УДК 376
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В
ШКОЛЕ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Загайнова Анастасия Юрьевна.
г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Институт детства, кафедра логопедии и детской речи, канд. биол. наук, доцент, kkk.aaa@mail.ru.
Аннотация: В статье рассматривается проблема готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста. Отдельное внимание уделяется формированию мотивационного компонента и важности познавательного мотива у детей с нарушением слуха. Представлены результаты исследования мотивационной сферы дошкольников с нарушениями слуха. Описаны этапы коррекционно-педагогической работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе.
Ключевые слова: мотивационная сфера, нарушение слуха, дошкольный возраст.
FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS TO SCHOOL EDUCATION
OF DEAF CHILDREN 6-7 YEARS
Zagaynova Anastasia Yuryevna.
Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, Institute of Childhood, Department of Speech Therapy and Children's Speech, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, kkk.aaa@mail.ru.
Abstract: The article deals with the problem of readiness for schooling children of preschool age. Special attention is paid to the formation of the motivational component and the importance of the cognitive motive in children with hearing impairments. The results of the study of the motivational sphere of preschool children with hearing impairment are presented. The stages of correctional and pedagogical work on the formation of motivational readiness for learning in school are described.
Key words: motivational sphere, hearing impairment, preschool age.
В настоящее время большая роль в жизни дошкольника отводится подготовке ребенка к обучению в школе. Зачастую в понятие «готовность к школьному обучению» вкладывается овладение такими навыками, как письмо, счет, решение арифметических задач, чтение. И, к большому сожалению, обращая огромное внимание на вышеперечисленные навыки, упускаются остальные, далеко немаловажные составляющие, которые необходимы будущему ученику. Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики поступающего в школу ребенка, дающее ему возможность успешного начала обучения. В самом общем виде проблема школьной готовности
заключается в соответствии психических свойств, качеств ребенка требованиям школы. От уровня подготовленности ребенка к школе зависит и дальнейшее развитие личности ребенка, и эффективность обучения, и профессиональное становление в будущем. Проблема психологической готовности к обучению в школе включает в себя и ряд более частных проблем, а в частности и проблему мотивационной готовности.
Значимость мотивационного компонента в структуре готовности к школьному обучению подчеркивали такие авторы, как Л.И. Божович [1, с. 7], Н.И. Гуткина, [5, с. 106], Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков [7, с. 125] и другие. Проблема мотивационной готовности к обучению в школе глухих детей изучена и освещена значительно меньше. Проблемой готовности к обучению в школе глухих детей, а также вопросом о мотивационной готовности детей с нарушенным слухом занимались такие исследователи как Э.И. Леонгард [6], Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко [8] и другие. В работах вышеупомянутых авторов готовность к школьному обучению глухих детей не рассматривалась изолированно, а рассматривалась в контексте других проблем. В частности, Л.А. Головчиц, в своем исследовании отмечает данные К.Г. Коровина, М.К. Шеремета, которые пишут, что помимо самого нарушения слуха у глухих детей на первый план выходят проблемы речевого развития [3, с. 255].
Мотивы являются структурно начальным звеном деятельности. Они обнаруживают свое влияние на всех этапах и во всех структурных единицах деятельности. По словам Л.И. Божович выбор средств достижения результатов деятельности, характер действий, операции контроля и оценки полученного результата деятельности зависят от характера мотивов [2, с. 39]. В старшем дошкольном возрасте особое место среди прочих мотивов занимает познавательный мотив. В тоже время познавательная активность не является следствием возраста. Н.И. Гуткина обращает внимание, что на сегодняшний день, такое важное и ценное качество у большинства детей дошкольного возраста снижено [5, с. 106]. Стоит учесть и то, что для детей с нарушением слуха чаще всего более важными являются познавательные мотивы в связи с потребностью таких детей к получению новых знаний и желанием овладеть речью, чтобы окружающие люди понимали.
Целью работы стала систематизация коррекционно-педагогической работы по формированию мотивационной готовности к школьному обучению глухих детей 6-7 лет.
На первом этапе было проведено исследование мотивационной сферы глухих детей 6-7 лет.
В исследовании принимали участие 6 детей в возрасте 6-7 лет. Все дети посещали МКДОУ «Детский сад № 311 компенсирующего вида», города Новосибирска на протяжении учебного года.
По материалам ПМПК в состав исследовательской группы входили дети с диагнозом сенсоневральная тугоухость III и IV степени. Все дети слухопротезированы биноурально.
По результатам наблюдений у детей отмечались слабость нейродинамического и регуляторного компонентов, задержка речевого развития.
