Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
УДК 371. 31 https://doi.org/10.33619/2414-2948/92/55
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ КЫРГЫЗСТАНА
©Азимова М. Л., Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, г. Бишкек, Кыргызстан
FORMATION OF INTERCULTURAL TOLERANCE IN THE COURSE OF STUDY OF THE HISTORY OF KYRGYZSTAN
©Azimova M., Republican Institute for Qualification Development and Retraining Pedagogical Staff, Bishkek, Kyrgyzstan
Аннотация. Статья посвящена раскрытию значения исторического образования в формировании межкультурной толерантности школьников, которая является актуальной проблемой современности в эпоху глобализации. В ней рассматривается место истории Кыргызстана в воспитании толерантной личности, положительного относящейся к культурным традициям и обычаям других народов, принимающей многообразие мира и интегрирующей в окружающий мир. Кыргызстан имеет многовековую историю, общество которого всегда состояло из представителей различных этнических групп, а его культурное наследие дает возможность увидеть этническое и конфессиональное многообразие.
Abstract. The article is devoted to the disclosure of the importance of history education in the formation of intercultural tolerance of students, which is a topical problem of our time in the era of globalization. It considers the place of the history of Kyrgyzstan in education of tolerant personality, positive attitude to cultural traditions and customs of other peoples, accepting the diversity of the world and integrating into the surrounding world. Kyrgyzstan has a long history, whose society has always consisted of representatives of different ethnic groups, and its cultural heritage provides an opportunity to see the ethnic and confessional diversity.
Ключевые слова: глобализация, межкультурная толерантность, историческое образование, кочевая цивилизация, оседлая цивилизация, многообразие.
Keywords: globalization, intercultural tolerance, history education, nomadic civilization, sedentary civilization, diversity.
В XXI веке человечество вступило на новую ступень своего политического, экономического, культурного развития. Ряд стран перешли к постиндустриальному или информационному типу общества, в котором главной движущей силой являются наука и образование, а информация составляет наиболее важную часть производственного цикла.
Итогом глобализации является формирование поликультурного общества с универсальными ценностями и рост зависимости стран друг от друга. При этом невозможно эффективно взаимодействовать с представителями различных культур, не имея информации об их особенностях. Современные сообщества разных народов характеризуются открытостью, многообразием в культурном, конфессиональном, экономическом и политическом отношениях.
Таким образом, толерантность, взаимопонимание и уважение уникальности различных
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
групп, сотрудничество стран, межкультурный диалог и нахождение общей ценностной основы — это пути к мирному сосуществованию разных этносов и культур. Толерантность стала реальностью нашего общества, она является своеобразным искусством в построении межличностных, общественных и международных отношений и выступает обязательным условием сохранения и развития человеческой цивилизации. Людям необходимо строить новый тип общества на основе демократических ценностей и толерантности.
Значение и первостепенная роль исторического образования в формировании толерантной личности, ее интеграции в окружающий мир бесспорно. История призвана помочь молодым людям понять настоящее в свете прошлого. Она дает возможность внести свой вклад в понимание противоречивых аспектов общества, глубоко и всесторонне овладеть культурой своего народа и представление о многообразии культур в Кыргызстане и мире.
Школьный курс «История Кыргызстана» имеет огромные возможности для всестороннего развития личности, расширения кругозора, становления его мировоззрения, формирования гуманистического образования, толерантности, представления о многообразии культур, позволяет охватить все нравственные ценности, опирается на многовековой опыт человечества и передает культурно-историческое наследие. Он дает огромный по объему и разнообразию материал, отражающий политические, социальные, этнические отношения прошлого, историю конфликтов, общественных движений и общественной мысли, образа жизни, разнообразное знакомство с культурой и развитием народов, населявших нашу страну в прошлом и живущих сегодня.
Появление человека на территории современного Кыргызстана относится к эпохе палеолита, более 300 тысяч лет назад. Это доказывают многочисленные археологические находки на реке Он-Арча в Нарынской области, в ущелье Ходжа-Бакырган-Сай на юге, в районе села Тосор на Иссык-Куле, кремневые каменоломни в местности Капчигай, уникальные рисунки охрой в пещере Ак-Чункур.
