Научная статья на тему 'Формирование мотивации при обучении иностранному языку в вузе'

Формирование мотивации при обучении иностранному языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1626
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ / МОТИВАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / АКТИВИЗАЦИЯ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ (ЗУН) / MOTIVES / MOTIVATION / FOREIGN LANGUAGE / TEACHING METHODS / LEARNING PROCESS / EDUCATIONAL ACTIVITY / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / STUDENTS / QUALITY OF TEACHING / IMPROVEMENT / ACTIVATION / KNOWLEDGE / SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахманова Мавджуда Джамшедовна

В данной статье рассматриваются основные проблемы формирования мотивации при обучении иностранному языку в современных условиях вуза. Автором определены такие понятия как «мотив» и «мотивация». Сделана попытка решить ряд методических задач по оптимизации учебно-воспитательного процесса. Предложена классификация мотивов, разработанная учеными, занимающимися проблемами формирования мотивации. Кроме того, дается краткий анализ методов и принципов организации процесса обучения в рамках аудиторных и внеаудиторных занятий, способствующих повышению мотивации студентов к иноязычной речи и формированию у них знаний и умений в профессиональной сфере, что способствует становлению конкурентоспособной личности выпускника. Мотивация студентов при изучении иностранного языка рассмотрена как средство активизации иноязычной коммуникации в профессиональной деятельности, как средство повышения эффективности обучения, т.к. она имеет профессионально-ориентированную направленность. Выявлены некоторые разновидности мотивации. Даны некоторые рекомендации по формированию мотивации к изучению иностранного языка при выполнении различных видов учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVATION AT TEACHING OF FOREIGN LANGUAGE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

This article discusses the main problems of formation of motivation in teaching a foreign language in modern conditions of higher education institution. The author defines such concepts as “motive” and “motivation”. An attempt to solve a number of methodological problems to optimize the educational process is made. The classification of motives developed by scientists dealing with the problems of motivation formation is proposed. In addition, a brief analysis of the methods and principles of organization of the learning process in the classroom and extracurricular activities that contribute to increasing the students motivation to foreign language speech and the formation of their knowledge and skills in the professional sphere, which contributes to the formation of a competitive personality of the graduate. Motivation of students in the study of a foreign language is considered as a means of enhancing foreign language communication in professional activities, as a means of improving the effectiveness of teaching, as it has a professionally-oriented orientation. Some kinds of motivation are revealed. Some recommendations on the formation of motivation to learn a foreign language during execution of various educational activities are given.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации при обучении иностранному языку в вузе»

УДК 378

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0058

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

© 2019

Рахманова Мавджуда Джамшедовна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой английского языка факультета истории и международных отношений Российско-Таджикский (Славянский) университет (734025, Республика Таджикистан, Душанбе, ул. М. Турсунзаде, 30, e-mail: faridun61@mail.ru)

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные проблемы формирования мотивации при обучении иностранному языку в современных условиях вуза. Автором определены такие понятия как «мотив» и «мотивация». Сделана попытка решить ряд методических задач по оптимизации учебно-воспитательного процесса. Предложена классификация мотивов, разработанная учеными, занимающимися проблемами формирования мотивации. Кроме того, дается краткий анализ методов и принципов организации процесса обучения в рамках аудиторных и внеаудиторных занятий, способствующих повышению мотивации студентов к иноязычной речи и формированию у них знаний и умений в профессиональной сфере, что способствует становлению конкурентоспособной личности выпускника. Мотивация студентов при изучении иностранного языка рассмотрена как средство активизации иноязычной коммуникации в профессиональной деятельности, как средство повышения эффективности обучения, т.к. она имеет профессионально-ориентированную направленность. Выявлены некоторые разновидности мотивации. Даны некоторые рекомендации по формированию мотивации к изучению иностранного языка при выполнении различных видов учебной деятельности.

