Научная статья на тему 'Формирование мотивационных компонентов у студентов в процессе обучения в вузе'

Формирование мотивационных компонентов у студентов в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
858
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ КОМПОНЕНТОВ / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS / THE MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY / THE STUDY OF MOTIVATIONAL COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорева А. В.

Рассматривается формирование мотивационных компонентов учебной деятельности студентов в процессе обучения в вузе на основе комплексного подхода к решению данной проблемы. Проводится эмпирическое исследование и анализ внешних и внутренних мотивационных факторов у студентов 1—3-х курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the motivational component of the students in the learning process at the university

This article considers the formation of motivational components of learning activities of students in the learning process at the university through an integrated approach to solving this problem. The author conducted an empirical study and analysis of internal and external motivational factors in students a 1—3-year students.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивационных компонентов у студентов в процессе обучения в вузе»

А. В. ХОРЕВА

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ КОМПОНЕНТОВ V СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

УДК 378.14

Рассматривается формирование мотивационных компонентов учебной деятельности студентов в процессе обучения в вузе на основе комшексного подхода к решению данной проблемы. Проводится эмпирическое исследование и анализ внешних и внутренних мотивационных факторов у студентов 1~3-х курсов.

Ключевые ctoea: высшее профессиональное образование, учебная деятельность студентов. мотивация учебной деятельности, исследование мотивационных компонентов.

This article considers the forma/ion of motivational components of learning activities of students in the learning process at the university through an integrated approach to solving this problem. The author conducted an empirical study and analysis of internal and external motivational factors in students a 1—3-year students.

Key words: higher vocational education, educational activity of students, the motivation of educational activity, the study of motivational components.

Современные тенденции развития Российской Федерации в значительной степени повысили требования к профессиональной подготовке специалистов отрасли туризма в динамично развивающейся внешней среде. Этим во многом объясняется необходимость всестороннего и постоянного совершенствования их профессионального обучения и воспитания в рамкахдействующпхобщепризнан-ныхнорм и ценностей. Для этого следует особое внимание уделять профессиональной подготовке именно в учебном заведении. Достижению данной цели будет способствовать целенаправленное развитие и формирование мотивационных компонентов у студентов при реализации учебной деятельности.

Влияние мотивационных факторов поможет повысить интерес к профессиональной деятельности, тем самым стимулировать к социально-ориентированному поведению в обществе, сформировать ВЫСОК! ю профсссионально-деятельностиые компетенции. Наличие и преобладание устойчивой мотивационной деятельности у студентов станет в дальнейшей

перспективе основой проявления ими стремления к самообразованию, самосовершенствованию для упрочнения профессиональной позиции в рамках полученной квалификации.

Исследование и анализ литературных источников позволили сделать заключение, что данная проблема получила широкое освещение в трудах педагогов и психологов. Безусловно, интерес к проблеме во многом объясняется совокупностью требований, предъявляемых на рынке труда к специалистам отрасли туризма, а также чрезмерно высокой конкуренцией на нем. Так, одним из направлений можно считать стремление теоретиков и практиков высшей школы определить пути, наиболее благоприятные для адаптации личности в обществе, ориентировать ее на созидание. Это направление приобретает особую значимость на микро- и макроуровне при реализации социально-экономических задач общества, связанных с этим преобразований. Интерес к данной теме объясняется также сложностью и неоднозначностью выявления побуждений обучаю-

щихся для целенаправленного направления их поведения или построения преобладающей системы отношений.

Методологическими принципами, заложенными в личностно-ориентиро-ванном подходе и неоднократно отмеченными в трудах В.А. Сластснина [4], выступают единство теории и практики, личностный подход, детерминизм, формирование комфортных психологических условий и пр. Теоретический и практический интерес для определения профессионально значимых факторов повышения склонности к обучению вызывают выявление основных направлений психолого-педагогических условий формирования интереса к учебной деятельности и факторов, которые оказывают на нее влияние; определение развития побуждающих факторов на соответствующих уровнях обучения с определением се динамики, сравнительной характеристики формирования профессионального интереса у студентов различных направлений подготовки. Формирование профессионального интереса есть определение набора побуждающих факторов, сосредоточенных на аспектах внутренних убеждений обучающихся, побудительных сил для постановки цели по овладению профессией. В условиях нестабильной внешней среды, переходного периода образовательных стандартов высшей школы, действий обучающихся их поступки и результаты учебной деятельности подлежат оценке на основе выявления и констатации реальных побудительных сил. Они во многом определяют показатели успешности овладения знаниями и умениями в рамках ФГОС нового поколения и компстснтностного подхода.

