ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ОСОЗНАНИЯ И СТРУКТУРИЗАЦИИ ИМИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
М.Ю.Маркова
Деятельностный подход позволяет рассматривать мотивы личности в единстве с целью. В статье представлены результаты эмпирического исследования возможности осознания и структуризации жизненных целей в процессе развития мотивации профессионального обучения у студенческой молодежи. В ходе исследования выявлены взаимосвязи показателей жизненных целей с мотивами профессионального обучения, изучены особенности жизненных целей и мотивации профессионального обучения студентов. Также приводится обоснование и результаты апробации авторского тренинга со студентами «Основы эффективного целеполагания».
Ключевые слова: мотивация профессионального обучения, развитие мотивации, жизненные цели осознанность и структурированность целей.
Forming the motivation of professional training of university students by means of actualization and structuring of their life goals. The activity based approach allows considering the motives of a personality in unity with the goal. The article presents the results of the empirical research of the possibility of actualization and structuring life goals in the process of developing the motivation for professional training of students. In the course of research the interconnection between life goals and motives for professional training were revealed; particularities of life goals and motivation for professional training of students were studied. The results of the training with students: “Basics of effective goal-putting ” and its explanation are also given in the article.
Key words: motivation for professional training, development of motivation, life goals, actualization and structuring of life goals.
Мотивация профессионального обучения - один из критериев эффективности психологопедагогического процесса в вузе, а также условие, обеспечивающее успешное обучение. Актуальность ее развития определена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у студентов приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Сегодня значимые проблемы в области обучения студентов связаны с демотивированностью основной массы студентов.
Вопросам развития мотивации в процессе обучения посвящены многочисленные психолого-педагогические исследования (Л. И. Божович, Т. В. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, В. Я. Ляудис, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, А. И. Мещерякова, В. Ф. Моргун, В. С. Мерлин, Н. И. Непомнящая, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон и др.). В последнее время возрастает интерес к проблеме формирования мотивации учебной деятельности студентов вузов (И. А. Зимняя, В. Я. Ляудис, Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогова, В. И. Шкуркин и др.) [5].
Наиболее адекватными для обучения в ВУЗе большинством авторов признаются внутренние мотивы (Н.Ю. Воронкова, А.К. Маркова, Б.А. Сосновский, С.А. Пакулина). Для развития мотивации профессионального обучения авторы предлагают, в основном, видоизменение организации учебной деятельности студентов (Р.Н. Цветкова, В.И. Ковалев, Т.А. Кононова, А.И. Горбачева, Н.Ю. Воронкова, О.С. Андреева, Н.С. Кисилева, Л.М. Хабаева). В изученных работах авторами предлагается развивать как внешнюю, так и внутреннюю мотивацию студентов. Мотивы личности, как правило, воплощаются в осознанных намерениях, целях. Но в данных работах отсутствует обращение к жизненным целям студента. Целеполагание является своеобразным механизмом регуляции поведения и деятельности (Выготский Л.С, 1956; Рубинштейн С.Л., 1957; Леонтьев А.Н., 1959, 1983; Шорохова Е.В., Божович Л.И.,1968, 1976; Якобсон П.М.,1969). В теории деятельности подчеркивается, что мотив, смысл, цель являются побудителем поведения, деятельности, источником активности личности [1]. Этот принцип позволяет рассматривать мотивы в единстве с целью. На связь мотива с целью указывает в своей работе и А.К. Маркова. Она пишет, что «цели сами по себе, без мотивов, не определяют учебной деятельности, учебного поведения. Но и без целей самые хорошие мотивы учения могут остаться благими порывами. Мотив создаёт установку к действию, а поиск и осмысливание цели обеспечивает реальное выполнение действия» [2]. Умение ставить цели, по мнению А.К. Марковой, есть показатель зрелости мотивационной сферы обучающихся.
В настоящее время отсутствуют эффективные психолого-педагогические разработки, направленные на развитие мотивации профессионального обучения у студентов в процессе осознания и структуризации ими жизненных целей. Мы считаем, что осознанность и структурированность жизненных целей выступают в качестве психологического условия развития мотивации адекватной профессиональному обучению студентов.