Для исследования мотивационной готовности к обучению в школе глухих детей использовали следующие три диагностические методики: 1. «Исследование мотивационной готовности ребенка 6-7 лет к школе (диагностическая беседа)» Е.С. Романовой [11, с. 177], 2. «Исследование мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников» М.Р. Гинзбург [6, с. 94], 3. «Готовность ребёнка к школьному обучению» Т.А. Нежновой [2, с. 122].
Исследование проводилось с утра, после завтрака, с каждым ребенком индивидуально, в отдельном помещении.
По результатам исследования было выявлено, что в выбранной группе преобладает преимущественно низкий уровень сформированности мотивов к обучению в школе (рис. 1).
■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень
4
Методика №1 Методика № 2 Методика №3
Рис. 1. Результаты исследования мотивационной готовности к обучению в школе глухих детей 6-7 лет по трем методикам
Второй этап работы был посвящен систематизации коррекционно-педагогической работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе глухих дошкольников.
Основываясь на современных представлениях о развитии мотивационной готовности, ее структуре и способах коррекции, а также на данных исследования, проводившегося на первом этапе, была систематизирована коррекционно-педагогическая работа по формированию мотивационной готовности у детей данной категории.
Таким образом, было систематизировано и проведено 32 занятия. Занятия проводились 2 раза в неделю в первой половине дня с использованием слуховых аппаратов. Продолжительность занятий составляла не более 30 минут, что соответствует данному возрасту детей.
При организации коррекционно-педагогической работы по формированию мотивационной готовности учитывались общие и специфические сурдопедагогические принципы.
Коррекционно-педагогическая работа реализовывалась поэтапно.
Первый этап (подготовительный) - установление эмоциональных контактов, налаживание социальных связей детей.
Задачи:
Создание комфортной окружающей обстановки, способствующей
раскрепощению детей.
При проведении коррекционно-педагогической работы уделялось внимание установлению эмоциональных контактов, налаживание социальных связей детей, а также работа, направленная на развитие мотивационной готовности у данной категории детей.
Установление контакта с ребенком является важной ступенькой в дальнейшем взаимодействии с педагогом. В основе стояла задача организовать ситуацию общения так, чтобы она была комфортной для ребенка, подкреплялась приятными впечатлениями. Сначала ребенок должен был получить опыт доверительного общения, и только потом, переходить к постепенному формированию более сложных форм взаимодействия.
Эффективным коррекционным приемом на данном этапе работы было проведение с глухими детьми игр на знакомство с речевым сопровождением, где снималось напряжение, появлялась доверчивость, желание общаться. Такие игры, как «Поздороваемся за руку», «Клубочек», «Дотронься до...», «Сиамские близнецы» [7, с. 115].
После установления контакта с ребенком проводилась коррекционно-педагогическая работа, направленная на формирование мотивационной готовности. Занятия проводились по примерному плану календарно-тематического планирования.
Второй этап коррекционно-педагогической работы (основной) был направлен на собственно формирование мотивационной готовности к школьному обучению глухих дошкольников.
На данном этапе были систематизированы занятия, в основную часть которых входили игры и упражнения направленные на формирование мотивационной готовности.
Каждое занятие второго этапа начиналось с приветствия и разминки. Приветствие создает эмоционально положительный климат в микрогруппе, настраивает детей на совместную работу. Для разминки использовали упражнения и игры, направленные на развитие коммуникативных навыков и формирование доверительных отношений с группой и педагогом [9]. В основную часть занятия были включены упражнения, направленные на решение поставленной задачи, а именно, формирование мотивационной готовности к обучению [4, с. 141].
В конце занятия обязательно использовали упражнения на релаксацию, при выполнении которых дети учились расслабляться и снимать напряжение. Каждое занятие завершалось рефлексией и ритуалом прощания [10, с. 16-21].
Таким образом, проведенное исследование уровня сформированности мотивационной сферы у глухих дошкольников показало преимущественно низкий результат. По результатам обследования систематизированная нами коррекционно-педагогическая работа по формированию познавательного мотива
у глухих дошкольников должна повысить имеющийся уровень и сформировать мотивационную готовность к обучению у неслышащих дошкольников.
Библиографический список:
1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 1972. - С. 7-45.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1993. - С. 39-40.
3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер, 2004. -208 с.
5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3. - С. 106-113.
6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать. - М.: Просвещение, 1990. - 328 с.
7. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. -М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
8. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. , Шматко Н.Д. и др. Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста». - М.: Просвещение, 1991. - 165 с.
9. Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: комплексные занятия на основе ФГОС. - М.: Учитель, 2019. - 157 с.
10. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий / авт.-сост. С.Г. Королева. - Волгоград: Учитель, 2010 - 114 с.
11. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2011. -336 с.