Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2019, №1, Том 11 / 2019, No 1, Vol 11 https://esj.today/issue-1 -2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/10ECVN119.pdf Статья поступила в редакцию 25.11.2018; опубликована 22.01.2019 Ссылка для цитирования этой статьи:
Почупайло О.Е. Формирование механизма регулирования предпринимательской деятельности в сфере производства лекарственного растительного сырья (на материалах Республики Крым) // Вестник Евразийской науки, 2019 №1, https://esj.today/PDF/10ECVN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Pochupailo O.E. (2019). Formation of a mechanism for regulating business activities in the production of medicinal plant materials (on the materials of the Republic of Crimea). The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(11). Available at: https://esj.today/PDF/10ECVN119.pdf (in Russian)
УДК 338.43 ГРНТИ 06.71.02
Почупайло Ольга Евгеньевна
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Симферополь, Россия
Институт экономики и управления Ассистент кафедры «Менеджмента предпринимательской деятельности»
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=890363
Формирование механизма регулирования предпринимательской деятельности в сфере производства лекарственного растительного сырья (на материалах Республики Крым)
Аннотация. Фундаментом социально-экономического развития современного общества, одновременно продуцирующим и использующим его блага, является предпринимательская деятельность. Именно ее субъекты выступают активными участниками рынка, обеспечивают занятость и повышение уровня жизни населения, отражают тенденции развития экономических систем различных уровней.
Объективной и отличительной чертой предпринимательства является свобода выбора видов деятельности, контрагентов, направлений использования финансовых ресурсов, однако, она не безгранична. Государство в лице отраслевых и региональных органов управления создает регламентирующие эту деятельность барьеры, предоставляя всем участникам рынка равнозначные возможности. Одним из стратегических приоритетов государственной политики в Российской Федерации, как и во многих других странах мира, выступает обеспечение лекарственным растительным сырьем, охватывая минимум три ее важнейших направления: национальную безопасность, здоровье нации и развитие экономики страны. В условиях экономических санкций, последствиями которых стала разработка государственной стратегии импортозамещения, производство отечественного лекарственного растительного сырья приобрело еще большую важность и актуальность.
Производство лекарственных растений является важнейшей составной частью экономики Российской Федерации, позволяющей полностью обеспечить потребности страны в лекарственном растительном сырье. Исходя из ретроспективы выращивания и заготовки лекарственных растений, установлено, что данное производство, основываясь только на основе
самоорганизации, не может решить ряд проблем и стабилизации производства. Решение задач устойчивого развития и увеличения объемов производства требует эффективного государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательства в данной сфере.
Целью исследования выступило формирование механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере производства лекарственного растительного сырья, который осуществляется через два основных механизма: саморегулирование путем достижения равновесия спроса и предложения и внедрение определенных механизмов государственного регулирования и координации, для активизации экономической активности субъектов предпринимательства.
Ключевые слова: производство лекарственного растительного сырья; предпринимательство; государственное регулирование; государственная поддержка
Одним из приоритетных направлений государственного регулирования выступает повышение уровня эффективности производства основных сельскохозяйственных культур и культур, имеющим импортозамещенную направленность. В этом контексте производство лекарственного растительного сырья представляет особую актуальность и значимость.
Для возможности сохранять рентабельность данного производства на приемлемом уровне к основным приоритетам государственного регулирования в сфере производства лекарственного растительного сырья относится государственная поддержка производителей, которая способствует росту численности прибыльных хозяйств.
Сегодня выращивание лекарственных растений в Крыму как отрасль фактически не развита, а совокупная площадь под лекарственными растениями составляет немногим более 500 га. Посевные площади, занятые под лекарственными культурами в Республике Крым, за период 2014-2016 гг. сократились на 225,0 га или 30,0 %, что обусловлено уменьшением их выращивания в сельскохозяйственных предприятиях и хозяйствах населения региона. В то же время малый бизнес постепенно проявляет интерес к производству лекарственного растительного сырья - если в 2014 году крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели не выращивали лекарственные травы, то уже в 2015 году ими было засеяно 73,0 га, а в 2016 году - 85,0 га [1, С. 337-338].
Территориально производство лекарственного растительного сырья рассредоточено по всему Крыму: наряду с эфиромасличными культурами, его выращивают в 13 муниципальных районах полуострова. В 12 районах Республики Крым выращивается кориандр (свыше 10000 га), в Бахчисарайском, Белогорском и Симферопольском районах есть небольшие плантации розы (около 100 га), лаванды (2000 га), шалфея, мелиссы, полыни крымской, укропа и фенхеля. Однако практически все выращиваемое сырье используется в настоящее время для целей эфиромасличной, а не лекарственной промышленности.
