КОНЦЕПТ
Шишкина Н. И. Формирование надпредметных результатов в рамках научного гимназического общества «Парус» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75063. - 0,2 п. л. - URL: 2ttp://e-kon-
наушо-методический электронный журнал Cept6rU/20s1i5/75°631h2om. - Гос рег Эл № ФС 77
ART 75063 УДК 371 . - .
Шишкина Наталья Ивановна,
учитель биологии и химии МОАУ «Гимназия имени Александра Грина», г. Киров [email protected]
Формирование надпредметных результатов в рамках научного гимназического общества «Парус»
Аннотация. Активная жизненная позиция, умение эффективно взаимодействовать в различных ситуациях, профессиональная мобильность - качества, необходимые выпускнику образовательного учреждения. В статье обобщается опыт проектной деятельности общеобразовательной организации по формированию надпредметных результатов в рамках научного общества учащихся, анализируются используемые методы формирования исследовательских, речевых, мыслительных, ценностно-смысловых компетенций.
Ключевые слова: метапредметные знания и умения; исследовательские, речевые, мыслительные, ценностно-смысловые компетенции, исследовательская и проектная деятельность.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В последнее время в обществе кардинально изменились представления о целях образования и путях их реализации. В наши дни обучение понимают как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную жизненную позицию, успешно решать проблемные жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
На современном этапе для того, чтобы успешно социализироваться в быстро изменяющемся обществе, недостаточно обладать только лишь предметными знаниями. Нужны надпредметные (метапредметные) знания и умения. Под метапредмет-ными (универсальными) умениями понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях [1].
Формирование и развитие надпредметных (метапредметных) умений и навыков, универсальных учебных действий в образовательном процессе происходит не только в урочной деятельности, но во внеурочной.
В нашей Гимназии создано научное общество «Парус» (НОУ). НОУ включает в себя творческие группы учащихся, объединенных в секции: естественно-математическое направление (естественные науки: география, физика, химия, биология, экология, математика, информатика) и гуманитарное направление (историческая, лингвистическая, литературоведческая, социально-психологическая, историческая, искусство). Демонстрацией приобретенных учащимися надпредметных умений в области научного исследования является научно-практическая конференция, проводимая в День науки традиционным в Гимназии. Тематика исследовательских работ сама разнообразная - это работы, посвященные фольклору, например, «Тряпичная кукла как духовное наследие русского народа»; это работы по проблемам сохранения здоровья человека: «Изучение продуктов питания, содержащих пищевые добавки и их влияния на организм человека»; работы, основанные на исторических фактах «Отношение к пленным иностранцам в Российском государстве на примере
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Шишкина Н. И. Формирование надпредметных результатов в рамках научного гимназического общества «Парус» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75063. - 0,2 п. л. - URL: 2ttp://e-kon-
научно-ллетодический электронный журнал Cept6rU/20s1i5/75°631h2om. - Гос рег Эл № ФС 77-ART 75063 УДК 371 . - .
Вятской губернии в XIX-XX вв.» и т. д. Для оценки исследовательских работ привлекаются в качестве экспертов родители из Совета Отцов, заведующие предметными кафедрами Гимназии и ученики, входящие в состав Совета НОУ.
В научном обществе развиты проектная и исследовательская деятельность учащихся, которая формирует у гимназистов метапредметные (универсальные) умения во внеурочной деятельности [2]. Применение метода проекта является одним из стимулов повышения познавательной активности учащихся, развивает навыки их самостоятельной деятельности, формирует целенаправленность, умение обобщать и систематизировать полученные знания и применять на практике.
В процессе исследования у учащихся формируются исследовательские компетенции - это определение объекта и предмета исследования; постановка целей, формулирование задач и гипотез; описание материалов и методов исследования; выявление и постановка проблемы; описание планируемого результата. Ребята собирают данные, работают с первоисточниками, со словарями, энциклопедиями и справочниками, используют компьютер для поиска информации, проводят анализ и синтез полученной информации [3]. В ходе исследования им необходимо также проверить предполагаемые гипотезы, обобщить полученные данные и сделать выводы. Исследовательский процесс предполагает решение задач творческого и поискового характера, постановку опытов и проведение экспериментов.
При защите и презентации исследования у учащихся формируются речевые компетенции: умение задавать вопросы и отвечать на них; логично излагать свои мысли; аргументировать свою позицию, точку зрения, мнение; пользоваться официально-деловым стилем речи; использовать научный стиль речи для написания рефератов, тезисов, аннотаций; редактировать текст.