Реальные побудительные силы обучающихся, которые и формируют профессиональный интерес, заключены в совокупности перманентных содержательных и динамических характеристик. Содержательные характеристики ориентированы на внутренние особенности учебной деятельности и включают степень субъек-

тивного проявления побуждения, их социальной значимости и роли в текущей учебной деятельности. Динамические характеристики прямо пропорциональны учебной деятельности, в меньшей степени зависимы от них. Они, как правило, находятся в тесной связи с личностными особенностями обучающихся и проявляются в интенсивности или эмоциональной окраске мотивов к учебной деятельности. Обе характеристики находятся в тесном единстве, потому как динамические характеристики - это энергетический потенциал, определяемый качественными содержательными характеристиками побуждений. Совокупность побуждений к учебной деятельности, их взаимообусловленность направлены на всестороннее и устойчивое образование личности в целом и развивающейся необходимый внутренний компонент деятельности.

Таким образом, формирование побудительных факторов к профессиональной деятельности, их развитие и закрепление на различных этапах учебной деятельности в рамках вуза неизменно приводит к повышению показателей самоопределения обучающихся. В соответствии с этим формирование, развитие и закрепление профессионально значимых побуждающих (мотивационных) компонентов рассматривается как целенаправленная деятельность профессорско-преподавательского состава по оказанию систематических воздействий на побуждения обучаемых в целях придания им позитивной направленности и обеспечения их развития под влиянием формирующих факторов 12, с. 17—18|.

При этом еще раз стоит остановиться на том, что системность проявляется через формирование, дальнейшее поддержание в виде постоянного развития для надлежащего полноценного закрепления. Таким образом, это взаимосвязанный и непрерывный процесс. Его осуществление для достижения наибольшей эффективности происходит целенаправленно

через определенную программу, реализуемую в ходе учебных занятий и воспитательной работы. Отсутствие такого целенаправленного воздействия формирования побудительных мотивов у обучающихся в стенах вузов приводит к значительным издержкам в учебной работе, недостаточной сформированное™ личности, а следствием этого является отсутствие интереса как к обучению, так и к профессиональной принадлежности к соответствующей отрасли.

Интерес представляет собой сложную форму побуждения или мотива, под которым в психологии подразумевается положительное социально-эмоциональное поведение личности по отношению к окружающим объектам, процессам, явлениям или деятельность, выраженная в стремлении к овладению определенными мыслями, предметами или действиями. Интерес, как правило, появляется в виде избирательного сосредоточения внимания и мыслей обучающихся в ходе изучения программного материала в зависимости от познавательных способностей индивида. «Интерес, — пишет С.Л.Рубинштейн, — это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности* [3, с. 63]. Таким образом, именно в ходе учебной деятельности и происходит развитие интересов обучающихся. Интерес априори выступает благоприятной предпосылкой образовательной деятельности, служит развитию творческого отношения к изучаемым дисциплинам, что в свою очередь направлено на профессиональную ориентацию специалистов отрасли.Обучающиеся, у которых в достаточной степени развит социальноценностный и устойчивый интерес, проявляют значительные успехи в своей учебной деятельности.

Классификация интереса рассматривается в трех аспектах [6, с. 97]:

• проявление интереса к новым фактам и явлениям, рассматриваемым в ходе учебных занятий (в данном случае для

активизации именно этого уровня занятие должно носить изначально проблемный характер);

• проявление интереса к изучению и познанию существенно-значимых свойств предметов и яатений (для стимулирования данного направления применяются активные педагогические технологии, в том числе проектная форма проведения занятия);

• проявление интереса к построению причинно-следственных связей или закономерностей (активизация данного аспекта видится в рамках развития альтернативной формы мышления, применения принципов и методов логики).

На фоне выделения различных уровней интереса, профессорско-преподавательскому составу следует учитывать сложность их многоаспектного сочетания, выявлять преобладающий, а также определять тенденции его дальнейшего развития для возможности осуществления тактических корректировок. «Интерес порождает склонность или переходит в нее», — писал С.Л. Рубинштейн [3, с.63].Склонность может выражаться в постоянном стремлении обучающихся успешно овладевать учебным материалом, что неизменно повышает продуктивность познавательной деятельности. Познавательная деятельность, в свою очередь, характеризуется социальной, личной значимостью и выраженностью у будущих специалистов определенных способностей, которые позволяют успешно овладевать учебным материалом. Надлежащее развитие склонности заранее порождает любовь к своей будущей профессии, проявление трудолюбия и усердия, активности и целеустремленности в учебе.