Аналогичная ситуация наблюдается и в сфере заготовки лекарственного растительного сырья в дикой природе Крыма, которая сократилась с 2,1 тыс. тонн в 2009 г. до 5,7 тонн в 2016 г. Основной сбор дикорастущих трав осуществляется сегодня по таким лекарственным растениям, как ромашка лекарственная, душица обыкновенная, зверобой продырявленный, шиповник и тимьян.
Проблема сокращения посевных площадей является не единственной в сфере производства лекарственного растительного сырья в Крыму. Не менее важна и низкая урожайность эфиромасличных и лекарственных культур. Причиной низкой урожайности, а, следовательно, и низких валовых сборов лекарственных культур в Крыму является
недостаточная эффективность их производства вследствие отсутствия научных подходов к технологическим и организационным процессам, в полной мере используемых преимущественно в условиях средне- и крупнотоварного производства. В предприятиях малого бизнеса выращивание лекарственного растительного сырья также может быть прибыльным и рентабельным, но при условии соответствующей научно-методической поддержки на отраслевом и региональном уровнях.
В настоящее время в стране ощущается дефицит отечественного лекарственного растительного сырья, покрываемый за счет импортных поставок. Развитие предпринимательства в сфере производства лекарственного растительного сырья сталкивается с рядом системных проблем, в том числе нормативно-правового, информационного и финансового характера. Формирование механизмов государственной поддержки производства лекарственного растительного сырья, наряду с активизацией деятельности предпринимательских структур, выступает одним из стратегических приоритетов Российской Федерации в аграрно-ориентированных регионах.
В современной экономике лекарственные растительные ресурсы носят стратегический характер, выступая материально-вещественной основой препаратов, обеспечивающих здоровье и жизнеспособность нации. Воспроизводство лекарственного растительного сырья возможно как посредством сбора дикорастущих растений, так и их культивирования в промышленных масштабах, при этом первый способ считается более экологичным и менее затратным. В тоже время, экономико-математические расчеты свидетельствуют об обратном: дикорастущее сырье является исчерпаемым ресурсом, не дает возможности оптимизировать использование трудового потенциала, основного и оборотного капиталов, обладает неконтролируемыми количественными и качественными характеристиками. Так, например, в Республике Крым практически постоянными компонентами окружающей среды являются такие опасные загрязнители, как тяжелые металлы, пестициды, ароматические углеводороды и другие канцерогены и мутагены, что приводит к превышению предельно допустимых концентраций свинца, цинка, кадмия, меди в дикорастущем лекарственном растительном сырье, указывают Е.Ю. Кузнецова и Н.А. Сурова [2, с. 4].
Культивирование лекарственных трав в промышленных масштабах позволяет более рационально и эффективно использовать все материальные и нематериальные производственные ресурсы, включая основу производства лекарственного растительного сырья - земельные угодья сельскохозяйственного назначения. Как показывают исследования В.Н. Чуниховской и Л.В. Житовой, на территории Крыма насчитывается около 1 млн га солонцеватых почв, на которых продуктивность традиционных культур весьма низкая. В то же время, такие земли вполне пригодны для выращивания лекарственных растений, которые весьма выносливы к повышенному содержанию солей в почве. К солеустойчивым лекарственным травам можно отнести солодку голую, полынь таврическую, гринделию цельнолистную, эхинацею пурпурную [3, с. 66].
Не менее важным фактором производства лекарственного растительного сырья в Республике Крым в условиях засушливого климата степных районов и отсутствия орошения является засухоустойчивость многих дикорастущих трав региона (шалфей, лаванда, тимьян, зверобой, иссоп, полынь, лимонник и др.). Их культивирование, помимо повышения эффективности использования малопригодных для выращивания других растений земель, будет способствовать устойчивому развитию сельских территорий региона в целом, благодаря появлению новых рабочих мест, развитию соответствующей инфраструктуры, повышению уровня жизни населения. Глобальными социально-экономическими целями развития производства лекарственного растительного сырья будут выступать обеспечение государства
собственным сырьем для фармацевтической и целого ряда других отраслей промышленности, оздоровление и благополучие нации.