К метапредметным относятся и когнитивные (мыслительные) компетенции. Это умение анализировать, т. е. выделять главное; сравнивать; сопоставлять; проводить диалектическое исследование (видеть плюсы и минусы). Умение обобщать: определять теоретическое значение; определять практическое значение; делать выводы. Умение систематизировать: строить графики и таблицы; классифицировать полученные данные. Умение абстрагировать: отвлекаться от частных свойств предметов и явлений; выделять существенные признаки. Умение синтезировать: исследовать явление в целостности; исследовать взаимные связи частей.
Немаловажное значение имеют и ценностно-смысловые компетенции учащихся, которые также формируются благодаря проектно-исследовательской деятельности. Для проведения исследования обязательно необходимо научиться ставить цели, осознавать свои действия и поступки, видеть ценностные смыслы в жизненных ситуациях и явлениях; видеть и понимать окружающий мир; а прежде всего, отвечать за свои решения и действия.
В ходе работы над социально значимым проектом «Проблема утилизации пластика» в рамках научного общества «Парус» можно выделить следующие положительные результаты в формировании метапредметных умений:
1) У учащихся сформировались навыки социального поведения, умение общаться со взрослыми людьми, вести диалог. Эти навыки формировалось во время проведения анкетирования. Дети научились проводить анкетирование среди жителей микрорайона. В результате анкетирования были выявлены проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды микрорайона пластиком. Аналогичное анкетирование было проведено по проекту «Энергосбережение». Проводились разъяс-
КОНЦЕПТ
Шишкина Н. И. Формирование надпредметных результатов в рамках научного гимназического общества «Парус» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75063. - 0,2 п. л. - URL: 2ttp://e-kon-
научно-методический электронный журнал Cept6rU/20s1i5/75°631h2om. - Гос рег Эл № ФС 77 ART 75063 УДК 371 . - .
нения среди жителей микрорайона посредством изготовления и раздачи информационных и агитационных листовок.
2) В ходе реализации проекта ученики работали с официальными документами, отстаивали свои права в общественных и административных организациях. Им пригодились навыки коллективной работы в команде, умение сотрудничать, договариваться, планировать.
3) Ребята вовлекались в реальную практическую деятельность. Они проводили акции по сбору пластиковых бутылок в микрорайоне Гимназии. Было собрано более 10 000 бутылок для утилизации. В акциях принимали участие родители, педагоги, жители микрорайона. Также были проведены акции по уборке территории. Финансирование проекта осуществлялось за счет городского грантового проекта «Строим город Экоград».
Появились и продукты проекта.
Своими руками гимназисты изготовили выставочные экспонаты на выставку «Вторая жизнь мусора». На ней можно было познакомиться с большим количеством способов использования пластиковых бутылок в быту. По эскизам гимназистов совместно с художником были изготовлены два баннера и размещены на территории Гимназии. Итогом всего проекта стало создание агитационного фильма «Чистый город», рассказывающего о проблеме загрязнения пластиком окружающей среды и путях решения этой проблемы.
Естественно, при реализации проекта в рамках ценностного и эмоционального компонентов личностных результатов формировались такие умения, как гражданский патриотизм, любовь к природе, потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента формировались следующие умения: готовность и способность к участию в школьном самоуправлении; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; потребность участия в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности.
Внеурочная деятельность гимназистов в работе гимназического научного общества «Парус», несомненно, способствует формированию надпредметных результатов. Опыт работы Гимназии по проектной и исследовательской деятельности с учениками был представлен на Всероссийском конкурсе «Инноватика в образовании - 2014» и получил диплом лауреата.
Ссылки на источники
1. Дзятковская Е. Н. Экологическое развивающее образование. Учебное пособие для постдипломного образования и самообразования педагогов. - М.: Центр «Образование и экология», 2010. -140 с. (Стандарты общего обр.).
2. Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: учеб. пособие. -10-е изд., перераб. - М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2009.
3. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2003.
Natalia Shishkina,
Teacher of Biology and Chemistry, Alexander Grin gymnasium, Kirov [email protected]
Formation of Hyper-Subject Learning Results within the Gymnasium Scientific Community "The Sail"
Abstract. Active life position, ability to communicate effectively in different situations and professional mobility are the qualities necessary for a school graduate. The article summarizes the
m О
9772304120159
КОНЦЕПТ
Шишкина Н. И. Формирование надпредметных результатов в рамках научного гимназического общества «Парус» // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 02. - ART 75063. - 0,2 п. л. - URL: 2ttp://e-kon-
научно-ллетодический электронный журнал с|^бги/2°15/750631^0т. - Гос рег Эл № ФС 77-ART 75063 УДК 371 . - .
experience of using project technologies for forming hyper-subject learning results within the scientific community of students. It examines methods used for the formation of research, speech, thought, value and semantic competencies.
Key words: meta-subject learning results and skills; research, speech, thought, value and semantic competencies, research and project work.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «<Концепт»; Бажиным К. С., кандидатом педагогических наук, директором института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «(Вятский государственный гуманитарный университет»
ГУ r\J