Научная статья на тему 'Формирование мотивации личностно-ориентированного поведения военнослужащих'

Формирование мотивации личностно-ориентированного поведения военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ПРОБЛЕМА / PROBLEM / ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буриков А. В.

В статье рассмотрены особенности становления личности специалиста воздушно-космических сил, ориентированной на здоровый образ жизни, посредством участия в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятиях и социально-психологической адаптации для выполнения военно-профессиональной деятельности при прохождении службы в воинском коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буриков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVATION OF PERSONALLY-ORIENTED BEHAVIOR OF SERVICEMENTS

The article considers the peculiarities of the formation of the personality of a specialist of aerospace forces oriented towards a healthy lifestyle through participation in physical culture, sports and mass events and socio-psychological adaptation for performing military professional activities, service in the military collective.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации личностно-ориентированного поведения военнослужащих»

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

А.В. Буриков, канд. биол. наук, доцент

Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны (Россия, г. Ярославль)

Аннотация. В статье рассмотрены особенности становления личности специалиста воздушно-космических сил, ориентированной на здоровый образ жизни, посредством участия в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятиях и социально-психологической адаптации для выполнения военно-профессиональной деятельности при прохождении службы в воинском коллективе.

Ключевые слова: физическая культура, развитие, проблема, ориентация личности.

Как мы знаем, курсант, приходящий в высшее военное учебное заведение, имея свои жизненные принципы, погружается в коллективную жизнедеятельность, включающую физическую культуру и спорт как неотъемлемый нормативно-ценностный элемент. Каждая культура вырабатывает свой идеал и образ личности. Но личностный идеал -мысленный образец совершенства, норма, к которой следует стремиться, как к конечной цели деятельности должен характеризоваться преодолением всех противоречий между индивидом и обществом, что практически недостижимо. Поэтому идеальные теоретические положения лишь указывают направленность духовного социокультурного развития человека, но не реализуются в повседневной жизненной практике, где ориентирами являются нормативно-ценностные модели, а именно образы личности, воплощающие наиболее предпочтительные представления о реальных жизненных нормах и ценностях[1, С.68].

Для успешного обеспечения постоянного предъявления здорового образа жизни для личностно-ориентированной направленности личности в высшем военном учебном заведении, мы предположили, что это социально-педагогическое условие действует в рамках коллектива [2, С.73].

Это обусловлено тем, что коллектив это группа людей взаимно влияющих друг на друга, и связанных между собой общностью социально обусловленных

целей, интересов, потребностей, норм правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством.

Попадая в такую социальную общность, как высшее военное учебное заведение курсант видит перед собой как наиболее лучше физически развитых, так и уступающих ему в физическом развитии сокурсников. При этом у него происходит сравнительный анализ, где он может проанализировать свои физические способности и сделать вывод о том, насколько он отличается от других курсантов по тем или иным критериям.

Важнейший методологический аспект поставленной проблемы состоит в том, что именно через жизнедеятельность воинского коллектива в высшем военном учебном заведении, происходит приобщение личности к общественным отношениям. Через персональное участие в коллективной жизнедеятельности определяется позиция личности военнослужащего в общественных отношениях - ее возможности и способности в качестве общественного субъекта производить изменения в общественной действительности как мера реализации этих возможностей. В коллективной жизнедеятельности проявляется и формируется общественная сущность личности, а тем самым выявляются механизмы, действия общественных отношений на уровне личности. Можно сказать, что исходные, базисные отношения своей индивидуальной жизни

человек реализует только в составе коллективного субъекта.

В ходе коллективной жизнедеятельности личность становится «автором» своего духовно-нравственного саморазвития. Причем, речь идет о становлении таких ее феноменов, которые способны определить перспективу ее движения-развития, возможности ее саморазвития, собственную жизненную линию, саморегуляцию в целом. Ценностные ориентации личности, ее жизненные цели, нравственные идеалы, адекватная и действенная самооценка обеспечивают устойчивое и непротиворечивое отношение к действительности, к социальным и нравственным ценностям.