Ключевые слова: мотивы, мотивация, иностранный язык, методы обучения, процесс обучения, учебная деятельность, высшее профессиональное образование, студенты, качество преподавания, совершенствование, активизация, знания, умения, навыки (ЗУН).

FORMATION OF MOTIVATION AT TEACHING OF FOREIGN LANGUAGE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

© 2019

Rakhmanova Mavdzhuda Dzhamshedovna, candidate of pedagogical sciences, the Head of English Department of faculty of history and international relations Russian-Tajik (Slavic) University (734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, M. Tursunzoda St., 30, e-mail: faridun61@mail.ru)

Abstract. This article discusses the main problems of formation of motivation in teaching a foreign language in modern conditions of higher education institution. The author defines such concepts as "motive" and "motivation". An attempt to solve a number of methodological problems to optimize the educational process is made. The classification of motives developed by scientists dealing with the problems of motivation formation is proposed. In addition, a brief analysis of the methods and principles of organization of the learning process in the classroom and extracurricular activities that contribute to increasing the students motivation to foreign language speech and the formation of their knowledge and skills in the professional sphere, which contributes to the formation of a competitive personality of the graduate. Motivation of students in the study of a foreign language is considered as a means of enhancing foreign language communication in professional activities, as a means of improving the effectiveness of teaching, as it has a professionally-oriented orientation. Some kinds of motivation are revealed. Some recommendations on the formation of motivation to learn a foreign language during execution of various educational activities are given.

Keywords: motives, motivation, foreign language, teaching methods, learning process, educational activity, higher professional education, students, quality of teaching, improvement, activation, knowledge, skills.

Знание языка испокон веков считается показателем культурного и образовательного уровня человека. Поэтому огромная роль в современном мире отводится знанию иностранных языков.

В условиях модернизации и совершенствования ГОС ВПО успешность современного выпускника вуза определяется ориентированностью на полученные знания и активную жизненную позицию. Без знания иностранного языка уже нельзя представить современного и успешного человека. Порой великолепным специалистам, профессионалам своего дела работодатели отказывают в достойной работе, должности и зарплате, потому что те не владеют иностранным языком.

Модернизация системы образования и широкие международные и межгосударственные связи способствуют повышению мотивации молодого поколения к изучению иностранных языков и мотивации педагогов к повышению качества обучения. В связи с этим растет и сфера применения иностранного языка в повседневной и профессиональной деятельности, возникает потребность изучить опыт зарубежных партнеров посредством чтения оригинальной иностранной литературы.

В современную систему высшего профессионального образования необходимо внедрять новые образовательные стандарты, необходимо предъявлять новые требования ко всем участникам учебного процесса, т.к. это предоставит им площадку для самосовершенствования и дальнейшего развития, поможет добиться успехов на

профессиональном поприще и стать конкурентоспособной личностью. Необходимо отметить, что в современной педагогической практике в этом направлении ведется интенсивная работа. Преподаватели всех вузов нашей страны стремятся применить в процессе обучения множество инновационных методов и приёмов организации учебного процесса, в частности для совершенствования методики преподавания иностранного языка и повышения мотивации студентов к его изучению. К сожалению, уровень ЗУН студентов по иностранному языку не совсем отвечает требованиям ФГОС и оставляет желать лучшего.

На рынке труда всё чаще работодатели требуют от претендента знание хотя бы одного иностранного языка, т.к. «международное сотрудничество расширяет государственные границы, возможности коммуникации стали необходимыми настолько, что представить себе образованного и успешного человека без знания иностранного языка становится невозможным» [1, с. 126].

Поэтому повышение качества преподавания иностранного языка, повышение уровня владения им и мотивация студентов к овладению языком на профессиональном уровне - всё это входит в основные задачи методики обучения. Вузовское обучение должно носить профессионально-ориентированный характер. Преподаватели иностранного языка должны стремиться научить будущих специалистов не останавливаться на достигнутом результате и регулярно повышать свой

Рахманова Мавджуда Джамшедовна ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ...

