УДК 378
Ukolova L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),
E-mail: ukolovali@ya.ru
Dolgopolsky L.L., postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),
E-mail: lev. dolgopolsky@yandex.ru
THE DEVELOPMENT OF METASUBJECT SKILLS IN A TEACHER. The work highlights a problem of development of metasu-bject skills in school teachers. The authors describe the importance of development of metasubject skills. The effective metasubject learning assumes the formation and development of corresponding metasubject skills not only by pupils, but also by school teachers. It follows from the fact that Russian modern pedagogic is focused on metadisciplinarity and metasubject results of learning. Relevant requirements are imposed to school teachers in modern educational standards. The authors of the research report a list of metasubject skills, which are necessary for school teachers, and offer a classification of these skills. The article reveals the basics of the main metasubject competences of a teacher and the importance of their formation and development.
Key words: metadisciplinarity, metasubject skills, person-centered approach.
Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф. каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО
«Московский городской педагогический университет», г. Москва, Е-mail: ukolovali@ya.ru
Л.Л. Долгопольский, аспирант каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО «(Московский
городской педагогический университет», г. Москва, Е-mail: lev.dolgopolsky@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА
Данная статья посвящена проблеме развития метапредметных компетенций в школьном образовании. Авторы раскрывают важность формирования метапредметных компетенций не только у учащихся отечественных школ, но и у школьных учителей, поскольку эффективное метапредметное обучение предполагает формирование и развитие соответствующих компетенций не только у учащихся, но также и у педагога. Соответствующие требования предъявляются к школьным учителям и профессиональными стандартами. В статье приводится перечень необходимых современному школьному учителю метапредметных компетенций, а также классификация этих компетенций. Также статья освещает сущность основных метапредметных компетенций педагога и важность их формирования.
Ключевые слова: метапредметность, формирование метапредметных компетенций педагога, личностно-ориенти-рованный подход.
Проблема формирования метапредметных компетенций в российском школьном образовании сегодня является чрезвычайно актуальной. Основной целью разработки и внедрения метапредметного подхода в его сегодняшнем виде стала оторванность учебных школьных дисциплин друг от друга, раздробленность получаемых учащимися в рамках данных дисциплин знаний и отсутствие взаимосвязи между ними. Такая раздробленность знаний, умений, навыков и компетенций, формируемых в рамках отдельных учебных предметов, сильно затрудняла их применение как при решении учебных задач, так и в дальнейшей жизни.
На сегодняшний день, лишь метапредметный подход оказался подходящим и эффективным решением для данной проблемы, стоящей перед отечественным школьным образованием. Формирование необходимых метапредметных компетенций предполагает развитие у учащихся не узкоспециализированных предметных знаний, но универсального «умения учиться» [1]. Сюда можно отнести развитие логического мышления у учащихся, развитие умения анализировать, развитие у детей креативности, самостоятельности и воображения.
На сегодняшний день, проблема формирования метапредметных компетенций в школьном образовании достаточно хорошо исследована и разработана, и исследования этого важнейшего для отечественной педагогики вопроса продолжаются. Важнейшими трудами, определившими содержание современного метапредметного подхода - в том его виде, который отражен во ФГОС - можно назвать исследования Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Хуторского, И.А. Зимней, Ю.В. Громыко, Т.Э. Тютюнниковой, Г.П. Щедровицкого и других отечественных педагогов и психологов.
Авторами данной статьи также ведется исследование проблем формирования метапредметных компетенций на уроках музыки в современной школе и соответствующей адаптации для этой цели методики К. Орфа.
Однако эффективная реализация личностно-ориентирован-ного метапредметного подхода в его современном виде предполагает формирование и развитие соответствующих метапред-метных компетенций не только у учащихся школ, но и у самого педагога. Без сформированных метапредметных компетенций педагог не может в полной мере реализовать метапредметное обучение, не обладая универсальными, надпредметными знаниями и умениями, он просто не может формировать и развивать такие знания и умения у своих учеников. Соответствующие
требования предъявляют к школьным учителям и действующие сегодня профессиональные стандарты [2].
На сегодняшний день можно выделить пять основных разновидностей метапредметных компетенций, которые должны быть сформированы у каждого школьного учителя - только формирование данных компетенций может обеспечить эффективную реализацию индивидуального, метапредметный подхода к обучению. Каждая из них, в свою очередь, подразделяется на три составляющих.
Система педагогических компетенций, необходимых для метапредметного обучения, а также их составляющих приводится на рисунке 1.
Можно выделить следующие основные разновидности метапредметных компетенций, которые должны быть сформированы у каждого школьного педагога в рамках реализации мета-предметного подхода:
- предметно-методологическая компетенция;
- компетенция управления качеством профессиональной деятельности;
- психолого-педагогическая компетенция;
- компетенция в сфере валеологии образовательного процесса;
- коммуникативная компетенция [3].
В каждой из названных выше обязательных для современного отечественного школьного учителя метапредметных компетенций можно выделить по три основных составляющих, которые будут иметь различное содержание в зависимости от метапред-метной компетенции. В список таких составляющих входят:
- когнитивная составляющая;
- операционально-технологическая составляющая;
- позиционно-ценностную (личностную) составляющая.
