Научная статья на тему 'Формирование межкультурных ценностей у студентов лингвистических специальностей факультетов иностранных языков на содержательно-ориентированном материале'

Формирование межкультурных ценностей у студентов лингвистических специальностей факультетов иностранных языков на содержательно-ориентированном материале Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТИ ДЕМОКРАТИИ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / СОДЕРЖАТЕЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ / UNIVERSAL VALUES / VALUES OF DEMOCRACY / CROSS-CULTURAL PROFESSIONAL COMPETENCE / FORMING OF VALUE CONCEPTS / FORMATION OF COMPETENCES / CONTENT BASED MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанов О. А.

Проблема формирования новых ценностных установок у современной молодежи рассматривается в совокупности социальных, педагогических и методических вопросов. Раскрываются педагогические условия, этапы и принципы приобщения студентов к межкультурным ценностям, освоение которых неразрывно связано с формированием межкультурной профессиональной компетенции. Приводятся положительные данные о формирующем этапе эксперимента по освоению студентами демократических ценностей, проведенного на содержательно ориентированном дидактическом материале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабанов О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CROSS-CULTURAL VALUES WITH STUDENTS OF LINGUISTIC SPECIALITIES IN FACULTIES OF FOREIGN LANGUAGES ON CONTENT BASED MATERIALS

The author in the context of social, pedagogical and methodological problems considers formation of new value concepts with the youth. The pedagogical conditions, steps and necessary principles for the students to be adjusted to universal values are explained. These are formed on the basis of cross-cultural professional competence. Positive results of that step of the research experiment, which was connected with nurturing democratic concepts with the help of content-based materials, are explicated.

Текст научной работы на тему «Формирование межкультурных ценностей у студентов лингвистических специальностей факультетов иностранных языков на содержательно-ориентированном материале»

УДК 378.018:811

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ФАКУЛЬТЕТОВ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ НА СОДЕРЖАТЕЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ

МАТЕРИАЛЕ

© О. А. Шабанов

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450000, ул. Октябрьской революции, 3а.

Тел.: (347) 2517023.

Е-mail: info @ perevodufa. ru

Проблема формирования новых ценностных установок у современной молодежи рассматривается в совокупности социальных, педагогических и методических вопросов. Раскрываются педагогические условия, этапы и принципы приобщения студентов к межкультурным ценностям, освоение которых неразрывно связано с формированием межкультурной профессиональной компетенции. Приводятся положительные данные о формирующем этапе эксперимента по освоению студентами демократических ценностей, проведенного на содержательно ориентированном дидактическом материале.

Ключевые слова: межкультурные ценности, ценности демократии, межкультурная профессиональная компетенция, формирование ценностей, формирование компетенций, содержательно ориентированный материал

Формирование межкультурных ценностей у студентов лингвистических специальностей является многоаспектной проблемой, включающей в себя и социальные, и педагогические, и методические вопросы [2]. Проблема формирования специалиста в области межкультурной коммуникации (преподавателя иностранного языка, переводчика) состоит в том, что традиционные подходы в обучении недостаточно учитывают специфику языка как отражения системы культурных ценностей, на основе которых строятся конкретные общества и модели поведения коммуникантов, и специфику речевой деятельности как культурно обусловленного поведения [1,5]. В перечень профессиональных компетенций выпускников должны входить не только иноязычные компетенции, но и такие, которые способствуют продуктивному общению с представителями иных культур. Система формирования межкультурной компетенции и ее составляющих включает в себя и развитие у студентов межкультурных ценностей, что позволяет им успешно общаться с представителями других культур в бытовой и профессиональной сфере с ориентацией на результат такого общения.

Неопределенность параметров подготовки студентов университета к межкультурной коммуникации, условий, обеспечивающих ее успешность, обусловлена не только слабой разработанностью понятийного и диагностического аппарата, но и отсутствием солидного дидактического материала, тщательно разработанных программ, определяющих

условия эффективных форм обучения, новых технологий, влияющих на формирование специалистов с новыми профессиональными и личностными качествами.

Проблема межкультурной коммуникации привлекает большое внимание специалистов как по самой межкультурной коммуникации, так и по смежным дисциплинам [4]. Исследования в этой области затрагивают различные аспекты межкультурной коммуникации, в которых осмысляются вопросы взаимосвязи языка и культуры, межкультурных ценностей, диалога культур, модели освоения чужой культуры (С. Г. Тер-Минасова, Н. Д. Гальскова, Д.

Б. Гудков, В. В. Сафонова, Г. В. Елизарова, И. И. Халеева, Е. И. Пассов, С. В. Иванова, Р. Х. Хайрул-лина, Р. Д. Льюис, К. Ситарам и Р. Когделл и др.), взаимосвязи категорий коммуникации и общения (А. А. Бодалев, Л. П. Буева, В. П. Конецкая, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин, Г. Г. Почепцов, В. Д. Ширшов и др.), психологии общения и деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Б. Д. Парыгин, С. Л. Рубинштейн).

