областях проектной деятельности - средовом, графическом дизайне. В результате проделанной работы речь уже идет не только об обучении, но и о социально-нравственном воспитании и самовоспитании студентов - будущих дизайнеров.
Тем самым метод проектов позволяет добиться решения следующих дидактических задач:
- студенты вырабатывают навыки самостоятельного поиска и освоения учебного материала,
- в процессе демонстрации проекта студенты - будущие дизайнеры приобретают уникальный опыт публичных выступлений, формируют умения вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения,
- студенты так же учатся представлять на электронных носителях художественно-графическую информацию.
- формируются необходимые общекультурные и профессиональные компетенции.
По мере развития изобразительных (графических и живописных) способностей студента педагог может заострять внимание на тех или иных сторонах творческих способностей будущего дизайнера и тем самым поддерживать на должном уровне атмосферу «творческого напряжения» и интенсивности учебного процесса [2].
Библиографический список
Как отмечают педагоги- практики, с чьим мнением мы солидарны, выстраивание продуктивной проектной деятельности студентов возможно так же с помощью следующих методов и приёмов:
- проблемного (моделирование проблемных ситуаций, имитирующих реальную проектную деятельность дизайнера;
- методов, используемых в архитектурном проектировании, а именно: непредсказуемости, неожиданности предлагаемых решений;
- использование методов комбинаторики;
- использование приемов гротеска,
- выстраивание смысловых ассоциативных связей в системе символов;
- использование экранной слайд-презентации, звукового сопровождения;
- создание многоканальной среды с использованием компьютерных технологий.
Тем самым профессиональную подготовку будущих дизайнеров в вузе следует осуществлять в сочетании традиционных и инновационных подходов. Благодаря проектному подходу эффективно формируется творческая составляющая профессионального мастерства будущего дизайнера.
1. Соловьев А.Н., Степаняк И.К. Метод проектов в педагогике высшей школы. История и перспективы. ВестникМГУКИ. 2009; № 4 (30): 143 - 148.
2. Богатырёва М.Х. Развитие творческого воображения будущих дизайнеров средствами графического дизайна. Мир науки, культуры, образования. 2016; 3 (58): 146 - 148.
3. Князева Е.В. Метод проектов в организации художественно-графической подготовки при обучении дизайнеров. Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. 2017; Т. 1: 414 - 421.
4. Калашникова Т.Г., Барвенко В.И. Метод проектов в обучении дизайнеров как технология личностно-ориентированного образования. Наука и образование. 2015; № 37-1: 68 - 72.
5. Власова И.М. Методика организации проектной деятельности бакалавров-дизайнеров при изучении графических редакторов. Педагогика искусства. 2012; 1: 199 - 206.
References
1. Solov'ev A.N., Stepanyak I.K. Metod proektov v pedagogike vysshej shkoly. Istoriya i perspektivy. VestnikMGUKI. 2009; № 4 (30): 143 - 148.
2. Bogatyreva M.H. Razvitie tvorcheskogo voobrazheniya buduschih dizajnerov sredstvami graficheskogo dizajna. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 3 (58): 146 - 148.
3. Knyazeva E.V. Metod proektov v organizacii hudozhestvenno-graficheskoj podgotovki pri obuchenii dizajnerov. Problemy kachestva graficheskoj podgotovki studentov v tehnicheskom vuze: tradicii i innovacii. 2017; T. 1: 414 - 421.
4. Kalashnikova T.G., Barvenko V.I. Metod proektov v obuchenii dizajnerov kak tehnologiya lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Nauka i obrazovanie. 2015; № 37-1: 68 - 72.
5. Vlasova I.M. Metodika organizacii proektnoj deyatel'nosti bakalavrov-dizajnerov pri izuchenii graficheskih redaktorov. Pedagogika iskusstva. 2012; 1: 199 - 206.