Что касается сущности предметно-методологической компетенции школьного педагога, ее составляющие можно охарактеризовать следующим образом:
- когнитивная составляющая предполагает знание и понимание педагогом дидактического потенциала учебных заданий, а также понимание необходимых для выполнения каждого задания ресурсов каждого ученика.
- операционально-технологическая составляющая предполагает владение учителя современными методами предметной дидактики, а также его умение формулировать такие задания, которые социализировали бы и развивали учащихся средствами изучаемого предмета.
Рис. 1. Система компетенций педагога, необходимых для метапредметного обучения
- ценностная (или, иначе, личностная) составляющая предполагает понимание педагогом взаимосвязи предметных знаний и общечеловеческой ценностной системы, а также умение сформировать аналогичное осознание у учащихся.
Сущность составляющих компетенции управления качеством профессиональной деятельности современного школьного учителя можетбыть охарактеризована следующимобразом:
- когнитивная составляющая предполагает наличие у педагога сформированных знаний об управлении и его соответствующих (профессиональной деятельности школьного учителя) техникахипринципах.
- операционально-технологическая составляющая предполагает владение учителя умениями формулирования основных целей учебного процесса, анализа его результатов, а также необходимого качества условий учебного процесса и наличия ресурсов, которые необходимыдлякаждогоучащегося.
- ценностная (или личностная) составляющая предполагает понимание педагогом значения управления и самоуправления как ведущей сферы деятельности личности, опирающейся на её осознанный выбор, а также умение сформировать аналогичное понимание значения управления и самоуправления у учащихся (как основы их личной свободы и личной ответственности).
Сущность составляющих психолого-педагогической компетенции современного отечественного педагога можно выразить следующим образом:
- когнитивная составляющая предполагает наличие у педагога сформированных и систематизированных знаний о внутренних учебных ресурсах учащихся в общем, о психологических особенностях и познавательных способностях отдельных учащихся, а также знаний о развитии их мотивационной и эмоционально-волевой сфер.
- операционально-технологическая составляющая предполагает владение учителя умениями определять степень сформи-рованности и развития познавательных способностей каждого ученика, а также способность использовать эти знания для организации образовательного процесса.
- ценностная (или личностная) составляющая предполагает наличие у педагога позитивной (конструктивной) позиции при оценке познавательных способностей учащихся: познавательные способности могут быть развиты, образовательный процесс может и должен быть успешным и эффективным для всех учащихся.
Что касается компетенции отечественного школьного педагога, относящейся к сфере валеологии образовательного про-
цесса, сущность ее основных составляющих может быть охарактеризована следующимобразом:
- когнитивная составляющая предполагает наличие у педагога теоретических знаний о построении и поддержании здоро-вьесберегающей образовательной среды для учащихся с нарушениями здоровья (как физическими, так и психическими).
- операционально-технологическая составляющая предполагает владение учителя практическими умениями конструировать и поддерживать здоровьесберегающую образовательную среду для учащихся с различными нарушениями здоровья.
- ценностная (или личностная) составляющая предполагает понимание педагогом значения самообразования в сфере обучения детей с нарушениями здоровья.
Сущность составляющих коммуникативной компетенции педагога мы можем выразить следующим образом:
- когнитивная составляющая предполагает наличие у педагога сформированных знаний в области законов и этики педагогического общения.
- операционально-технологическая составляющая предполагает владение учителя умением эффективно и позитивно общаться и взаимодействовать с каждым учащимся.
- ценностная (или личностная) составляющая предполагает наличие у педагога понимания важности общения, а также стремления строить общение с учащимися, их родителями и коллегами с уважением к их личностным особенностям и качествам.
Таким образом, формирование метапредметных компетенций педагога является весьма важной и неотъемлемой составляющей образовательного процесса в современной российской школе, утверждающей идею метапредметности как учебной деятельности, направленной на развитие у учащихся и у самого педагога необходимых универсальных знаний и умений и закладывающей при этом основы их дальнейшего профессионального и личностного саморазвития.
Именно сформированность универсальных, надпредмет-ных компетенций у современного школьного учителя, а также умение эффективно их применять в своей профессиональной педагогической деятельности и вне ее может считаться необходимой основой для реализации метапредметного подхода в отечественном школьном образовании преодоления разрыва между отдельными областями знаний. Ведь только метапредметный подход позволяет подготовить не узкоспециализированных, как прежде, а широкопрофильных, универсальных специалистов -ведь именно такие требования к их подготовке предъявляют условия жизни в современном обществе.
Библиографический список
1. Крузе Б.А., Еремеева Е.В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего школьника. Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11014
2. Галян С.В. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. Available at: http://orc.surgpu.ru/media/medialibrary/2014/10/С.В.Галян_Метапредм_подх._-_метод._реком.pdf
3. Николаева А.Д. Метапредметные компетенции как педагогическая категория. Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20437
4. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса. Москва, 1985.
