Научная статья на тему 'Формирование мотивационной составляющей профессиональной ответственности личности на примере курсантов юридического института МВД России'

Формирование мотивационной составляющей профессиональной ответственности личности на примере курсантов юридического института МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО / БУДУЩИЕ СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ / ЭКСПЕРИМЕНТ / RESPONSIBILITY AS A PROFESSIONALQUALITY / FUTURE POLICE OFFICERS / THE STAGES OF FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малетин Станислав Вячеславович

В статье делается попытка раскрыть формирование ответственности как основополагающего качества деятельности сотрудников полиции исходя из значимости данного профессионально важного качества, представить технологию формирования его компонентов с помощью опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малетин Станислав Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional motivational component of personal responsibility on the example of students Law Institute Russian Ministry of Interior

This paper is attempt to reveal the formation of responsibility as a fundamental quality of police officers activity based on the significance of this important characteristic of, to introduce the technology of formation of its components using of the experimental work.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивационной составляющей профессиональной ответственности личности на примере курсантов юридического института МВД России»

TPMsvHa молодого vviHoro

УДК 378.634

Малетин Станислав Вячеславович Maletin Stanislav Vyacheslavovich

преподаватель кафедры физической подготовки

Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, 49) lecturer of faculty physical training

Barnaul law institute Ministry of internal affairs of Russia (49 Chkalov str., Barnaul, 656038)

E-mail: [email protected]

Формирование мотивационной составляющей профессиональной ответственности личности на примере курсантов юридического института МВД России

Formation of professional motivational component of personal responsibility on the example of students Law Institute Russian Ministry of Interior

В статье делается попытка раскрыть формирование ответственности как основополагающего качества деятельности сотрудников полиции исходя из значимости данного профессионально важного качества, представить технологию формирования его компонентов с помощью опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: ответственность как профессиональное качество, будущие сотрудники полиции, этапы формирования профессиональных качеств, эксперимент.

This paper is attempt to reveal the formation of responsibility as a fundamental quality of police officers activity based on the significance of this important characteristic of, to introduce the technology of formation of its components using of the experimental work.

Keywords: responsibility as a professional-quality, future police officers, the stages of formation of professional qualities, experiment.

Профессиональная деятельность сотрудника полиции требует серьезного подхода к формированию профессиональных качеств, позволяющих выполнять ее на достойном уровне. Данная проблема рассматривается в контексте такой категории, как профессия, которая по своей сущности и определяет основные составляющие компонентов профессиональной ответственности. Профессия — это «определенный вид профессиональной деятельности, требующий для своего выполнения специальных знаний, умений, навыков и качеств личности» [1, с. 18].

В ходе исследования профессионально важных качеств будущих сотрудников полиции мы выделили профессиональную ответственность как одно из основополагающих качеств, способствующих эффективности профессиональной деятельности. Социальное значение формирования ответственности специалиста состоит в том, что высокая степень ее сформированности в процессе обучения в вузе обеспечивает ему в современных условиях возможность успешно выполнять свои профессиональные обязанности. Деятельность сотрудников полиции достаточно разнообразная, она связана с организацией взаимодействия с людьми разного возраста, социального статуса, уровня образования и направлена на охрану их безопасности. Подготовка сотрудников полиции к исполнению слу-

жебных обязанностей осуществляется исходя из особенностей профессиональной деятельности сотрудников, требований общества и т. д. [2, с. 232].

Определив ответственность как одно из профессиональных качеств сотрудника, проанализировав основные структурные элементы различных видов ответственности и взяв их за основу, мы выделили компоненты профессиональной ответственности сотрудника полиции: когнитивный, мотивационный, ценностный и деятельностный. В процессе опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе Барнаульского юридического института МВД России, нами были выполнены исследования, направленные на формирование каждого из названных компонентов.