Многоаспектная значимость производства лекарственного растительного сырья и важность комплексного многоступенчатого контроля его качества приводит к необходимости как государственного регулирования рынка лекарственного растительного сырья, так и государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности данной отрасли. Однако, сегодня развитие отрасли регламентировано не специализированными, а общеотраслевыми нормативно-правовыми актами, что не позволяет модернизировать производство лекарственного растительного сырья в соответствии с приоритетами государственной и региональной политики. В то же время, в последние годы в отрасли производстве лекарственного растительного сырья России произошли определенные положительные изменения, о чем свидетельствует создание в 2017 году Ассоциации производителей и потребителей традиционных растительных лекарственных средств, включающей в себя более 50 различных организаций [4, с. 1]. Данная ассоциация, сформированная предпринимателями России, организует курсы подготовки и повышения квалификации для специалистов и работников сферы производства лекарственного растительного сырья, способствует созданию потребительских обществ и кооперативов, осуществляет методическую поддержку производителей и потребителей на рынке лекарственного растительного сырья.
Вторым важным событием в сфере производства отечественного лекарственного растительного сырья стало принятие проекта по возрождению отрасли производства лекарственного растительного сырья, утвержденного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России и подписанного председателем правительства РФ Д.А. Медведевым 29 декабря 2016 года. В рамках проекта, реализуемого как один из этапов реализации направления «Превентивная медицина» дорожной карты «Хелснет» Национальной технологической инициативы (НТИ), был разработан план мероприятий для Алтайского края, который занимает первое место в стране по площади пашен и является основным производителем оздоровительной продукции в России. Работа по возрождению производства лекарственного растительного сырья на Алтае была начата в 2017 году: край стал пилотным регионом, где был успешно проведен эксперимент по выращиванию традиционных китайских лекарственных растений.
В указанных документах сформулированы производственные и ресурсные нормативы в сфере возрождения производства лекарственного растительного сырья России, определены барьеры, объективно и субъективно мешающие этому процессу, отражены цели участников рынка растительных лекарственных средств, включая межведомственную комиссию по восстановлению национального производства лекарственного растительного сырья.
В процесс формирования производства лекарственного растительного сырья для целей импортозамещения и экспорта лекарственного растительного сырья в 2018 году включилась и Республика Бурятия в соответствии с проектом, получившего поддержку Фонда президентских грантов. В результате проводимых мероприятий в регионе формируется список фермеров и пилотных площадок по выращиванию лекарственных растений, исследуются характеристики почв, подходящих для культивирования земельных участков, определяется наличие у фермеров специализированной сельскохозяйственной техники, оборудования для переработки лекарственного растительного сырья и т. д. [5, с. 1].
Дальнейшее развитие производства лекарственного растительного сырья однозначно требует более четкой регламентации деятельности субъектов предпринимательства в данной сфере. На сегодняшний день производство и переработка лекарственного растительного сырья
не входят в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, а бюджетные ассигнования на данные культуры не выделяются, поскольку они не относятся к перечню сельскохозяйственных. В этой связи Президентом Ассоциации производителей и потребителей традиционных растительных лекарственных средств А.А. Козко было предложено внести ряд изменений в следующие нормативно-правовые акты: в распоряжении Правительства «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители» № 79-р от 25.01.2017 г. в перечень сельхозпроизводителей предложено добавить лекарственных растениеводов для обеспечения им доступа к субсидиям; ввести в ОКВЭД-2 отдельный пункт для традиционных растительных лекарственных средств, в Федеральном законе «Об обращении лекарственных средств» № 61-ФЗ от 12.04.2010 г. закрепить для них упрощенный порядок регистрации [6, с. 1].
По нашему мнению, последний пункт предлагаемых изменений в нормативно-законодательной базе РФ является нецелесообразным, так как необходимость обеспечения высокого качества лекарственного растительного сырья требует соответствующей комплексной проверки всех аспектов его производства и переработки. В то же время существует насущная необходимость закрепления приоритетности государственной поддержки производства лекарственного растительного сырья в основных нормативно-правовых актах Российской Федерации по развитию АПК, что подтверждается содержанием соответствующих стратегических документов.
Регулирование предпринимательской деятельности в сфере производства лекарственного растительного сырья, осуществляется через два основных механизма: саморегулирование путем достижения равновесия спроса и предложения и внедрение определенных механизмов государственного регулирования и координации. Исходя из данных предпосылок, разработан механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере производства лекарственного растительного сырья на основе сочетания механизмов саморегулирования и государственного регулирования (рис. 1).
