РЕКРУТИНГ: ОСОБЕННОСТИ РЫНКОВ
РО! 10.15826/ит].2016.106.061
1СА. Мухамедиева, 2А. В. Кораблев*
1 Казанский федеральный университет, Казань, Россия
2 Центр социологических исследований, Москва, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НА ОБУЧЕНИЕ
СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН АСЕАН
Ключевые слова: образовательная интеграция стран АСЕАН, привлечение студентов, развитие двустороннего партнерства Россия - АСЕАН в сфере образования.
В целях привлечения на обучение большего числа иностранных студентов и выполнения задач, поставленных на государственном уровне, университеты заинтересованы в освоении новых стран, регионов и установлении двустороннего и многостороннего партнерства с образовательными организациями данных стран и регионов. Особый интерес при привлечении иностранных студентов вызывают страны АСЕАН, которые находятся в процессе формирования единого образовательного пространства в регионе, чем способствуют повышению качества образовательной подготовки своего населения.
В статье рассматриваются интеграционные процессы, которые протекают в регионе, объединяющем страны АСЕАН, реализуемые международные модели привлечения на обучение студентов из стран АСЕАН, а также предлагаются рекомендации по возможным действиям на государственном и университетском уровне с целью стимулирования потока студентов из стран АСЕАН в Российскую Федерацию.
(сформирование интернационального контингента 1 обучающихся является одной из приоритетных задач современного университета. Привлечение на обучение в университет большего числа иностранных студентов служит не только источником дохода для вуза, но и подтверждением международного признания уровня и качества образования, предлагаемого вузом, а также одним из способов повышения его узнаваемости в мире. В погоне за новыми студентами вузы находятся в процессе поиска рынков (стран, регионов) сбыта своих услуг. С этой точки зрения регион, объединяющий 10 государств, входящих в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), несомненно, представляет интерес для российского высшего образования.
Для поиска путей эффективного проникновения в регион важно понимать процессы, протекающие в нем, и возможности, которые могут
предложить региону другие заинтересованные участники.
Страны АСЕАН1 представляют собой динамично развивающиеся индустриальные страны, на территории которых проживает более 630 млн человек. После объединения в 1967 г. в целях стимулирования экономического развития региона, укрепления мира и безопасности в Юго-Восточной Азии, а также сотрудничества в культурной, социальной, научной и других областях страны АСЕАН привлекают к себе внимание международного образовательного сообщества в связи с:
1) потребностью в новых человеческих ресурсах для поддержания стабильного роста своих экономик в течение длительного периода;
2) выходом университетов стран АСЕАН на международный рынок образовательных услуг в качестве новых конкурентных игроков с целью
* Мухамедиева Сафия Альфритовна - ведущий специалист Департамента внешних связей Казанского федерального университета; 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18; [email protected].
Кораблев Алексей Владимирович - главный специалист, Отдел по взаимодействию с вузами, Центр социологических исследований; 127473, Москва, ул. Краснопролетарская, 16/3; [email protected].
1 Страны АСЕАН: Государство Бруней-Даруссалам; Социалистическая Республика Вьетнам; Республика Индонезия; Королевство
Камбоджа; Лаосская Народно-Демократическая Республика; Малайзия; Республика Союз Мьянма; Республика Сингапур; Королевство Таиланд; Республика Филиппины.
привлечения инвестиций для продолжительного развития региона.
Необходимость решения возникших перед странами задач привела к мысли о важности формирования единой политики в сфере высшего образования, которую можно охарактеризовать так: «Интеграция стран в глобальный образовательный процесс путем региональной интеграции».
Гармонизация и регионализация высшего образования на сегодняшний день являются приоритетами научно-образовательного сотрудничества стран АСЕАН внутри региона. Создание единого образовательного пространства должно не только упростить движение квалифицированных специалистов в регионе, но и укрепить идентичность жителей стран АСЕАН через образование.