профессиональный уровень, развивать и совершенствовать языковые навыки, чтобы быть готовыми к сотрудничеству, уметь решить поставленные перед ними задачи, уметь работать в команде и т.д. Когда образование можно назвать эффективным? Да только тогда, когда образование переходит в самообразование и не заканчивается на этом!

Для решения основных задач методики обучения иностранным языкам мы предлагаем некоторые способы, к которым относим: в первую очередь, совершенствование устаревших методов обучения и развитие инновационных; во-вторых, формирование приёмов самостоятельной работы и умений самообразования; в третьих, выявление внутренних резервов процесса обучения: много времени тратим на введение нового материала, без всякого основания сокращаем тренировочный этап и сразу требуем владение речевыми умениями; и в-четвертых, формирование мотивов и потребностей учения.

Конечно же, при этом необходимо будет полностью пересмотреть методическое содержание работы со студентами. Оно должно быть нацелено «на самостоятельный поиск и решение конкретных, практических задач как языковых, так и профессиональных» [1, с. 127].

Кроме того, для решения ряда методических задач преподавателю необходимо вдохновить студентов к изучению иностранного языка и поменять их отношение к нему, т.е. от преподавателя требуется формировать у студентов мотивацию к овладению иностранным языком. Повышение мотивации к изучению иностранного языка есть оптимальный способ усовершенствовать процесс обучения. Ведь если развить у студентов интерес к обычаям, традициям и культуре страны - носителя языка, то они будут стремиться изучать язык, совершенствовать его, чтобы им было доступно получение необходимой информации из иностранных источников, для расширения их мировоззрения и кругозора, для использования языка как средства межкультурной коммуникации, общей и речевой культуры, личностной ориентации, для раскрытия творческого потенциала.

Постепенно, переходя на новые стандарты обучения, мы отказываемся от того, что студенты должны получать готовые знания. Современный студент должен самостоятельно мыслить, делать умозаключения, выводы, анализировать, рассуждать, он сам должен предлагать свои варианты видения решения тех или иных задач, свои варианты предвидения хода конкретных ситуаций, предлагать свои условия, свое собственное мнение и аргументы. И это должно происходить на иностранном языке, в условиях максимально приближенных к реальным, с чувством самоуважения и умения проявить самостоятельность [2]. Такой подход предполагает формирование у студентов мотивации, что является крайне важным при обучении иностранному языку.

Ведь, что такое мотив и что есть мотивация? Рассмотрим их поподробнее.

Мотив от латинского «moveo» (мотив) - «двигаю». Это многозначное понятие: С точки зрения психологии, «Мотив - динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, это «опред-меченная потребность». Иными словами это причина поступков, побуждение к деятельности, осознанная потребность. Приведем пример, жажда знаний - это потребность, необходимость знать; желание получить знания - это цель поведения; знания, которые стремятся получить и которые обусловливают поведение человека - это мотив.

Мотивация (от лат. «movere») - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [3].

Для процесса познания очень важна мотивация. Как правило, с начала изучения иностранного языка у студентов мотивация находится на высоком уровне, им интересно пытаться говорить на нём, понять иностранную речь, читать, смотреть фильмы и слушать песни без перевода, но позднее она угасает, т.к. овладение коммуникативно-речевой деятельностью на иностранном языке - дело не из лёгких и требует постоянного получения знаний, совершенствования умений и отрабатывания навыков. Сталкиваясь с определенными трудностями, у студентов слабеет воля, понижается активность и успеваемость, отношение к изучению иностранного языка меняется, мотивация гаснет, постепенно отодвигая ведущую цель на «задний план». Чтобы этого не произошло, надо дать студентам, изучающим иностранные языки, почувствовать прогресс и испытать удовлетворение от выполняемой деятельности.

