способностей, познавательные потребности - в процессе познания духовного мира творцов и своего духовного мира; потребность в общении - посредством передачи во времени и пространстве эмоционального и другого опыта человечества и отдельных его групп1.
Таким образом, формирование навыков невербальной коммуникации, необходимых для развития креативных качеств подростка, структуры межличностного общения в процессе инструментального музицирования может происходить при наличии следующих показателей:
• эмпатии - эстетического переживания, вчувствования и интерпретации в процессе восприятия музыкального произведения;
• творческого самовыражения - способности выражать свои эмоции при характеристике музыкального образа невербальными средствами (символами цвета, пластическим и инструментальным интонированием др.);
• знаний и навыков творческой деятельности - знание средств музыкальной выразительности, музыкальной драматургии и умение самостоятельно оценить авторскую концепцию музыкального произведения.
К. А. Пшенко, М. С. Якушкина
Формирование международных образовательных связей в условиях развития единого социокультурного пространства
государств - участников СНГ*
Реалии современного мира таковы, что положение и авторитет государства на международной арене определяется не только его политическим весом и экономическим развитием, но и культурным потенциалом, связанным уровнем образования его граждан. Международные образовательные связи сегодня можно отнести к наиболее важным и перспективным направлениям не только культурного обмена, культурной политики, но и в целом всей внешней политики государств - участников СНГ. В тезисах внешней культурной политики России1 2 развитию образовательных связей в ряду внешнеполитических механизмов отведено основное место. На современном этапе развития СНГ образование - политикообразую-
1 Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. композитор,
1975.
* Исследование поддержано грантом РГНФ (проект № 11-06-00587а)
2 Внешняя культурная политика России - год 2000: тезисы // Дипломатический вестн. 2000. № 4. С. 76-85.
328
щий фактор: образование обладает рядом важных свойств, среди которых влияние на формирование человеческого мировоззрения и как следствие способность создавать общественное мнение.
Особая роль образования в современных условиях развития социума в странах Содружества подкрепляется еще и тем, что от наличия высококвалифицированных специалистов зависит экономический, политический, культурный успех страны, уровень жизни ее граждан.
Объективную реальность представляет сегодня глобализация, требующая от национальных образовательных систем новых целевых ориентаций, учитывающих потребности в международной консолидации, основанной, прежде всего, на ценностях общечеловеческой этики.
Основным механизмом решения поставленных перед образовательными системами задач является развивающееся единое образовательное пространство СНГ. Можно сказать, что современное образовательное пространство СНГ - сложное, динамичное, развивающееся явление. Оно постоянно актуализируется миграционными процессами граждан, требующими их адаптации, социализации, создания условий для личностного развития средствами образования разных социальных групп населения, находящихся на разных образовательных уровнях.
Так, например, по данным ЮНЕСКО, в 2002 г. Россия занимала шестое место в мире по числу студентов-иностранцев, и их число продолжает расти. Сейчас в России учатся около 5 % иностранцев от общего числа студентов, причем 2/3 составляют студенты из дальнего зарубежья и 1/3 из государств - участников СНГ1. Особенностью международных образовательных связей начала XXI в. стала конкурентная борьба за иностранных студентов. Многие государства сегодня получают от обучения иностранных студентов доходы, сопоставимые с туризмом (для сравнения: доходы США за год - 14 млрд долларов, доходы России - 70 млн долларов). Подготовка специалистов за рубежом способствует реализации геополитических интересов государства. Кроме того, обучение иностранных студентов стимулирует развитие национальной образовательной системы. Государства, принимающие иностранных студентов, получают возможность использовать их потенциал для развития своей национальной государственной системы.
Немаловажное значение приобретает формирование адаптационных, культурных, языковых, образовательных программ для
1 Зорников И.Н. Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика // Вестн. ВГУ. Проблемы высшего образования. 2003. № 2. С. 59-65.
329
различных категорий мигрантов. Невероятно сложной является задача культурной адаптации мигрантов средствами образования, основанной на межкультурном диалоге. Вместе с тем прежде всего перед Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном остро стоит задача помощи мигрантам, особенно тем, кто искренне хочет стать полноправным жителем этих стран, узнать их язык, культуру, духовные традиции и ценности1.
В ближайшем будущем развитию миграционных потоков будет по-прежнему способствовать изменение демографической ситуации и потребностей рынка труда в государствах - участниках СНГ, формирование межгосударственной политики в области международных сетей на основе традиций семьи, культуры и истории. Вместе с тем значительная часть трудовой миграции все еще бесконтрольна. Следующий шаг - создание программ подготовки специалистов для работы с мигрантами.
Важнейшей тенденцией международного сотрудничества является деятельность национальных культурно-образовательных общественных организаций и развитие над- или межнациональных организаций, программ и фондов. В сфере межкультурных коммуникаций в последние годы наблюдается движение друг к другу национальных культурно-образовательных систем на основе сближения проблем, тенденций, целей и задач, заставляющих подчас забывать о различиях и специфике национально-региональных систем.