Статья поступила в редакцию 30.06.18
УДК 378.1
Vinogradova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian
University of Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
Malchukova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian
University of Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF AN AGRARIAN UNIVERSITY. The internationalization of education is one of the most characteristic features of the development of education in the modern world. The educational space of Russia and the world community is developing with great speed. Therefore, the goal of the international community engaged in internationalization in the process of teaching students is to create a global trajectory of human education regardless of the place of residence and level of education, which, in turn, should be based on objective trends in the development of national relations in the modern world, one of the products of which is the training of foreign students. Therefore, the article presents a comprehensive study of the formation of intercultural competence, which is aimed at the formation of a person that meets the requirements of the new time, has an understanding, tolerance and respect for other cultures, the ability to live in peace and harmony with representatives of different ethnic backgrounds and religions.
Key words: intercultural competence, nationality, traditions, customs, spiritual, cultural values, curatorial hours, intercultural meetings.
М.В. Виноградова, канд. пед. нак, доц. каф. математики и информатики, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья,
г. Тюмень, Е-mail: [email protected]
Н.Н. Мальчукова, канд. пед. нак, доц. каф. математики и информатики, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья,
г. Тюмень, Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Интернационализация образования является одной из наиболее характерных особенностей развития образования в современном мире. Образовательное пространство России и мирового сообщества развивается с большой скоростью. Поэтому целью международного сообщества, занимающегося интернационализацией в процессе обучения студентов, является
создание глобальной траектории образования человека независимо от места проживания и уровня образования, что, в свою очередь, должно опираться на объективные тенденции развития национальных отношений в современном мире, одним из продуктов которого является обучение иностранных студентов. Именно поэтому данная статья посвящена комплексному изучению формирования межкультурной компетентности, которая направлена на формирование личности, отвечающей требованиям нового времени, обладающей пониманием, терпимостью и уважением других культур, умением жить в мире и согласии с представителями разных национальных принадлежностей и вероисповеданий, способностью к активной жизнедеятельности в условиях межкультурного общества.
Ключевые слова: межкультурная компетенция, народность, традиции, обычаи, духовные, культурные ценности, кураторские часы, межкультурные встречи.
Современное высшее образование, по мнению М.В. Виноградовой, «характеризуется высокой плотностью инновационных процессов, в основе концепций которых заложена национальная идея, и именно в этом контексте особую актуальность приобретает межкультурное образование» [1]. Одной из наиболее характерных черт современного образования на данном пути развития является внедрение «международного измерения» в такие функции любого профиля образовательного учреждения высшей школы, как преподавание, исследования и воспитательная работа. Это связано с поиском адекватного ответа на происходящие изменения демографических и языковых параметров современного государства. Российские вузы на современном этапе имеют зарубежных партнеров высокого уровня, поэтому требование межкультурной компетентности студентов возрастают, и значит повышается степень ответственности воспитания и образования будущих специалистов.
Основной целью образования в вузе является обучение конкурентоспособного специалиста в конкретной области, а также человека с высокими общечеловеческими ценностями, который способен и готов к плодотворному сосуществованию в обществе культурной международной системы, основанной на гуманистических и демократических ценностях. Единого образовательного пространства, в которое входит и российское образование, выдвигает наиболее важные требования, которые увеличивают совместимость, сопоставимость и сравнимость систем высшего образования, сохраняя при этом культурные богатства и наследие различных традиций национальных систем образования.
Введённый с 1 января 2015 года «Профессиональный стандарт педагога» в качестве основных квалификационных требований для педагога определяет знание «основ поликультурного образования», умение «строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий обучающего».
На территории России проживают более 10 народностей, поэтому среди проблем, которые педагог не осознает, мы можем говорить о наличии этнических и религиозных предубеждений, стереотипов о представителях других культур, повышении уровня тревожности в ситуациях межкультурного взаимодействия.
Изменения российской действительности диктуют необходимость углубления и совершенствования реформ в сфере образования, тем более что в историко-культурной ментальности России уровень образования всегда был, есть и будет главным стратегическим ресурсом нации, определяющим ееместо дпро-цессах мирового развития [2]. Ключом к успешной профилактике этнической, культурной и религиозной нетерпимости в процессе обучения студентов служит формирование межддльтурной клм-петентности. Решение проблем, связанных с межнационнли-ными отношениями и внедрения эффективных мехауизмдв межкультурного образования, формирование члена аТщестка, способного к активной и эффективной жизни в многонациональном коллективе, является межкультурная компетентность.