Конечно, преподаватель «может лишь опосредованно повлиять на мотивацию, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе. Он должен понимать мотивы деятельности учащихся, все их типы и подтипы, а также резервы позволяющие развивать и корректировать их» [4].

Проблемами мотивации занимались как зарубежные (Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.О. Гордеева, Е.П. Ильин, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А. Маслоу, Т.А. Матис, М.В. Матюхина, В.Н. Мясищев, А.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, П.М. Якобсон), так и отечественные (С.Н. Алиев, С.Авгонов, П.Д. Джамшедов, И.Б. Эмомов, А. Умаров, У.Ф. Умаров, Ш.Хоников, В.Х. Мавлонов) ученые-исследователи. Сложность и много-аспектность данной проблемы определяет множество подходов к пониманию её сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения.

Однако, мотив и мотивацию многие ученые принимают за синонимы и поэтому до сих пор отсутствует единое мнение «в понимании сущности мотивации и её роли в регуляции поведения, в понимании соотношений между мотивацией и мотивом». Мы их всё же разделяем, т.к. считаем, что «мотив - это то, ради чего человек учится, что его побуждает к учению, а мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая выражается в отношении человека к различным видам деятельности и к окружающему миру» [4].

Многие ученые по-своему понимают, что такое мотивы, но в одном их мнения схожи и едины - в понимании потребностного характера мотивов. Л.И. Божович мотив рассматривает как внутреннюю позицию личности [5], П.М. Якобсон - как побуждение, приводящее к совершению поступка [6], А.Н. Леонтьев - как опредме-ченные потребности [7], А.Г. Ковалев связывает мотив с потребностями личности и т.д.

Существует ли единая классификация мотивов? Какие мотивы побуждают студентов к учебно-познавательной активности? В исследуемых нами психолого-педагогических источниках мы выявили разные к данному вопросу подходы.

Л.И. Божович предложила два вида мотивов:

1) связаны с содержанием и процессом учения;

2) определяются системой отношений между ребёнком и окружающей действительностью.

П.М. Якобсон пишет о мотивах, связанных с результатами учения и порождаемых всей системой отношений в обществе.

М.В. Матюхина, опираясь на предложенные ими классификации, выделяет свои:

а) мотивы, заложенные в самой учебной деятельности;

б) мотивы, связанные с косвенным продуктом учения [8].

Кроме того, мотивы можно разделить на:

- учебно-познавательные - интерес к учению,

стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность и др.;

- непосредственно-побуждающие - яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.;

- перспективно-побуждающие - ответственность, чувство долга и т.д.

Известный ученый И.А. Зимняя сравнивает мотивацию с «запускным механизмом» любой деятельности человека и только реальный и желаемый положительный результат в итоге этой деятельности может поддержать этот механизм в рабочем состоянии, в движении [9; 10]. Если отсутствует успешный результат, то это отразится на качестве выполнения самой деятельности и мотивация пойдет на спад. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность.

Г. Розенфельд выделяет в мотивации такие аспекты, как ценностный, целевой и аспект направленности.

Мотивация является главным механизмом при овладении иностранным языком, именно она обеспечивает результат и успех [11-17]. Так как мотивация определена личными побуждениями и потребностями студента, то, конечно же, преподавателю крайне сложно её вызвать, поэтому он должен воздействовать на нее не напрямую, а только создавая ситуации, возбуждающие личный интерес студента в выполнении тех или иных видов учебной деятельности. Для этого преподавателю необходимо владеть всем набором мотивационных средств и понимать мотивы и потребности студентов.

