Научная статья на тему 'Формирование мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности детей с муковисцидозом на физкультурнорекреационных занятиях в условиях летнего отдыха'

Формирование мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности детей с муковисцидозом на физкультурнорекреационных занятиях в условиях летнего отдыха Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
161
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУКОВИСЦИДОЗ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ / CYSTIC FIBROSIS / PHYSICAL EDUCATION / HEALTH-IMPROVING RECREATION
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности детей с муковисцидозом на физкультурнорекреационных занятиях в условиях летнего отдыха»

культуры и спорта / Н.А. Агаджанян / Матер. Всерос. научн.-практич. конф. Казань: РЦИМ, 2003. - С. 30.

2. Бет Шоу Спортивная йога / Пер. с англ. Д.Скворцова. М.: Изд-во Эксмо, 2003.- С. 10.

3. Солодков, А.С. Учебник. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная/ А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. -С. 520.

4. Kobayashi K., Kitemura K., Miura M. Aerobic power as related to body grouwth and training in Japanese boys. A longitudinal study // J. Appl. Physiol. - 1978. - V.44. - P. 666-672.

УДК 796.07

Д.И. Шадрин

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С МУКОВИСЦИДОЗОМ НА ФИЗКУЛЬТУРНОРЕКРЕАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА1

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Муковисцидоз (МВ) является самым распространенным наследственным заболеванием у лиц белой расы и представляет собой тяжелую наследственную патологию, обусловленную мутацией гена трансмембранного регулятора МВ -CFTR, характеризующуюся поражением экзокринных желез жизненно важных органов и систем с преимущественно тяжёлым клиническим течением. В последние годы с улучшением диагностики увеличивается выявление генетических отклонений у больных с МВ.

В России отмечается отставание средней продолжительности жизни

1 Denis Shadrin, Forming of the motivation to healthy sports activities for children with cystic fibrosis at the sports recreational events in the conditions of the summer holiday, senior lecture of the Department of Sports medicine and Health technologies of Institute of Health and Sports medicine of Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, Saint-Petersburg)

больных МВ по сравнению с Европой и США, в которых средняя продолжительность жизни в последнее время увеличилась с 7-10 лет до 50 лет. На настоящее время этот показатель в Москве равен 35лет, в Санкт-Петербурге -30лет [2].

Различные виды двигательной активности играют большую роль как в профилактике заболеваний, осложнений, так и в лечении генетических заболеваний. Некоторые мутации могут стимулировать защитно-приспособительные реакции организма (саногенез) и повысить его сопротивляемость патогенным факторам среды обитания [3]. Таким образом, процесс лечения и реабилитации больных можно рассматривать как саногенетический процесс, направленный на поддержании оптимального уровня функционирования здоровьесберегающих систем организма.

При МВ физическая активность является наиболее значимым компонентом лечения и профилактики осложнений этого заболевания. Занятия физическими упражнениями во многом определяют длительность и качество жизни больных МВ. К сожалению, в России лица с МВ ведут пассивный двигательный образ жизни, часто не посещают школу, обучаясь на дому, или имеют освобождение от занятий по физической культуре [8]. Это приводит к гипокинезии, а как следствие и к гиподинамии, вызывает застой слизи в бронхах, и как следствие - обострение заболевания и развитие осложнений.

Основным видом ФК, который обеспечивает поддержание здоровья в бытовых условиях и быстрое восстановление организма после утомления является физическая рекреация (активный отдых, развлечение через активное движение). В ФК распространенным понятием физической рекреации (ФР) является сформулированное В.М. Выдриным [1], Она составляет основное содержание массовых форм ФК и представляет собой рекреативную деятельность. Е.Ю. Рыж-кин указывает, что сущность ФР заключается в восстановлении временно сниженных функций [5], выражается в получении удовольствия от самого процесса деятельности, достижении физического, психического, духовного и социального благополучия, в целом определяется качество жизни человека. Е.Ю. Рыжкин [6] выделяет главную идею концепции ФР, которая осуществляется в сфере досуга, в котором служит конечный результат - создание оптимального функционирования человеческого организма и в оптимизации физического психологического и социального состояния человека.

В укреплении интереса к двигательной активности на первое место выхо-

дит заинтересованность личности, мотивация занимающегося ФК, т.к. мотив является главной движущей силой [4]. Педагог подбирает «свой» мотив для каждого занимающегося, показывает эффективность занятия (ий) и стимулирует его (занимающегося) положительными результатами, соревнованиями, поощрением и другими методами стимулирования [5].

Основная цель двигательной активности в занятиях ФК для лиц с МВ -поддержание или сохранение оптимального психофизического состояния, увеличение объёма знаний о физической культуре, раскрытие потребности в получении удовольствия от проделанной работы. Она удовлетворяет потребности в активном отдыхе, в общении, является неспецифическим физкультурным образованием и дополняет эффект лечебных процедур.

Используются такие формы как гигиеническая гимнастика, прогулки (пешие, велосипедные, лыжные, комплексные и др.), туризм, занятия в группах здоровья и спортивных секциях, различные игра и т.п. Основной формой являются уроки рекреационной направленности, предназначенные для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности [9]. Любая форма ФР должна проводиться в зависимости от функциональных возможностей человека. В рекреационных занятиях лица с нарушением в состоянии здоровья отвлекаются от основного заболевания, участвуя в процессах обучения и воспитания; это помогает сохранить интерес к физической культуре, тем самым улучшая качество жизни.