Большое значение имеет оказание информационной, методической, консультационной и другой помощи субъектам бизнеса. Широкий спектр услуг консультативно-методической, финансово-кредитной, юридической, маркетинговой, кадровой, информационной поддержки можно оказывать через:
• бизнес-центры;
• бизнес-инкубаторы;
• консультационные центры;
• финансово-кредитные учреждения;
• центры занятости;
• высшие и специальные учебные заведения;
• специальные издания справочников, бюллетеней, каталогов.
Такие мероприятия будут способствовать повышению квалификационного уровня в вопросах ведения бизнеса, налаживанию обмена опытом между предпринимателями, а также повышению престижа предпринимательской деятельности и предпринимательской культуры. Комплексный и последовательный подход к проведению регуляторной политики по развитию предпринимательства приведет к решению социальных проблем населения в городах и сельской местности, повышению уровня занятости и привлечению к предпринимательской деятельности, в т. ч. молодежи.
О w
uQ X
>y
н
0
1 S
Добровольное объединение, самоорганизация участников рынка лекарственного растительного сырья
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Достижение равновесия спроса и предложения на рынке лекарственного растительного сырья
Защита интересов участников рынка лекарственного растительного сырья
о и i- Усиление
o ответственности
Я перед потребителями
H готовых
c3 Я лекарственных форм
Я H И Оптимизация
№ -J нормативно-
- О 1 правового
и регулирования рынка
<D И лекарственного
H О растительного сырья
% >
о l-ч
Формирование инфраструктуры государственной
поддержки на отраслевом уровне
Совершенствование
дотационного механизма в сфере производства лекарственного сырья
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Ликвидация экономических противоречий
Мотивация продуктивной
работы в предприятиях отрасли
Государственная отраслевая регуляторная политика
Согласование интересов предпринимателей
- укрепление
материально-технической базы,
- расширение объема производства ЛР как в видовом разнообразии, так и количественном
- обсуждение вопросов развития
предпринимательства,
- проведение совещаний и заседаний с предпринимателями
- поддержание системы менеджмента качества,
- учет и
удовлетворенность потребностей работников в повышении уровня компетенции и обучении
- закрепление
приоритетности
государственной
поддержки производства
ЛРС в основных
нормативно-правовых
актах
- выставки, ярмарки, конференции,
- размещение информационно-рекламных материалов
- поддержка допобразования,
- учебное и педагогическое обеспечение производства,
- поддержка образовательных программ
- субсидирование производства,
- налоговые льготы,
- предоставление кредитов для развития производства,
- инвестирование в производство
Научная обоснованность, согласование интересов, системность, целеустремленность, приоритетность, комплексность, адаптированность, достаточность, эффективность
Рисунок 1. Механизм регулирования предпринимательской деятельности в сфере производства лекарственного растительного сырья (составлено автором)
Решение задач регулирования направлено на развитие и поддержку предпринимательства и создание таких правовых, организационно-экономических условий для
развития и формирования механизма регулирования и координации, которые будут способствовать:
• объединению интересов субъектов предпринимательской деятельности, юридических и физических лиц с интересами соответствующих административно-территориальных единиц;
• стимулированию предпринимательской инициативы за счет собственных финансовых, имущественных, трудовых, интеллектуальных ресурсов;
• обеспечению продуктивной занятости населения путем создания новых рабочих мест, самозанятости;
• наполнению бюджетов всех уровней;
повышению предпринимательской культуры населения.
В сегодняшних условиях с учетом реалий природно-ресурсного потенциала Республики Крым, приоритеты аграрной политики должны фокусироваться не только на преобразовании сельского хозяйства в высокоэффективную отрасль экономики, а в решении вопросов становления и развития производства лекарственного растительного сырья. Учитывая курс государственной экономической политики Республики Крым и России в целом в направлении импортозамещения по социально значимым отраслям, производство отечественных изделий растительного происхождения и получение эфирных масел из собственного сырья является одной из первоочередных задач сферы производства лекарственного растительного сырья.
В рамках государственных мер по возрождению и восстановлению производства лекарственного растительного сырья в Крыму предусмотрена поддержка и стимулирование развития предпринимательских структур. Среди приоритетных реализующихся и перспективных ключевых проектов Стратегией социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года выделен выпуск натуральных лекарственных средств и биологически активных добавок (сырье для предприятий - местные лекарственные травы) в Симферопольском, Белогорском, Бахчисарайском, Кировском районах и городском округе Симферополь.