Как отмечают эксперты из малазийских университетов, основная цель, которую преследуют страны АСЕАН в процессе гармонизации высшего образования,- это создание единого пространства высшего образования путем выработки рекомендаций по таким вопросам, как сопоставление аналогичных уровней образования и квалификаций, обеспечение качества образования, реализация кредитно-трансферной системы, идеи непрерывного образования [1]. Решение данных проблем направлено на упрощение международной мобильности студентов в регионе, беспроблемное движение высококвалифицированных работников, что, в свою очередь, должно стимулировать региональный рост экономик в долгосрочной перспективе.
В настоящее время процессы интеграции стран АСЕАН в сфере высшего образования идут по двум линиям:
1) посредством межправительственного сотрудничества;
2) посредством межуниверситетского сотрудничества.
Межправительственное сотрудничество в сфере образования между странами было сформировано за два года до образования самой Ассоциации. В 1965 г. в целях продвижения регионального сотрудничества в сфере образования, науки и культуры была образована организация министров образования стран Юго-Восточной Азии [2]. Позднее в рамках деятельности организации был сформирован Региональный центр высшего образования и развития, миссия которого заключается в содействии эффективности, результативности и гармонизации высшего образования в Юго-Восточной Азии на основе создания механизмов, способствующих развитию обмена и сотрудничества в сфере высшего образования.
Для достижения поставленной цели правительства стран АСЕАН увеличивают инвестиции в государственные университеты для поддержания достойного уровня высшего образования в регионе. Тенденция повышения эффективности университетов Юго-Восточной Азии по таким показателям, как преподавание, обучение, научные исследования, предпринимательство и инновации, способствует интеграции и укреплению межуниверситетского сотрудничества в регионе, повышению конкурентоспособности азиатских вузов.
Следующим шагом на пути к гармонизации высшего образования в целях развития человеческих ресурсов стала идея налаживания межуниверситетского сотрудничества, которая была реализована путем создания сети университетов АСЕАН (1995 г.), в которую первоначально вошли 11 университетов из 6 стран. В настоящее время членами сети являются 30 университетов из 10 стран АСЕАН [3].
Деятельность сети осуществляется по 5 направлениям:
- студенческая мобильность;
- академическое сотрудничество;
- стандарты, механизмы, системы и политики сотрудничества в сфере высшего образования;
- развитие курсов и образовательных программ;
- деятельность на региональном и глобальном уровнях.
Несмотря на то что в настоящее время внимание стран АСЕАН сконцентрировано на процессах региональной интеграции высшего образования и интенсификации мобильности студентов внутри региона, будучи активными участниками глобального образовательного процесса, они стремительно наращивают свой потенциал как в экспорте, так и в импорте студенческих ресурсов на международном уровне.
Согласно данным, опубликованным на официальном сайте UNESCO Institute of Statistics, 227 412 студентов из стран АСЕАН обучались за рубежом в 2014 г. Из них 24,5 % проходили обучение в Австралии, 20 % - в США, 16,7 % -в Великобритании, 6,2 % - в странах Европейского союза, 5,8 % - в Японии. В Российской Федерации в 2014 г. обучались 4229 студентов из стран АСЕАН, что составляет 1,9 % от общего числа [4].
Особую позицию в процессе привлечения на обучение студентов из стран АСЕАН занимают такие страны, как США, Великобритания, Австралия и Канада. Возрастающая мобильность студентов АСЕАН в указанные страны обусловлена не только развитием партнерских отношений
и реализацией совместных образовательных программ с университетами стран АСЕАН, но также и следующими важными факторами:
- возможностью предложить признанное в мире образование на английском языке;
- концентрацией новых знаний, передовых технологий и ведущих научно-педагогических работников (в том числе из стран Юго-Восточной Азии) в принимающих странах. Таким образом, в странах АСЕАН происходит отток инвестиций в связи с тем, что студенты из состоятельных семей (в первую очередь Вьетнама, Малайзии и Индонезии) предпочитают получать англоязычное международное образование за пределами региона [5].