В то же время недостаточно разработан вопрос

о структуре и содержании дидактических единиц обучения, необходимых для формирования специалистов с заданными квалификационными характеристиками в области межкультурной коммуникации в цикле базовых, ключевых и специальных компетенций [3].

Процесс подготовки специалистов нового типа затрудняется отсутствием специальных дидактических материалов, содержательно ориентированных на межкультурные ценности, и довольно низким уровнем владения этими ценностями студентами. Для определения степени владения студентами меж-культурными ценностями был проведен пилотажный анализ такого культуронима, как демократия, поскольку именно это ценностное понятие является культуроносным для коммуникантов-носителей английского языка. Опрос проводился среди студентов факультета иностранных языков Башгоспедунивер-ситета и американских студентов (в том числе по электронной почте). В процессе исследования было установлено, что это понятие имеет многоликую ассоциативную структуру как в английском, так и в русском языках.

Как для отечественных, так и для американских студентов демократия понимается как такой общественный строй, который связан с идеями свободы, равенства и братства, пришедшими со времен Великой французской революции. Однако отрицательные ассоциации у респондентов различаются. Среди 60 опрошенных российских студентов термин демократия воспринимался с отрицательной коннотацией (непорядок, мировая война, терроризм, олигархи,

неравенство, коррупция, несправедливость, власть нижних слоев, интриги, пофигизм, конец света). В то же время только 5 из 18 американских студентов, участвовавших в опросе, ассоциировали понятие «демократия» с негативным смыслом (терроризм и Джордж Буш младший).

В положительном смысле для российских студентов термин демократия соотносится с такими понятиями, как Америка, гражданское общество, гласность, Конституция, веселое времяпрепровождение, книга «Властелин колец», Запад, перемены в обществе, процветающий рынок. На уровне значения слово демократия оценивается российскими студентами положительно, но собственный эмпирический опыт дает основания для отрицательных выводов.

Для освоения понятия «демократия», других межкультурных ценностей необходимо «участие» когнитивного, эмоционального, технологического, поведенческого уровней межкультурной компетенции. Разработанные в ходе исследования дидактические материалы по культуре речевого общения на английском языке позволяют обеспечить приобщение студентов к межкультурным ценностям через полное развитие межкультурной компетенции, если будут соблюдены следующие педагогические условия:

1) условия, обеспечивающие формирование положительной мотивации в освоении межкультурных ценностей в процессе изучения дидактических единиц;

2) условия, предполагающие успешное формирование таких межкультурных ценностей у студентов университета, как единство целей, принципов, структуры, содержания, методов, приемов и средств системы знаний и умений на основе саморегуляции учебно-познавательной деятельности;

3) условия, обеспечивающие эффективную реализацию познавательного потенциала каждого студента.

Данные педагогические условия, определяющие требования к процессу освоения межкультур-ных ценностей, учитывают такие дидактические принципы, как принцип познания и учета ценностных культурных универсалий, принцип этнографического подхода, принцип осознаваемости и «пере-живаемости», принцип эмпатического отношения. Используемые в экспериментальной части работы дидактические материалы разработаны на основе выделенных принципов и включают в себя знание, отношение, умение, языковой материал, текстовый материал, обобщающие темы, ситуации и систему заданий. Предполагается, что выше перечисленные педагогические условия способны развить все компоненты межкультурной компетенции у студентов на эмпатическом уровне и будут способствовать освоению демократических ценностей.

Подготовленные для проведения формирующего эксперимента дидактические материалы опираются на выше перечисленные педагогические условия, являются содержательно ориентированными в виде прецедентных текстов на осмысление культу-ронима «демократия» и раскрытие таких понятий демократии, как права человека, естественные права

человека, гражданские добродетели, демократические формы управления государством.

Дидактические материалы в виде учебного тематического пособия построены таким образом, что отобранные тексты, связанные темой демократии и ее составляющими понятиями, предваряются заданиями и вопросами, опирающимися на эмпирический опыт студентов, их собственное понимание и представление о той теме, которой посвящен текст урока. Предваряющий этап представляет собой когнитивную деятельность студентов на иностранном языке и включает в себя развитие иноязычных коммуникативных компетенций с ценностноориентированной установкой на формирование межкультурной компетенции. Проводимое под руководством преподавателя предварительное обсуждение проблемы приводит к ее полному осмыслению, формированию положительного отношения к обсуждаемой проблеме. Этап знакомства с содержанием текста урока и отработки языкового материала позволяет студентам в полной мере овладеть соответствующим понятием на когнитивном и эмоциональном уровнях.