Выдвинута гипотеза, что физкультурно-рекреационные занятия для детей с МВ, будут способствовать улучшению функционального состояния организма, устранению вторичных нарушений и расширению их двигательных возможностей

Цель: исследовать влияние физической рекреации в условиях летнего санаторно-курортного отдыха на состояние здоровья детей с МВ. Задачи: 1-изучить формы физической рекреации у детей с МВ в условия летнего санаторно-курортного отдыха; 2-организовать проведение физкультурно-

рекреационных занятий с учетом физического состояния и имеющегося инвентаря; 3-проверить эффективность физкультурно-рекреационных занятий.

Методы исследования: анализ медицинских карт, исследование экскурсии грудной клетки, исследование задержки дыхания на вдохе и выдохе, исследование гибкости позвоночника, статической силы мышц живота, динамометрия, проба Мартинэ, анкетирование, статистическая обработка (пакетом БТАТ-

GRAPHICS Plus for Windows, критерии знаков).

По результатам анализа карт летнего оздоровительного отдыха 1993-2003 гг., двигательная активность составляла в среднем около 8 часов в сутки. По результатам опроса двигательная активность в тёплый период, по месту жительства, составляет 5-6 часов в сутки. В первой поездке (2004г) были подготовлены и проведены физкультурно-рекреационные занятия в условиях санаторнокурортного летнего отдыха, проанализирован режим дня, который состоял в первой половине дня из лечебных процедур или экскурсии.

В последующих поездках (2005, 2007гг.), с учётом сложившегося распорядка дня, физкультурно-рекреационные занятия проводились до завтрака (утренняя гигиеническая гимнастика), и во второй половине дня (после полдника и ужина) проводились физкультурно-оздоровительные праздники, спортивные состязания.

Таблица 1

Изучение игровых видов физической культуры

2004 год 2005 год 2007 год

Познакомились с новыми игровыми видами 9 - с настольным теннисом 7 - с волейболом 6 - с бильярдом 2 - с бадминтоном 1 - с большим теннисом Познакомились с новыми игровыми видами 1 - с бадминтоном 2- с большим теннисом Познакомились с новыми игровыми видами 2 - с бадминтоном 1 - с большим теннисом

Все дети проявили интерес к дальнейшему изучению видов спорта дальнейшее изучение видов спорта 1 - с настольным теннисом 4 - с волейболом 1 - с бильярдом дальнейшее изучение видов спорта 2- с настольным теннисом 2- с волейболом 2- с бильярдом

В хорошую погоду гимнастические занятия и игры проводились на пляже (волейбол, бадминтон, игры с мячом, летающей тарелкой и др. подвижные игры). По желанию дети посещали уроки бильярда, большого и настольного тенниса; физическая нагрузка носила умеренный характер. Медикопедагогические наблюдения показали эффективность проводившихся занятий. Достоверно увеличилась экскурсия грудной клетки, время задержки дыхания на вдохе и выдохе, функциональное состояние опорно-двигательного аппарата (увеличилась гибкость позвоночника и сила мышц туловища). В табл. 1 пред-

ставлены результаты опроса по изучению игровых видов физической культуры в условиях отдыха.

Выводы: использование физической рекреации совместно с лечебно-

профилактическими мероприятиями в период отдыха позволяет улучшить состояние здоровья детей с МВ. Использование разнообразных форм и средств ФК восполняет недостаток физического воспитания у детей с МВ. Положительные результаты тестирования, участие в соревнованиях, знакомство с новыми видами спорта формируют мотивации к углублённому изучению с познакомившимися видами спорта, желание продолжать физкультурнорекреационные занятия и изучение новых видов.

Литература.

1. Выдрин, В.М. Физическая рекреация / В.М. Выдрин // Теория и методика физической культуры - курс лекций / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - Санкт-Петербург. - С. 302-308

2. Гембицкая, Т.Е Муковисцидоз сегодня: достижения и проблемы, перспективы этиотатогенетической терапии / Т.Е Гембицкая, А. Черменский, Е. Бойцова // Врач. - 2012. - № 2.- С.5-8.

3. Кокосов, А.Н. Философия здоровья в научной и традиционной медицине / А.Н. Кокосов // Саногенез (О науке и практике врачевания) / Под ред. А.Н. Кокосова. -СПб. 2009. - С.20-24.

4. Подласый, И.П. Мотивы - движущие силы познания / И.П. Подласый // Педагогика : учебник для вузов. Москва, 2002. Кн. 1. С. 360-375.

5. Подласый, И.П. Методы стимулирования / И.П. Подласый // Педагогика : учебник для вузов. Москва, 2002. Кн. 2. С. 125-136.

6. Рыжкин, Е.Ю. К вопросу о понятии феномена «физическая рекреация» / Е.Ю. Рыжкин // Теория и практика физической культуры. 2001. № 4. - С. 55-57.

7. Рыжкин, Е.Ю. Физическая рекреация в сфере досуга человека / Е.Ю. Рыжкин // Теория и практика физической культуры. 2002. № 5. - С. 17-20

8. Симонова, О.И. Современная комплексная программа физиотерапии для детей с муковисцидозом / О.И Симонова // Матер. конф. «Врачи мира - пациентам». - СПб. 2003. - С. 36.

9. Шапкова, Л.В. Методы и формы организации адаптивной физической культуры / Л.В. Шапкова // Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 2. : содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов / Под общей ред. проф. С.П. Ев-

сеева - М.: Советский спорт, 2005. - 448 с.

Ключевые слова: муковисцидоз, физическая культура, оздоровительные рекреационные занятия.

Keywords: cystic fibrosis, physical education, health-improving recreation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.