Возможная стратегия успеха других участников процесса привлечения студентов из стран АСЕАН заключается в следующем: проникновение на рынок высшего образования региона путем содействия его интеграционным процессам через межправительственное и межинституциональное сотрудничество с Организацией министров образования стран Юго-Восточной Азии и Сетью университетов АСЕАН.
Во многом преимущество стран, пользующихся популярностью у граждан стран АСЕАН при выборе обучения, обусловлено тем, что они пришли в регион в качестве доноров в момент зарождения интеграционных процессов.
Согласно данным, приведенным на официальном сайте Организации министров образования стран Юго-Восточной Азии, донорами интеграционных процессов и одновременно наблюдателями организации являются такие страны, как Япония (с 1972 г.), Австралия (с 1973 г.), Новая Зеландия (с 1973 г.), Франция (с 1973 г.), Канада (с 1988 г.), Германия (с 1990 г.), Нидерланды (с 1993 г.), Испания (с 2007 г.), Великобритания (с 2013 г.).
Как модель формирования интернационального контингента высшего образования из стран АСЕАН заслуживает внимания стипендиальная программа Европейского союза SHARE с общим бюджетом 10 млн евро и сроками реализации 2015-2019 гг. [6]. Партнерами программы являются Британский Совет, Германская служба академических обменов, Кампюс Франс, Нидерландская организация по интернационализации образования EP-Nuffic, Ассоциация европейских университетов, Европейская Ассоциация по обеспечению качества в сфере высшего образования. Данная программа направлена на укрепление регионального сотрудничества, повышение качества, конкурентоспособности и интернационализации вузов стран АСЕАН путем освоения
европейского опыта в реализации Болонского процесса и известных стипендиальных программ («Эразмус», «Эразмус+»). Основная цель, которую преследует европейский регион, заключается в укреплении связей университетов стран АСЕАН и Европейского союза, получении долгосрочных выгод через содействие гармонизации высшего образования в регионе. В рамках программы планируется выдача 500 стипендий, 400 из которых предназначены для финансирования программ мобильности внутри АСЕАН, а 100 - для финансирования программ мобильности ЕС-АСЕАН [7].
Другим вариантом привлечения студентов из стран АСЕАН через сотрудничество является университетская сеть АСЕАН+3, в которую (помимо сети университетов АСЕАН) входят университеты Китая, Республики Корея и Японии. Университетская сеть АСЕАН+3 служит диалоговой площадкой на уровне министров образования, ректоров университетов и руководителей международных служб. Деятельность сети направлена как на решение общих для региона проблем в сфере высшего образования, так и на укрепление двустороннего сотрудничества путем поддержания мобильности студентов, научных и административных сотрудников, продвижения стипендиальных программ, предлагаемых отдельными странами и университетами.
Интересен опыт Японии (как члена данной сети) в процессе привлечения на обучение студентов из стран АСЕАН. Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии поставлена задача 2х2020, которая заключается в удвоении количества иностранных студентов, обучающихся в стране и достижении к 2020 г. показателя 300 000 человек [8]. Страны АСЕАН являются приоритетным регионом, а членство в университетской сети АСЕАН+3 является не единственным механизмом в достижении поставленной цели. Согласно данным, опубликованным в Japan Times, за период с 2013 по 2014 гг. количество вьетнамских студентов, обучающихся в Японии, возросло на 91 %, студентов из Таиланда - на 13 %, Индонезии - на 14 %, Мьянмы - на 21 %, Филиппин - 12 %, Сингапура -22 % [9]. Японские эксперты среди факторов успеха страны отмечают следующие.
Япония является единственной страной извне, которая проявила интерес к участию в Программе международной мобильности студентов АСЕАН, носящей региональный характер. Программа реализуется Региональным центром высшего образования и развития, действующим при Организации министров образования стран АСЕАН. В 2013 г.
Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии были отобраны 11 национальных университетов-получателей субсидий в размере нескольких десятков миллионов японских йен на срок 5 лет (2013-2018 гг.) с целью участия в указанной Программе. В рамках Программы студенты проводят один семестр в принимающем университете, где обучаются на английском языке и зарабатывают кредиты, признаваемые в направляющем университете.