Для проведения опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной ответственности будущих сотрудников полиции были отобраны контрольные и экспериментальные группы курсантов, с которыми осуществлялся дальнейший ход формирующей деятельности. Выделенные группы отбирались по нескольким критериям: все курсанты примерно одного возраста (17—20 лет); не имели довузовской профессиональной подготовки, осуществляющей формирование такого качества, как профессиональная ответственность; основы ответственности формулировались в процессе воспитательных мероприятий и осуществля-

Малетин С.В. Формирование мотивационной составляющей профессиональной ответственности личности на примере курсантов юридического института МВД России

Малетин С.В. Формирование мотивационной составляющей профессиональной ответственности личности на примере курсантов юридического института МВД России

лись в рамках общеобразовательной школы, состав преподавателей практически равнозначен. Заключение об отсутствии специальной профильной подготовки у основного числа курсантов было сделано на основе изучения личных дел.

Таким образом, практически все курсанты — будущие сотрудники полиции — на момент начала эксперимента не имели профессиональной подготовки и не включались в профессиональную правоохранительную деятельность, которая бы способствовала формированию профессиональной ответственности. В связи с этим мы считали возможным сделать вывод о примерной равнозначности исходных условий формирования профессиональной ответственности и правомерности сравнения выбранных групп.

Формирующаяся профессиональная ответственность будущих сотрудников полиции рассматривалась нами как качество личности, обладающей способностью к саморегуляции своей профессиональной деятельности по выполнению служебных обязанностей, отличающейся профессионализмом, динамичностью, сложностью трудовых отношений и готовностью отвечать за результаты своей профессиональной деятельности. Таким образом, предполагалось, что в результате развития такого профессионального качества, как ответственность, повышается уровень качественного профессионального состояния субъекта.

Организуя процесс формирования данного качества, мы выделили педагогический аспект решения проблемы, рассмотрели возможные пути формирования ответственности средствами гуманитарных знаний (включенных в содержание общегуманитарных и специальных профессиональных дисциплин), профессиональной практики (ознакомительной, преддипломной), воспитательных мероприятий, проводимых в рамках концепции воспитательной работы Барнаульского юридического института, исполнения плана воспитательных мероприятий и проведения служебной подготовки курсантов.

В целях формирования профессиональной ответственности нами была подготовлена «Программа формирования профессиональной ответственности будущих сотрудников полиции», которая предусматривала реализацию четырех основных этапов: мотивационного, теоретического, практического и преобразующего.

Следует отметить, что выделенные этапы формирования профессиональной ответственности будущих сотрудников полиции дополняют друг друга, проявляются на всех последующих этапах. Мотивационный этап представлялся нам объективно первым в логической цепочке формирующего процесса, поскольку любая деятельность, в том числе деятельность по формированию ответственности будущих сотрудников полиции, должна изначально приобрести мотивирующую силу, стать личностно значимой для курсантов как будущих сотрудников полиции. Ведущим данный этап являлся на 1 курсе,

но он был также актуальным и на последующих этапах формирующей деятельности.

Решение задач мотивационного этапа осуществлялось преимущественно средствами общегуманитарных дисциплин. Лекционные и практические занятия общегуманитарных дисциплин, кроме обязательных функций учебных дисциплин (обучающей, воспитывающей, развивающей), выполняли ориентационную и мотивирующую функции. Ориентационная функция заключалась в том, что курсанты получали ориентировочную основу — необходимый базис фундаментальных знаний и умений для дальнейшего изучения специальных профессиональных дисциплин путем рассмотрения вопросов об изучении мировоззренческой основы ответственности, нравственной основы профессиональной деятельности, роли ответственности в исполнении служебного долга, участии в охране общественного порядка, путем анализа закономерностей и принципов воспитания человека, теории целостного образовательного процесса, воспитания гражданской активности.

Отсутствие в учебном плане Барнаульского юридического института МВД России категории «ответственность» привело к необходимости включения в ряд учебных дисциплин, планы воспитательных мероприятий, служебную подготовку курсантов тем, раскрывающих содержание профессиональной ответственности будущих сотрудников полиции, ее особенности и значимость для профессиональной деятельности.

Важным аспектом в процессе формирования мотивов ответственного отношения к профессиональной деятельности является наличие познавательной мотивации к учебному материалу через обозначенные учебные дисциплины. Познавательная мотивация направлена на понимание сущности профессиональной деятельности, ее значения и необходимости в обществе.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС) третьего поколения специалисты должны обладать не только фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, но и творческим опытом, способностью решать поставленные обществом задачи [3].

