70 Первый Всероссийский съезд работников муниципального здравоохранения
Основными задачами департамента охраны здоровья населения являются:
• определение приоритетов и осуществление мер по практической реализации государственной политики в области охраны здоровья населения на территории субъекта РФ;
• обеспечение условий для эффективного взаимодействия государственных структур и внебюджетных фондов, относящихся к ведению департамента охраны здоровья населения;
• координация деятельности администраций территориальных (муниципальных) образований субъекта РФ;
• формирование, определение приоритетности финансирования и контроль за реализацией целевых программ по решению проблем в области охраны здоровья населения, а также оценка их эффективности;
• осуществление координации деятельности научных и учебных заведений по подготовке кадров и проведению научных исследований в области охраны здоровья населения;
• организация эффективного взаимодействия с другими подразделениями администрации субъекта РФ, государственными и негосударственными учреждениями и организациями, деятельность которых в той или иной степени направлена на решение проблем в области охраны здоровья населения;
• проведение кадровой политики в государственных учреждениях и организациях, деятельность которых в той или иной степени направлена на решение проблем в области охраны здоровья населения (в основном это касается руководителей этих учреждений и организаций);
• прогнозирование и определение приоритетных направлений в области охраны здоровья населения (разработка территориальных целевых программ);
• создание и ведение единой информационной базы по вопросам охраны здоровья населения;
• взаимодействие со средствами массовой информации (СМИ) по вопросам охраны здоровья населения;
• перспективное планирование сети медицинских, фармацевтических учреждений и учреждений, занимающихся вопросами охраны здоровья населения;
• подготовка предложении по совершенствованию законодательства в области охраны здоровья населения;
• содействие развитию негосударственных форм медицинского обслуживания и улучшения здоровья населения;
• обеспечение единой политики в области оказания медицинской, медико-социальной помощи и мероприятий по улучшению здоровья населения в учреждениях и организациях всех форм собственности;
• анализ состояния здоровья населения и медико-демографической ситуации в субъекте РФ;
• оценка эффективности деятельности, подразделений администрации субъекта РФ, в своей деятельности касающихся вопросов охраны здоровья населения, и администраций территориальных (муниципальных) образований в области охраны здоровья населения;
• определение фармацевтической и медикотехнической политики в области обеспечения медицинской и медико-социальной помощи;
• разработка и контроль над реализацией государственной семейной и молодежной политики;
• формирование общественного мнения по приоритетным направлениям политики в области охраны здоровья населения;
• обеспечение контроля за санитарноэпидемиологической ситуацией на территории субъекта РФ, качеством медицинской и медико-социальной помощи;
• подготовка ежегодного доклада администрации субъекта РФ о реализации политики в области охраны здоровья населения.
Департамент курирует федеральные структуры, расположенные на территории субъекта РФ, а также предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, касающиеся в своей деятельности вопросов охраны здоровья населения.
Реализацию политики в области охраны здоровья населения департамент проводит через территориальные целевые программы, которые предусматривают решение наиболее актуальных проблем в области охраны здоровья населения на территории субъекта РФ.
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Цыцорина И.А.
Департамент здравоохранения Новосибирской области
Для обоснования структурно-организационной мере обусловленных образом жизни, на муници-
модели системы медико-социальной профилакти- пальном уровне разработан комплексный подход,
ки факторов риска заболеваний, в значительной включающий в себя этапы как лечебного, так и
Т. 12, N° 3-4, 2007
Вестник Ивановской медицинской академии
71
профилактического воздействия, а также учитывающий основную стратегию снижения уровня заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни различных контингентов населения.
Комплексный подход включает в себя:
• пропагандистско-воспитательное сопровождение оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий у лиц, обратившихся в лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) или медицинские негосударственные организации (МНО);
• организацию лечебно-диагностической помощи, включающую восстановление основных функций организма после перенесенных заболеваний;
• проведение медицинской реабилитации лиц, перенесших острые заболевания;
• организацию профилактики заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни.
Структурно-организационная модель системы профилактики заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни и формирования рационального (здорового) образа жизни, представлена следующими структурами и направлениями деятельности.
Первый уровень (социальный) системы охраны здоровья населения и профилактики заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни, представлен учреждениями и организациями культуры, образования, молодежной политики, общественными организациями и СМИ.
Основными направлениями работы являются формирование позитивной установки на:
• внимательное отношение граждан к своему здоровью;
• формирование адекватной модели социального и физического поведения;
• отказ от вредных привычек;
• своевременное информирование о своих проблемах медицинских работников.
Второй уровень (медико-социальный) представлен муниципальными центрами здоровья. Наряду с направлениями, реализуемыми на социальном уровне, основным направлением работы является профилактика заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни, формирование и поддержание рационального (здорового) образа жизни у населения.
Третий уровень (медицинский/немедицинский) представлен двумя подуровнями:
• первичнои медико-санитарнои помощью (ПМСП) — общая врачебная практика (ОП);
• специализированной медицинской и немедицинской помощью (подростковые центры, центры охраны репродуктивного здоровья (как для женщин, так и для мужчин), геронтологические центры, медицинские некоммерческие и коммерческие организации).
Основным направлением работы ОВП является регулярное обследование, учет, диспансерное наблюдение и лечение больных заболеваниями, в значительной мере обусловленными образом жизни (вторичная профилактика).
Основным направлением работы специализированных учреждений, медицинских некоммерческих и коммерческих организаций (МНО и МКО) являются профилактика и лечение отдельных заболеваний, в значительной мере обусловленных образом жизни, а также проведение оздоровительных мероприятий.
С учетом вышесказанного нами выделены этапы медицинской профилактики.
На первом этапе происходит заполнение анкет самооценки здоровья самими гражданами, при необходимости, проводятся соответствующие консультации. Потоки пациентов предварительно распределяются на больных, лиц с преморбидными состояниями, практически здоровых и здоровых.
На втором этапе проводится оценка состояния здоровья на основе анкеты самооценки и данных объективного обследования. На этом этапе окончательно формируется группа здоровых, лица, признанные больными и лица, находящиеся в преморбидном состоянии, формируют поток третьего этапа.
На третьем этапе (лечебно-профилактическом) происходит уточнение диагноза и проводится профилактическое лечение. При этом часть больных будет нуждаться в госпитализации (острые больные или требующие проведения специальных методов исследования, запущенные случаи заболеваний).
В зависимости от сложившейся потребности должны создаваться комплексные оздоровительные программы для пациентов повышенного риска (лиц, находящихся в преморбидном состоянии). В случае, если эта потребность не сформирована или нет возможности реализации такой программы, необходимо использовать имеющиеся учреждения и организации, в том числе МНО и МКО, для создания организационно-функциональной структуры с четко определенными задачами и функциями.