Важным звеном в содержательно направленном обучении является самостоятельная работа студентов, связанная с поиском дополнительной информации по проблеме в виде текстов как на родном, так и на английском языке, работа в библиотеке, в сети Интернет. Задания по данному виду работы могут быть как индивидуальные, так и рассчитанные на малые группы. Полученные в результате поисковой работы данные обсуждаются в группе, студенты сравнивают формы управления государственными институтами в своей стране с классическимим и таким образом осваивают эти понятия. На этом этапе достигается полная реализация развития когнитивной деятельности на иностранном языке с вовлечением всех видов речевой деятельности при таких фоновых задачах обучения, как кооперативное обучение, экстенсивное чтение, стратегия полезности. Именно этот этап осмысления содержания проблемы достигает уровня овладения понятием на эмпатиче-ском уровне.

Следующим этапом работы являются творческие задания в виде работы над проектом, «мозговой атаки», обсуждения результатов различных «деловых игр». Этот уровень работы по культуроносной теме связан с формированием эмоционального, технологического и поведенческого аспектов межкуль-турной компетенции, активной жизненной позиции студента-выпускника-специалиста, осознания своего влияния как носителя профессиональной информации на повседневную жизнь окружающего его общества. Для иллюстрации изложенных принципов освоения межкультурных ценностей демократии приводится разработка одного урока по теме «демократия», в котором имеются следующие разделы:

- раздел A (лингвистический аспект межкультур-ной компетенции), направленный на отработку языкового материала, формирует знания, умения по отдельной языковой теме;

- раздел B, направленный на знакомство с текстовым материалом, формирует положительное отношение к обсуждаемым культурным ценностям как на когнитивном, так и на эмоциональном уров-

нях и обеспечивает развитие лингвистического, социолингвистического и социокультурного аспектов межкультурной компетенции, выводит студента на эмпатический уровень освоения ценностных ориентиров;

- раздел C, направленный на обсуждение поставленных вопросов, обобщающих тем, проблемных ситуаций в виде разнообразных типов заданий, формирует социальный, дискурсивный и стратегический аспекты межкультурной компетенции, способствует освоению ценностного понятия в полной мере:

Why do we need government ?

A. Introductory Activity: Identifying the Concept of “Right”

1. What are your associations with the word right? Name the first 5 words that arise in your mind when you hear or read the word right.

2. Compare your 5 words with those of your partner. Do you have anything in common?

3. Find out two or three other people who have similar associations.

4. What are the spheres of application of the word right? Discuss it with your partner. Write down into your notebooks these spheres of application.

5. Differentiate the meaning of the noun “right’ in the following word combinations and sentences while translating:

a right to life [liberty, property];natural [basic, fundamental] rights; equal rights for women. Authors should be protected over their rights. One must have some principles, some sense of right and wrong. The Left are said to better organized than the Right.

6. Make up your own sentences with the noun right. Let your partner translate them into Russian.

7. Translate into Russian the following word combinations in which the word right is an adjective or an adverb:

Do you think he is right in his head?

Elections will be held when the time is right.

The only way we can really put things right is by borrowing even more money.

I have no time right now to discuss your problems.

He didn’t answer right away.

He had put himself in the right by his generous apology.

A dramatist would give his right arm to write a scene like that.

Are you sure Henry is right-handed?

I’m counting on you being my right-hand man.

Our hotel was right on the beach

He is a right idiot.

A Bill of Rights is a written list of citizens’ rights.

The American battle for civil rights helped the battle for women’s liberation.

The Red Cross aids disaster victims right away.

Lexical exercises pertaining to the theme under discussion

Look up all meanings of the following words and translate the phrases and sentences into Russian:

liberty

The emphasis was more on social conformity than on individual liberty.

Only one important figure is at liberty.

I’m not at liberty to say who it was.

Using them without asking permission is a bit of a liberty, to put it mildly...

He was not that sort of man with whom one took liberties.

Mary would not let any boy take liberties with her.

civil

.a society in which wars or civil disturbances can never happen.

They decided to attack civil and military communications centers.

For a few months there was a civil exchange of letters.

His job is to establish a center of civil defense in every village.

They achieved their ends through non-violent demonstrations and civil disobedience.

.a four year course in civil engineering.

The bus driver began yelling at the woman and she told him to keep a civil tongue in his head. (to be polite in speaking)

compact

The kitchen was small, compact, and immaculately clean.

She took her powder compact out of her bag.

Animals’ hooves compact the soil.

The Mayflower Compact is such a covenant in that the settlers agreed to a government and be bound by its rules.

state

We will restore the house wherever possible to its original state.

He used to get into an awful state as exams approached.

France was now in a state of war..

It is now a one-party state...

. the state of W ashington.

. the political machinery of the state.