Процесс совершенствования профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции, в соответствии с требованиями ФГОС, основывается на знаниях, умениях, навыках и компетенциях, на формирование которых направлен, прежде всего, блок дисциплин, изучающих профессиональнонравственные качества — требования к личности сотрудника полиции, профессиональную деятельность следователя, участкового уполномоченного полиции, содержание теоретической и практической готовности специалистов, способы ее достижения в ходе профессиональной подготовки, саморазвития и самовоспитания. Направленность этих вопросов имела не только ориентировочный характер первокурсников, но и мотивирующий, так

как происходило формирование профессиональных убеждений, системы мотивации будущих сотрудников полиции. Профессионально-мотивирующая деятельность осуществлялась посредством усвоения норм, ценностей профессиональной деятельности, образа сотрудника полиции и его дальнейшего принятия курсантами в ходе обсуждения, осознания на лекционных и практических занятиях, практического подтверждения в период практики в отделе полиции.

Таким образом, активное, познавательное, мотивированное усвоение будущими сотрудниками полиции ценности и значимости своей профессии, образа профессионала определяют осознание ими ценностей профессиональной деятельности сотрудника полиции, развитие мотивационной сферы курсантов, направленность на самосовершенствование, воспитание профессионально важных качеств, содержание которых составляет основу обще культурных и профессиональных компетенций. В соответствии с темой нашего исследования мотивированность курсантов на будущую профессиональную деятельность способствует, например, формированию таких компетенций, как понимание социальной значимости профессии; выполнение гражданского и служебного долга; знание гуманистических ценностей.

На первых занятиях по общегуманитарным и специальным профессиональным дисциплинам курсантам были предложены примерные показатели, характеризующие компетентность курсантов в области будущей профессиональной деятельности, место и потенциал ответственности как повышения эффективности правоохранительной деятельности. Недостаточная, как правило, степень компетентности в обозначенных вопросах стимулировала мотивацию курсантов на ее повышение.

Во время занятий по курсу «Начальная профессиональная подготовка» курсанты выяснили, какие требования предъявляются к ним как будущим специалистам в области охраны общественного порядка и обеспечения безопасности граждан, узнали, что их мотивы обучения в вузе могут быть личностно и профессионально значимыми. Теперь многие первокурсники задумались над тем, имеются ли у них способности для овладения выбранной профессией, многие в полном объеме не представляли основные требования данной профессии. Об этом свидетельствуют ответы на поставленный

перед ними вопрос: «В чем сущность профессиональной ответственности?». На первоначальном этапе участвовало 30 человек. Курсанты представили следующие ответы: «Ответственность — это выполнение поставленных перед нами задач»; «Ответственность как функция субординации»; «Ответственность — это соблюдение дисциплины»; «Ответственность зависит от уровня воспитания». Большинство участников исследования определили ответственность как функцию субординации (23%); 14% курсантов указали на ответственность как высокое качество работы сотрудника.

При обработке данных были определены основные составляющие профессиональной ответственности, к которым курсанты отнесли взаимоотношения в коллективе; профессиональный уровень; соблюдение правил и норм; строгое соблюдение законодательства. Исследования показывают, что наиболее важным в профессиональной ответственности курсанты представляют высокий профессиональный уровень сотрудников, занятых в охране общественного порядка и обеспечении безопасности граждан (23%).

В ходе опытно-экспериментальной работы проводились также промежуточные срезы, контролирующие результативность отдельных этапов формирования профессиональной ответственности, решая, вместе с тем, задачу апробации эффективности целостной программы. Так, по окончании мотивационного этапа в экспериментальной группе был проведен «срез», направленный на определение степени формирования профессиональных мотивов курсантов, в том числе мотивов формирования профессиональной ответственности в процессе обучения. Аналогичный срез одновременно был проведен и в контрольной группе. Результаты на этом этапе были получены с помощью анкетирования. Будущим сотрудникам полиции предлагалось оценить наличие у себя ряда профессиональных мотивов по трехбалльной шкале.