Основные методы исследования развития мотивационных компонент для формирования перманентного интереса представляют собой выработку соответствующей методики диагностики побудительных факторов обучаемых. Данная методика основывается на принципе си-

стемного подхода и включает анализ потребностей, мировоззрения, существующей системы целей, поступки и видимое поведение обучающихся. Таким образом, методика охватывает целый ряд методов: психолого-педагогическое наблюдение, анализ статистической информации о результатах учебной деятельности, индивидуальный и массовый опрос, в том числе средствами анкетирования [2, с. 35].

При проведении исследования побудительных факторов учебной деятельности важно определить количественные величины, сформированные в рамках обозначенных критериев. Так, основными показателями наличия базы для формирования профессионального интереса через побуждение могут являться:

• усердие и активность, проявляемые при подготовке к занятиям;

• активность, сосредоточение внимания в ходе проведения занятий;

• характер преодоления трудностей в процессе учебы;

• характер высказываний о своей будущей профессии;

• состояние учебной дисциплины и ее программное обеспечение;

• фактические результаты овладения знаниями по выделенным дисциплинам;

• наличие и преобладание целевых ориентаций в текущей учебной деятельности.

Вышеперечисленные показателями мотивационных компонентов в рамках программных критериев выступают показателями степени развитости у обучающихся побуждений к учебной деятельности. Стоит учитывать, что в рамках вуза деятельность обучающегося включает не только направление овладения знаниями, но и направление общественной, бытовой и спортивной подготовки, тем самым обеспечивая достаточный уровень социализации. Именно комплексный учет всех видов деятельности позволяет добиться высокой квалификации кадрового потенциала, чем и достигается реализация социальных и государствен-

ных потребностей в высококомпетентных специалистах отрасли.

Первостепенной особенностью деятельности по подготовке эффективных спсциал истов отрасли является ее профессиональная практико-ориентированная направленность. Данная деятельность подразумевает всестороннее совершенствование мышления и развитие творчества. Так, обучающиеся проявляют наибольшую активность в научной работе, что особенно характерно в период обучения на 1—3-м курсах. На 4-м и последующих курсах значение этого показателя снижается (до 20—22%), что связано с пересмотром ряда ценностных ориентировок и постановкой новых целей на завершающих этапах обучения. Характер преодоления трудностей в процессе обучения наиболее ярко проявляется на 1-м курсе и преимущественно связан с недостаточностью довузовской подготовки к восприятию и освоению сложного материала, а также нестабильностью адаптационной вузовской среды. На 2-м курсе данный барьер снижается на 10—12%, чему способствует наращивание учебных усилий обучающихся, проявление и активизация личных психологических качеств. Установлено, что обучающиеся с высокими базовыми (входными) показателями социальных или коллективистских побуждений показывают весьма успешные знаниевые результаты в процессе всей образовательной деятельности.

Учитывая критериальные рамки, следует иметь в виду их состав и ранжирование по наиболее значимым внутренним и внешним факторам. Наиболее влиятельными внешними факторами выступают коллегиальное мнение в группе обучающихся в вопросах текущей учебной деятельности и систематическая требовательность профессорско-преподавательского состава к обучающимся.

К наиболее влиятельным внутренним факторами относится удовлетворенность студентов в выборе будущей профессии, увлеченность, направленная на изучение

текущих учебных дисциплин, активность будущих специалистов в общественно-полезной работе.

Таким образом, к побудительным факторам практико-ориснтированного порядка следует отнести разъяснение значимости и полезность выбранной профессии, удовлетворенность обучающихся производственной практикой, наличие воспитательной работы, педагогическое мастерство профессорско-преподавательского состава и пр. Например, входной барьер по порядку удовлетворенности выбором профессии на 1-м курсе не превышает 14%, наиболее убедительная зависимость проявляется только на 3-м курсе (59%).

В общем аспекте рассмотрения сформированное™ мотивации следует учитывать, что на 1-м курсе побудительные компоненты будущих специалистов еще не совершенны в силу становления. На 2-м курсе происходит их стабилизация и упрочение через значительное расширение круга учебной деятельности студентов. Именно на 2-м году учебной деятельности создаются наиболее благоприятные предпосылки для развития профессионального интереса к обучению и в целом к специальности. К этому времени нивелируется негативный адаптационный фактор к условиям вуза, увеличивается знаниевая компонента, в том числе за счет прохождения производственной практики, изучения цикла специализированных дисциплин.