История государства Давань, существовавшего на территории Ферганской долины, дает возможность увидеть умение население конструктивно вести диалог с другими народами, устанавливать с ними торговые и культурные взаимоотношения. Первые сведения об этом государстве датируются II веком до н. э. китайскими источниками. Император Китая У-ди отправил дипломатическую миссию для установления отношений с ушедшими на запад юэчжами в борьбе с гуннами во главе с Чжан Цянем. Посольство попало в плен к гуннам, Чжан Цянь в течение 10 лет находился у них. Однако ему удалось бежать, и он попадает в государство Давань. За долгое время своих странствований Чжан Цянь собрал большой материал о землях, где побывал. В государстве существовало около 70 больших и малых городов, высокого уровня достигла культура. Ремесленные изделия отличались высоким качеством. Несмотря на военные столкновения между Даванью и Китаем, известны их торговые отношения, подтвержденные находками бронзовых зеркал, шелковых тканей и других предметов китайского происхождения в Ферганской долине. Происходил мощный культурный обмен. Китай перенял культивирование винограда, люцерны, возможно хлопка, граната, грецкого ореха, фигового дерева, огурцов. В свою очередь в Фергане стало развиваться шелководство. Одной из отличительной особенностей Давани было то, что имея очень сильную армию, она никогда не нападала на соседние страны. Политический строй демонстрирует демократические элементы. Хотя в государстве правил царь, но многие вопросы решал совет старейшин, который мог и сместить правителя.
Наша страна с древнейших времен входила во многие империи. А создание империи не обходится без войн и человеческих потерь. Любое завоевание для каждого народа
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
первоначально имеет следствием складывания интолерантных отношений. Однако есть понятие жизнь, с течением времени люди постепенно начинали выживать, привыкать и человеческие отношения цементируются на основе толерантных отношений. И далее эти отношения выходили на более высокий уровень межкультурной толерантности.
Создание империи Александра Македонского, в состав которой вошли самые разнородные народы и государства, в том числе часть территории современного Кыргызстана, и последовавший за ней эллинизм дали толчок распространению греческой культуры, ее взаимодействию с восточными культурами. А. Македонский для сближения завоеванных народов начал строительство греческих городов на огромных просторах своей державы. Одним из них была Александрия Эсхата (Крайняя), местоположение которой некоторые ученые связывают с современным Худжандом, городом на севере Таджикистана. Город находился на Великом шелковом пути - через него проходили караваны, он был важнейшим экономическим и культурным центром Центральной Азии.
Эллинизм дошел до границ Индии. Греки нашли на Востоке народы с очень древней цивилизацией, от которых многое переняли и многому научились. Открытость греков к заимствованию достижений восточных народов в искусстве, религии, мифологии, технологии производства, научных знаний привела к богатому по последствиям культурному развитию. Смешение цивилизаций происходило и в политической, социальной структурах, в экономике и других областях жизни. Завоеванное население продолжало жить на исконных землях, соблюдая собственные традиции, их принимали во вновь построенных городах, которые стали центрами мультикультурализма.
Этнический состав населения Тенир-Тоо с древних времен подвергался изменениям вместе с передвижением больших масс разных племен и народов. Первым народом в Тенир-Тоо, название которого известно, как скифы/саки. Конгломерат их состоял из разнородных племен и культура их многогранна. Они оставили неповторимый и особенный след в культуре, дошедший до нас как «звериный стиль». Владея техникой литья, ковки, гравировки, чеканки, скифы/саки оставили оригинальные изображения животных в схватке, беге, прыжке на предметах и вещах. Расселение скифов на огромной территории от Дуная до Енисея, включающее Северное Причерноморье, Центральную Азию, часть Передней Азии, Пакистана, Индии наглядно показывает, что современные народы, проживающие на этих землях сейчас, имеют общие корни, восходят к этому историческому периоду традициями. Их предки внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.
