ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ В СПОРТЕ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Галдина В.В., Трегуб В.В., Штых В. А.
Харьковская госу дарственнаяакадемия физической ку ль туры
Аннотация. В работе рассматриваются вопросы управления мотивацией в спорте юных гимнасток на этапе углубленнойспециализации, включающие планирование и построение этапа с учетом индивидуальных особенностей, систематический анализ соревновательной деятельности. Ознакомление спортсменок с планом всего этапа в целом и отдельных микроциклов в частности, определение и учет уровня мотивации, моделирование в тренировочной деятельности тактико-технических действий основных конкуренток способствует сохранению мотивации гимнасток и ее повышению в конце этапа и повышает результативность соревновательной деятельности гимнасток Экспериментально оценены пути, способы и средства укрепления и сохранения спортивной мотивации к достижению высоких спортивных результатов.
Ключевые слова: художественнаягимнастика, мотивация в спорте, мотивационные показатели, факторы, суммарная дисперсия.
Анотація. Г алдіна В.В., Трегуб В.В., Штих В. А. Формування мотивації в спорті у юних гімнасток на етапі поглибленої спеціалізації. У роботі розглядаються питання управління мотивацією в спорті юних гімнасток на етапі поглибленої спеціалізації, які включають планування і побудовуетапу з урахуванням індивідуальних особливостей, систематичний аналіз діяльності змагання. Ознайомлення спортсменок з планом всього етапу в цілому і окремих мікроциклів зокрема, визначення і облік рівня мотивації, моделювання, в тренувальній діяльності тактико-технічних дій основних конкурентоксприяє збереженню мотивації гімнасток і її підвищенню в кінці етапу і підвищує результативність діяльності змагання гімнасток. Експериментально оцінені шляхи, способи і засоби зміцнення і збереження спортивної мотивації до досягнення високих спортивних резу льтатів
Ключові слова: художнягімнастика, мотивація в спорті, мотиваційні показники, чинники, сумарна дисперсія.
Annotation. Galdina V.V., Tregub V.V., Shtih V.A. Forming of motivation in sport at young gymnasts on the stage of deep specialization. The questions of management by motivation in sport of young gymnasts on the stage of deep specialization are examined in work, including planning and construction of stage taking into account individual features, systematic analysis of competition activity. Acquaintance of sportswomen with the plan of all stage on the whole and separate microcicle in particular, determination and account of level of motivation, design, in training activity of taktyko-tekhnycheskyh actions of basic competitors is instrumental in saving of motivation of gymnasts and its increase at the end of stage and promotes effectiveness of competition activity of gymnasts. Ways, methods and facilities of strengthening and saving of sporting motivation, to achievement of high sporting results are experimentally appraised .
Keywords: calisthenics, motivation in sport, motivational indexes, factors, total dispersion.
Введение.
У спешность выступления спортсменов в современных условиях требует не только высокого уровня физической и технико-тактической подготовку но и максимального напряжения психических функций В этой связи, одно из главных мест в системе подготовки спортсменов занимает мотивация на достижение высокого спортивного результата Важно отметить, что при одинаковом уровне подготовленности спортсменов, именно фактор мотивации может играть значительную роль. Это становится особенно важным на этапе углубленнойспециализации. Именно по этой причине проблема формирования и управления мотивацией спортсменок является актуальной Исследования (Р. А. Пилоян, 1984; Е.Г. Бабушкин, 2000; А.П. Шумилин, 2003 и др.), показывают, что основной причиной отсева из тренировочных групп является ослабление мотивации в спорте. В этой связи актуальность данного исследования является несомненной.
Мы полагаем, что своевременное развитие мотивации в спорте у юных гимнасток позволит укрепить и сохранить её на долгие годы.
Изучению мотивации в спорте посвящен ряд исследований (Г.П. Фураев, 1980; Р.А. Пилоян, 1984;
Г. Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин, 2000; Е.П.Ильин, 2000; А.П. Шумилин, 2003 и др.). Однако в данных работах представлен в основном диагностический аспект мотивации. В некоторых из них предлагаются методики формирования мотивации в отдельных видах спорта.
Методические аспекты мотивации в спорте разработаны недостаточно. В учебных программах для спортивных школ не представлены средства и методы формирования мотивации в спорте у занимающихся спортом на том или ином этапе спортивного совершенствования. Естественно, что тренеры в своей работе не уделяют должного внимания формированию мотивации в спорте у своих учеников В результате происходит ослабление мотивации в спорте, и они прекращают заниматься спортом (А.П. Шумилин, 2003).