Межкультурная компетентность, по мнению Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, есть способность, позволяющая личности реализовать себя в рамках диалога культур, т. е. в условиях межкультурной коммуникации. Её становление осуществляется во взаимосвязи освоения иноязычного кода и развития культурного опыта человека, в составе которого можно вычленить отношение человека к себе, к миру, а также опыт творческой деятельности [3].
Проблеме формирования межкультурной компетентности в настоящее время уделено большое внимание, как фактору, обеспечивающему духовно-нравственное воспитание личности, формирование этнокультурной идентификации, которая состоит, прежде всего, в развитии положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа. Воспитание призвано укреплять у подрастающего поколения веру в святость и незыблемость норм общественной морали, формировать ядро нравственности в детских душах [4].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время уделяется большое внимание вопросу формирования межкультурной компетентности и уровню толерантного сознания. Так, Н.В. Поморцева считает, традиционную систему обучения недостаточно эффективной при формировании межкультурной компетенции обучающихся. О.А. Лукина делает вывод, что у педагогов возникает некоторые проблемы в процессе общения с обучающимися, при формировании межкультурной компетенции. Е.С. Карякина же считает, что у обучающихся уровень толерантного сознания на низком уровне [5].
Поэтому, создание условий для приобретения обучающимися опыта межкультурного общения, обучение студентов умениям и навыкам общения с представителями иных культур, является первостепенной задачей современного образования при формировании межкультурной компетентности обучающегося.
В начале 2018 года состоялся опрос студентов ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, который выявил, что в данном образовательном учреждении обучаются представители таких групп национальностей, как русские (83,3%) татары (8,1%), казахи (1%), украинцы (1,3%), азербайджанцы (0,7%), чуваши (0,7%), немцы (о,9%), ингуши (0,3%), армяне (0,17%).
Проблема формирования межкультурный компетентности будущего конкурентоспособного специалиста аграрного профиля в ГАУ Северного Зауралья, является для нас актуальной.
Цель нашего исследования изучить формирование межкультурной компетентности которая направлена на формирование личности, отвечающей требованиям нового времени, обладающей пониманием, терпимостью и уважением других культур, умением жить в мире и согласии с представителями разных национальных принадлежностей и вероисповеданий, способностью к активной жизнедеятельности в условиях межкультурного общества.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить такие проблемы, которые проявляются в межкультурном взаимодействии:
- недостаточные знания о конкретных культурах (ценности, обычаи, традиции, национальные праздники);
- проблемы в смешанных браках;
- напряжённость в отношениях между представителями различных национальностей.
Мсстедование проитнилавдвб ттапа. Пе-быйэтнв прово-дилин етстуденайми питниго курсвГ"ТУмевер-бгтЗауральдна внднудитвткых занйлрпб.итотю кеиндык быио тлтвитв кллрше-ние к смешанным бракам, выявить причины вызывающие про-бл имынттвтжнв зозниаотнншен иях ,и рочку зрения обучающих-сяаа тродицииыбВ-ех нловдов.Цеоьиуауого этапа - пивыситт уровань мнж^лкб^еой компаттотоосиа аоуденнбв б пимощыт коратиыскех часов, посещения межкультурных мероприятий. Всего в исследовании приняло участие 159 респондентов в возрасте от 17 до 19 лет.
На вопрос - Как Вы относитесь к смешанным бракам? - ответы респондентов показаны в диаграмме (рис. 1).
■ Тнлекн ыватл длвтлжавпжвлумп нттнгн таинда (эжтнлу) п нданй ивлыгип
■ Нв динбыз ловдаттох ^айнв, тн ллкдв, кнгда лудил™ _ длвтлжавпжвлп нттнгн таинда (эжтнлу) п нттни лвлпгпп Смешанные браки хороши только оватл талнтамп Српиапоп в нжтндвтпп аллежуищ п лвлпгпп
■ Главтнв, кжнСщ в лвоев злв Соин хниндн
Рис. 1. Результаты опроса отношения к смешанным бракам
По полученным данным можно сделать вывод, что большинство респондентов не против смешанных браков, главное, чтобы супруги принимали культуру каждого и почитали традиции друг друга.
