В- Ii Ваганова. Формирование методической компетентности будущего преподавателя физики_43_
В. И. Ваганова
Россия, Улан-Удэ, Бурятский государственный университет
Формирование методической компетентности будущего преподавателя физики
В статье рассматриваются подходы к формированию умений студентов трансформировать
приобретенные знания и умения и осуществлять и\ перенос в профессиональную деятельность.
>
V.l. Vaganova
Shaping of competition of future teaching of physics
The article is devoted to shaping the skills student to transform gained knowledge of the skills in realize their carrying in professional activity.
Профессиональная компетентность отражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению деятельности и характеризует его профессионализм. Достоинство компетентностного подхода заключается в том, что все характеристики профессиональной компетентности соотнесены с тремя сторонами труда учителя: его технологией - собственно педагогической деятельностью, педагогическим общением и личностью учителя. Профессиональная компетентность в исследованиях А.К Марковой рассматривается как родовое понятие, включающее все субъектные свойства, проявляемые в деятельности учителя [5, с.34 - 35].
Профессионально-педагогическая компетентность, по мнению Н.В. Кузьминой (Головко-Гаршиной) [3, с. 86], проявляется в знании психологии восприятия, понимания, усвоения предъявляемой информации и может быть представлена следующими признаками: знание предмета и психологических особенностей его восприятия, понимания, усвоения, обобщения, применения на практике учащимися; знание методов мотивирования учащихся к предстоящей учебно-познавательной деятельности; знание социально-психологических особенностей учебных групп, владение методами изучения групп и коллективов; знание дифференциально-психологических особенностей учащихся, владение научными приемами накопления этих знаний о конкретном учащемся; знание достоинств и недостатков собственной деятельности и личности, чтобы проектировать свою авторскую систему деятельности в опоре на свои сильные стороны.
Понятие педагогической компетентности учителя JIM. Митина [1, с. 111] определяет как знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. В данном аспекте структура педагогической компетентности состоит из двух подструктур: деятельностной (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогической деятельности) и коммуникативной (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогического общения). Многие исследователи (В.А. Адольф, Н.В. Кухарев, А.К. Маркова, Е. Л. Пупышева и др.) наряду с знаниями, умениями, способами осуществления деятельности в структуре педагогической компетентности выделяют мотивационно-личностный компонент. Мотивационный компонент детерминирован системой его побудительных сил, притязаний (В.А. Адольф), профессионштьной приверженностью к профессии (А.К. Маркова).
Профессионально-педагогическую компетентность H.H. Лобанова [4, с. 150] характеризует как системное свойство личности и выделяет наряду с профессионально -образовательным, профессионально - леятельностным профессионально-личностный компонент.
В структуре профессиональной компетентности мы выделяем методическую компетентность как ее составную часть. Опираясь на представленные мнения, мы считаем, что в структуре методической компетентности должен содержаться мотивационный
44 ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА_2007/10
компонент как система эмоционально-ценностных отношений к педагогической деятельности. Пользуясь терминами ГШ. Самойленко [6, с.84], методическую компетентность мы понимаем как совокупность мотивационно-цен ноет но го, когнитивного, операционного и исследовательского компонентов (схема 1). Содержание мотивационно - ценностного компонента предполагает:
- систему эмоционально-ценностных отношений, задающую иерархическую структуру доминирующих мотивов личности, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении.
- ценностное отношение к предстоящей деятельности. Когнитивный компонент методической компетентности включает:
- систему предметных методических знаний;
- систему методологических знаний;
- систему операционных знаний (знания о способах деятельности). Операционный компонент методической компетентности содержит:
- систему профессионально-методических умений, которые раскрываются через совокупность действий и операций.
Исследовательский компонент содержит систему знаний и умений исследовательской деятельности.
Схема I
Структура методической компетентности преподавателя физики
Методическая компетентность
- будущего преподавателя -
физики
Мотивационно-ценностный компонент:
система
эмоционально-
ценностных
отношений к
предстоящей
деятельности
Выделенные компоненты представляют собой целостную иерархическую систему, в которой системообразующую функцию выполняет мотивационный компонент, который, в свою очередь, зависит от когнитивного и операционного компонентов. Представленная структура компетентности адекватна структуре личности учителя.
Для определения уровня сформированное™ методической компетентности будущего преподавателя физики необходимо разработать систему критериев и показателей, основанную на требованиях к подготовке выпускника. В качестве критериев мы выбираем следующие: 1) мотивационно-ценностный критерий определяет уровень развития мотивации; 2) когнитивный критерий определяет уровень овладения знаниями; 3) операционно - деятельностный критерий определяет уровень овладения профессионально-методическими умениями; 4) исследовательский критерий определяет уровень овладения исследовательскими знаниями и умениями (табл, 1). Указанные критерии устанавливают уровень сформированности знаний, умений, навыков и развитости мотивационной сферы студентов в процессе их подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Когнитивный компонент:
-система предметных методических знании;
- система методологических знаний:
- система
операционных знаний
Операционный компонент:
-система умений:
гностических,
проективно-
конструктивных;
организационных,
рефлексивных,
экспериментальных
Исследовательски й компонент:
система
исследовательских знаний и умений
В. fl Ваганова. Формирование методической компетентности будущего преподавателя физики_45
Таблица I Критерии методической компетентности
Критерии Качественная характеристика
1.Мотивационно-ценностный Уровень развития мотивации характеризует педагогическую направленность, ценностное отношение к предстоящей профессиональной деятельности
2. Когнитивный Уровень овладения знаниями, необходимыми и достаточными для профессиональной деятельности: предметно-методическими, методологическими, операционными
З.Операционно -деятельностный Уровень овладения профессионально-методическими умениями: гностическими, проективно-конструктивными, организаторскими, экспериментальными и рефлексивными
4.Исследовательский Уровень овладения исследовательскими знаниями и умениями, необходимыми для организации собственной исследовательской деятельности и исследовательской деятельностью учащихся
Опираясь на идеи В.А. Сластенина, Н.В. Кузьминой, Н.В. Языковой [7, с. 163; 8, с. 21; 2, с.23], в системе методической подготовки преподавателя физики мы выделяем четыре уровня продуктивности профессионально-методической деятельности: репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческо-репродуктивный и творческий (табл. 1). Уровни методической компетентности определяют и задают постепенное углубление продуктивности деятельности студентов.
Литература
1. Коррекционно-обу чающие программы повышения уровня профессионального развития учителя: учеб. пособие/Л.М. Митина, Е.С. Асмаковеи и др. - М.: МГ7СИ; - Воронеж; Изд-ео НПО "Модэк", 200). - 304 с.
2. Кузьмина Н.В, Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. - М., 1990.
3.Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина) Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. - М., 2001. - 144 с.
4.Лобанова H.H. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей системы повышения квалификации и переподготовки специалистов как условие совершенствования их образования I! Психолого-педагогическая компетентность преподавателей системы подготовки и повышения квалификации: Проблемы, поиски, опыт. - СПб., 1992.
5. Маркова А.К, Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. -192 с.
6.Самойленко П.И., Сергеев A.B., Шишкин Г А. Опыт подготовки будущих преподавателей физики к исследовательской работе в среднем специальном учебном заведении // Среднее профессиональное образование. Приложение № 2 к журналу "Среднее профессиональное образование"/- М„ 2000.- С.83-29.
7. Сластенин. - М,: Магистр - Пресс, 2000. - 488 с.
К.Языкова Н.В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педагогических факультетов иностранных языков. - Улан-Удэ; Бурят, кн. изд-во, 1994. - 238 с.