ЛИТЕРАТУРА
1. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. / Э. М. Александровская. — М., 2002.
2. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. — М. : Академия, 2005.
3. Иванов, Н. Г. Информатизация образования: новые подходы к реализации психолого-педагогического сопровождения саморазвития обучающихся внешкольных учреждений / Н. Г. Иванов // Сборник материалов
II международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические и социальные проблемы гуманизации пространства детства». — М. : АН «ЦНПРО», 2012. — С. 43—47.
4. Иванов, Н. Г. Информационное обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитанников внешкольных учреждений / Н. Г. Иванов // Материалы ХЬУП научных чтений памяти К. Э. Циолковского. — Калуга : Эйдос, 2012. — 340 с.
5. Иванова, И. В. Мониторинг образовательных программ дополнительного образования детей: теория, практика, инновации / И. В. Иванова / / Научно-методический журнал «Методист». — 2012. — № 3. —
6. Иванова, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение как одно из средств управления качеством дополнительного образования / И. В. Иванова // Научно-методический журнал «Методист». — 2011. — № 2. —
7. Логинова, Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент / Л. Г. Логинова. — М. : Мегаполис, 2008.
8. Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: Практическое руководство / Б. П. Сайков. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
9. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г. К. Селевко. — М. : НИИ школьных технологий, 2005.
С. 26—36.
С. 34—39.
формирование метапредметных результатов
в учебной проектной деятельности
с помощью сервисов веб 2.0
Е. П. КРУПОДЕРОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий НИРО krupoderova @ gmail.com
К. Р. КРУПОДЕРОВА, аспирант НГПУ им. К. Минина ккИтепйпа @gmail.com
Слово аспиранту
В статье продемонстрированы возможности использования проектного метода в формировании метапредметных результатов учащихся в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Рассмотрено применение в учебной проектной деятельности сервисов Веб 2.0. Показана их роль в формировании конкретных метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.
The authors of the article describe the possibilities of using the design method in the formation of metasubject results of pupils in terms of the transition to the new educational standards. The authors present the application of the Web services 2.0 in the educational design activity. They show their role in the formation of concrete metasubject results in pupils" studying.
Ключевые слова: ФГОС второго поколения, метапредметные результаты, проект, Веб 2.0, совместная деятельность, сотрудничество
Key words: the federal standards of the second generation, metasubject results, project, Web 2.0, cooperative activity, cooperation
По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай — нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна.
Р. У. Эмерсон
Новые возможности для организа ции проектной деятельности обу чающихся открывает использова ние современных сетевых техно логий (сервисов Веб 2.0).
В основу Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения положен системно-деятельностный подход, который предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности учащихся. За последние десятилетия в современном обществе произошли серьезные изменения в представлениях о сущности результатов образования, связанные с признанием того, что усвоение определенной суммы предметных знаний, умений и навыков обучающимися является явно недостаточным для полноценной и успешной жизни и профессиональной деятельности человека. Целеустремленность, независимость, инициативность, умение самостоятельно видеть и решать проблемы, коммуникабельность, ответственность, толерантность, умение эффективно работать в команде — вот те личностные качества, кото-
рыми должен обладать современный молодой человек, чтобы быть успешным в XXI веке. Формированию таких качеств во многом способствует проектная учебная и внеучебная деятельность. Новые возможности для организации проектной деятельности обучающихся открывает использование современных сетевых технологий (сервисов Веб 2.0).
Регулярные замеры, проводимые Фондом «Общественное мнение», свидетельствуют о постоянном росте числа интернет-пользователей в России. При сохранении текущих тенденций в развитии и распространении Интернета к концу 2014 года число пользователей вырастет приблизительно на 30 млн человек. При этом к наиболее активной части интернет-пользователей (суточной аудитории) можно будет отнести больше половины россиян — 56 %, или примерно 63 млн человек. К такому выводу пришли аналитики проекта «Мир Интернета» Фонда «Общественное мнение» [1].
Характерным для сегодняшнего этапа
развития сети Интернет является не только постоянное стремительное увеличение числа пользователей, но и значительное расширение возможностей, связанное с активным использованием сервисов Веб 2.0.
В противопоставление традиционному подходу (Веб 1. 0) Веб 2.0 — это участие большего количества людей в создании и поддержке различных веб-ресурсов, то есть коллективный подход. Характерной особенностью развития сервисов Веб 2.0 является постоянное снижение требований к уровню специальных знаний, необходимых для участия в совместном наполнении сети Интернет контентом. В настоящее время Веб 2.0 рассматривается как главное направление развития Интернета на ближайшее десятилетие.
Вопрос о месте сетевых сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе волнует многих педагогов. Сервисы Веб 2.0. могут быть полезными при реализации различных образовательных технологий, но особенно эффективно их применение при использовании проектного метода. Рассмотрим возможности сервисов Веб 2.0 для формирования метапредметных результатов в ходе учебной проектной деятельности.
Метапредметные результаты включают «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории» [2].