Большое значение в продвижении этого процесса имеет на уровне СНГ деятельность Межпарламентской ассамблеи СНГ и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ, на европейском и мировом уровне - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Цель их деятельности - расширение сотрудничества между народами в области образования, науки и культуры в интересах соблюдения справедливости и прав человека.
Очевидно, что гуманитарное сотрудничество общепризнано как наиболее эффективный механизм межгосударственного взаимодействия, направленного на расширение и углубление многосторонней интеграции между государствами - участниками СНГ. На заседании Совета глав государств - участников СНГ в Минске в ноябре 2006 г. было принято Соглашение о создании Совета по гуманитарному сотрудничеству государств - участников СНГ. Соглашением были закреплены следующие функции Совета: совершенствование и развитие механизмов гуманитарного сотрудничества, обеспечение оптимальных
1
1 Глава Минкульта: мигрантам нужна культурная адаптация // Актуальные комментарии: [Электронный ресурс]. URL: http://actualcomment.ru/
news/19267/html
330
условий для реализации способностей и талантов каждой личности, независимо от страны проживания и на основе взаимообогащения национальными культурами и накопленным в государствах - участниках СНГ научно-образовательным потенциалом.
Создание Совета и Фонда по поддержке гуманитарного сотрудничества в СНГ свидетельствовало о формировании на межгосударственном уровне комплексного подхода к организации сотрудничества в гуманитарной сфере. Именно эта сфера была признана ведущей в процессе устойчивой и динамичной многоуровневой интеграции государств - участников СНГ. При поддержке этих структур (Совета и Фонда) уже в первые годы их деятельности принятые решения находили свое воплощение в конкретных делах. По инициативе и с помощью Совета и Фонда был проведен целый ряд масштабных культурных и общественных мероприятий. Наиболее яркое впечатление у участников оставили ежегодные форумы творческой и научной интеллигенции государств - участников СНГ. Значимым событием в гуманитарной жизни Содружества стал пятый юбилейный Форум творческой и научной интеллигенции (Москва, октябрь 2010 г.). Д.А. Медведев, выступивший перед участниками форума, отметил, что «развитие многостороннего, многопланового взаимодействия в рамках СНГ является одним из главных приоритетов России». Он подчеркнул также, что в целях улучшения качества жизни граждан стран Содружества, создания перспективных, развивающихся образовательных систем и конкурентоспособной экономики сегодня необходимо изменить эффективность этого взаимодействия. Решению этой задачи будет способствовать развитие инновационного партнерства и формирование в наших странах информационного общества. Большое значение правительства придают разработке совместных подходов к развитию образования, науки и культуры, дальнейшему развитию межкультурного и поликультурного диалога в СНГ1.
По сути, вызовы и угрозы нового XXI в. выдвинули особые требования к гуманитаризации образования. Это проявилось в том числе в тенденции к интеграции систем образования и культуры. В результате интеграции рядом исследователей была осознана проблема подготовки едиными средствами образования и культуры культурного и эрудированного человека, способного к проявлению активной жизненной позиции. Сегодня во многих вузах студенты выступают с предложениями включить в программу технических специальностей гуманитарные дисциплины. Фонды и общественные
1
' Медведев Д.А. Выступление на Пятом форуме творческой и научной интеллигенции СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfgs-sng.org/news/449. html
331
организации финансируют международные детские и молодежные культурно-образовательные программы и акции.
Еще один участник международных культурно-образовательных связей - так называемые «культурно-образовательные центры». Эти организации являются по статусу зарубежными и призваны устанавливать и развивать культурные связи, распространять информацию о своей стране и ее культуре, способствовать распространению языка, укреплять деловые контакты. Эти организации, как правило, осуществляют огромную просветительскую работу, организуют языковые курсы, проводят тестирование на знание языка, организуют встречи с интересными людьми. Наиболее показателен в этом отношении пример деятельности Британского совета1.
В последнее время в России и в других странах СНГ активно разворачивается обсуждение актуальности, важности и необходимости следующего шага в продвижении новой культурнообразовательной политики в целях модернизации всего общества. В 2011 г. состоялся Международный конгресс под девизом: «Культура как ресурс модернизации» (г. Ульяновск). В нем участвовали представители Правительства Российской Федерации и Правительств стран СНГ, общественных организаций, академических научных структур, деятели культуры и искусства. В выступлениях участников отчетливо была сформулирована позиция, согласно которой модернизацию необходимо рассматривать как сложный и многоуровневый процесс, зависящий в немалой степени от сознания людей, их восприятия окружающего мира. Особенно отмечалось, что сознание людей, в свою очередь, определяется их образованием, воспитанием, ментальными особенностями, творческими навыками, т. е. всем, что можно объединить понятием «культура». В документах конгресса отмечалось, что реформирование любого общества не может ограничиваться только сферами экономики и политики. Оно предполагает наличие комплексного социокультурного процесса, в котором управленческие решения подчинены гуманитарным целям, а гуманитарные цели сопоставлены с экономическими задачами.