Однако, при этом следует отметить, что 38 % участников опроса, проживающих на территории Тюменской области, считают, что для представителей не русскоязычного населения, существует опасность утратить свою национальную самобытность, причем 18% респондентов указали на наличие опасности, а 25% полагают, что опасность существует, но ее не следует пре-увелич иватьвозможностьюутратитьсво ю национальнуюсамо-бытность. При этом почти 19% опрошенных об этом никогда не ьадНУЧ1ваьооь.
У представителей любой национальности, сегодня суще-стьуюталььетнатсвн ые возможности выбора пути дальнейшего развития:
1)автон ом уть -абсолюзуая оьолясияон соурьмьуеого мира, сохранение традиционного образа жизни, способов управ-лучим, азыраи ктльтдрыы
2) европейская - постепенная ассимиляция в единую на-цую, ноыльже вуомя ьылютяпчтеуя ьыднлыо языка, индульгенция традиционной культуры до состояния му-ззНотй этологити;
3) интегрированный - способный вести традиционный образ ыиони.нопзиэьыюыакнивно пьыеууеотя благами цивьлчзацми[6, с. 30 - 31].
Н-внпром у Накойенть дась^н^^^и^нго ьызуртыо туымказ своих обычаев предпочтут студенты, проживающие в городе Тюмени? - большинство респондентов выбирают вариант интегрированного развития (43%), хотя 7,1% молодых людей следуют мраусциоуыамутбразтжимиз.Никтонеьчссмнтриуотт евро пео-ский путь развития.
Пpичины,сыныиaющуо уртблемынапзнжённльни вьуна-шениях между представителями разных национальностей представлены в круговой диаграмме (рис. 2):
Рис. 2. Проблемы напряженности в отношениях между представителями различных национальностей
Но, отвечая на вопрос - Как, на Ваш взгляд, относятся к Вашему народу, традициям, обычаям,религиозным верованиям представители других национальностей? - почти 90% опрошенных ответили доброжелательно, с интересом, и лишь 2%
Библиографическийсписок
опрошенных считают, что к их народу относятся с презрением и неприязненно.
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения, но и от организации внеаудиторной деятельности по вопросам формирование межкультурный компетентности.
Одной из форм воспитания во внеаудиторной деятельности является кураторские часы.
«Мероприятие - это специально организованный педагогический акт, занятие или событие с целью непосредственного вос-потателыюго вчздействия на обучающихся» [7, с. 63].
Внеаудиторное мероприятие - это особый вид деятельно-суи.нтличнющиаья от занятий. По определению В.А. Сластени-на, «внеаудиторное мероприятие представляет собой событие, ситуацию в коллективе, организуемые преподавателем, или кем-нибудь другим с целью непосредственного воспитательного втмдеьстьтя нообучающихся» [8, с. 39].
Главная задача внеаудиторных мероприятий - повысить уровень межкультурной компетентности обучающихся, т. е. развить способность к межэтническому взаимопониманию и диалогу.
В я рмтлиззци и второго этапа исследования был составлен план проведения кураторских часов и воспитательных меро-п ризуть.Поэному один из первых кураторских часов для первокурсников был посвящен встрече с представителями различных ьаьоднвстей проживающих на территории Тюменской области. Цель кураторского часа - познакомить студентов с ценностями, ьТыуаями, ттадициями и национальными праздниками других народов.
В рамках ежегодного фестиваля «Дружба народов» в ГАУ Северного Зауралья проводятся встречи студентов и препода-взнелчВ агроооаа с курсантами Тюменского высшего военно-инженерного командного училища имени маршала инженерных воырр им. ьтИ. Прошлякова (ТВВИКУ). Со стороны ТВВИКУ были курсанты из Йемена, Мали, Конго и некоторых других. Подобные встречи сплачивают студентов различных народов, воспитывается этническое самоопределение личности, изучение культуры нации.