В связи с этим возникает несколько вопросов, требующих своего разрешения: как формировать у юных спортсменов спортивную мотивацию? Как ее сохранить? Какие использовать для этого средства и методы?
Теоретический анализ состояния проблемы формирования мотивации в спорте и результаты наших наблюдений за спортсменами позволили нам сформулировать противоречие между необходимостью фор-
© Галдина В.В., Трегуб В.В., Штых В. А., 2009
мирования у гимнасток юношеского возраста устойчивой мотивации к занятиям спортом и не разработанностью этого вопроса в теории физического воспитания и спортивной тренировки.
Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственнойакадемии физической культуры
Формулирование целей работы
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать пути, способы и средства укрепления и сохранения мотивации в спорте у юных гимнасток на этапе углубленнойспециализации.
Задача исследования: изучить теоретическое и практическое состояние проблемы формирования у юных гимнасток мотивации в спорте.
Основу исследования составляют: теория спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, В.П. Филин, В.Н. Платонов и др.), теория коллектива (А.В. Петровский, А.С. Макаренко, Р.С. Немов и др.), теория личности (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д. А. Кикнадзе и др.), современные концепции мотивации (А.Н. Леонтьев, В.Г. Асеев, В. А. Зобков, Е.П. Ильин, Р. А. Пилоян и др.), научно-методические разработки мотивационных тренингов (В.С. Агеев, Д.К. Маркова, Е.Г. Бабушкин, Д. Чармс и др.), концепция потребностей (А. Маслоу), исследования в области психологической подготовки спортсменов, взаимоотношений в спортивной деятельности и результативности соревновательной деятельности (Г. Д.Бабушкин, Г.Б. Горская Г. Д. Горбунов В.Л. Марищук, Ю.Я. Киселев, Ю.А. Коломейцев Ю.Л. Ханин, Г ошек М. Ванек, В. А. Зобков, А.П. Шумилин и др.).
Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме мотивации, наблюдение, опрос, социометрия, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики (факторный анализ).
Организация исследования. Исследование по изучению сформированности мотивации в спорте у гимнасток проведено в период с января 2007 г. по сентябрь 2008 г. на базе КП ОСК КДЮСШ «Металлист». В команде из 37 гимнасток (воспитанниц КДЮСШ КП ОСК «Металлист», СК «Коммунар», ДЮСШ № 11,ДЮСШ № 16) в возрасте 14-16 лет, кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта диагностировались элементы, представляющие собой потенциальные компоненты личностных и мотивационных показателей, влияющих на успешность спортивной деятельности спортсменок, связанные с оценкой уровня притязаний, которые возникали в ходе выполнения тренировочных заданий как до, так и в ходе, и после эксперимента.
При анализе результатов учитывалось, что ситуация, возникающая при предъявлении задания гимнастке, является сложнопроблемной Среда порождает в субъекте многокомпонентный мотивационный отклик, на основе которого строится сложнофункциональнаясистема постановки и решения задачи. Проблемная ситуация приводит к актуализации целого ряда потребностей, среди которых находятся познавательные, социальные, а также потребности более высокого уровня индивидуальности, уровня самосознания, в частности, потребность сохранения и повышения самоуважения или ценности своего «Я». На основе этих потребностей гимнастка оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозирует возможные последствия.
В связи с особенностями учебно-тренировочной деятельности, а также в целях необходимой обобщенности описания, исследовались только личностные и мотивационные показатели, влияющие на успешность спортивной деятельности спортсменок, представленные в табл. 2, 4. Группа показателей 1-6, представляет собой отражение тех характеристик ситуации, которые выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих гимнастку к тому или иному образу действия и являются движущими силами развития деятельности. Группа показателей 7-11 образует элементы, которые находятся с мотивационными в причинно-следственных отношениях и выступают в качестве необходимыхусловий деятельности, связанной с достижением достаточно трудных целей. Группа показателей 11- 15отражает результативность деятельности гимнастки в мотивации достижения Группа показателей 16-21 объединяет элементы характеристики личности гимнастки, группа показателей 22 - 26 отражает факторы, побуждающие гимнастку двигаться к намеченной цели и непосредственно добиваться успеха.