Кочевая цивилизация, начавшаяся складываться с эпохи скифов/саков (VIII в. до н. э.), сформировалась к середине I тысячелетия н. э. Она стала примером гармоничного сосуществования человека с природой, окружающими и самим собой. Гунны являются основателями первой кочевой державы, в составе которой оказались многие этносы Центральной Азии и впоследствии давшие толчок Великому переселению народов. Их история тесно переплетается с историей кыргызского народа, вошедшего наряду с другими в состав нового государства. В этот период происходит этнополитическое объединение кочевого населения, появляются укрепленные городища кочевников, как социокультурные явления. Военные набеги на оседлые районы, угон людей, изъятие их продукции привело к формированию новых видах потребностей кочевого общества, заключавшихся в товарах земледелия и ремесла. Этот факт и ограниченность степных ресурсов при росте кочевого населения привел к появлению ремесленных центров на территории Центральной Азии со временем разраставшихся в более крупные поселения. Одновременно происходил переход неимущего безземельного населения на новый оседлый тип хозяйствования, включавший
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
отгонное скотоводство и земледелие. Оседлые городища располагались в предгорьях, оазисах, речных долинах. Центры оседлости постепенно разрастались, у них складывалась внутренняя административная инфраструктура, ремесленное производство, торговля. Они демонстрировали многокультурность и полиэтничность в своей социальной среде и многоукладную форму хозяйственно-экономической инфраструктуры. В этой связи можно вспомнить слова советского историка, востоковеда, этнографа, археолога, исследователя истории народов Средней Азии С. П. Толстова (1907-1976): «Было бы величайшей ошибкой видеть в городской цивилизации продукт развития только земледельческих оазисов ...» [1].
Социальная, этническая, межкультурная толерантность, коммуникабельность и интеграция хозяйственных отношений способствовали формированию городов и больших укреплений на обширной территории Евразийского континента, представляя собой культурное и этническое многообразие и в дальнейшем в эпоху Великого переселения народов, охватившее ГУ-УГГ века. Этот процесс привел к огромным перемещениям населения, к этническим изменениям, является значимым периодом понимания механизма возникновения толерантности. Основными участниками передвижений выступили германские, тюркские, славянские, алано-сарматские племена. Происходило сложное взаимодействие цивилизации и варварского мира, которое привело к рождению новой средневековой цивилизации, уничтожению рабовладения и появлению свободного крестьянства, новых общественных отношений.
В середине VI века в Центральной Азии происходили значимые перемены. Тюркские племена, проживавшие на Алтае, основали новое государство. Они установили дипломатические отношения с Византийской империей. В 568 году между ними были организованы взаимные дипломатические миссии.
В 603 году образуется Западно-тюркский каганат, расцвет которого пришелся на правление умного, смелого Тон Джагбу кагана, бывшего у власти в 618-630 годы [4]. Он провел важную административную реформу, уравнял в правах кочевую и оседлую знать. Каганат был открыт для культурных контактов с разными странами. В ставку кагана город Суяб, основанного согдийцами в УГ-УГГ веках, прибывали византийские и китайские посольства, буддийские философы из Индии и Китая. Город находился в Чуйской долине, стоял на Великом шелковом пути, был местом встречи купцов, приезжавших из разных государств. В нем проживали разные этнические общины: согдийские земледельцы, ремесленники и торговцы, тюркские племена, сирийцы, армяне и др., они исповедовали разные религии: шаманизм, буддизм, зороастризм, манихейство, несторианство. Здесь были обнаружены следы древнего христианского памятника - небольшая несторианская церковь УП-УШ веков, два буддийских храма. В 629 году Суяб посетил китайский буддийский монах, ученый, философ, путешественник и переводчик Сюань Цзан (602-664). В «Описании Западных земель в период Великой Тан» он сообщает, что «пройдя пятьсот с лишним ли к северо-западу от озера Цзинги (оз. Иссык-Куль), (мы) прибыли в город на реке Суйе. Город имеет в окружности шесть-семь ли. Здесь в большом количестве живут иноземные (ху) торговцы. Почва благоприятна для произрастания красного проса и винограда. Деревья в лесу тонкие и редкие, климат холодный с (частыми) ветрами. Люди носят (одежду) из шерсти и войлока.. .смешанно живут торговцы из разных стран и согдийцы» [3]. Многообразие в стране, мирное сосуществование различных народов и конфессий, открытость, межкультурное взаимодействие приводят к расцвету и развитию государства.