Наличие богатого природного потенциала и благоприятных агроклиматических условий позволяют выращивать лекарственные растения по всей территории Крыма, при этом решается задача включения производства лекарственного растительного сырья в агропромышленный комплекс и его развития в качестве высокопроизводительной и высокоэффективной отрасли экономики. Наиболее оптимальное развитие производства лекарственного растительного сырья в Республике Крым сегодня возможно субъектами предпринимательства различных размеров, объединенными горизонтальными связями с единым бизнес-инкубатором, выполняющим инжиниринговые функции и осуществляющим их финансовую и имущественную поддержку, в том числе с привлечением бюджетных средств.
В Республике Крым финансовая поддержка сельскохозяйственных производителей осуществляется в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы. В целях реализации данной программы Министерством сельского хозяйства Республики Крым была утверждена ведомственная целевая «Экономически значимая региональная программа в области растениеводства», согласно которой были предусмотрены субсидии на закладку и уход за многолетними эфиромасличными насаждениями в объеме 7150 тыс. руб., из которых 3250 тыс. рублей приходилось на 2016 г. и 3765 тыс. рублей на 2017 г.
Таким образом, претендовать на государственную поддержку субъекты предпринимательской деятельности Республики Крым, занимающиеся производством лекарственного растительного сырья, могут только в рамках тех культур, которые, помимо собственно фармацевтического назначения, являются одновременно и эфироносами. В то же время, для того, чтобы данные предприятия получали соответствующую бюджетную поддержку, их основным видом деятельности должно выступать именно выращивание лекарственных растений, тогда как в Крыму к таким предприятиям относятся только ООО «Виктори» и ООО «Лаванда», являющиеся микропредприятиями. Соответственно, одной из проблем, препятствующих надлежащей адресной поддержке производителей лекарственного растительного сырья в Республике Крым выступают несоответствие между объемами фактического производства сырья отдельными предприятиями и основным видом их деятельности согласно ОКВЭД.
В соответствии с действующим законодательством, все предприятия, функционирующие в настоящее время в сфере производства лекарственного растительного сырья Республики Крым, относятся к субъектам малого предпринимательства, являясь малыми и микропредприятиями. Преимуществами небольших хозяйств являются их динамичность, адаптивность к условиям и запросам рынка, заинтересованность предпринимателей в результатах своего труда, инициативность, возможность применения методов органического земледелия и технологий «No-Till». Недостатки малого аграрного предпринимательства заключаются в невозможности приобретения дорогостоящей специализированной техники, освоения инновационных технологий переработки лекарственного сырья, приобретения лицензий на производство сложных лекарственных форм препаратов. Еще известный российский экономист А.В. Чаянов в 20-х гг. ХХ века отмечал, что крупное сельскохозяйственное производство имеет относительное преимущество перед мелким, однако предпосылок для развития фермерских хозяйств американского типа в России нет.
Поэтому для нашей страны предпочтительно сочетание семейных крестьянских хозяйств с крупными сельскохозяйственными кооперативами, берущими на себя переработку продукции, её транспортировку ее транспортировку и реализацию, кредитование крестьянских хозяйств [7, с. 178].
В этой связи следует отметить, что спецификой сельскохозяйственного производства, в том числе производства лекарственного растительного сырья, является отнесение субъектов предпринимательства к крупным, средним или малым не только в соответствии с объемами их денежной выручки и количеством работников, но и в зависимости от площади их сельскохозяйственных угодий как основного источника получаемого растительного сырья. Данную точку зрения разделяют и поддерживают многие отечественные и зарубежные экономисты, в частности, Е.В. Серова [8], М.М. Караман [9], В.И. Сафонова [10], А.М. Каган и А.В. Колмыков [11], М.С. Оконешникова [12], В.В. Алакоз [13].
Таким образом, можно сказать, что в Республике Крым остается актуальным вопрос создания, функционирования и эффективного развития агроинжиниринговых центров, в том числе по поддержке предпринимателей в сфере производства лекарственного растительного сырья. С целью дифференциации задач и функций по уровням деятельности инжинирингового центра предлагается соответствующая модель (рис. 2).
На уровне региона задачи службы имеют образовательно-методический характер, то есть работа специалистов будет сосредоточена на вопросах методического сопровождения деятельности совещательных органов, помощи в реформировании аграрных предприятий, разработке региональных программ развития, организации курсов повышения квалификации, формировании региональных баз данных и знаний. И лишь в отдельных случаях специалисты региональной службы могут выступать как консультанты для специалистов уровней района и
предприятия, а также для товаропроизводителей. Задачи специалистов районного уровня будут в большей степени ориентированы на решение конкретных проблем отдельных предприятий аграрного бизнеса.