Другим шагом на пути к привлечению студентов из стран АСЕАН стало увеличение в университетах Японии числа программ бакалавриата, преподаваемых на английском языке [10], что позволило разнообразить выбор программ, предлагаемых для иностранных студентов, и облегчить условия для их мобильности.
В процессе привлечения студентов из стран АСЕАН японские университеты действуют не только в рамках сформированной государством стратегии, но и как самостоятельные игроки. Среди них можно назвать Университет Киото, на базе которого с 2014 г. действует Центр АСЕАН [11]. Центр является платформой для обмена знаниями между Киотским университетом и университетами АСЕАН путем проведения совместных исследований, реализации программ мобильности для студентов и научно-педагогических работников, взаимодействия с ассоциациями выпускников университета в странах АСЕАН. Ежегодно сотрудники Центра принимают участие в образовательных выставках, проводимых Организацией по работе со студентами Японии, в Индонезии, Камбодже, Таиланде, Вьетнаме, Малайзии, Лаосе. Другой важной инициативой Университета Киото является проведение в течение года различных симпозиумов, конференций, выставок, семинаров, форумов с широким участием представителей из стран АСЕАН (например, форум 2016 г. «Окно в АСЕАН: международное и инновационное») [11]. Подобные мероприятия позволяют не только повысить узнаваемость Университета Киото среди граждан стран АСЕАН, но и способствуют поиску решений региональных проблем.
Говоря о Российской Федерации, можно отметить, что основная причина отставания нашей страны в процессе привлечения студентов из стран АСЕАН заключается в отсутствии налаженного механизма выстраивания сотрудничества в сфере образования по линии Россия - АСЕАН. Сразу после распада СССР Российская Федерация начала налаживать партнерские связи со странами АСЕАН: в 1996 г. страна стала полномасштабным
партнером АСЕАН (в 2016 г. в рамках саммита в Сочи отмечалось 20-летие сотрудничества).
В ноябре 2004 г. Российская Федерация присоединилась к основополагающему для Ассоциации соглашению - Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 г. (Балийский договор), что открыло путь для активизации политического диалога [12], а в 2005 г. состоялся первый саммит Россия - АСЕАН, посвященный развитию всестороннего сотрудничества.
Несмотря на это, в настоящее время Российская Федерация находится все еще в процессе выстраивания партнерских отношений в образовательной сфере со странами АСЕАН, в отличие от США, Австралии, стран Европейского союза, Китая, Индии, Канады, Новой Зеландии, которые осознали важность взаимодействия со странами АСЕАН еще в 1970-х гг.
Возможным сдвигом в сторону активизации сотрудничества может стать Сочинская декларация, принятая в рамках саммита Россия - АСЕАН (19-20 мая 2016 г.), в которой отражена идея создания Совместной рабочей группы в сфере образования. Деятельность группы будет направлена на укрепление контактов, дружбы и взаимопонимания между людьми путем расширения программ профессиональной подготовки и академических обменов [13].
Не менее важным в процессе привлечения студентов является преодоление информационного разрыва между Россией и странами АСЕАН. Советник Департамента международных организаций Министерства иностранных дел Королевства Таиланд Парадон Рангсимапон, характеризуя социокультурное сотрудничество России и АСЕАН, отмечает: «в средствах массовой информации и России, и стран АСЕАН редко появляются сообщения друг о друге. Зачастую образ России там формируется на основе сообщений западной прессы» [14].
Организация министров образования стран Юго-Восточной Азии и сеть университетов АСЕАН, являющиеся не только движущими силами процесса интеграции высшего образования в регионе, но и своеобразными информационными площадками, остаются неосвоенными Российской Федерацией. Другими возможными площадками для популяризации информации о России, ее культуре и образовании могут служить Центры русского языка в странах АСЕАН, которые в настоящее время действуют в двух странах: Вьетнаме (2 центра) и Таиланде (1 центр).