Оценке подвергались мотивы: осознание социальной значимости профессии, ее престижности в обществе; возможность быть активным субъектом профессиональной деятельности; взаимодействие с гражданами, оказание им помощи; возможность приобретать профессиональный опыт; познавательные мотивы; профессиональное самосовершенствование; понимание значимости профессиональной ответственности в

Таблица 1

Шкала, ранжирующая степень проявления профессиональных мотивов курсантов

Баллы Характеристика степени проявления мотивов Степень проявления мотивов

0—1 проявляется очень редко или совсем не проявляется недопустимая

1—2 проявляется редко низкая

2—2,5 проявляется непостоянно допустимая

2,5—3 проявляется постоянно высокая

Малетин С.В. Формирование мотивационной составляющей профессиональной ответственности личности на примере курсантов юридического института МВД России

Малетин С. В. Формирование мотивационной составляющей профессиональной ответственности личности на примере курсантов юридического института МВД России

повышении эффективности профессиональной деятельности; стремление к сформированности высокого уровня профессиональной ответственности; признание коллегами своей профессиональной ответственности.

Анализируя представленные количественные показатели, нами был сделан вывод о значительном сходстве в оценках курсантов экспериментальной и контрольной групп многих мотивов. Однако отличие отмечалось в определении степени проявления мотивов формирования профессиональной ответственности у курсантов, понимании значимости качества в профессиональной деятельности будущих сотрудников полиции, стремлении к высокому уровню профессиональной ответственности, что оценено ниже контрольной группой курсантов в сравнении с экспериментальной на 0,4—0,5 балла. Общая мотивированность на профессию сотрудника полиции составила 2,8 балла в экспериментальной группе и 2,5 балла — в контрольной группе, что соответствовало высокой степени по трехбалльной шкале, ранжирующей степень проявления мотивов курсантов — будущих сотрудников полиции.

В рамках «среза», проведенного по итогам мотивационного этапа, нами также учитывалось распределение курсантов экспериментальной и контрольной групп по степени проявления профессиональных мотивов на личностном уровне. В результате были получены следующие данные: 7,4% курсантов экспериментальной группы обозначили низкую степень проявления у себя профессиональных мотивов, 17,6% — допустимую, 75% — высокую. В контрольной группе 6,6% отметили низкую степень проявления профессиональных мотивов, 25,4% — допустимую и 68% — высокую. Анализируя эти данные, важно обратить внимание, что при достаточно сходной оценке степени профессиональной мотивированности курсантовэксперименталь-ной и контрольной групп наблюдались различия в оценке мотивов формирования профессиональной ответственности у курсантов — будущих сотрудников полиции. В контрольной группе их оценка была ниже на 0,3—0,6 балла.

Направленность курсантов экспериментальной группы на формирование компонентов профессиональной ответственности, выделение мотивации на профессию участкового уполномоченного полиции, следователя характеризовались повышенной активностью на учебных занятиях, участием в общественных и спортивных мероприятиях института.

Таким образом, более высокая оценка курсантами экспериментальной группы мотивов формирования профессиональной ответственности, их активность в процессе учебной и служебной деятельности свидетельствовали о важности и необходимости организации процесса формирования данного качества в процессе обучения.

Примечания

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие. 2-е изд., перераб. М.; Воронеж, 2003.

2. Кузнецова Л.В. Подготовка полицейских кадров в современных социокультурных условиях // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1.

3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) «специалист»): приказ Минобрнауки от 17 января 2011 г. № 39 // СПС «КонсультантПлюс».

Notes

1. ZeerE.F. psychology professional Education: textbook. 2nd ed., rev. Moscow; Voronezh, 2003.

2. Kuznetsova L.V. Police training in modern sociocultural conditions // The world of science, culture and education. 2012. № 1.

3. On approval and enactment of the federal state educational standard of higher vocational education training (specialty) 030901 Legal national security (qualification (degree) «specialist»): the order of the Ministry of Education January 17, 2011 № 39 // SPS «ConsultantPlus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.