Цель создания
Инжиниринговый центр поддержки предпринимателей в сфере производства лекарственного растительного сырья Республики Крым
Формирование в пределах аграрного бизнеса региона системы доведения релевантной информации для обеспечения успешной деятельности предпринимателей в рыночных условиях
Предпосылки функционирования
1. Наличие законодательной базы для функционирования предпринимателей.
2. Повышение спроса на инжиниринговые услуги и их многообразие.
3. Наличие квалифицированных кадров.
4. Желание товаропроизводителей ориентироваться в современных информационных потоках.
5. Обеспеченность консультантов материально-техническими и методическими средствами.
6. Информированность предприятий АПК о службе, ее задачах, функциях и методах работы.
Инфраструктурное обеспечение инжинирингового центра
Действующее:
- государственные службы аграрного консультирования (ФГБОУ ДПО «ФЦ сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК», Управление делопроизводства, аграрного образования и науки Министерства сельского хозяйства Республики Крым);
- высшие учебные заведения (АБиП ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»);
- банковские, аудиторские, юридические и другие частные коммерческие структуры;
- ГБУ РК «Югагропромпродуктивность».
Предлагаемое к внедрению:
- специализированный инжиниринговый центр по поддержке производителей лекарственного растительного сырья;
- информационно-консультационные пункты на базе районных управлений АПК;
- специализированные коммерческие консалтинговые фирмы, «бизнес-инкубаторы»;
- консультационные службы по типу «интрапредпринимательство»;
- бизнес-парки и технополисы;
- ргошоЮт-фирмы аграрного маркетинга.
Основные функциональные направления
Краткосрочный: - беспрерывное обеспечение предприятий АПК необходимой рыночной информацией Долгосрочный: - обеспечение процессов внедрения научно -технических достижений на практике
Результат
Формирование новой высокопрофессиональной генерации консультантов и накопление максимально возможного объема информационных ресурсов для обеспечения потребностей в инжиниринговом обслуживании отраслевого аграрного бизнеса
Рисунок 2. Схема построения инжиниринговой системы поддержки предпринимательства в сфере производства лекарственного растительного сырья в Республике Крым (сформировано автором)
Главной целью создания инжинирингового центра является обеспечение развития конкурентоспособного аграрного сектора в Республике Крым и в ее аграрно-ориентированных районах путем содействия сельским товаропроизводителям в принятии обоснованных экономических решений. Главной задачей инжинирингового центра является реализация приоритетных направлений государственной политики через предоставление товаропроизводителям инжиниринговых услуг специализированного характера.
Наиболее оптимальной формой при создании инжинирингового центра является отдельное хозрасчетное структурное подразделение. Для решения наиболее существенных проблем развития производства лекарственного растительного сырья предлагается создание базовых линейных структурных подразделений центра, а при возникновении комплексной проблемы - формирование рабочих консалтинговых групп из сотрудников разных базовых подразделений. Помимо базовых, в инжиниринговый центр будут входить подразделения, необходимые для обеспечения его деятельности (рис. 3).
На втором этапе функционирования инжинирингового центра по поддержке предпринимателей в сфере производства лекарственного растительного сырья в Республике Крым, при дальнейшем изучении проблем аграриев и финансовых возможностей, возможно создание региональных информационно-консультационных пунктов на базе районных управлений. Основными источниками финансирования центра будут поступления от предоставления инжиниринговых услуг, посреднических операций, а также частичное финансирование из местного бюджета Республики Крым.
Следует отметить, что проблема финансирования инжиниринговых услуг является дискуссионной. Считая, что государство должно компенсировать стоимость инжиниринговых услуг (38,4 % - в полном объеме, 28,8 % - частично, 20,8 % - только консультации общего характера, которые не приносят прямой пользы их получателю), больше половины опрошенных выше респондентов готовы оплачивать квалифицированную поддержку внешних специалистов.
Принципиальным условием деятельности инжинирингового центра является государственно-частное партнерство в сфере предоставления типовых консультационных услуг по производству лекарственного растительного сырья. Перенимая опыт развития инжиниринговых служб в странах Западной Европы, можно считать этот принцип основополагающим, так как создаваемая структура должна постоянно и инициативно без посредников взаимодействовать с первичным товаропроизводителем и стать его опорой и партнером в повышении эффективности функционирования отрасли лекарственного растениеводства Республики Крым.