С целью более тщательного изучения структуры мотивационной сферы спортсменок применялся факторный анализ 26 независимых переменных, в различных аспектах описывающих состояние мотивации в спорте юных гимнасток как до начала эксперимента (январь 2007г.), так и после его окончания (июнь 2008 г.). Основной задачей проводимого анализа личностных и мотивационных показателей, влияющих на успешность спортивной деятельности спортсменок, является группировка схожих по смыслу групп показателей в макрокатегории с целью сократить число переменных и оптимизировать структуруданных. Факторная нагрузка отражает корреляцию мотивационного показателя и выделенного фактора и показывает насколько выражено в данном факторе содержание, которое он описывает. Знак факторной нагрузки содержательного смысла компонентов его сформировавших, не имеет, а показывает к левому или правому полюсу фактора относится тот или иной показатель. В начале эксперимента было выделено пять значимых факторов, объясняющих 100 % суммарной дисперсии (табл. 1).
Таблица 1.
Полная объясненная дисперсия показателей гимнасток в начале эксперимента
Компо- нента Начальные собственные значения Суммы квадратов нагрузок вращения
Всего % дисперсии Кумулятивный% Всего % дисперсии Кумулятивный %
1 10,266 39,483 39,483 8,353 32,126 32,12
2 6,255 24,058 63,541 6,105 23,480 55,60
3 4,895 18,826 82,367 5,281 20,312 75,91
4 2,444 9,402 91,769 3,231 12,426 88,34
5 2,140 8,231 100,000 3,030 11,656 100,0
Первый фактор включает пять личностных и мотивационных показателей (табл. 2), влияющих на успешность спортивной деятельности спортсменок. В этом факторе, отражающем наибольшую долю суммарной дисперсии показателей мотивации (39,5 %), значимые веса получили мотивационные показатели: внутренний мотив, познавательный мотив, состязательный мотив; личностные показатели: инициативность, экстра - интроверсия Учитывая то, что содержание мотивационных компонентов сформировавших фактор, отражают проявления мотива побужденияк развитию спортивной деятельности гимнастки, фактор получил название «необходимость в побуждении к развитию».
Второй фактор включает четыре показателя (табл. 2), имеющих суммарную дисперсию 24,1 %. Этот фактор образовали следующие личностные и мотивационные показатели, влияющие на успешность спортивной деятельности спортсменок: ожидаемый уровень результатов избегание неудач готовность к риску, уровень притязаний. Эти компоненты отражают проявление оценки мотивации к успеху и поэтому фактор получил название «оценка успешности».
Таблица2
Личностные и мотивационные показатели, влияющие на успешность спортивной деятельности в начале
эксперимента
Фактор
Личностные и мотивационные показатели 1 2 3 4 5
1.Внутренний мотив ,984 -,168
2.Познавательный мотив ,978 -,106 ,154
3.Мотив избегания ,471 -,240 -,578 ,617
4. Состязательный мотив (престиж) ,938 -,109 -,206 ,243
5.Мотив смены деятельности -,678 -,303 ,391 ,536
6.Мотив самоуважения (экс.уров.притязан.) ,163 -,259 -,194 ,927
7.Значимость результатов -,630 -,241 ,123 ,727
8. Сложность задания ,554 ,674 -,237 -,349 ,248
9.Волевое усилие -,207 -,197 -,894 ,345
10. Оценка уровня достиж рез-тов ,674 ,633 -,236 ,122 ,271
11.Оценка своего потенциала ,407 -,890 -,203
12.Намеченный уров. мобилиз.усилий ,646 -,327 -,552 ,406
13.Ожидаемый уровень результатов ,459 ,762 ,288 ,343
14. Закономерность резу льтатов ,609 ,608 ,276 -,218 -,370
15. Иниацивность -,954 -,206 -,145 -,165
16. Экстра-интроверсия ,960 ,216 ,156
17.Нейротизм ,488 -,258 ,415 -,102 ,716
18. Т ревожность ,102 -,311 ,859 ,313 -,237
19. Фрустрация ,232 ,109 ,911 ,302 ,113
20. Агрессивность ,328 ,338 ,545 ,605 ,340
21.Ригидность -,219 -,242 ,896 -,302
22.Мотивация к успеху(Т.Элерс) ,148 -,735 ,199 ,628
23.Методикадиаг. лич.к избег. неудач -,994
24. Диагностика степени гт. к риску Шуберта ,242 ,894 ,365
25.Диагн. самооценки мотив. одобрения ,378 ,498 ,751 -,150 ,153
26.Исслед уровня притязаний (пр.Шварцландора) -,992
Третий фактор имеет пять показателей, суммарная дисперсия составляет 18,8%. В этот фактор вошли следующие признаки мотивации: оценка своего потенциала, тревожность, фрустрация, ригидность. Эти мотивационные компоненты отражают проявления мотива оценки своей деятельности, фактор назвали «потребность в личностной оценке».
