УДК 378. 1.016:811
DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-1-140-147
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Е. Ю. Камышева, В. Л. Каракчиева
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск
Обосновывается необходимость исследования теоретических аспектов проблемы формирования межкультурной компетенции студентов вуза, исходя из актуальных ценностно-целевых ориентиров профессиональной подготовки в системе высшего образования. Раскрываются теоретико-методологические подходы к формированию межкультурной компетенции у обучающихся вуза: системный, компетентностно-деятельностный, кросс-культурный. На основе представленных подходов уточняется сущность, содержание межкультурной компетенции обучающихся, выделены ее структурные компоненты: мотивационно-потребностный, когнитивный, лич-ностно-деятельностный, аксиологический, рефлексивный. С учетом содержания и структуры межкультурной компетенции определены и описаны принципы организации и реализации процесса формирования межкультурной компетенции в условиях профессионально ориентированного обучения иностранному языку. Особое внимание уделено роли дидактического потенциала информационно-образовательной среды в образовательном процессе, показано, что информационно-образовательная среда оказывает положительное влияние на формирование всех структурных компонентов межкультурной компетенции.
Ключевые слова: межкультурная компетенция, обучение иностранному языку, образовательный процесс, информационно-образовательная среда вуза.
Глобализация и модернизация всех сфер общественной жизни выдвигают новые требования к решению профессиональных задач в области языкового образования как сложной системы, направленной на создание психолого-педагогических, социально-культурных условий формирования у обучающихся вуза межкультурной компетенции. В инновационных социокультурных условиях в контексте профессиональной подготовки возникает необходимость рассмотреть межкультурную компетенцию обучающихся как структурную составляющую общекультурной компетенции, которая позволяет обучающимся осуществлять межкультурное взаимодействие с представителями других культур, обогащать и совершенствовать свои профессиональные и социально-культурные знания и умения их применения в условиях информационной открытости. Проблема формирования межкультурной компетенции определяется потребностями педагогической науки в теоретическом обосновании статуса межкультурной компетенции как одной из важных лингводидактических категорий, так и потребностями педагогического сообщества в теоретическом обосновании и практической разработке педагогических условий реализации образовательных технологий, нацеленных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, готовых и способных к выполнению профессиональных обязанностей на иностранном языке в современных условиях поликультурного мирового общества. В этой связи преподавателю высшей школы необходимо уметь раз-
рабатывать эффективные современные образовательные ресурсы, позволяющие создавать интеллектуально-творческую атмосферу образовательного процесса. Одним из таких ресурсов является дидактический потенциал информационно-образовательной среды вуза.
Необходимость исследования проблемы формирования межкультурной компетенции как теоретико-прикладной педагогической проблемы в условиях информационно-образовательной среды связана с имеющимися в образовательной практике обучения иностранному языку противоречиями между требованиями мирового общества к уровню сформированности межкультурной компетенции и несоответствием этим требованиям выпускников вуза, готовых включиться в межкультурное общение с представителями другой культуры с целью решения профессиональных задач, осознанием необходимости формирования высокого уровня межкультурной компетенции у обучающихся в процессе профессиональной подготовки и неразработанностью теоретических аспектов реализации дидактического потенциала информационно-образовательной среды в целях формирования межкультурной компетенции обучающихся.
Исследование проблемы формирования межкультурной компетенции обучающихся в рамках вузовской подготовки опирается на методологические подходы, которые играют ведущую роль при описании ее содержательных характеристик: системный, компетентностно-деятельностный, кросс-культурный.
Актуализация системного подхода как одного из ключевых теоретических направлений научного познания предполагает исследование проблемы формирования межкультурной компетенции с точки зрения выявления ее внутренних и внешних системных свойств и связей, т. е. основных компонентов, причастных к достижению главной цели функционирования. Содержание данного подхода отражает совокупность принципов, которым необходимо следовать при разработке теоретических основ формирования межкультурной компетенции. Принцип функционально-структурного строения целого позволяет анализировать и определять функциональное назначение межкультурной компетенции обучающихся во взаимосвязи ее структурных компонентов. Принцип иерархичности предполагает расположение элементов целого в порядке от высшего к низшему. Принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы отражает взаимовлияние внешних и внутренних различных условий на процесс формирования межкультурной компетенции. Системный подход позволяет получить целостное представление о структуре межкультурной компетенции и перспективах ее совершенствования в рамках профессиональной подготовки обучающегося вуза.