Прогнозные расчеты свидетельствуют, что уже за первый год работы инжинирингового центра размер его чистой прибыли может составить 150,0 тыс. руб. Таким образом, даже с учетом пессимистических прогнозов, уровень рентабельности деятельности центра будет колебаться в пределах 10,0-15,0 %, что свидетельствует не только о его социальной, но и экономической эффективности.
В целом, реорганизация информационно-консультационных служб в сфере производства лекарственного растительного сырья Республики Крым позволит стимулировать сельскохозяйственные предприятия и сельское население к инновационной деятельности, обеспечит поиск стратегических партнеров для внедрения новаторских идей.
Мировые информационные ресурсы аграрной
митлпл/готши
ФГБОУ ДПО «ФЦ
сельскохозяйственного
консультирования и переподготовки кадров
ЛТТТГчч
Управление делопроизводства, аграрного образования и науки Министерства сельского хозяйства
I Vrl [vft rr-ilf T-f k"nu\[
Заготовительные, перерабатывающие, снабженческо-
сбытовые, агросервисные структуры
Главный офис Центра, г. Симферополь
Директор Центра
Первый заместитель директора по научно-
ум а н
о о
н и
ь L-
е и ла е р
« т н о «
с и
« е ицк <c
д о о н у 2 и т
о ти
L- CO
о н
м р
Заместитель директора по персоналу
Заместитель директора по коммерции
Отдел управленческого персонала
е и н
е л
S р
£
о
оир
т
ои
пор ите
к
кар
о н о к
m
ан в ан
д о
«
S
о
L-
о л о н
е
H
о
L-
о н н
е
H S ть рс рь
C3 Л
кс е л а
«
т с
дн
ос го ес
он
лз ал из
S3 ю е иет
и
в з а
dn
р
о
-e е
Рч
и л с а
атр
о
«
s я
cd oo S
ès
H о
<D
a
р рпд
е реп
р о
«
и н
е
а
ут Ю о оь л е т
О ¡^ g
л еп е пс де h ю О о
й
ы
в о л
с сна н е тде о
и
Ф
g
M 1)
S S
5 к
Функциональные подразделения
""" -V Базовые линейные подразделения
Рабочая Рабочая Рабочая Рабочая
ко нсалтинго вая консалтинговая консалтинговая консалтинговая
группа № 1 группа № 2 группа № 3 группа № ...n
Рабочие консалтинговые группы
Сельскохозяйст- Фермерские и Предприятия и Органы Коммерческие
венные предприя- личные подсобные организации исполнительной структуры
тия всех форм хозяйства инфраструктуры власти региона и
собственности агробизнеса районов
Рисунок 3. Организационно-управленческая структура инжинирингового центра по поддержке предпринимателей в сфере производства лекарственного растительного сырья в Республике Крым (сформировано автором)
ЛИТЕРАТУРА
1. Цёхла, С.Ю. Основные приоритеты государственной экономической политики в сфере производства лекарственных растений / С.Ю. Цёхла, О.Е. Почупайло //
Пятнадцатая международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов, докторантов «Менеджмент предпринимательской деятельности» (Симферополь, 20 апреля 2017 г.) - Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2017. - С. 335-339.
2. Кузнецова, Е.Ю. Экологические проблемы заготовки лекарственного сырья в условиях Крыма [Текст] / Е.Ю. Кузнецова, Н.А. Сурова // «Перший Всеукрашський зЧ'зд еколопв»: сб. матер. Межд. научн.-практ. конф. (Винница, 04-07.10.2006 г.). -Винница: Интернет-сообщество «Промышленная экология», 2006. - С. 1-4.
3. Чуниховская, В .Н. Выращивание лекарственных растений на солонцеватых почвах Крыма [Текст] / В.Н. Чуниховская, Л.В. Житова // Научные труды Южного филиала Национального университета биоресурсов и природопользования Украины «Крымский агротехнологический университет». Серия: сельскохозяйственные науки. 2012. - № 149. - C. 66-70.
4. Погонцева, Е. Растениеводы лекарственных и эфиромасличных культур добиваются легитимизации отрасли [Электронный ресурс] / Е. Погонцева // Фармацевтический вестник. - Режим доступа: https://pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-rossii/rastenievody-lekarstvennyx-28-11-17. html (дата обращения: 04.07.2018 г.).
5. Григорьев, А. Тунка готова стать пилотной территорией для отработки «зелёных» технологий [Электронный ресурс] / А. Григорьев // Село. - 30.03.2018 г. - Режим доступа: https://www.infpol.ru/news/agriculture/ 142589-tunka-gotova-stat-pilotnoy-territoriey-dlya-otrabotki-zelyenykh-tekhnologiy/ (дата обращения: 05.07.2018 г.).