Таким образом, результаты анализа позволяют утверждать, что в начале эксперимента мотивационные показатели к спортивной деятельности слабо выражены, но ярко выражены личностные (инициативность в самореализации).
В начале эксперимента с помощью анкеты (МаЛш. Lumsden. 1987) определены виды подкрепляющих факторов для каждой спортсменки. И далее, в ходе эксперимента использовались различные виды подкрепляющих факторов: социальные - похвала, улыбка, похлопывание по спине; материальные - призы, медали, премии, подарки; любимый вид деятельности - показательные выступления, отдых, постановки композиций для малышей; специальные - вечеринки команды, совместные культпоходы
В ходе эксперимента использовался прерывистый тип подкрепления поведения, оказывающий более положительное действие, чем непрерывный при отсутствии дальнейших подкреплений Чем раньше после реакции обеспечено подкрепление; тем сильнее его воздействие на поведение Особенно важно подкрепление в период, когда гимнастка усваивает новые навыки и когда легко утратить уверенность при неправильном выполнении элемента.
В связи с особенностями учебно-тренировочной деятельности, а также в целях необходимой обобщенности описания, в конце эксперимента исследовались личностные и мотивационные показатели, влияющие на успешность спортивной деятельности спортсменок, представленные в табл. 3, 4. Как и в начале эксперимента основной задачей проводимого анализа личностных и мотивационных показателей, влияющих на успешность спортивной деятельности спортсменок, является группировка схожих по смыслу групп показателей в макрокатегории с целью сократить число переменных и оптимизировать структуру данных. В конце эксперимента было выделено пять значимых факторов, объясняющих 100 % суммарной дисперсии (табл. 3).
Первый фактор показателей мотивации гимнасток в конце эксперимента включил уже семь показателей (Табл. 4). В этом факторе, отражающем наибольшую долю суммарной дисперсии показателей мотивации (38,7%), значимые веса получили мотивационные показатели: мотив смены деятельности, мотив самоуважения (экспериментальный уровень притязаний), сложность задания, оценка своего потенциала; личностные показатели: диагностика самооценки, мотивации одобрения, методика диагностики личности к избеганию неудач мотивация к успеху
Таблица 3.
Полная объясненная дисперсия показателей гимнасток в конце эксперимента
Фактор Суммы квадратов нагрузок извлечения Суммы квадратов нагрузок вращения
Всего % дисперсии Кумулятивный % Всего % дисперсии Кумулятив ный %
1 10,056 38,677 38,677 9,673 37,203 37,203
2 7,876 30,292 68,969 7,945 30,559 67,761
3 4,457 17,142 86,110 4,557 17,526 85,287
4 2,554 9,822 95,932 2,447 9,412 94,699
5 1,058 4,068 100,000 1,378 5,301 100,000
Учитывая то, что содержание мотивационных компонентов сформировавших фактор, отражают проявления мотивации достижения успеха, необходимость в объяснении своих успехов и неудач он получил название «Потребность в достижении успеха».
Второй фактор (вклад в суммарную дисперсию 30,3%) образован показателями, которые свидетельствуют о потребности в аффилиации, быть принятым группой Наибольшие факторные нагрузки имеют показатели: " оценка уровня достиж. рез-тов", "экстра-интроверсия", "значимость результатов', "иниациатив-ность". Фактор интерпретирован как "Потребность в аффилиации".
Третий фактор (вклад 17,1%) образовали следующие показатели мотивации, указанные в порядке убывания факторной нагрузки: намеченный уров.мобилиз.усилий, мотив избегания, волевое усилие, закономерность результатов Учитывая то, что содержание мотивационных компонентов сформировавших фактор, отражают проявления мотивации достижения, он получил название «потребность в достижениях»
Таблица 4.