Рассмотрение компетентностно-деятельностно-го подхода как одного из концептуальных положений обеспечения образовательного процесса и совершенствования его содержательной основы в современных условиях высшего образования связано с понятиями «компетенция» и «деятельность». Формирование компетенций происходит в «партнерской модели взаимодействия, позволяющей его участникам прийти к смыслопорождению, личностному росту и пониманию себя через понимание другого» [1, с. 115]. Исходя из этого, образовательный процесс приобретает новую смысловую ценность, превращаясь «в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей» [2], реализация данного подхода нацелена на актуализацию полученного багажа знаний, умений и навыков в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях реального иноязычного межкультурного взаимодействия.
Необходимость рассмотрения кросс-культурного подхода в формировании межкультурной компетенции у обучающихся вуза продиктована огромным потенциалом использования иностранного языка как средства общения в сфере профессиональной коммуникации с представителями других лингвокультурных сообществ. Каждая культура находит свое выражение в языке, представляющем собой «кладезь культурных ценностей, которые со-
храняются в лексике, в грамматике, в идиоматических выражениях, в пословицах, поговорках, в народном фольклоре, в научной и художественной литературе, в устной и письменной речи» [3, с. 53]. Овладение языком без учета национально-специфических особенностей его культурного компонента (традиций, обычаев, специфики характера, мышления представителей разных культур, их ценностных отношений, установок, стратегии и тактики вербального и невербального поведения в межкультурных ситуациях общения) может привести к действиям, способствующим возникновению конфликта между носителями разных культур в результате непонимания. Сущностная основа данного подхода диктует необходимость знакомства обучающегося в процессе изучения иностранного языка с реальной, культурной и языковой картиной мира народа - его носителя, анализа различий и сходств в разных культурах.
Опираясь на вышеописанные методологические подходы и их роль в формировании межкультурной компетенции обучающихся вуза, а также на анализ научных работ в области формирования межкультурной компетенции Н. Д. Гальсковой, Т. В. Елизаровой, Е. П. Желтовой, М. Г. Корочки-ной, Е. В. Мальковой, И. Л. Плужника, А. П. Садо-хина, А. В. Хуторского [4-11], в которых исследователи выделяют в качестве составляющих элементов межкультурной компетенции знания, умения, навыки, способность и готовность применять их в практической деятельности, мы пришли к заключению, что формирование межкультурной компетенции обучающихся вуза представляет собой процесс реализации совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, способствующих созданию аксиологических, когнитивных, эмоционально-волевых и поведенческих результатов в сфере профессиональной межкультурной коммуникации и предприняли попытку определить структурные компоненты межкультурной компетенции в контексте данного исследования. Межкультурная компетенция является комплексной лингводидактической категорией и включает в себя структурные компоненты, относящиеся к различным явлениям сферы межкультурной коммуникации. Рассмотрим структурные компоненты межкультурной компетенции.
Мотивационно-потребностный компонент предполагает в структуре мотивации наличие потребности в деятельности, возникающей под влиянием условий жизни обучающегося. Мотивы и потребности отражают сознательное отношение обучающегося к овладению лингвокультурными и профессиональными знаниями, связаны с опытом их применения в условиях будущей профессиональной деятельности, активным стремлением об-
учающегося к достижению успеха при решении коммуникативных задач профессионального характера на иностранном языке в процессе реального общения между носителями разных культур и языков.