На заинтересованность студентов в учебно-познавательной активности в процессе изучения иностранного языка могут повлиять социальные мотивы, обуславливаемые социальными потребностями, т.е. внешняя мотивация, которая, в свою очередь, оказывает стимулирующее воздействие на процесс изучения иностранного языка и бывает двух видов - широкая социальная мотивация (перспектива участия в молодежных форумах; чувство гражданского долга перед страной, родными и близкими; учение - дорога к освоению ценностей культуры и средство, позволяющее сделать доброе и полезное и т.д.) и узколичная мотивация (гражданские или узкоэгоистические мотивы, личная выгода, престиж, высоко оплачиваемая работа, путь к личному благополучию, способ самоутверждения).

Широкая социальная мотивация, по мнению П.М. Якобсона, это основание для овладения иностранным языком, а узколичная мотивация - отношение к овладению иностранным языком [6].

Кроме внешней мотивации на мотивационно-побу-дительную сферу воздействует и внутренняя мотивация (коммуникативная, лингво-познавательная и инструментальная), которая в свою очередь отвечает за удовлетворение потребностей, за ощущение радости от успехов [18].

Коммуникативный вид внутренней мотивации является основным, т.к. это естественная потребность тех, кто изучает иностранный язык. Коммуникативная мотивация, в нашем случае, это мотивация к иноязычному общению. Данный вид внутренней мотивации выражает желание и тягу к общению, однако его сложнее сохранить. Создавая на занятиях иностранного языка условия, приближенные к реальным, и пытаясь обеспечить полноценное общение на иностранном языке, преподаватель зачастую забывает, что все учебные ситуации, по сути, являются искусственными. Общение на иностранном языке (искусственное) не может конкурировать с общением на родном языке (естественным). Поэтому крайне важно на занятиях развить воображение и фантазию студентов, побуждать их к участию в играх (деловых, ролевых и др.), в инсценировках, круглых столах, мини-конференциях и др., позволить им самостоятельно высказываться на актуальные и волнующие их темы, а также вносить свой вклад в решение профессиональных задач и т.д.

Содержание обучения английскому языку должно

строиться на основе общедидактических принципов: научность, последовательность, систематичность, связь теории с практикой, взаимосвязанность разделов, сознательность, активность, доступность, индивидуальный подход к учащимся, прочность, наглядность. При этом мотивация способствует реализации принципов активности и сознательности.

Чтобы обеспечить высокую коммуникативную мотивацию на занятиях, преподавателю необходимо задействовать всех студентов, поэтому темы занятий и задания должны подбираться таким образом, чтобы студенты осуществляли речевое взаимодействие. При этом не следует забывать о том, что каждая новая тема занятия должна быть взаимосвязана с ранее изученной и с последующей темой, согласно принципу последовательности и непрерывности, сохраняя при этом внутрипредметную связь.

Не менее важно языковой материал подбирать в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями студентов, согласно принципу доступности. Учебный материал должен содержать интересные тексты и задания, которые бы вызывали у студентов эмоциональные и интеллектуальные порывы. Чем интереснее материал, тем больше лексических единиц и речевых образцов студенты запомнят. Ведь иноязычная речевая активность студентов напрямую зависит от содержания учебного материала, от умения его преподнести, от технологий обучения. Учебный материал студенты должны «прочувствовать», «прожить», поэтому важно обращать внимание на незначительные детали личностного свойства, чтобы помочь вспыхнуть «коммуникативному свету».

Учебный процесс также должен строиться по принципу индивидуализации с учетом жизненного опыта студентов, их мировоззрения, контекста деятельности, интересов, эмоций и чувств, статуса личности в коллективе, индивидуального стиля учения. Прежде чем определить тематику обсуждаемых проблем, преподавателю необходимо ознакомиться с обстоятельствами жизни студентов, чтобы учесть их в дальнейшем. «Обучение иностранному языку, как и обучение в целом, призвано развивать социальную значимость человека, готовить его к жизни в обществе, правильно понимать динамику его развития и нормы человеческого общежития» [4].

