УДК 331.543 Т.Н. Ефремцева
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ
Рассморена необходимость формирования модели современного специалиста в условиях перехода на Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нового поколения. Показаны пути формирования профессиональных и общекультурных компетенций современного специалиста.
Ключевые слова: модель современного специалиста, государственный заказ, профессиональная подготовка, профессиональные и общекультурные компетенции.
Современная парадигма высшего профессионального образования предполагает глобальное переосмысление задач всей системы образования, уход от концепции «Хорошее образование на всю жизнь» к пониманию необходимости «Образования через всю жизнь»; от послушания к инициативности; от знаний к компетенциям.
Развитие высшего профессионального образования диктует необходимость интеграции различных составляющих целей образования для достижения пяти базовых компетенций, которые в совокупности обеспечивают готовность выпускника вуза к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного информационного общества. В основу формирования каждой компетенции заложено достаточно дифференцированное понимание ее сути: социально-политическая компетенция или готовность к решению проблем; информационная компетенция; коммуникативная компетенция; социокультурная компетенция; готовность к образованию через всю жизнь.
ФГОС ВПО нового поколения подробно описывают набор профессиональных и общекультурных компетенций, которыми необходимо овладеть выпускникам бакалавриата и магистратуры по каждому направлению профессиональной подготовки высшей школы.
Задача профессорско-преподавательского состава вуза заключается, по нашему мнению, в формировании модели современного спе-
циалиста для каждой конкретной индустрии, в которой бы нашло отражение единство научной мысли, профессионализма и практической значимости. Эта задача достаточно сложная, т.к. все преподаваемые дисциплины формируют в большей или меньшей степени эти два блока компетенций по-своему.
Анализ современного международного и российского рынков, изучение профессиональных и коммуникативных компетенций специалиста и его конкурентоспособности поможет привести в соответствие структурную и содержательную составляющие модели профессионального образования, чтобы сделать его современным и качественным.
Модель современного специалиста должна представлять теоретические знания и практические профессиональные умения и навыки специалиста, а также коммуникативные компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза. Для создания такой модели необходимо консолидировать усилия не только профессорско-преподавательского состава кафедр, руководства вуза, но и представителей производства, бизнеса и самих студентов.
Моделирование коммуникативных компетенций будущего специалиста конкретной индустрии можно начать с проведения научных исследований преподавателями кафедры и студентами в различных сферах профессиональной деятельности. Результаты таких разработок могли бы вылиться в доклады на студенческих научно-практических конференциях, а также в дипломные работы выпускников. Одним из путей получения данных о том, какими профессиональными и общекультурными компетенциями должен обладать тот или иной специалист, является анкетирование слушателей курсов переподготовки кадров.
Существует возможность наладить партнерские отношения между вузом и руководителями больших компаний и предприятий с тем, чтобы получить социальный заказ на подготовку будущих специалистов для бизнеса с определенным набором профессиональных коммуникативных компетенций, в том числе и языковых.
Были бы интересны подобные исследования, проводимые студентами, выезжающими на стажировку в зарубежные страны. Положителен был бы также опыт стран Европы, с профильными вузами которых можно было бы наладить партнерские связи и организовать обмен образовательными программами.
Совершенствование содержания высшего профессионального образования с целью формирования коммуникативной компетенции должно проходить, по нашему мнению, в следующих направлениях:
• Создание модели специалиста для конкретной индустрии с набором профессиональных и коммуникативных компетенций;
• Создание современных учебных программ на модульной основе на базе учебных пособий нового поколения;
• Внедрение передовых методик преподавания профильных дисциплин с использованием новых информационных технологий и создание современной системы контроля знаний;
• Подготовка и переподготовка кадров преподавателей для ведения профессиональной подготовки студентов.
Глобализация и динамичное развитие рынка в последнее десятилетие обнаружили новые направления производства, предпринимательскую деятельность в новых сегментах индустрии; появились новые услуги и сферы бизнеса; известные профессии обогатились дополнительными функциями, а работа компаний происходит в условиях международного сотрудничества.
Соответственно изменился и набор квалификационных требований, предъявляемых специалисту, работающему в сфере производства сегодня. Это - профессиональная компетентность, мобильность, предприимчивость, гибкость в принятии решений, креативность в формировании продукта, умение быстро и правильно реагировать на изменения рынка, способность выживать в условиях жесткой конкуренции. Коммуникативная компетенция выпускника становится гарантией его востребованности на внутреннем и международном рынке.
Одной из важнейших задач высшей школы в данных условиях, наряду с профессиональной подготовкой специалистов, является новый взгляд на профессиональную переподготовку кадров и повышение квалификации работников конкретной отрасли. Необходимо в ближайшее время пересмотреть эти программы с тем, чтобы показать уже работающим специалистам возможности инновационных преобразований в отрасли, а новому сегменту заинтересованных лиц предложить современные вариативные программы переподготовки по новым направлениям.
Следующий путь формирования модели современного специалиста - это подготовка и переподготовка преподавателей для осу-
302
ществления профессионального обучения студентов. Создав модель современного специалиста, хорошо бы иметь представление о современной «модели» преподавателя. Ведь не секрет, что подчас студент оказывается более информированным в каких-то профессиональных вопросах, чем преподаватель. И вызвано это не только излишней «теоретизированностью» преподавателей и оторванностью от реального производства, но и узостью взглядов на преподаваемый предмет и нежеланием заниматься научными исследованиями в рамках дисциплины и межпредметных связей.
Однако, преподавателей профессиональных дисциплин для конкретной отрасли не готовят в педагогических вузах. Выход из данной ситуации видим в организации курсов профессиональной переподготовки кадров по профилю вуза для профессорско-преподавательского состава. Не менее важным является и участие преподавателей в профессиональных выставках и конференциях, а также в межкафедраль-ных проектах.
Для проведения научных исследований и решения задач формирования модели современного специалиста необходима консолидация усилий всех заинтересованных лиц, не ограниченная рамками одного отдельно взятого вуза профессионального образования.
------------------------------------------ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральные государственные стандарты ВПО, Российское образование, Федеральный портал, http://www.edu.ru
2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком. Изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике, Совет Европы -Страсбург, 1996, русское издание - Москва: МГЛУ, 2003.
3. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. -М.: Педагогическое общество России, 2000. - 316 с.
4. Adam Jolly. The Growing Business Handbook. London, Kogan Page and Contributors, 2003. n'.m
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ ------------------------------------------
Ефремцева Т.Н. - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков и зарубежного страноведения, Российская международная академия туризма, Московская область, Россия, www.rmat.ru
3o3