Аксиологический компонент базируется на ценностях, которые являются внутренней содержательной стороной жизни обучающегося и его реальной действительности. Ценности составляют фундамент духовной жизни обучающегося, наполненной определенным нравственным смыслом. Данный компонент включает способность обучающегося понимать сущность и значимость владения межкультурной компетенцией для личностного и профессионального роста, осознавать свою роль и предназначение в социокультурной и профессиональной среде в условиях межкультурного взаимодействия, принимать правильные решения и нести ответственность за результаты выполняемой деятельности, быть готовым проявлять и распространять в обществе толерантное уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Когнитивный компонент связан со знанием родной и иноязычной культуры, механизмами отражения культуры в языке и речи, знанием национального характера, особенностей коммуникативного поведения в ситуациях иноязычного общения, традициях, стереотипах, предрассудках, нормах и правилах в сфере общекультурного и профессионального общения (общекультурные и социокультурные знания делового этикета), знанием тезауруса (семантики, связей слов, понятий фоновой и профессиональной лексики), особенностей грамматических структур и правильным способом их выражения согласно коммуникативной ситуации (лингвострановедческие и социолингвистические знания). Формирование этого компонента в аспекте гуманизации и гуманитаризации образования соотносится с реализацией практической цели обучения иностранному языку и выражается в расширении кругозора обучающегося вуза, повышении уровня его общей культуры и образования, а также культуры мышления, общения и речи. Представляя собой систему, знания образуют содержательную основу, благодаря которой осуществляется формирование умений и навыков для будущей профессиональной самореализации обучающегося на иностранном языке в условиях реального общения с представителями других культур.
Личностно-деятельностный компонент предполагает умение осуществлять эффективное взаимодействие с представителями других культур посредством реализации вариативных коммуникативных стратегий и тактик, владение арсеналом речевых и неречевых средств коммуникации в сфере делового и неофициального общения (умение
вступать в контакт и поддерживать его, обмениваться мнениями, объясняться в случае нехватки языковых средств при передаче и получении информации с представителями другого лингвосоци-ума, умение адаптироваться к нестандартным ситуациям в условиях другой культуры, соблюдать правила поведения и культурные нормы в обществе), способность регулировать эмоции и создавать положительный фон общения, избегая отрицательных предрассудков, стереотипов, нетерпимости, враждебности, готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию, росту и развитию своего интеллектуально-творческого потенциала. Формирование данного компонента связано с реализацией практического и воспитательного потенциала иностранного языка, проявляющегося в способности будущего специалиста практически использовать иностранный язык в реальной иноязычной коммуникации, готовности устанавливать межкультурные научные и профессиональные связи, уважительно относиться к духовным ценностям других стран и народов.
Рефлексивный компонент предполагает интеграцию когнитивного и личностного опыта обучающегося, связан со способами мыслительной деятельности, которые ставят обучающегося в рефлексивную позицию по отношению к изучаемому материалу, к другим участникам образовательного процесса и самому себе. Основными способами, обеспечивающими вхождение обучающихся в рефлексию, являются задания, создающие коммуникативные ситуации для самооценки, самоанализа, переосмысления себя, своей позиции, своей деятельности. К таким заданиям относятся задания на анализ и синтез, обеспечивающие правильный отбор и закрепление в памяти значимой информации, задания на интерпретацию, позволяющие обучающему лучше воспринимать и понимать поведение иноязычных собеседников и собственное, задания на сравнение-противопоставление, подтверждение-критику, дающие обучающемуся возможность при рассмотрении противоречивых и проблемных ситуаций «воспринимать новую информацию, синтезируя новое знание, а также умение передавать собственные знания, приобретая опыт общения и мыследеятельности» [12, с. 101]. Рефлексия содействует осознанному анализу и оценке результатов собственной деятельности, накопленного багажа знаний, умений, навыков решения задач теоретического и практического характера, выяснению того, как другие видят, понимают, оценивают личностные особенности, эмоциональные реакции, когнитивные и творческие умения обучающегося.