Личностные и мотивационные показатели, влияющие на успешность спортивной деятельности гимнасток
после эксперимента
Фактор
Личностные и мотивационные показатели 1 2 3 4 5
1.Внутренний мотив ,616 ,772 -,126
2.Познавательный мотив ,469 ,583 ,216 -,539 ,321
3.Мотив избегания ,314 ,462 ,796 -,131 -,193
4. Состязательный мотив(престиж) ,590 ,719 ,338 -,118
5.Мотив смены деятельности -,894 -,215 ,108 ,235 ,296
6.Мотив самоуважения^экс.уров.притязан.) ,953 ,230 ,167
7.Значимость результатов -,532 ,844
8. Сложность задания -,912 ,127 ,256 ,169 -,239
9.Волевое усилие -,528 -,322 ,745 ,235
10. Оценка уровня достиж рез-тов -,271 ,946 -,133 ,107
11.Оценка своего потенциала -,705 ,443 ,407 -,129 -,352
12.Намеченный уров. мобилиз.усилий ,978 ,166
13.Ожидаемый уровень результатов -,365 ,707 -,603
14. Закономерность резу льтатов -,647 -,682 -,293 ,177
15. Иниацивность ,447 ,872 -,163
16. Экстра-интроверсия ,980 -,140
17.Нейротизм ,376 ,465 ,577 ,467 ,301
18. Т ревожность ,671 -,393 ,296
19. Фрустрация ,570 ,505 -,480 ,434
20. Агрессивность ,353 ,772 ,277 ,443
21.Ригидность ,294 -,491 -,318 ,754
22.Мотивация к успеху(Т.Элерс) ,950 -,292
23.Методикадиаг. лич.к избег. Неудач ,884 -,395 ,129 -,169 -,135
24. Диагностика степени гт. к риску Шуберта -,805 ,526 -,262
25.Диагн. самооценки мотив. одобрения ,893 -,301 -,232 -,241
26.Исслед уровня притязаний(пр.Шварцландора) -,126 ,418 ,132 ,829 -,323
Выводы
После эксперимента мотивационная сфера гимнасток характеризуется выраженной необходимостью в дальнейшем развитии своих способностей, своей спортивной деятельности. При этом ярко проявилась потребность в оценке успешности и личностной оценке своих результатов а также потребность в достижении намеченной цели. После эксперимента девушки продемонстрировали большую уверенность в себе, повышенную самооценку, быстрее стали принимать решения в вопросах, непосредственно связанных со спортивной деятельностью, но не спонтанно, а четко и обоснованно. Стали терпимее, доброжелательнее к подругам по команде, стали снисходительнеек младшим гимнасткам и более открытыми с тренерским составом. Г имнастки научились четче определять первостепенные и второстепенные задачи и дальние и ближние цели. Им понравилось оценивать других и при этом быть оцененными окружающими и самое главное, они научились получать удовольствие от выступлений на соревнованиях и турнирах не зависимо от занятых мест.
Мотивационная сфера гимнасток после эксперимента характеризуется выраженной мотивацией на достижение успеха, на высокий спортивный результат и процесс занятий избранным видом спорта. Этот факт можно объяснить тем, что большая часть испытуемых является высококвалифицированными спортсменками — мастерами спорта, для которых по данным других исследователей характерен высокий уровень мотивации достижения успеха Спортсмены, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся, во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенностьвнимания на достижение поставленных целей.
Кроме стремления к достижению высоких спортивных результатов испытуемым присуще стремление к самосовершенствованию физических и духовных сил, стремление к независимости и свободе. Также спортсменки стремятся к установлению положительных теплых отношений с окружающими людьми, подругами по команде.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем формирования мотивации достижений гимнасток на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.
Литература
1. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В. А. Прогнозирование в спорте. - М.: Физкультураи спорт, 1986. - 192с.
2. Григорьянц И. А. Причины ошибок и срывов в соревновательной деятельности гимнастов и гимнасток высокой квалификации и методика их предупреждений! - Учеб. пособие. - М., РГ АФК 1996.
3. Пилипко В.Ф., Овсеенко В.В., Семеняга К.В. К вопросу о мотивации и психологическойподготовке при занятиях силовыми видами спорта и единоборствами Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту// зб. наукових праць за ред. проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ, 2007. - №3. - С. 99-102.
4. Платонов В.Н.. Современная спортивная подготовка - К.: Здоровье, 1980.- 336с.
5. Платонов В.Н.. Подготовкаквалифицированных спортсменов - М.: ФиС, 1986. - 286 с.
6. УенбергР.С.., Г оулдД.. Основы психологии спорта и физической культуры - К.: Олимпийская литература, 1998.
7. Галдина В.В., Трегуб В.В. О связях между компонентами мотивационных структур гимнасток //Слобожанський науково-спортивний вісник. - Харків, 2007. - Вип. № 11. - С.83 - 86.
Поступила в редакцию 25.11.2008г.