Во времена Тюргешского каганата, сменившего Западно-тюркский, в Семиречье расширяется зона оседлой жизни за счет согдийцев, которые бежали из Согда от режима
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
арабов. Расширяются и вырастают города, укрепляются торгово-ремесленные центры, которые оказывают влияние на хозяйство земледельцев и кочевников-скотоводов. О росте торговли и обмена свидетельствует появление денежного обращения. Тюргешские монеты были найдены в результате археологических раскопок в большом количестве на развалинах поселений и городов. Они чеканились по китайскому образцу с квадратным отверстием посередине. Сменившие тюргешей карлуки, до середины VIII века проживавшие на территории к западу от Алтая, оставались преемниками тюркских традиций. В их государстве также проживало смешанное население, кочевые народы взаимодействовали с оседлыми. В письменных источниках до наш дошли названия поселений в Чуйской и Таласской долин таких как Сарыг, Джуль, Харран-Джуван, Атлах, Текабкет и др. В средневековом труде Х века «Худуд ал-Алам» («Границы мира»), автор неизвестен, отмечается, что земли расселения карлуков были наиболее цветущими из всех стран, жители достаточно культурны, имеют города и села. Суяб был ставкой правителя карлуков. Города жили торговлей, располагались на караванных путях, что способствовало развитию межкультурных связей и толерантности. Кочевое и оседлое население находилось в тесных экономических взаимосвязях, они обменивались продуктами своего труда. Кочевники доставляли шерсть, кожи, скот, земледельцы обеспечивали зерном (пшеница, просо), ремесленники: тканями, изделиями из дерева, керамики, металла.
Другим средневековым городом на Великом шелковом пути был Невакет (Краснореченское городище), расположенный в 30 км от Бишкека в Чуйской долине. Первые поселения возникли в VI веке, постепенно обретая форму города. В 737 году город становится ставкой тюргешского кагана Сулука Чабыш-чора. Население его составляли согдийцы, тюргеши, карлуки, присутствовали представители крупнейших конфессий того времени: буддисты, мусульмане, христиане, тенгрианцы, зороастрийцы, манихейцы. В Невакете была основана миссионерская школа, откуда проповедники направлялись по всему Семиречью, в Великую Степь и Китай. Из Невакета несторианство распространилось в среде кочевых народов, а затем достигло Восточного Туркестана и было принято частью оседлых уйгур. Город был местом постоянного взаимодействия и взаимообогащения культур потомков местных сако-усуньских племен с ираноязычным населением - согдийцами и тохарами, орхоно-алтайскими тюрками. Об этом свидетельствуют археологические находки, где можно увидеть могилы местных язычников, тюркские погребения с конем, зороастрийские захоронения согдийцев и тохаров, сирийских и местных христиан, буддистов, манихеев.
Чуйская долина исторически являлась этнокультурной областью со смешанным населением, которое внесло свой вклад в общее развитие региона.