Таким образом, анализ структурных компонентов межкультурной компетенции позволяет опре-
делить ее сущность, которая заключается в способности личности осуществлять непосредственное взаимодействие с партнерами других культур в рамках отличающихся национальных стереотипов мышления и коммуникативного поведения в соответствии с нормами культуры изучаемого языка с целью установления взаимоотношений сотрудничества между коммуникантами.
Установленная сущность и разработанная структура межкультурной компетенции дают основание выделить основные принципы, регулирующие процесс ее формирования в условиях современного высшего образования. Наиболее важными из которых в контексте настоящего исследования являются:
- принцип гуманистической направленности дидактического материала и технологий обучения, направленный на всестороннее развитие обучающегося, способного уважать богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран;
- принцип диалогичности, требующий дидактического моделирования процесса обучения иностранному языку на основе диалогового взаимодействия в продуктивных и рецептивных видах коммуникативно-творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений;
- принцип опоры на профильный тезаурус делового общения, включающий знания и опыт использования иностранного языка в сфере социального и профессионального межкультурного взаимодействия с представителями других культур;
- принцип открытости к познанию чужой культуры и восприятию социально-культурных и психологических особенностей поведения коммуникантов, способствующий расширению лингвокуль-турного кругозора обучающегося, снятию барьеров во взаимодействии, осуществляемом в рамках несовпадающих стереотипов коммуникативного поведения;
- принцип критической оценки различий в ситуациях межкультурного общения, предполагающий анализ, оценку культурной специфики мировоззрения, поведения, результатов деятельности иноязычных партнеров по общению, позволяющий глубоко проникнуть в их особенности и осуществлять коммуникацию, предотвращая и разрешая возможные конфликты;
- принцип интеграции в иноязычную культуру, подразумевающий способность подстраиваться под ситуацию общения с представителями другой культуры, адекватно воспринимать партнера по коммуникации и реагировать на его поведение, контролируя свои чувства и эмоции, гибко варьировать языковыми средствами, употребляя ободряющие фразы, переспросы, создавая эмоционально-непринужденную сбалансированную атмосферу
установления взаимоотношений сотрудничества в сфере профессиональной коммуникации.
Все перечисленные принципы взаимосвязаны и направлены на организацию и реализацию процесса формирования межкультурной компетенции обучающихся вуза.
Формирование структурных компонентов межкультурной компетенции в соответствии с вышеуказанными подходами и принципами является продуктивным в условиях реализации информационно-образовательной среды в профессиональной подготовке будущих специалистов. В нашем понимании информационно-образовательная среда представляет собой целостную педагогическую систему, интегрирующую совокупность организационно-целевого, ресурсно-содержательного, тех-нолого-процессуального, субъектно-социального блоков, реализация которых в образовательном процессе способствует формированию необходимого и достаточного набора общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, позволяющих будущему специалисту позиционировать себя как интеллектуально развитую творчески деятельную личность.
Анализ разнообразия подходов к определению возможностей информационно-образовательной среды, принципов построения и функционирования информационно-образовательной среды, представленных в работах отечественных и зарубежных исследователей [13-17], позволяет констатировать, что информационно-образовательная среда вуза как целостная педагогическая система обладает такими качественными характеристиками, как структурированность организации, реализации, мониторинга и контроля образовательного процесса, открытость к ресурсам социокультурного информационного пространства, адаптивность к особенностям предметного контента, потребностям участников образовательного процесса, вариативность при отборе содержания, технологий обучения в зависимости от заданной образовательной цели, интегративность организации и реализации образовательного процесса по предмету на основе междисциплинарных связей, интерактивность деятельности всех участников образовательного процесса посредством оперативного мониторинга и рефлексии их результатов деятельности через электронно-информационные ресурсы.
Учитывая интегративный характер характеристик информационно-образовательной среды, определим влияние составляющих информационно-образовательную среду блоков на формирование совокупности структурных компонентов межкультурной компетенции обучающихся вуза.