Важнейшая задача ВУЗа при проведении подобных встреч, заключается в информировании обучающихся о некотором диапазоне систематических знаний о народах и государствах мира, об их взаимоотношениях, о взаимозависимости и неделимости мира. Следует учитывать, что народности стремятся не только к коммуникации между собой, но и сохранению собственной самобытности.
При организации целенаправленного воспитания в Вузе необходимо уделить внимание политической мировой обстановке, рассказать студентам о значимости каждой национальности в мире и России, не забывать, что мы живем в многонациональной стране.
Таким образом, здоровые нравственно-психологические установки, развитые в процессе воспитания межкультурные компетенции в ву е, имеют большое значение и способствуют повышению значимости традиций каждого народа в равных долях. Птвдшениедровня межкультурной компетентности студентов служить решению таких, на сегодняшний день, актуальных проблем современного общества, как увеличение числа разводов смешанных браков, понижению напряженности в отношениях между представителями различных национальностей.
1. Виноградова М.В. Вопросы воспитания молодёжи в поликультурной среде аграрного вуза. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 5 - 6 июня, Тюмень: ГАУ СЗ, 2014: 16 - 18.
2. Якобюк Л.И. Педагогическое проектирование в образовательном процессе как стратегическое направление модернизации российского образования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 17 мая, Чебоксары, 2017: 58 - 61.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Общие проблемы теории обучения иностранным языкам. Теория обучения иностранным языкам. Лингво-дидактика и методика. Москва, 2007; Ч. 1, Глава 1: 4 - 36.
4. Мальчукова Н.Н. Духовно-нравственное воспитание студентов аграрного вуза. Молодой ученый. 2016; № 24: 480 - 482.
5. Платонов Ю.П. Этническая психология. Санкт-Петербург, 2011.
6. БекмахановЕ.Б.ПрисоединениеКазахстанакРоссии.Москва,2009;7-18.
7. Дереча И.И. Технологии организации воспитательного процесса. Ишим: ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012; 60 - 65.
8. ПодласыйИ.П. Педагогика. Москва:2006:35 -40.
References
1. Vinogradova M.V. Voprosy vospitaniya molodezhi v polikul'turnoj srede agrarnogo vuza. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 5 - 6 iyunya, Tyumen': GAU SZ, 2014: 16 - 18.
2. Yakobyuk L.I. Pedagogicheskoe proektirovanie v obrazovatel'nom processe kak strategicheskoe napravlenie modernizacii rossijskogo obrazovaniya. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 17 maya, Cheboksary, 2017: 58 - 61.
3. Gal'skova N.D., Gez N.I. Obschie problemy teorii obucheniya inostrannym yazykam. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika imetodika. Moskva, 2007; Ch. 1, Glava 1: 4 - 36.
4. Mal'chukova N.N. Duhovno-nravstvennoe vospitanie studentov agrarnogo vuza. Molodojuchenyj. 2016; № 24: 480 - 482.
5. Platonov Yu.P. 'Etnicheskaya psihologiya. Sankt-Peterburg, 2011.
6. Bekmahanov E.B. Prisoedinenie Kazahstana k Rossii. Moskva, 2009; 7 - 18.
7. Derecha I.I. Tehnologii organizacii vospitatel'nogo processa. Ishim: IGPI im. P.P. Ershova, 2012; 60 - 65.
8. Podlasyj I.P. Pedagogika. Moskva: 2006: 35 - 40.
Статья поступила в редакцию 04.07.18
УДК 371
Vlasova T.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Theory and Methods of Vocational Education,
Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: [email protected]
Nikashin A.I., senior lecturer, Department of Theory and Methods of Vocational Education, Don State Technical University
(Rostov-on-Don, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORGANIZATION OF PRACTICALLY-ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS IN A TECHNICAL UNIVERSITY. The paper is dedicated to a study of pedagogical features of organization a practically-oriented educational process in a technical university. The researchers substantiate the increasing role of engineering education in the transition to an innovative economy. The authors present the leading trends in the development of engineering and technical education in the face of global challenges, and analyze the factors constraining its advanced development. The article presents a comparative analysis of theoretical concepts of practically-oriented education, the main directions of strengthening the practical orientation of engineering education on the basis of the unity of the natural-science and humanitarian culture are examined. The authors pay special attention to the justification of the pedagogical conditions for organizing practically-oriented educational process in the university related to the formation of students' motivation, the development of the contents and technologies of the engineering education, and the design of a special educational and developing environment for a technical university.