6. Швец, И. Настоять на травах [Электронный ресурс] / И. Швец // Эксперт-Сибирь. - 2018. - № 20-21(513). - Режим доступа: http://expertsib.ru/journal/5438 (дата обращения: 03.07.2018 г.).
7. Чаянов, А.В. Крестьянское хозяйство. Избранные труды / А.В. Чаянов. - М.: Экономика, 1989. - 492 с.
8. Серова, Е.В. Аграрная экономика [Текст] / Е.В. Серова. - М.: ГУ ВШЭ, 1999. -478 с.
9. Караман, М.М. Экономическая эффективность производства сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных предприятиях Автономной Республики Крым: монография [Текст] / М.М. Караман. -Симферополь: ЧП «Предприятие Феникс», 2009. - 109 с.
10. Сафонова, В.И. Оптимизация размеров сельскохозяйственных предприятий и эффективность их функционирования в условиях новых форм хозяйствования [Текст] / В.И. Сафонова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2011. - № 28. - С. 40-44.
11. Оконешникова, М.С. Формирование оптимальных размеров сельскохозяйственных предприятий на период становления рыночных отношений (на примере Центральной зоны РС(Я)): дис. ... канд. экон. наук: 06.01.13 [Текст] / Оконешникова Мираида Степановна. - Якутск, 1996. - 26 с.
12. Каган, А.М. Оптимальные размеры сельскохозяйственных организаций и организационно-экономический механизм их формирования [Текст] / А.М. Каган, А.В. Колмыков // Проблемы экономики. - 2008. - № 2(7). - С. 114-131.
13. Алакоз, В.В. О классификации сельскохозяйственного землепользования и формировании оптимальных по размерам сельскохозяйственных предприятий и фермерских (крестьянских) хозяйств [Текст] / В.В. Алакоз // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2014. - № 8(116). - С. 6-15.
Pochupailo Olga Evgenyevna
V.I. Vernadsky Crimean federal university, Simferopol, Russia Institute of economics and management E-mail: [email protected]
Formation of a mechanism for regulating business activities in the production of medicinal plant materials (on the materials of the Republic of Crimea)
Abstract. Article is written within the dissertation research of the author on a subject: «The state support of business on the example of production of medicinal raw materials». A main objective of article was development of the directions of development of activity of subjects of agrarian business of the Republic of Crimea in the sphere of medicinal crop production.
In article the role and value of branch of medicinal crop production in economy of the Republic of Crimea are opened, the short retrospective analysis of her development is given. Conditions of effective business activity in the sphere of production of medicinal vegetable raw materials in the region are revealed, monitoring of business efficiency of the sphere of business of the Crimea on the basis of the STEP analysis is carried out. By results of calculations it is defined that for effective development of the sphere of business of the region, taking into account significance value and probability of their change, technology and welfare factors have the greatest value.
An assessment of the modern level of development of production of medicinal vegetable raw materials in the Republic of Crimea is given, the main problems of effective functioning of branch are revealed. The group of subjects of business activity of the region, really and potentially functioning in the sphere of medicinal crop production on the basis of the sizes of their acreage for the purpose of development of the directions of their state support is carried out.
The author has developed and approved a technique of integrated assessment of potential of production of medicinal vegetable raw materials by subjects of business activity of the Republic of Crimea, taking into account objective restrictions on representative data. On the basis of coefficients of concentration of acreage, a variation of the sizes of acreage and profitability of production the generalizing integrated coefficient as a simple arithmetic average from values of three offered indicators has been removed. By means of methods of imitating modeling and statistical classification the rating scale has been developed for identification of the enterprises capable to become points of growth of branch of medicinal crop production of the region and speakers priority for their state support.
The clustering of the enterprises of the Republic of Crimea functioning in the sphere of production of medicinal vegetable raw materials has allowed to differentiate methods of their state support depending on the level of potential of their activity. At the same time each agricultural enterprise during the forming of reasonable business plans of the development or change of production potential can apply for correction of the recommended measures of the state support depending on the requirements and also use possibilities of other clusters.
In the conclusion of article results of the conducted research are generalized, the main problems are designated and the priority directions of functioning of the sphere of business of the Republic of Crimea in branch of medicinal crop production are defined.
Keywords: medicinal vegetable raw materials; medicinal crop production; business; subjects of business activity; STEP-analys; Republic of Crimea; sizes of the enterprises; state support; production potential; integrated assessment
1GECVN119