Влияние целенаправленного педагогического процесса в высшем военном учебном заведении на индивидуальные и групповые характеристики военнослужащих может быть правильно воспринято, если исходить из научной концепции личности и ее психологических свойств, а также из анализа психолого-педагогических особенностей жизнедеятельности курсантов[3, С.105]. В контексте этого подхода следует иметь в виду, что высокой степенью воздействия на военнослужащих в процессе коллективной жизнедеятельности являются занятия физической подготовкой и спортом, которые являются следствием активной совместной жизнедеятельности. Коллективные занятия спортом развивают волю и характер, настойчивость на пути к цели, творческую солидарность и взаимопомощь.

Каждый курсант стремится найти свое место в этом коллективе, не мешая другому, он ищет свою нишу, а мы пытались поддержать его в этом начале. Помимо личной физической подготовленности курсант вносил свою долю значимости для своего подразделения, а значит, если речь идет у нас о физической подготовленности, то свой вклад, свои навыки и умения, для того чтобы его подразделение заняло одно из высоких мест среди других подразделений в высшем военном учебном заведении. Все это он реализовывал на соревнованиях между подразделениями высшего

военного учебного заведения, в которых учитывается средний балл при сдаче зачетов и экзаменов по физической культуре. Погружение курсанта в коллективную жизнедеятельность в процессе физической подготовки наиболее ярко выражено в военно-спортивных соревнованиях и физкультурно-массовых мероприятиях, а также условиях, в которых они протекают. Курсанты начинали полноценно участвовать в соревнованиях со второго курса. Принимая участие в них, курсанты несли ответственность не только за свои результаты, но и за место своего коллектива относительно других курсантских подразделений, для этого на занятиях мы обращали внимание на выполнение упражнений в составе подразделения. В процессе занятий, мы видели положительные и отрицательные стороны взаимоотношений в коллективе. При этом выделялись курсанты-аутсайдеры, с которыми проводились индивидуальные занятия совместно с лидерами этого подразделения. Они были направлены на повышение результата, а значит, на следующих соревнованиях появлялась заинтересованность лидеров в результатах своих «подопечных». Так как соревнования выявляют победителей, и сам процесс награждения стимулирует остальных участников быть лидерами, появляется желание к выполнению разрядных норм и спортивных званий, все это влияет на участие в занятиях физической культурой (подготовкой) и спортом. Поэтому наши подразделения уже с первого курса являлись лидерами в некоторых видах соревнований. Таких как бег на 1 и 3 км, подтягивание на перекладине и военном многоборье. Особо чувствовалась поддержка в коллективе при проведении соревнований в марш-броске на 5 км, где подразделения занимали лидирующие позиции.

Занятия физической культурой и спортом создают предпосылки для формирования индивидуальных и групповых характеристик военнослужащих как непосредственно в процессе самого общения, так и опосредованно через

воздействие конкретных, но не посто- щественнои сознательностью и органи-янных условий, в которых они проте- зованностью оказывает существенное кают. воздействие на личность военнослужа-

Следовательно, методически пра- щего, способствует формированию об-вильно организованная физкультурно- щественно-значимых мотивов его пове-спортивная деятельность наряду с чет- дения, воспитанию коллективистских кой регламентацией функционирования качеств. воинского коллектива, его высокой об-

Библиографический список

1. Борисов А.В., Елькин Ю.Г. Развитие и формирование профессионально важных качеств военных специалистов полевых узлов связи// Международный Научно-исследовательский журнал. Research journal of International Studies XVII, 2013. С. 6869.

2. Буриков А.В., Елькин Ю.Г. Педагогическая технология формирования навыков здоровье сберегающего поведения курсантов военно-учебных заведений // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - №1 (7). - С. 172-176.

3. Буриков А.В., Богатырев Р.В. Эффективность программы развития и совершенствования скоростно-силовых качеств у специалистов вооруженных сил //Приоритетные направления развития науки и образования: материалы VIII Между-нар. Науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2016 г.) - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - №1 (8). - С. 103-108.

FORMATION OF MOTIVATION OF PERSONALLY-ORIENTED BEHAVIOR

OF SERVICEMENTS

A.V. Burikov, candidate of biological sciences, associate professor Yaroslavl higher military air defense school (Russia, Yaroslavl)

Abstract. The article considers the peculiarities of the formation of the personality of a specialist of aerospace forces oriented towards a healthy lifestyle through participation in physical culture, sports and mass events and socio-psychological adaptation for performing military professional activities, service in the military collective.

Keywords: physical culture, development, problem, personality orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.