Побережье Иссык-Куля издревле было местом хозяйственно-культурных, религиозно-миссионерских контактов различных цивилизаций. Оно обуславливалось местоположением региона, имевшего торгово-экономическое и военно-стратегическое значение. С древних времен через побережье озера проходили две ветви Великого шелкового пути: ферганская и северная. Под водами Иссык-Куля насчитывается не менее 10 древних и средневековых городов. Одним из них был город, обнаруженный на дне Тюпского залива, который ученые ассоциируют с Чигу — столицей усуней. Доказано, что город сочетал в себе оседлую и кочевую культуру, был центром ремесла и земледелия. Другим городом, расположенным на южном берегу озера, является городище Барсхан, описанный средневековым историком Гардизи в сочинении «Зайн ал-ахбар» («Украшение известий»). «... Александр Македонский, покорив в 329-324 годах до н. э. Персидскую державу, взял из знатных семей заложников, дабы предотвратить вполне возможные мятежи. Отправляясь в поход на Китай и Индию, он,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
чтобы не быть обремененным в пути знатными персами, оставил их на берегу Иссык-Куля. Сыновья персидских вельмож, потеряв надежду вернуться домой, отстроили здесь городок на свой манер, которому дали название Барсхан. Живописцы разукрасили дома полихромным многоярусным панно, наподобие согдийских и уструшаньских, которые были в обиходе у них на родине» (https://goo.su/pURiY). Археологические находки тоже доказывают древнее происхождение города. Они датируются сакским периодом.
История основания древних и средневековых городов, этническая пестрота населения, своеобразный хозяйственный уклад говорят о многообразии, культурном взаимодействии, межкультурной толерантности. Многочисленные памятники, дошедшие до наших дней, доказывают, что города были еще и перекрестком разных религий. Большая часть кочевых народов сохраняла культ Тенгри, небесному божеству, уходящему корнями к эпохе гуннов. Мы видим следы зороастризма, одной из древнейших религий, основанной в VII-'VI веках до н. э. Заратустрой. Буддизм, распространился в I веке н. э. во времена Кушанской империи и оставил множество храмовых и монастырских комплексов. Манихейство, возникшее на Ближнем Востоке в III веке, представляло собой синтез зороастризма, маздеизма, парсизма, христианских мифов, в свое время стало религией Уйгурского каганата. С VI века начало распространяться христианство, особенно несторианское направление. Учение Нестория было осуждено церковью как противоречащее и отрицающее христианскую веру. Его последователи бежали от преследований в Иран и Центральную Азию. Это была первая волна. Вторая волна христианства связана с армянами-григорианами. Бежавшие от преследований христиане здесь нашли место для своей жизни и деятельности. Это стало возможно благодаря сосуществованию многих религий на Великом шелковом пути, большой религиозной и культурной толерантности. С VII века в Центральной Азии и Кыргызстане начинает распространяться ислам.
Центральная Азия стала местом интеграции различных этнических общностей, разнообразных культур, культовых воззрений, контактирующих между собой, местом встречи всех трех мировых религий, где сформировался удивительный исторический феномен, заключающийся в появлении синтеза кочевой и оседлой культур. Это доказывают археологические исследования, устанавливающие наличие большого разнообразия курганов, могильных сооружений и каменных изваяний, относящихся к Т-Х векам. Была возможность миссионерской деятельности, которая иногда оказывала влияние на целые народы. Все эти факторы непосредственно повлияли на формирование очень толерантного общества в существовавших в тот период времени государствах, в состав которых входила наша территория.
В IX веке на просторах Центральной Азии был создан Кыргызский каганат (840-925), вошедший в историю как Кыргызское Великодержавие и занимает особое место в истории кыргызов [2]. Новое государство стало основанием для политической консолидации племен, вошедших в его состав, надолго прекратились длительные междоусобные войны. Можно отметить толерантную направленность в политике кыргызского ажо, который отказался на призывы китайского императора в корне уничтожить уйгуров и их города. В силу наличия разных географических зон в Южной Сибири — равнинной, горной и лесной, на территории государства сложилось три вида хозяйственной деятельности: земледелие, скотоводство и охота.