На сегодняшний день связующим информационным звеном между Россией и АСЕАН
является Центр АСЕАН при Московском государственном институте международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации, открытый 15 июня 2010 г. Основные задачи Центра заключаются в распространении информации о диалоговом партнерстве Россия -АСЕАН; развитии экономических связей; об исследовании проблем стран АСЕАН, а также в развитии обмена в сфере науки, культуры и образования. При содействии Центра в рамках Восточного экономического форума (2016 г., Владивосток) прошел первый Университетский форум Россия -АСЕАН, где обсуждались направления развития и пути укрепления университетского сотрудничества стран-участниц. Форум является не только диалоговой площадкой для обсуждения общих проблем, но и способствует поиску новых партнеров. Рядом российских университетов уже налажено сотрудничество с университетами АСЕАН. Например, среди партнеров Санкт-Петербургского государственного университета [15] числятся:
- 3 университета Вьетнама: Вьетнамский государственный университет в Ханое (академический и научный обмен), Ханойский юридический университет, Государственная административно-политическая академия им. Хо Ши Мина и руководителей партии;
- Университет Индонезии;
- 2 университета Сингапура: Национальный университет Сингапура (студенческий обмен), Сингапурский университет менеджмента;
- 2 университета Таиланда: Таммасатский университет (студенческий обмен), университет Чулалонгкорн (академический обмен);
- Университет Филиппин.
Возможной площадкой для разработки и реализации механизмов развития двустороннего и сетевого партнерства между университетами может стать рабочая группа «Взаимодействие с зарубежными партнерами», функционирующая в рамках Ассоциации «Глобальные университеты». В повестку дня рабочей группы могут быть включены следующие направления деятельности:
- создание совместной информационной площадки о российских университетах и университетах АСЕАН, а также стипендиальных программах, предлагаемых российскими вузами для иностранных студентов;
- формирование партнерства между Ассоциацией «Глобальные университеты» и Сетью университетов АСЕАН;
- обмен опытом по налаживанию и развитию сотрудничества с университетами стран АСЕАН;
- пути реализации программ студенческой мобильности между университетами Российской Федерации и университетами АСЕАН с возможностью перезачета дисциплин;
- организация совместных образовательных выставок в странах АСЕАН с целью продвижения российского образования в регионе АСЕАН (при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Россотрудничества);
- взаимодействие с выпускниками российских вузов из стран АСЕАН по примеру Университета Киото.
Другим фактором, который может оказать содействие процессу привлечения на обучение в Российскую Федерацию студентов из стран АСЕАН, является развитие нормативной (договорной) базы в сфере образовательного сотрудничества на правительственном и университетском уровнях.
При исследовании договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества Российской Федерации со странами АСЕАН в сфере образования, науки и культуры на уровне государств [17] можно констатировать, что более чем с половиной стран региона сотрудничество в сфере образования и культуры отсутствует или носит формальный характер:
1) с тремя странами (Бруней-Даруссалам, Таиланд и Филиппины) из десяти соглашения о сотрудничестве в области культуры и образования отсутствуют;
2) с четырьмя странами (Индонезия, Малайзия, Камбоджа, Лаос) из десяти Российская Федерация заключила рамочные соглашения о сотрудничестве в сфере культуры и образования в конце 1990-х гг. прошлого столетия;
3) с двумя странами (Малайзия и Сингапур) из десяти сотрудничество в области образования и культуры находится на этапе зарождения, было оформлено в договорной форме в течение двух последних лет;
4) только с одной страной (Вьетнам) из десяти прослеживается позитивная динамика развития сотрудничества в области образования, охватывающая не только культурный обмен между странами, но и вопросы обучения граждан Вьетнама в России, признания их документов об образовании в нашей стране.
В целях привлечения большего числа студентов из стран АСЕАН, возможно, следует обратить внимание на расширение договорно-правовой базы сотрудничества в сфере образования. Свой вклад может внести разработка соглашений
о взаимном признании документов об образовании, которая упростит процесс поступления студентов из стран АСЕАН в российские вузы и поиск ими работы в родной стране после получения образования в России.