Key words: innovative economy, global challenges, engineering education, technical university, engineering activity, practically-oriented approach, educational process, contents of engineering education, natural science culture, humanitarian culture.
Т.И. Власова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. «Теория и методика профессионального образования»,
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, E-mail: [email protected]
А.И. Никашин, доц. каф. «Теория и методика профессионального образования», ФГБОУ ВО «Донской
государственный технический университет»,, г. Ростов-на-Дону E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Статья посвящена исследованию педагогических особенностей организации практико-ориентированного образовательного процесса в техническом университете. В работе обосновано возрастание роли инженерного образования в условиях перехода к инновационной экономике. Авторы представили ведущие тенденции развития инженерно-технического образования в условиях глобальных вызовов, провели анализ факторов, сдерживающих его опережающее развитие. В статье представлен сравнительный анализ теоретических концепций практико-ориентированного образования, рассмотрены основные направления усиления практической направленности инженерного образования на основе единства естественнонаучной и гуманитарной культуры. Особое внимание авторы уделили обоснованию педагогических условий организации практико-ориентированного образовательного процесса в вузе, касающихся формирования мотивации студентов, разработки содержания и технологий инженерного образования, проектирования особой образовательно-развивающей среды технического университета.
Ключевые слова: инновационная экономика, глобальные вызовы, инженерное образование, технический университет, инженерная деятельность, практико-ориентированный подход, образовательный процесс, содержание инженерного образования, естественнонаучная культура, гуманитарная культура.
Перспективы инновационного развития российской экономики в условиях глобальных цивилизационных вызовов актуализируют научный поиск, обоснование и апробацию новых подходов к содержанию и технологиям инженерно-технического образования. Переход к экономике знаний сопровождается кардинальным изменением функций информации, возрастанием значимости интеллектуального капитала в создании глобального пространства инновационной сетевой экономики. В условиях пятого и шестого технологического уклада отличительной особенностью производства становится его усиливающаяся интеллектуализация, широкое использование высоких наукоемких технологий. Активно используются новые композитные и интеллектуальные материалы, развиваются мембранные, космические, лазерные технологии. Активно внедряются принципиально новые системы создания наукоёмкой продукции - управление информацией об изделии на протяжении его жизненного цикла (Product Life Сус1е Management, PLM), что включает в себя автоматизированное проектирование и конструирование, управление данными об изделии, коллективную разработку изделия и новые принципы управления производственными процессами.
Инновационное развитие инженерного образования в России осложняется целым рядом факторов, к числу которых эксперты относят:
- отсутствие четкой стратегии развития системы инженерного образования на долгосрочную перспективу;
- отсутствие обоснованных комплексных прогнозов потребности в инженерных кадрах с учетом динамичных изменений на глобальном и региональном рынках труда;
- усиливающееся ослабление связей образования, науки и бизнеса, снижение актуальности содержания и качества инженерного образования;
- устаревшая инфраструктура технических университетов, физический и моральный износ учебного оборудования;
- недостаточный темп развития вузовской науки и создания практико-ориентированных интеллектуальных продуктов (патенты, лицензии и т. п.);
- организационные сложности при планировании производственных практик на базе реальных предприятий;
- слабая академическая мобильность студентов и преподавателей [1].
В условиях глобализации и новой индустриализации опережающее развитие человеческого капитала становится важнейшим преимуществом усиления конкурентных преимуществ отечественной системы инженерно-технического образования и кадрового обеспечения инновационной экономики.