Для повышения мотивации студентов, необходимо также выстраивать процесс обучения английскому языку на взаимном сотрудничестве и партнёрстве всех субъектов учебно-воспитательного процесса. «Очень важно правильно создать учебно-речевые ситуации, стимулирующие общение учащихся средствами иностранного языка, применять нестандартные формы занятия, адекватно использовать парные, групповые и коллективные формы работы, повышающие самостоятельность студентов при выполнении учебных действий» [4].

Поэтому очень важно, каким образом преподаватель организует занятие, какие технологии обучения будут им применены, как он организует взаимодействие участников образовательного процесса, какие эмоции он сможет вызвать у студентов, чтобы вызвать, развить и сохранить коммуникативную мотивацию.

Известно, что все дети любят поиграть, не исключение составляют и студенты, но игры, с целью совершенствования профессиональных ЗУН, имеют немного другое направление. На занятиях иностранного языка при помощи игровых ситуаций и упражнений можно добиться целенаправленной иноязычной речевой активности студентов, активизировать навыки и умения монологической и диалогической речи, наладить сотрудничество и межличностные взаимоотношения, активизировать коммуникативное взаимодействие, получить эмоциональный заряд и многое другое.

Формирование лингвопознавательного вида внутренней мотивации, предполагающего положительное отношение студентов к процессу изучения иностранного

Рахманова Мавджуда Джамшедовна ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ...

языка, происходит опосредованно (через коммуникативную мотивацию) и непосредственно (через стимулирование поисковой деятельности в языковом материале). Студенты, осознающие, что знание иностранного языка и владение профессиональными терминами на нем пригодится им в их будущей профессии, имеют лингвопоз-навательную мотивацию.

Если же студент имеет положительное отношение только к определенным видам работы, то здесь господствует инструментальная мотивация. Каждый человек по-разному воспринимает и усваивает полученную информацию: кто-то лучше воспринимает зрительно (визуально), кто-то - на слух (аудиально), а кто-то - через ощущения и чувства (кинестетически). Конечно, все люди воспринимают информацию через органы чувств, но для кого-то, например, зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются.

«Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ» [19].

Изучая психолого-педагогическую литературу, мы выявили ещё несколько разновидностей мотивации:

1. «Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.

2. Мотивация успеха - если предмет «удается», то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.

3. Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.

4. Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие» [20].

При формировании мотивации преподаватель должен всегда учитывать не только то, как лучше студенты воспринимают новую учебную информацию, но и то, как они ее лучше запоминают (через повторение, ассоциацию, конспектирование и т.д.). Учитывая эти параметры можно добиться хороших результатов, а именно: студенты будут прилагать усилия к учебе, станут лучше учиться, будут ощущать успех от того, что их усердие не прошло даром, а главное они будут мотивированны.

Одним из основных видов деятельности, на наш взгляд, является чтение и перевод текста на иностранном языке. При этом, важно, чтоб введение и усвоение каждой новой лексической единицы или словосочетания сопровождалось различными способами усвоения. Необходимо обучать студентов не заучивать новые слова, не понимая их смысла, а искать как можно больше других значений, не повторять и не использовать их не сознательно, а строить осмысленные собственные предложения, не учить слова бессвязно, а учить их в контексте, в логической последовательности. Если слово не понятно, надо выявить его допустимое значение, исходя из контекста отрывка того или иного произведения. Неосознанное механическое заучивание способно подавить мотивацию и вселить отвращение к учёбе.

При чтении текста студентам следует сосредоточить свое внимание на главном и следовать основной идее. После тщательного знакомства с текстом к нему даются задания на закрепление новой лексики, на понимание смысла прочитанного, на закрепление грамматических конструкций и т.д.

При выполнении различных видов учебной деятельности с целью формирования мотивации к изучению иностранного языка преподавателю необходимо:

- активно задействовать каждого студента в процесс совместной деятельности;

- создавать благоприятную атмосферу сотрудничества и атмосферу «здоровой» конкуренции;

- оптимально сочетать игровую и учебную деятельности;

- создать положительный психо-эмоциональный фон занятия;

- эффективно применять средства и методы обучения;

- грамотно подобрать содержание обучения;

- интегрировать языковые и профессиональные компоненты;

- продумать психологические приёмы обучения;

- применять ИКТ.