Характер деятельности, складывающейся при использовании сервисов Веб 2.0, отличается интенсивным коммуникационным процессом обмена знаниями, высокой мотивацией к саморазвитию и постижению нового, повышением чувства индивидуальной ответственности в групповой деятельности, высокой эмоциональной окраской. Это указывает на высокий потенциал сервисов Веб 2.0 в реализации личностно ориентированных образовательных технологий, в формировании универсальных учебных действий в ходе проектной деятельности учащихся. В таблице приведены примеры различных сервисов Веб 2.0 (для совместного редактирования документов, создания гипертекста, ведения блогов, онлайн-визуализации, хранения закладок, фото- и видеоматериалов и др.), рассмотрены их возможности по формированию метапредметных результатов обучения.
Сервисы Веб 2.0. могут быть полезными при реализации различных образовательных технологий, но особенно эффективно их применение при использовании проектного метода.
Сервисы Веб 2.0
Метапредметные результаты (ФГОС основного общего образования) Возможности сервисов Веб 2.0
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Анализ проблемы, формулировка целей исследования путем их обсуждения в документах совместного редактирования, через проведение «мозговых штурмов» с помощью онлайн-ментальных карт, причинно-следственных карт, инструментов визуального ранжирования, SWOT-анализа проблемы и других средств онлайн-визуализации
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий и выбор способов решения проблемы через взаимодействие в блогах, вики-сайтах, Ооод!е-группах, через онлайн-опросы, с помощью онлайн-средств визуализации
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятель- Планирование исследования, организация собственной деятельности и сотрудничества при групповой работе с помо-
Слово аспиранту
Окончание табл.
Метапредметные результаты (ФГОС основного общего образования) Возможности сервисов Веб 2.0
ности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией щью различных средств совместного редактирования документов, онлайн-календарей. Ведение различных онлайн-журналов и дневников проектов, личных и групповых бло-гов. Размещение фото- и видеоотчетов для дальнейшего их анализа
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения Самооценка, взаимооценка выполненного исследования в документах совместного редактирования, в блогах, использование инструментов визуального ранжирования, онлайн-SWOT-анализа, построения ментальных карт при оценке возможностей решения проблем
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Рефлексия с помощью блогов, концептуальных таблиц, денотатных графов и др. Анализ успешности работы группы, анализ собственного вклада ученика в работу группы с помощью онлайн-опросов. Ведение сетевых порфтолио, проекта, их анализ
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Совместный подбор закладок на ресурсы по теме исследования, их аннотирование, создание веб-миксов с ресурсами. Использование средств визуального ранжирования, построения причинно-следственных карт, кластеров, лент времени, карт знаний, визуальных словарей в ходе исследования. Создание ментальных карт как результата сбора и структурированного представления информации
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Представление результатов исследований в виде онлайн-презентаций, вики-статей, лент времени, ментальных карт, фотоальбомов, видеоклипов, скринкастов, различных схем. Моделирование в таблицах совместного редактирования
Смысловое чтение Построение ментальной карты в процессе ознакомительного чтения учебного материала или его повторения. Вставка комментариев в тексты для совместного редактирования. Написание отзывов на вики-страницах обсуждений
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение Составление плана работы, распределение обязанностей, организация взаимодействия в ходе проектной деятельности с помощью средств интернет-общения, блогов, Эоод!е-групп, календарей, Эоод!е-сайтов. Обсуждение различных вопросов в документах совместного редактирования
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Представление результатов проекта в виде вики-статей, документов совместного редактирования, блогов. Самостоятельная разработка инструкций по работе с тем или иным англоязычным сервисом
Формирование и развитие ИКТ-компетентности Использование сервисов Веб 2.0 на различных этапах проектной деятельности
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации Использование геосервисов, онлайн-средств презентаций, онлайн-анкетирования, фотоальбомов, видеоклипов для представления исследований экологической направленности
Из таблицы видно, что использование сервисов Веб 2.0 в учебных проектах способствует формированию планируемых ФГОС основного общего образования второго поколения метапредметных результатов. Аналогичные выводы можно сделать и для ступени начального общего образования (ведь значительную часть ООП начального общего образования составляет внеучебная деятельность, в том числе проектная), и для ступени среднего
(полного) общего образования (поскольку для старших школьников исследовательская деятельность должна быть доминирующим видом деятельности).
ЛИТЕРАТУРА _
1. Опросы «Интернет в России» // URL: http://runet. fom. ru/Proniknovenie -interneta /10507.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования // URL: http://standart.edu.ru/ catalog .aspx? CatalogId=2588.
использование медиатекстов в психологическом сопровождении профессионально-личностного развития студентов
IL1
С. А. ГАПОНОВА, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Sbortnikov@yandex.ru НГПУ им. К. Минина Sagap@mail.ru
В статье рассматриваются перспективы использования медиатекстов в процессе формирования у студентов — будущих специалистов в области коммуникаций — профессионально-личностных качеств. Исследование показало: медиатексты представляют собой эффективный ресурс психологического сопровождения учебного процесса.
The authors of the article tackles the problem of using media texts in the course of formation at students, future experts in the field of communications, their professional and personal qualities. The research has shown that the media text is an effective resource of psychological support in the educational process.
H. Г. ВОСКРЕСЕНСКАЯ, аспирант НГПУ им. К. Минина