Достижение эффективных результатов в процессе привлечения студентов из стран АСЕАН будет возможно при сотрудничестве российских университетов между собой, а также с государственными структурами. Процесс реализации предложенных механизмов выстраивания партнерства в сфере образования со странами АСЕАН должен носить постоянный характер и способствовать формированию имиджа «надежного партнера» в лице Российской Федерации.
Список литературы
1. Sirat M., Azman N., Abu Bakar A. Towards harmonization of higher education in Southeast Asia: Malaysia's perspective [Электронный ресурс]. URL: https://www. insidehighered.com/blogs/globalhighered/towards-harmo-nization-higher-education-southeast-asia (дата обращения: 20.09.2016).
2. Southeast Asian Ministers of Education Organization [Электронный ресурс]. URL: http://www. seameo.org (дата обращения: 20.09.2016).
3. ASEAN University Network [Электронный ресурс]. URL: http://www.aunsec.org/ourhistory.php (дата обращения: 20.09.2016).
4. Global Flow of Tertiary-Level Students. UNESCO Institute for statistics. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.uis.unesco.org/Education/Pages/international-student-flow-viz.aspx (дата обращения: 23.09.2016).
5. Thu T. Do, Duy N. Pham. Challenges for students mobility in Southeast Asia // International higher education, 2016. № 84. С. 24-26.
6. АСЕАН расширяет региональное сотрудничество в сфере высшего образования [Электронный ресурс].
URL: http://aprcenter.ru/en/calendar/914.html (дата обращения: 21.09.2016).
7. European Union support to higher education in Asian region [Электронный ресурс]. URL: http://www.share-asean. eu/activities/scholarship/ (дата обращения: 27.09.2016).
8. Iqbal M. ASEAN students look to Japan; but still a long way to go [Электронный ресурс]. URL: http://www. qsdigitalsolutions.com/blog/asean-students-bolster-japans-troubled-efforts-to-attract-international-students/ (дата обращения: 03.10.2016).
9. Universities working to foster closer relationship. Japan Times [Электронный ресурс]. URL: http://www.japantimes. co.jp/news/2016/01/29/national/universities-working-foster-closer-relationship/#.WAOzqI-LTIX (дата обращения: 03.10.2016).
10. Sugimoto A. Japanese universities add more English-only programs to attract emerging nations [Электронный ресурс]. URL: http://asia.nikkei.com/Life-Arts/Education/ Japanese-universities-add-more-English-only-programs-to-attract-emerging-nations?page=1 (дата обращения: 04.10.2016).
11. Kyoto University ASEAN Center [Электронный ресурс]. URL: http://www.oc.kyoto-u.ac.jp/overseas-centers/ asean/en/about/about-top/ (дата обращения: 05.10.2016).
12. Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid. ru/ (дата обращения: 21.09.2016).
13. Сочинская декларация юбилейного саммита Россия - АСЕАН в связи с 20-летием установления диалогового партнерства между Российской Федерацией и АСЕАН. «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству» [Электронный ресурс]. URL: http://russia-asean20.ru/documents/ (дата обращения: 23.09.2016).
14. Колдунова Е., Рангсимапон П. 20 лет спустя: какими Россия и АСЕАН видят друг друга // Международная жизнь. Май 2016. С. 46-63.
15. Санкт-Петербургский государственный университет [Электронный ресурс]. URL: http://spbu.ru/ (дата обращения: 07.10.2016).
DOI 10.15826/umj.2016.106.061
1S. A. Mukhamedieva, 2A. V. Korablev*
1 Kazan Federal University, Kazan, Russia
2 State autonomous Sociological Research Center, Moscow, Russia
DEVELOPING MECHANISMS OF STUDENT RECRUTMENT FROM ASEAN COUNTRIES
Keywords: educational integration, ASEAN countries, student recruitment, development of cooperation. To recruit a larger number of international students and to implement tasks set on the national level, universities are interested in the development of new countries and regions along with the establishment of bilateral and multilateral part-
* Safiya A. Mukhamedieva - Leading specialist, Department of External Affairs, Kazan Federal University; 18 Kremlyovskaya str., Kazan, 420008, Russian Federation; [email protected].