Организационно-целевой блок связан с планированием и внедрением в образовательную практи-
ку инновационных технологий, разработкой и актуализацией содержательного наполнения обучения иностранному языку, мониторингом, оценкой, принятием решений на основе использования единого информационно-ресурсного депозитария, нацелен на осознание обучающимися целей образовательной деятельности, повышение мотивации расширения профессиональных знаний о социокультурных аспектах морально-этических норм общения, системе ценностей в странах изучаемого языка, национальной идентичности, стилях поведения, свойственных иноязычной профессиональной сфере, сходстве и различиях профессиональных тезаурусов в родной и иноязычной культурах, языковых средствах выражения коммуникативных стратегий и тактик в целях эффективного, бесконфликтного поведения в условиях иноязычного межкультурного общения.
Ресурсно-содержательный блок как основа функционирования информационно-образовательной среды представляет собой комплекс современных интегрированных материально-технических, нормативно-правовых, научно-дидактических, кадровых ресурсов, ориентированных на повышение информационной культуры обучающегося через отбор, распределение, обработку, хранение, передачу и использование полученной информации для удовлетворения потребностей обучающихся в общении с партнерами из других лингвокультурных сообществ.
Технолого-процессуальный блок находит выражение в реализации инновационных образовательных технологий, позволяющих активизировать самостоятельную учебную, научно-исследовательскую, проектную работу обучающегося, определять индивидуальную образовательную траекторию формирования межкультурной компетенции, направлен на развитие умений и навыков использования информационно-коммуникационных технологий для решения различного рода образовательных задач, таких как совершенствование навыков свободного использования тезауруса профессиональных понятий, концептов, умений выстраивания грамотной эмоциональной, стилистически маркированной речи, варьирования коммуникативными стратегиями и тактиками и применения уместных языковых средств, мимики, жестикуляции, кинетики в таких культурно-специфических профессионально-коммуникативных ситуациях, как консультирование, собеседование, интервью, переговоры, запросы, урегулирование конфликтов, инструктирование, информирование, развитие рефлексивных умений на основе сравнения и анализа эмоционально-чувственного состояния участников коммуникативной ситуации, потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций деятельности, оценки поведения, деятельности, крити-
ческого отношения к себе, установление обратной связи с участниками образовательного процесса.
Социально-субъектный блок обеспечивает интеграцию процессов социализации, социальной адаптации и самореализации субъектов в рамках социально-культурной среды, связанной общими условиями деятельности, традициями, признанными социальными и культурными ценностями, нормами, правилами поведения, языком, позволяет развивать профессионально значимые личностные качества: непредвзятость, толерантность, уважение к ценностям другой культуры, образцам поведения, эмоциональную отзывчивость, потребность и способность осуществлять творческую деятельность в коллективе, находить нестандартные решения проблем в различных иноязычных социокультурных и профессиональных ситуациях.
Как показывает описательная характеристика, дидактический потенциал каждого из блоков информационно-образовательной среды вуза оказывает положительное влияние на формирование структурных компонентов межкультурной компетенции. Так, организационно-целевой блок находит выражение в формировании мотивационно-по-требностного компонента, ресурсно-содержательный блок формирует когнитивный компонент, тех-нолого-процессуальный реализуется в формировании личностно-деятельностного, рефлексивного компонентов, субъектно-социальный связан с аксиологическим и личностно-деятельностным компонентами. Сформированность межкультурной компетенции определяется готовностью обучающегося вуза работать в многонациональном сообществе, проявлять толерантное отношение к межкультурным различиям, распространять в обществе уважительное отношение к культурным, конфессиональным и расовым традициям различных народов, способностью осуществлять успешную межкультурную коммуникацию на социокультурном и профессиональном уровнях.
Таким образом, анализ проблем профессиональной подготовки в системе высшего образования позволил констатировать, что современный этап развития мирового общества характеризуется изменениями в области межкультурного взаимодействия, что обуславливает смену ориентиров в организации образовательного процесса по формированию общекультурных и профессиональных компетенций, одной из которых является межкультурная компетенция. Наибольшая эффективность в формировании межкультурной компетенции достигается посредством реализации в образовательном процессе совокупности блоков, входящих в состав информационно-образовательной среды, призвана обеспечить инновационный характер профессиональной подготовки, целенаправленно
влиять на процесс профессионально-личностного им общечеловеческих ценностей, национальных саморазвития обучающегося в процессе освоения культурных традиций.