В Кыргызском каганате развивалась письменность, представленная Орхоно-енисейскими руническими надписями, отмечался высокий уровень грамотности населения, и что имеет немаловажное значение она была распространена и среди женщин, многие юноши
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
получали образование в Китае. Были установлены дипломатические и культурные связи с соседними государствами, в обращении находилась китайская бронзовая монета. Торговые связи установились с Приамурьем, Тибетом, Китаем, Согдом, даже с уйгурами, несмотря на многочисленные военные конфликты с ними. Караваны купцов енисейских кыргызов активно участвовали в функционировании Великого шелкового пути, доходили до реки Итиль (Волга), привозя в эти земли своих чистокровных лошадей. В танских летописях сообщается, что у кыргызов «лошади плотны и рослы. Лучшими считаются те, которые сильно дерутся» [5].
Минусинской котловине, помимо монет, обнаружены зеркала, остатки изделий из фарфора, чугунные отвалы, плуги и другие предметы китайского производства. На одной монете найдена кыргызская руническая надпись с обозначением ее достоинства «бир чиким акча» — одна расходная монета. Кыргызские ювелиры и оружейники прославились на всю Центральную Азию. Китай ценил пушнину, кыргызских лошадей, лес, изготовленные кыргызскими ремесленниками оружие. В 632 году в Кыргызский каганат прибыло посольство из Китая, а в 643 году организовано ответное в Китай. За почти столетнюю историю существования Кыргызской державы до нас не дошли сведения о значительных восстаниях народов. В государстве было равное отношение ко всем этническим общностям, можно говорить об элементах межкультурной толерантности.
Кыргызстан имеет многовековую историю, а его культурное наследие оставило богатый след и дает возможность увидеть этническое, конфессиональное многообразие. Начиная с древних веков и до наших дней здесь происходили многочисленные исторические события, процессы, существовали государства и империи, одни правители сменялись другими, однако население, общество всегда состояло из представителей различных этнических групп, приверженцев языческих, древних, национальных, мировых религий, ему.
Список литературы:
1. Боталов С. Г. Кочевнический город как особое культурное явление кочевой цивилизации Евразии // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2009. №28 (166). С. 13-19.
2. Бутанаев В. Я., Худяков Ю. С. История енисейских кыргызов. Абакан, 2000. С. 91
3. Лубо-Лесниченко E. И. Сведения китайских письменных источников о Суябе (городище Ак-Бешим) // Суяб. Ак-Бешим. Археологические экспедиции Государственного Эрмитажа. СПб: 2002. С. 115-127.
4. Осмонов О. Д. История Кыргызстана (С древнейших времен до наших дней). Бишкек, 2008. 108 с.
5. Худяков Ю. С. Кыргызы на просторах Азии. Бишкек, 1995. 45 с.
References:
1. Botalov, S. G. (2009). Kochevnicheskii gorod kak osoboe kul'turnoe yavlenie kochevoi tsivilizatsii Evrazii. Magistra Vitae: elektronnyi zhurnalpo istoricheskim naukam i arkheologii, (28 (166)), 13-19. (in Russian).
2. Butanaev, V. Ya., & Khudyakov, Yu. S. (2000). Istoriya eniseiskikh kyrgyzov. Abakan. (in Russian).
3. Lubo-Lesnichenko, E. I. (2002). Svedeniya kitaiskikh pis'mennykh istochnikov o Suyabe (gorodishche Ak-Beshim). In Suyab. Ak-Beshim. Arkheologicheskie ekspeditsii Gosudarstvennogo Ermitazha, St. Petersburg, 115-127. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 9. №7. 2023 https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
4. Osmonov, O. D. (2008). Istoriya Kyrgyzstan (S drevneishikh vremen do nashikh dnei). Bishkek. (in Russian).
5. Khudyakov, Yu. S. (1995). Kyrgyzy na prostorakh Azii. Bishkek. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 25.05.2023 г.
Принята к публикации 07.06.2023 г.
Ссылка для цитирования:
Азимова М. Л. Формирование межкультурной толерантности в курсе изучения истории Кыргызстана // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №7. С. 392-399. https://doi.org/10.33619/2414-2948/92/55
Cite as (APA):
Azimova, M. (2023). Formation of Intercultural Tolerance in the Course of Study of the History of Kyrgyzstan. Bulletin of Science and Practice, 9(7), 392-399. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/92/55
® I