Alexey V. Korablev - Chief specialist, Office for cooperation with Universities, State autonomous Sociological Research Center; 16/3 Krasnoproletarskaya str., Moscow, 127473, Russian Federation; [email protected].
nerships with their educational organizations. Hence, special interest is allocated to ASEAN countries that are under the process of building a common educational environment contributing to the increase of education quality of their nations.
This article deals with integration processes taking place in ASEAN countries, international models of ASEAN student recruitment, as well as offers recommendations on efforts needed on state and institutional levels to forward flow of ASEAN students to the Russian Federation.
References
1. Sirat M., Azman N., Abu Bakar A. Towards harmonization of higher education in Southeast Asia: Malaysia's perspective, available at: https://www.insidehighered.com/ blogs/globalhighered/towards-harmonization-higher-educa-tion-southeast-asia (accessed 20.09.2016).
2. Southeast Asian Ministers of Education Organization, available at: http://www.seameo.org/ (accessed 20.09.2016).
3. ASEAN University Network, available at: http://www. aunsec.org/ourhistory.php (accessed 20.09.2016).
4. Global Flow of Tertiary-Level Students. UNESCO Institute for statistics, available at: http://www.uis.unesco.org/Education/ Pages/international-student-flow-viz.aspx (accessed 23.09.2016).
5. Thu T. Do and Duy N. Pham. Challenges for students mobility in Southeast Asia. International higher education, 2016, № 84, pp. 24-26.
6. ASEAN rasshiryaet regional'noe sotrudnitschestvo v sfere obrazovaniya [ASEAN extends its regional cooperation in the sphere of education], available at: http://aprcenter.ru/en/ calendar/914.html (accessed 21.09.2016).
7. European Union support to higher education in Asian region, available at: http://www.share-asean.eu/activities/ scholarship/ (accessed 27.09.2016).
8. Iqbal M. ASEAN students look to Japan; but still a long way to go, available at: http://www.qsdigitalsolutions.com/ blog/asean-students-bolster-japans-troubled-efforts-to-attract-international-students/ (accessed 03.10.2016).
9. Universities working to foster closer relationship. Japan Times, available at: http://www.japantimes.co.jp/ news/2016/01/29/national/universities-working-foster-closer-relationship/#.WAOzql-LTIX (accessed 03.10.2016).
10. Sugimoto A. Japanese universities add more English-only programs to attract emerging nations, available at: http:// asia.nikkei.com/Life-Arts/Education/Japanese-universities-add-more-English-only-programs-to-attract-emerging-nations?page=1 (accessed 04.10.2016).
11. Kyoto University ASEAN Center, available at: http:// www.oc.kyoto-u.ac.jp/overseas-centers/asean/en/about/about-top/ (accessed 05.10.2016).
12. Ministerstvo inostrannykh del Rossiiskoi Federatsii [The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, available at: http://www.mid.ru/ (accessed 21.09.2016).
13. Sochinskaya deklaratsiya yubileinogo sammita Rossiya-ASEAN v svyazi s 20-letiem ustanovleniya dialogo-vogo partnerstva mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i ASEAN. «Na puti k vzaimovygodnomu strategicheskomu partner-stvu» [Sochi Declaration of the ASEAN-Russian Federation Commemorative Summit to Mark the 20th Anniversary of ASEAN-Russian Federation Dialogue Partnership «Moving Towards a Strategic Partnership for Mutual Benefit»], available at: http://russia-asean20.ru/documents/ (accessed 23.09.2016).
14. Koldunova E., Rangsimapon P. 20 let spustya: ka-kimi Rossiya i ASEAN vidyat drug druga [Koldunova E., Rangsimapon P. 20 years later: the way Russia and ASEAN consider each other], Mezhdunarodnaya zhizn' [International Affairs], May 2016, pp. 46-63.
15. Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet [Saint Petersburg University], available at: http://spbu.ru/ (accessed 07.10.2016).