They were suitably dressed for State occasions.

Then the keys proceed in state to safety for the

night.

State-of-the-art personal computers may cost a little more than older models, but may be worth the cost for those who need them.

When the president died, thousands of people saw his body lying in state. (of a dead person: to lie in a place of honor, usually in an open coffin)

7. Write it down into your notebook. Then reproduce it to your partner.

8. Make up a story, in which you should use as many variants of the meaning of the word right as possible but not fewer than

B. Reading and Discussion: Defining Concepts of the Natural Rights

9. Read the text, paying special attention to such concepts as natural rights, state of nature, social contract, consent.

Why Do We Need Government? What are "natural rights"?

Most people in the American colonies believed that everyone had a right to life, liberty, and property. These rights were called "natural rights". (Sometimes these are now called basic rights or fundamental rights.) The idea of natural rights means that all persons have these rights just because they are human beings. Everyone is born with these rights and they should not be taken away without a person's agreement.

Many of the Founders believed people receive these rights from God. Others believed that people have them just because it is natural for people to have them.

John Locke was a famous English philosopher. He lived from 1632 to 1704. He had written a book called Two Treatises of Civil Government (1690). In that book he wrote about natural rights. He said that the main purpose of government should be to protect the people's natural rights. He also said that kings should not have absolute power, that is, power without limits. They should not deprive people of their natural rights.

How to Protect Natural Rights:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Although people agreed on certain natural rights, they worried about how those rights could be protected. Locke and others thought about what life would be like in a situation where there was no government and no laws. They called this situation a state of nature. They were afraid that in a state of nature their rights would be taken away.

The Social Compact

John Locke and other philosophers developed a solution to the problems that would exist in a place without government. In a state of nature, people might feel free to do anything they want to do. However, their rights would not be protected and they would feel insecure.

Locke argued that people should agree to give up some of their freedom in exchange for protection and security. They should consent to follow laws in exchange for the protection that these laws would give them. This agreement is called a social compact or social contract. A social compact is an agreement people make among themselves to create a government to rule them and protect their natural rights. In this agreement the people consent to obey the laws created by that government. Discuss the following questions:

1. Identify those rights, which you think all people

should have. Lets list them in the chalkboard.

2. Suggest ways these rights can be protected. What are their advantages and disadvantages, you think?

3. What do you think are the benefits and problems of living in a “state of nature”, that is, a situation, in which there are no laws or government? Compare your own ideas about such a situation with those of the English philosopher John Locke. How does Lord of the Flies relate to the concept of a state of nature?

4. What are the problems inherent in a state of nature and their possible solution?

5. How can government and laws protect natural rights?

6. Could you identify examples of behavior at your university, community, family that illustrate the problems of a state of nature and the advantages of government and rules for protecting individual rights?

Translate the text into Russian.

Written assignment:

Write about a right you have, the advantages and disadvantages of the right, and how life would be different if that right were not protected.

C. Problem Solving: Identifying the Problems of Natural Rights

Panel discussion: “The right I can’t live without and how to protect it". Share your ideas you have written about.

Describe in your own words the following terms: state of nature, natural rights, social contract, absolute power. Write down these definitions into your notebooks.

Формирующий эксперимент, проведенный на основе разработанных дидактических материалов, предварялся диагностическим этапом в экспериментальных и контрольной группах. Данные этого этапа эксперимента приводятся в верхней части табл. 1.

Таблица 1.

Степень владения студентами межкультурными ценностями (МЦ).

группы МЦ по определенной теме Уровень владения (%) Средний балл

высокий I средний I низкий I начальный

в оценке студентов экспериментальных и контрольных групп на начальном этапе формирующего эксперимента

Экспериментальная- 80 Демократические ценности 28 30 31 11 3.75

Контрольная-20 Демократические ценности 32 33 27 10 3.93

по заданной теме после проведения формирующего эксперимента

Экспериментальная - 80 Демократические ценности 44 49 7 - 4.б

Контрольная-20 Демократические ценности 32 33 27 10 3.91

Проведение формирующего эксперимента по разработанным в исследовании дидактическим материалам дало положительные результаты, которые отражены во второй части табл. 1.

Результаты опроса участников двух типов групп показывают, что в экспериментальной группе, прошедшей обучение по дидактическим материалам исследования, оценка собственной позиции по рассматриваемым вопросам значительно изменилась в положительную сторону.

ЛИТЕРАТУРА

1. Елизарова Г. В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2001.-39 с.

2. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.-392 с.

3. Разбегаева Л. П. Ценностные основания гуманитарного образования. Волгоград: Перемена, 2001.-289 с.

4. Ситарам К. // Человек, 1992, № 2-5.

5. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте культур. Воронеж: Истоки, 1996.-239 с.

Поступила в редакцию 05.05.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.