Список литературы
I. Королева Д . Б ., Поздеева С . И . Формирование межкультурной коммуникативной компетенции на основе педагогики совместной деятельности // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2017 . Вып . 1 (179) . С . 114-117 .
2 . Ялалов Ф . Г . Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос» . 2007 .
URL: http://www.eidos . ru/journal/2007/0115-2. htm (дата обращения: 29 .09 .2017) .
3 . Иванова М . Э . Межкультурный подход в обучении иностранным языкам // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика . 2015 . Вып . 14, № 4 .
С . 52-56 . URL: http://vestnik-mgou . ru/Articles/Doc/8938 (дата обращения: 29 .09 .2017) .
4 . Гальскова Н . Д . Цель обучения иностранным языкам в новейший период развития методики как науки // Иностранные языки в школе .
2012 . № 5 .С .2-11.
5 . Елизарова Т . В . Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: дис .... д-ра пед .
наук. СПб . , 2001.371 с .
6 . Желтова Е . П . Развитие межкультурной компетенции студентов технического университета в процессе изучения иностранного языка:
дис канд пед наук Магнитогорск, 2005 228 с
7 . Корочкина М . Г . Формирование межкультурной компетенции в техническом университете (английский язык): дис. . . . канд . пед . наук.
Таганрог, 2000 . 178 с .
8 Малькова Е В Формирование межкультурной компетенции в процессе работы над текстами для чтения: дис . канд пед наук М , 2000 263 с
9 . Плужник И . Л . Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки: дис .... д-ра пед . наук .
Тюмень, 2003 335 с
10 . Садохин А. П . Межкультурная коммуникация: учебное пособие . М .: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009 . 287 с .
II. Хуторской А. В . Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос» . 2005. URL: http://www. eidos . ru/journal/2005/1212 . htm (дата обращения: 29 .09 .2017) .
12 Усачева О В Рефлексивный компонент в подготовке будущего учителя иностранных языков в системе высшего профессионального образования // Сибирский пед . журн . 2010 . № 11. C . 96-103.
13 . Захарова И . Г . Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: дис .... д-ра пед . наук. Тюмень,
2003 399 с
14 . Кудинов В . А. Построение информационной образовательной среды вуза на основе технологий управления знаниями: дис.... д-ра пед .
наук. М ., 2010 .519 с.
15 . Слепухин А . В . Использование принципов построения информационно-образовательной среды электронного обучения вуза для
обоснования совокупности ее структурных компонентов // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2016 . Вып . 4 (169) . С . 92-100 .
16 . Kahn P., Everington L ., Kelm K . , Reid I . , Watkins F. Understanding student engagement in online learning environments: the role of reflexivity //
Educational Technology Research and Development. 2017 . Vol . 65, № 1. Р . 203-218. URL: https://link. springer, com/article/10 . 1007/s11423-016-9484-z (дата обращения: 30 .09 . 2017) .
17 . Glaser М . , Lengyel D . , Toulouse G . , Schwan S . Designing computer-based learning contents: influence of digital zoom on attention // Educa-
tional Technology Research and Development. 2017 . Vol . 65, № 5 . Р. 1135-1151. URL: https://link. springer, com/article/10 . 1007/s11423-016-9495-9 (дата обращения: 30 .09 .2017) .
Камышева Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет (пр. К. Маркса, 20, Новосибирск, Россия, 630073). E-mail: ejkamysheva@yandex.ru
Каракчиева Виктория Лембитовна, кандидат филологических наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет (пр. К. Маркса, 20, Новосибирск, Россия, 630073). E-mail: karakchieva.v@gmail.com
Материал поступил в редакцию 10.03.2017.
DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-1-140-147
DEVELOPING CROSS-CUTURAL COMPETENCE OF STUDENTS IN E-LEARNING ENVIRONMENT OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION
E. Yu. Kamysheva, V. L. Karakchieva
Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russian Federation
The relevance of the study is determined by the clear interest of the pedagogues in implementing the main requirements to training the students of higher education institutions. The need for studying the problem of developing
cross-cultural competence in the context of higher education is covered. The theoretical aspects of developing cross-cultural competence in view of currently important values and aims of training in higher education system are discussed. The main methodological approaches to developing cross-cultural communication within the framework of professionally-oriented foreign language teaching - system based, activity and competence based, cross-cultural approaches are revealed. Based on the presented approaches the essence and the key concept of "cross-cultural competence" of the students are clarified. The structural components of cross-cultural competence are determined and described in detail. The structure of the cross-cultural competence is comprised of motivational, cognitive, personal and activity, axiological, reflective components. The concept of cross-cultural competence has made it possible to point out and reveal the basic principles of organizing and implementing the process of developing the cross-cultural competence in the framework of professional oriented foreign language teaching such as the principles of humanistic teaching, dialogic communication, learning professionally oriented thesaurus, openness to foreign cultures and ideas, integration into a different culture, critical appraisal of situation in cross-cultural communication. Special attention is paid to the importance of the pedagogical potential of the e-Learning environment in the teaching and learning process, it has been explained that the e-Learning environment has a positive impact on the developing the structural components of cross-cultural competence in training the students in higher education institutions.
Key words: cross-cultural competence, foreign language teaching, learning and teaching process, e-Learning environment.
References
I. Koroleva D . B ., Pozdeeva S . I . Formirovaniye mezhkul'turnoy kommunikativnoy kompetentsii na osnove pedagogiki sovmestnoy deyatel'nosti [Develjping intercultural communicative competence through collaborative activity pedagogy] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, vol . 1 (179), pp . 114-117 (in Russian) .
2 . Yalalov F. G . Deyatel'nostno-kompetentnostnyy podkhod k praktiko-orientirovannomu obrazovaniyu [Competency and activity approach to
practice-oriented learning] . Internet-zhurnal «Eydos», 2007 (in Russian) . URL: http://www. eidos . ru/journal/2007/0115-2. htm (accessed 29 09 2017)
3 . Ivanova M . E . Mezhkul'turnyy podkhod v obuchenii inostrannym yazykam [The intercultural approach to foreign language teaching] . Vestnik
MGOU. Seriya: Pedagogika - MRSU Bulletin. Series Pedagogics, 2015, vol . 14, no . 4 . pp . 52-56 (in Russian) . URL: http://vestnik-mgou .ru/ Articles/Doc/8938 (accessed 29 .09 .2017) .
4 . Gal'skova N . D . Tsel' obucheniya inostrannym yazykam v noveyshiy period razvitiya metodiki kak nauki [The aim of foreign language teaching in
developing methodology as a science] . Inostrannye yazyki v shkole - Foreign languages at school, 2012, no . 5, pp . 2-11 (in Russian) .
5 . Elizarova T. V. Formirovaniye mezhkul'turnoy kompetentsii studentov vprotsesse obucheniya inoyazychnomu obshcheniyu. Dis. dokt. ped. nauk
[Formation of the cross-cultural competence in the process of foreign communication . Diss . doct . of ped . sci . ] . Saint Petersburg, 2001.371 p . (in Russian)
6 . Zheltova E . P. Razvitiye mezhkul'turnoy kompetentsii studentov tekhnicheskogo universiteta v protsesse izucheniya inostrannogo yazyka. Dis.
kand. ped. nauk [Developing the cross-cultural competence of the students in the process of foreign language learning in the technical university. Diss . cand . of ped . sci . ] . Magnitogorsk, 2005. 228 p . (in Russian) .