Организация и методы исследования. Эмпирическое исследование организовано на базе Нижнекамского муниципального института. Общий объем выборки составил 87 студентов, обучающихся по различным специальностям. Опытно-экспериментальное исследование состояло из констатирующего, формирующего и контрольного этапа. На констатирующем этапе опытноэкспериментального исследования происходило изучение мотивации профессионального обучения и особенностей жизненных целей студентов. В качестве средств диагностики жизненных целей студентов были использованы следующие методики: «Смысложизненные ориентации» (СЖО), адаптированная Д.А. Леонтьевым, методика «Оценивание пятилетних интервалов» (модифицированный вариант методики А. Кроника). Для изучения мотивации профессионального обучения студентов использованы методики: опросник «Мотивация обучения в ВУЗе» (Т.И. Ильин), «Морфологический тест жизненных ценностей» (усовершенствованный вариант методики И. Г. Сенина), анкета.
Результаты исследования. Жизненные цели студентов характеризовались следующими особенностями. Среднее количество осознанных жизненных целей равнялось пяти. Но некоторые студенты, вообще не называли или называли только одну или две цели (16% испытуемых).
Структурированность жизненных целей в среднем по выборке равнялась двум, что соответствовало 47% от всех целей. Средняя длительность осознаваемого жизненного пути в среднем составляла две-три пятилетки. В выборке присутствовали испытуемые, у которых осознаны и структурированы одна или две цели, которые смогли представить только одну пятилетку или не представили ни одной пятилетки собственного жизненного пути (14% испытуемых). Студентов, у которых результаты ниже нормы, сравнительно больше по таким шкалам методики СЖО: «общий показатель осмысленности жизни» (13%), «цели» (12%), «процесс» (14%). Результаты исследования свидетельствуют о том, что показатели жизненных целей у подавляющего большинства студентов имеют невысокие или средние значения. Это говорит о необходимости специальной работы, направленной на развитие способности к постановке жизненных целей.
Корреляционный анализ показал, что мотивы «приобретение знаний», «овладение профессией» положительно связаны с показателями жизненных целей. Мотив «овладение профессией» взаимосвязан с наличием целей (г = 0,34, при р<0,01), со структурированностью жизненных целей (г = 0,27, при р<0,05), с жизненной сферой «образование» (г = - 0,28, при р<0,01). Мотив «приобретение знаний» значимо положительно коррелирует со структурированностью (г = 0,32, при р<0,01), длительностью осознаваемого жизненного пути (г =
0,27, при р<0,05), наличием целей (г = 0,22, при р<0,05) и способностью получения удовлетворения от процесса (г = 0,47, при р<0,01), с жизненными сферами «профессия» (г = 0,22, при р<0,05) и «физическая активность» (г = 0,31, при р<0,01). Мотив «получение диплома» отрицательно взаимосвязан со следующими терминальными ценностями: «активные социальные контакты» (г = - 0,3, при р<0,01) и «сохранение себя» (г = - 0,32, при р<0,01). Данный мотив отрицательно коррелирует также с общим показателем осмысленности жизни (г = - 0,22, при р<0,05). Мотив «получение диплома» не имеет положительных связей с жизненными целями. Это позволяет говорить о том, что только мотивы «приобретение знаний», «овладение профессией» являются системообразующими, так как показатели жизненных целей личности взаимосвязаны именно с данными мотивами. Показатели жизненных целей студентов образуют плеяды статистически достоверных взаимосвязей с мотивами профессионального обучения, ценностями образования и профессиональной деятельности.
Мотивы личности, чаще всего, достаточно сложно поддаются осознанию, поэтому их коррекция и оптимизация напрямую невозможна. В связи с этим нами был предложен способ развития мотивации профессионального обучения через осознание и структуризацию жизненных целей в ходе тренинга «Основы эффективного целеполагания», который был создан и реализован в Нижнекамском муниципальном институте [3].