5. Тютюнникова Т.Э. Концепция творческого обучения Карла Орфа: история, теория, методика. Диссертация ... кандидата искусствоведения. Москва, 1999.
References
1. Kruze B.A., Eremeeva E.V. Opredelenie ponyatiya metapredmetnyh kompetencij mladshego shkol'nika. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11014
2. Galyan S.V. Metapredmetnyj podhod v obuchenii Shkolnikov: Metodicheskie rekomendacii dlya pedagogov obscheobrazovatel'nyh shkol. Available at: http://orc.surgpu.rU/media/medialibrary/2014/10/S.V.Galyan_Metapredm_podh._-_metod._rekom.pdf
3. Nikolaeva A.D. Metapredmetnye kompetencii kak pedagogicheskaya kategoriya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20437
4. Zimnyaya I.A. Lichnostno-deyatel'nostnyj podhod kak osnova organizacii obrazovatel'nogo processa. Moskva, 1985.
5. Tyutyunnikova T.'E. Koncepciya tvorcheskogo obucheniya Karla Orfa:istoriya, teoriya, metodika. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 1999.
Статья поступила в редакцию 24.04.17
УДК 378.147:531.21
Ivchenko O. V., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Siberian State University of Physical Culture and
Sports (Omsk, Russia), E-mail: ivchenko-05@mail.ru
Babariko A. A., senior teacher, Omsk State Agrarian University n. a. P. A. Stolypin (Omsk, Russia),
E-mail: anna_babariko@mail.ru
THE METHOD OF FORMATION OF THE INTERDISCIPLINARY CONCEPT OF "MOMENT OF FORCE" IN TEACHING BIOMECHANICS. The authors presents research on a problem of methods of forming of interdisciplinary concepts with special reference to the concept of a physical quantity - "moment of force" - taught within the course of Biomechanics. The work shares the results of an analytical overview of the most commonly recommended educational literature on Biomechanics, shows methods of forming of the concept of "moment of force". The paper offers a solution about improvement of methods of formation of interdisciplinary concepts in related disciplines through the implementation of the plans of a generalized character worked out by A. V. Usova.
Key words: interdisciplinary concepts, physical quantity, method of formation of concept, plan of generalized nature, moment of force.
О.А. Ивченко, канд. физ.-мат. наук, доц. Сибирского государственного университета физической культуры
и спорта, г. Омск, E-mail: ivchenko-05@mail.ru
А.А. Бабарико, ст. преп. Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, г. Омск,
E-mail: anna_babariko@mail.ru
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОНЯТИЯ «МОМЕНТ СИЛЫ» В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОМЕХАНИКА»
Статья посвящена актуальной проблеме методики формирования междисциплинарных понятий на примере физической величины «момент силы» в рамках дисциплины «Биомеханика». Приводится аналитический обзор наиболее часто рекомендуемой учебной литературы по дисциплине «Биомеханика» на предмет методики формирования понятия «момент силы». Предложено решение совершенствования методики формирования междисциплинарных понятий в рамках смежных дисциплин путем внедрения планов обобщенного характера, разработанных А.В. Усовой.
Ключевые слова: междисциплинарные понятия, физическая величина, методика формирования понятия, план обобщенного характера, момент силы, плечо силы.
Этапы развития современной науки знаменуются той или иной степенью её интеграции и дифференциации. Для современного этапа развития постиндустриальной цивилизации характерно масштабное взаимопроникновение наук, что обусловило формирование нового витка развития междисципли-нарности, как характеристики интегративного свойства развития науки, в том числе в системе высшего образования. На наш взгляд, в настоящее время как никогда остро стоит вопрос о формировании междисциплинарного понятийного аппарата у студентов высших учебных заведений в свете последних тенденций при наличии многообразия специализированной учебной литературы, отличающейся низким уровнем методической и научной проработки излагаемого материала. Основные междисциплинарные понятия предметов естественнонаучного и математического циклов относятся к разделам высшей математики и общей физики. Предметом данного исследования авторов статьи являются методика формирования междисциплинарных понятий в области смежных дисциплин на примере физической величины «момент силы» в рамках дисциплины «Биомеханика».
Прежде чем перейти к обсуждению вопроса методики формирования понятия, введем содержания основных категорий, используемых в работе. Под понятием мы подразумеваем знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающей действительности, существенных связей и отношений между ними [1, с. 7]. В данном случае А.В. Усова рассматривает понятие в «узком смысле», в «широком смысле» понятием можно назвать и научный факт, и закон, и теорию. Интерпретация категории «понятие» в узком смысле, как «знания существенных свойств предметов», на наш взгляд, позволяет установить полноту раскрытия содержания формируемого понятия (например, понятия «момент силы») в рамках предлагаемой дисциплины. Содержание понятия - совокупность существенных признаков объектов, отражаемых в сознании с помощью данного понятия и позволяющих выделить их из других смежных понятий. Для построения классического определения понятия необходимо найти общее (родовое) понятие, а затем установить основной отличительный (видовой) признак. Родовые понятия - понятия, отражающие существенные общие признаки класса предметов. Общий признак родового понятия называется родовым призна-