Кроме того, существенную роль в мотивации студентов к изучению иностранного языка играет внушение, что, только преодолевая трудности и неудачи, благодаря упорным стараниям и труду, уважая и свои, и коллективные достижения можно добиться высоких результатов. «Позитивная мотивация - это ключ к успешному изучению иностранного языка».

Ко всему сказанному, мы часто забываем о том, что существует ограничение времени, выделенного на изучение иностранного языка. Пытаясь уложиться в программу, мы не всегда задумываемся о том, что мотивация играет огромную роль в обучении. А ведь мотивированные студенты хорошо ориентируются в быстром потоке иноязычной информации и отлично применяют в устной и письменной речи свои сформированные знания и умения, что, несомненно, ведет к становлению высококвалифицированной и конкурентоспособной личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Батунова И.В. Современные педагогические технологии на уроках иностранного языка как важное условие повышения качества образовательного процесса // IV Международная научно-практическая конференция: Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия - Новосибирск: Международный научный институт «EDUCATIO», 2014. - С.126-128.

2. Швалова Г.В. Формирование мотивации студентов технического вуза при изучении профессионального иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт» №11 (15). URL: http://cyberlemnka.m/article/n/formirovame-motivatsii-studentov-tehmcheskogo-vuza-pri-izuchemi-professionalnogo-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 22.03.2018).

3. Википедия - свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/ wiki/ (дата обращения: 07.08.2018).

4. Безбородова М.А. Мотивация в обучении английскому языку // Молодой ученый. - 2009. - №8(8). - С. 156-160. - URL https://moluch.ru/ archive/8/567/ (дата обращения: 30.07.2018).

5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: «Педагогика», 1972. - С. 7-44. - URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=73530.

6. Психология чувств и мотивации: Избр. психол. тр. / П. М. Якобсон; Под ред. [и с предисл.] Е. М. Борисовой; Акад. пед. и соц. наук,Моск. психол.-соц. ин-т. -М.: Ин-т практ. психологии;Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 304 с.

7. Леонтьев А. А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. - М.: Издательство МГУ, 2001

8. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников /М.

B. Матюхина. - М.: Педагогика. 1984. - 144 с.

9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение,1991.

10. Зимняя И.А. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. - М.: Просвещение, 1991. - С. 36.

11. Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Альтернативное оценивание как способ мотивации студентов нелингвистических направлений подготовки к изучению английского языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 128-132.

12. Метелева Л.А., Осадченко И.И., Коновалова Е.Ю. Психолого-педагогичесие аспекты формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27). С. 243-246.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Смирнова Е.В. Формирование мотивации студентов к применению электронных средствх учебного назначения в изучении иностранного языка //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13).

C. 44-49.

14. Григорьева Н.В. К вопросу о трансформации мотивации в процессе учебной деятельности студентов педагогического вуза // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 47-50.

15. Минеева О.А., Ляшенко М.С. Исследование мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 269-273.

16. Минеева О.А., Колдина М.И. Особенности мотивации студентов нелингвистических специальностей к изучению иностранного языка //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 17-20.

17. Владимирова С.В. Роль международных проектов в развитии мотивации к изучению иностранных языков // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4 (32). С. 25-31.

18. Григорян Т. Проблемы мотивации в психологии научения иностранному языку //Проблемы обучения иностранным языкам. Т.5, ч.

1. -Владимир, 1970. С. 15-24.

19. Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку //Иностранные языки в школе. - 2004, №

2. - С. 95.

20. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития 19.00.07 -Педагогическая психология (психологические науки). Автореф. дисс... док. псих. наук. - М., 2013.

Статья поступила в редакцию 29.05.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.