По словам С.Е. Нарышкина, выступившего на пленарном заседании конгресса, «...модернизация культуры находится сегодня в центре внимания всего мира. Этот вопрос особенно актуален для стран, где традиционно проживает множество народов. Такая особенность заставляет внимательно относиться к формированию стратегий культурного развития. Дело в том, что резкие непродуманные движения в одной стране могут привести к обострениям в
1 Официальный сайт Британского совета [Электронный ресурс]. URL: http://www.britishcouncil.org/ru/russia.htm
332
другой. А потому нам необходимо подумать, какие наиболее эффективные решения могут быть предложены»1.
Необходимо отметить, что действительно эффективными в 1990-е гг. оставались преимущественно двусторонние гуманитарные контакты. Поддержка этих контактов реально действующими уже к началу 2000-х гг. дала основу для выстраивания принципиально обновленных, позитивных многосторонних связей между государствами - участниками СНГ. И действительно, постепенно процесс взаимодействия стран Содружества в гуманитарной сфере активизировался. Этому способствовал целый ряд важных решений, принятых на межгосударственном уровне. В 2005 г. в ходе неформального саммита глав государств СНГ в Москве была подписана Декларация о гуманитарном сотрудничестве, в которой указывалось на приоритетное внимание государств Содружества вопросам сотрудничества в гуманитарной сфере, включая вопросы культуры, национальных традиций, языков, науки, образования, архивов, информации и массовых коммуникаций, спорта, туризма и молодежного движения1 2. В своем выступлении на саммите В.В. Путин отмечал: «Именно культура, наука, образование, гуманитарное сотрудничество в целом эффективно работают на свободное общение и сближение, на формирование атмосферы взаимопонимания, доверия и взаимного уважения. Этим самым создаются условия для диалога и партнерства во всех сферах межгосударственного сотрудничества - в экономике, политике и других областях»3.
В условиях распространения компьютерных технологий процесс образования и освоения культурных ценностей становится в последние годы все более и более интерактивным и интенсивным. Дистанционная культурно-образовательная деятельность позволила изменить ситуацию с культурным общением и формированием традиций соотечественников, находящихся на работе за рубежом, с формированием культурно-образовательной деятельности инвалидов и т. д.
Благодаря диверсификации образования в целом появляется огромное количество новых структур, фирм, объединений, ассоциаций, корпораций, предлагающих разные формы транснационального межкультурного общения и образовательной деятельности. Этот процесс в том числе способствовал продвижению на международ-
1 Нарышкин С.Е. Выступление на Международном конгрессе «Культура как ресурс модернизации» // Рос. газета. Приволжский федеральный округ [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/09/26/reg-svolga/ kongress. html
2 Декларация о гуманитарном сотрудничестве, 8 мая 2005 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.spravka-jurist.com/base/part-ex/tx_cszroy. html
3 Путин В.В. Выступление на саммите СНГ, г. Москва, 08.05.2005 г. // ЛИГА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://news.liga.net/news/N0510086.htm
333
ном уровне понятия «компетенция», обсуждению содержания общезначимых компетенций.
Таким образом, международные образовательные связи в настоящее время свидетельствуют о глубоких структурных и содержательных сдвигах в развитии единого образовательного пространства государств - участников СНГ и требуют серьезного анализа исследователей и практиков.
Международные образовательные связи - важнейшая форма социокультурного обмена на современном этапе, которая обладает характерными особенностями. Прежде всего, международные образовательные связи формируют пространство как единую культурнообразовательную организацию или единую образовательную глобулу, содержащую множество взаимосвязанных компонентов разного уровня и характера. Это учреждения, организации, программы, проекты и их взаимоотношения.
Пространство проявляет признаки целостности и влияет на развитие национально-региональных систем посредством динамики социокультурной среды, определяющей стратегию их развития.
Пространство проявляет признаки устойчивости системы в целом и динамичного развития всех ее составляющих, в том числе взаимоотношений всех компонентов.
В заключение подчеркнем, что международные образовательные связи сегодня - один из аспектов гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ и один из факторов формирования единого социокультурного пространства образования и просвещения, создающего условия для развития личности всех граждан Содружества.
В. Н. Скворцов
Основные тенденции развития непрерывного образования
Непрерывное образование - это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Он состоит из последовательных ступеней специально организованной учебы и самообразования, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса.
Региональная система образования - это совокупность самостоятельных, целостных, структурированных, взаимосвязанных элементов, определяемых образовательным поведением граждан, учетом геополитических и социально-экономических условий, совокупностью национально-региональных особенностей, это система
334