Целью тренинга является овладение навыками самомотивации через осознание и структуризацию жизненных целей.
Тренинг направлен на решение следующих задач:
- осознание своих жизненных, профессиональных целей;
- овладение способами формулировки целей;
- определение личностной значимости тех или иных целей;
- выработка умения строить систему последовательных, непротиворечивых, мотивирующих целей;
- распознавание маркеров достижения целей;
- определение системы долгосрочных целей;
- овладение способами достижения долгосрочных целей;
- соотнесение учебных задач с профессиональными, жизненными целями.
В основу концепции тренинга положены представления об эффективном целеполагании зарубежных и отечественных авторов. В процессе разработки тренинга также использована модель целеполагания И.А. Дмитриевой, представленная через осознание своих реальных ценностей, смысла жизни, осознание и формулировку списка собственных целей (внешних и внутренних), а также распределение поставленных испытуемыми целей по времени их реализации и основным сферам жизни [4].
Контрольное исследование проходило через шесть месяцев после констатирующего эксперимента. Группа студентов (32 человека), которая была задействована в тренинговых занятиях, рассматривается как экспериментальная группа. Кроме того, в план исследования была включена и контрольная группа, которая не участвовала в тренинге. Необходимо было оценить эффективность данных занятий: имеется ли динамика показателей мотивации адекватной профессиональному обучению и жизненных целей студентов. Для повторной диагностики были применены методики, использованные на этапе констатирующего исследования.
Для статистической обработки на данном этапе исследования более целесообразным был признан 1-критерий Стьюдента. Значимые отличия в экспериментальной группе по 1-критерию Стьюдента с уровнем достоверности (р<0,001) были получены по следующим показателям: «ценность профессии», «осознанность жизненных целей», «структурированность жизненных целей». Значимые отличия с уровнем достоверности (р<0,01) были получены по показателю «осмысленность жизни», с уровнем достоверности (р<0,05) по длительности осознаваемого жизненного пути. В контрольной группе выявлено два статически достоверных отличия: значимость материальных ценностей (уровень достоверности р<0,05) и «структурированность жизненных целей» (уровень достоверности р<0,01). Таким образом, после тренинга произошли положительные изменения в некоторых показателях жизненных целей и мотивации профессионального обучения студентов.
Выводы. 1. В ходе теоретического анализа была показана взаимосвязь между целями и мотивами личности.
2. На основе изучения литературных источников, были выявлены критерии диагностики жизненных целей личности: наличие целей в жизни, осознанность, структурированность жизненных целей, к каким сферам относятся данные жизненные цели, длительность
осознаваемого промежутка жизненного пути; насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией.
3. Корреляционный анализ позволил обнаружить статистически достоверные взаимосвязи показателей жизненных целей студентов с мотивами адекватными профессиональному обучению, ценностями образования и профессиональной деятельности.
4. Был разработан и апробирован тренинг «Основы эффективного целеполагания». Тренинг направлен на овладение студентами способами формулировки целей, достижения долгосрочных целей, приобретение навыков самомотивации.
5. Показана положительная динамика характеристик жизненных целей и мотивации адекватной профессиональному обучению студентов в результате реализации тренинга.
Литература:
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304с.
2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1996. 256с.
3. Маркова, М.Ю. Основы эффективного целеполагания: программа тренинга. Нижнекамск:
Нижнекамский муниципальный институт, 2011. 45 с.
4. Попов Л.М., Дмитриева И.А. Целеполагание как явление творчества// Бехтеревские психологические традиции в Казанском университете/ Отв. ред. Л.М. Попов. Казань: изд-во «Отечество», 2010. 247с.
5. Цветкова Р.Н. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления // дисс... докт. психол.наук. Хабаровск. 2007. 530 с.
6. Сагеева Е.В, Аникеенок О.А. Мотивационная готовность студентов к будущей профессиональной деятельности и проблемы ее изучения// Казанский педагогический журнал. 2011. №3. С. 78-83.