;
2) горизонтальное взаимодействие
предприятий, при котором объединяются предприятия одной отрасли;
3) круговое взаимодействие предприятий, при котором объединяются предприятия разных отраслей, что снижает несистемные риски потери доходности;
4) взаимодействие предприятий, производящих дополняющие друг друга товары.
Среди результатов эффективного взаимодействия предпринимательских структур в настоящее время выделяют:
- эффект комбинирования ресурсов, который обеспечивается, когда в результате сотрудничества небольшая фирма получает доступ к финансовым ресурсам, а крупная -
необходимый ей продукт по цене, которая значительно ниже расходов на создание продукта собственного производства;
- увеличение размеров рыночной ниши корпорации, что связано с расширением сегмента рынка; эффект сбыта, который обусловлен преимуществами совместной организации продаж с точки зрения маркетинга, рекламы, коллективного распределения;
- производственный эффект, который ведет к максимальному использованию производственных мощностей, снижению издержек при закупках, к экономии на накладных расходах,
- эффект управления, связанный с ростом кадрового потенциала, т. к. увеличиваются возможности обучения, обмена опытом; с осуществлением координации и контроля, ведет к наиболее эффективной расстановке кадров и снижению издержек на различных стадиях разработки, производства и сбыта;
- эффект масштаба возникает в результате экономии на увеличении объемов производства;
- эффект конгломерата - означает, что увеличение количества подразделений и предприятий распределяет риск, тем самым уменьшая его и т. п.
1. Эффективность предпринимательских сетей // Экономическое возрождение России. иКЬ: http://www.e-vr.ru/index.php?option=com_con 1еп1&у1е^?=аП1с1е&М=275: effekt-predprsetey& саШ=46: razmyshknig&Itemid=63&1ang=ru. Загл. с экрана.
2. Маркетинговые аспекты развития межфирменных сетей в России // Российской журнал менеджмента. иКЬ: http://www.marketing.spb. ru/1ib-mm/strategy/mark_netw.htm. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 16.06.2011 г.
UDC 669:338.45
DIRECTIONS FORMATION OF EFFECTIVE INTERACTION OF ENTREPRENEURIAL STRUCTURES IN METALLURGICAL INDUSTRY
Andrey Sergeyevich ALIKANKIN, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation, Postgraduate Student, e-mail: [email protected]
Multistage development of the interaction of business structures in Russia, from an economic point of view, until recently, has been hampered complete absence in some regions of the various forms of cooperation. Particularly slow this process has until now in the Russian metallurgical industry, whose complexity and is in the specific characteristics and problems of the industry. However, in the steel sector under the government's policy marked departure from the raw material orientation of exports today, high expectations, so that it seems necessary to the formation of areas of effective interaction between business organizations, at different value chain stages of metallurgical products, which have different legal forms and scope.
Key words: entrepreneurial structures; metallurgical industry; cooperation; efficiency; growth of production.