7 . Korochkina M . G . Formirovaniye mezhkul'turnoy kompetentsii v tekhnicheskom universitete (angliyskiy yazyk). Dis. kand. ped. nauk [Formation
of the cross-cultural competence in the technical university (English) . Diss, cand . of ped . sci .] . Taganrog, 2000 . 178 p . (in Russian) .
8 . Mal'kova E . V. Formirovaniye mezhkul'turnoy kompetentsii vprotsesse raboty nad tekstami dlya chteniya. Dis. kand. ped. nauk [Formation of the
cross-cultural competence in the process of reading the texts . Diss . cand . of ped . sci . ] . Moscow, 2000 . 263 p . (in Russian) .
9 . Pluzhnik I . L . Formirovaniye mezhkul'turnoy kompetentsii studentov v protsesse professional'noy podgotovki. Dis. dokt. ped. nauk nauk [Formation
of the cross-cultural competence of the students in the process of professional training . Diss . doct. of ped . sci . ] . Tyumen, 2003. 335 p . (in Russian) .
10 . Sadokhin A. P. Mezhkul'turnaya kommunikatsiya: uchebnoyeposobiye [Cross-cultural communication: student's book] . Moscow, Alfa-M; INFRA-
M Publ. , 2009 . 287 p . (in Russian) .
II. Khutorskoy A. V. Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevykh i predmetnykh kompetentsiy [Technology of designing the core and subject competences] . Internet- zhurnal «Eydos», 2005 . (in Russian) . URL: http://www. eidos. ru/journal/2005/1212 . htm (accessed 29 .09 .2017) .
12 . Usacheva O . V. Refleksivnyy komponent v podgotovke budushchego uchitelya inostrannykh yazykov v sisteme vysshego professional'nogo
obrazovaniya [Reflective component in training prospective foreign language teacher in the system of higher professional education] . Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal - Siberian Pedagogical Journal, 2010, no . 11, pp . 96-103 (in Russian) .
13 . Zakharova I . G . Formirovaniye informatsionnoy obrazovatel'noy sredy vysshego uchebnogo zavedeniya. Dis. dokt. ped. nauk [Formation of the
information educational environment of a higher education institution . Diss . doct. of ped . sci . ] . Tyumen, 2003. 399 p . (in Russian).
14 Kudinov V A Postroeniye informatsionnoy obrazovatel'noy sredy vuza na osnove tekhnologiy upravleniya znaniyami. Dis. dokt. ped. nauk [Creation of the information educational environment of a higher education institution on the basis of knowledge management technologies . Diss . doct. ped . sci . ] . Moscow, 2009 . 519 p . (in Russian) .
15 . Slepukhin A . V. Ispol'zovaniye printsipov postroeniya informatsionno-obrazovatel'noy sredy elektronnogo obucheniya dlya obosnovaniya
sovokupnosti eye strukturnykh komponentov [Use of principles of creation of informational environment of electronic training of higher education
for justification of set of its structural components] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol . 4 (169), pp . 92-100 (in Russian) .
16 . Kahn P., Everington L ., Kelm K . , Reid I . , Watkins F. Understanding student engagement in online learning environments: the role of reflexivity.
Educational Technology Research and Development, 2017, vol . 65, no . 1, pp . 203-218. URL: https://link .springer.com/article/10 1007/s11423-016-9484-z (accessed 30 .09 . 2017) .
17 . Glaser М ., Lengyel D . , Toulouse G . , Schwan S . Designing computer-based learning contents: influence of digital zoom on attention . Educational
Technology Research and Development, 2017, vol . 65, no . 5, pp . 1135-1151. URL: https://link .springer, com/article/10 . 1007/s11423-016-9495-9 (accessed 30 .09 .2017) .
Kamysheva E. Yu., Novosibirsk State Technical University (pr. K. Marksa, 20, Novosibirsk, Russian Federation, 630073). E-mail: ejkamysheva@yandex.ru
Karakchieva V. L., Novosibirsk State Technical University (pr. K. Marksa, 20, Novosibirsk, Russian Federation, 630073). E-mail: karakchieva.v@gmail.com