В психологическом плане влияние удовлетворенности выбранной профессией на побуждения обучающихся проявляется за счет целенаправленной системы явных положительных отношений к ней. Эти отношения проявляют зави-

симость по качеству организации и проведения аудиторных или учебных занятий, целенаправленного воспитательного влияния на личность обучающихся и пр. Убеждение в правильности выбора профессии подлежит дальнейшему упрочению и дальнейшему качественному совершенствованию. Именно в этот момент 30% студентов утверждаются в правильности выбора своей специальности, что усиливает интерес к ней, а соответственно, и к обучению в целом. Замеры сформированности мотивационных компонент обучающихся на 2-м курсе показывают, что в экспериментальной группе происходит возрастание значения показателя удельного веса обучаемых с высоким уровнем интереса до 37,4%.

На 3-м курсе наблюдается консолидация и дальнейшее упрочение побудительных компонентов за счет расширения круга учебной деятельности.Это достигается путем сочетания гуманитарных и специализированных дисциплин, нацеленных на развитие мировоззрения и профессионального предназначения. Значительное развитие приобретают интересы и склонности. На данном этапе происходит четкое осознание цели — продолжение образования для полноценной подготовки к профессиональной деятельности. Профессиональный аспект отличается предметной разработкой как ближайших тактических, так и далеких стратегических целей в учебной деятельности. В отличие от первых курсов подготовки студентов, последующие курсы обучения показывают устойчивую тенденцию к сокращению побудительных факторов, отдавая приоритет узко-личным побудительным факторам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалев В.И. Учитывая степень мотивации // Вестник высшей школы. 2006. № 8. С. 35-37.

2. Манько В.Н. Мотивация учебной деятельности студентов: монография. Одинцо-

ва: АНОО ВПО Одинцовский гуманитарный институт, 2010. 100 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. 630 с.

4. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионально-педагогического образования. М.: Магистр-Пресс, 1999. 267 с.

5. Узнадзе Д.Н. Психологические пробле-

мы мотивации поведения человека. М.: Наука, 2008. 213 с.

6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 2000. 97 с.

И. Н. ЦИБОРЕВА

РОЛЬ зарубежной стажировки В ПРОЦЕССЕ КРОССКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА

УДК 378.147.88

Статья посвящена проблеме профессиональной кросс культурной подготовки будущих специалистов, выезжающих на стажировку в другие страны. Современная экономика создает предпосьики для *социального заказа» общества на новых специалистов. В связи с этим значение и роль профессиона/1ьнои кросскультурной подготовки студентов становятся более важными дм сферы туризма. Туристская сфера в настоящий момент требует постоянного совершенствования знаний, умений и профессиональной квалификации менеджеров в области международного туризма, менеджмента, финансов. Необходимы специалисты, обладающие наравне с профессио-HUjibHbLMU навыками коммуникативной культурой, кросскультурной колшуникатив-ной компетентностью. Проблема адекватного иноязычного общения в процессе прохождения зарубежных стажировок, несомненно, разрешается через организацию профессиональной кросскультурной подготовки студентов РМАТ.

Ключевые слова: профессиональное туристское образование, профессиональная крос-скультурная подготовка, кросскультурная коммуникативная компетентность, п/ю-фессиональная стажировка за рубежом.

The article deals with the problem of professional cross-cultural training of future specialists leaving for training in other countries. The modern economy is a prerequisite for the *social order* of society on new staff. In this regard the importance and role of professional cross-cultural training students become more important for tourism. The tourist sector is now more acutely requires constant improvement of knowledge, skills and qualifications of managers in the field of international tourism, management, finance and a variety of processes. Requires specialists with a par with professional skills, communicative culture, cross-cultural communicative competence. The problem of adequate foreign language communication while passing through international internships, of course, is permitted in cross-cultural organization of professional training of students of RIAT.

Key words: professional tourist education, professional cross-cultural training, cross-cultural communicative competence, professional training abroad.

Значение и роль профессиональной профессионального туристского образо-

кросскультурной подготовки студентов к вания.

зарубежным стажировкам в системе не- Возросшая академическая и научная

прерывного образования в туризме ста- мобильность является главной особен-

новятся все более важными для системы ностью национальных систем образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.