Научная статья на тему 'Формирование медиакультурыв информационном обществе'

Формирование медиакультурыв информационном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3386
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРИРУЮЩИЙ ФАКТОР / ОБУЧЕНИЕ / МЕДИА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Запевалина Ольга Васильевна

Медиакультура как часть общей культуры личности предполагает культуру общения с различными видами медиа, культуру передачи информации и культуру ее восприятия; способность читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством. Обучение средствам массовой коммуникации одна из основных задач высшей и средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование медиакультурыв информационном обществе»

Миссия обыкновенной средней школы развития может быть такой: активное участие в процессе формирования интеллектуального потенциала народа, его духовного возрождения, превращение школы в фактор развития общества, в связующее звено настоящего с будущим. Миссия школы - это отражение ее возможности удовлетворять образовательную потребность населения в том или ином виде. С течением времени миссия может меняться, так как она устаревает в связи с изменением обстановки в обществе. Таким образом, миссия детализирует статус школы и обеспечивает направление и ориентиры для определения стратегии на различных организационных уровнях управления школой. Культура организации находит свое отражение и в документах (планах, программах, приказах, распоряжениях, положениях). Хотя живая культура больше отражается в представлениях и ценностях работников и руководителей, чем в документах, игнорировать этот источник информации не следует. Анализ информации, содержащейся в документации, может помочь выявить основные представления руководства (причем реальные, а не декларируемые) относительно процесса управления.

Так, нами была проведена оценка поддержания ключевых ценностей со стороны управленческих подсистем: оценка результатов и управленческий контроль в Чурапчинской сельской гимназии.

В данном примере показано, как управленческие подсистемы в разной степени способствуют закреплению декларируемых руководством ценностей.

Главный критерий эффективности изменений организационной культуры - это то, в какой степени культивируемая организационная культура поддерживает стратегии развития образовательного учреждения, реализуемые руководством, в какой степени она помогает достижению целей школы. Для оценки эффективности управления организационной культурой могут быть широко использованы те же самые методы, что и для изучения организационной культуры: опросы, анкетирование, изучение устного фольклора, изучение документов, изучение сложившейся практики управления. Для проведения этой работы можно пригласить внешних экспертов или консультантов.

Таким образом, для формирования организационной культуры, основанной на декларируемых ключевых ценностях, установленных для поддержки выработанной руководством стратегии, недостаточно ограничиваться лишь пропагандой этих ценностей среди персонала, призывами или разовыми акциями. Значительно большее влияние на работников оказывает то, что эти ценности поддерживаются действующей в организации управленческой практикой, всеми подсистемами.

Литература

1. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С.185-

186.

2. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 224 с.

3. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Основы стратегического управления школой: учеб. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008 - 256 с.

4. Шейн Э. Организационная культура и лидерство / пер. с англ. В.А. Спивака. - СПб.: Питер, 2002. - 336 с.

Жиркова Зоя Семеновна, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

E-mail: [email protected]

Zhirkova Zoya Semenovna, associate professor of department of professional pedagogy, psychology and educational management, pedagogical institute of M.K. Ammosov North-East Federal University

УДК 37.001.12

О. В. Запевалина

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКУЛЬТУРЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Медиакультура как часть общей культуры личности предполагает культуру общения с различными видами медиа, культуру передачи информации и культуру ее восприятия; способность читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством. Обучение средствам массовой коммуникации - одна из основных задач высшей и средней школы.

Ключевые слова: медиакультура, социальная система, интегрирующий фактор, обучение, медиа, информационное общество.

О. V. Zapeva/na

FORMATION OF MEDIA CULTURE IN INFORMATION-ORIENTED SOCIETY

Media culture as a part of general culture supposes the culture of communication with différent kinds of media, the culture of information transfer and the culture of its perception; ability to read, analyze and appreciate media text. So media culture plays a unique role in social system. Training means of mass communication is one of the main tasks of higher school and secondary school.

Keywords: media culture, social system, integrating factor, training, media, information-oriented society.

Во многих современных регламентирующих образование документах говорится, что система образования есть та среда, где происходит дальнейшее (после семьи) «взращивание» человека, осуществляется «вхождение» внешнего, социального во внутреннее, психическое, т.е. происходит интернализация основного содержания культуры, ее присвоение обучающимся. Принимая во внимание эти положения, добавим, что сущность культуры - это совокупность ценностей, норм и идеалов присвоенная и используемая человеком в процессе его активной жизнедеятельности и во взаимодействии с другими людьми. Социокультурные изменения, происходящие в мире и современной России, нарастающие тенденции информатизации общественной жизни говорят о необходимости ввести в высшей и средней школе «обучение средствам массовой информации».

Таким образом, интересы педагогов постепенно начинают смещаться в направлении осмысления самого процесса массовой коммуникации и коммуникации в широком смысле этого слова.

Актуальность исследования проблемы воспитания медиакультуры у каждого его члена в условиях становления информационного общества обусловлена рядом факторов: подготовкой в области современных информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют рассматривать их как основу для формирования профессиональных знаний и умений; интеграцией российской и зарубежной культур; развитием процессов межкультурной коммуникации через Интернет, глобальные сети.

Современная система образования должна формировать медиакультуру личности, которая направлена не только на приобретение знаний, умений и опыта в общении с современными техническими средствами, но и на формирование информационного мировоззрения человека, подготовки и адаптации к условиям жизни и труда в информационном обществе.

Для развития в современных условиях человек должен приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией. Однако в связи с высокой динамикой информационных процессов в обществе личность должна обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно современному состоянию информационных технологий. На наш взгляд, эти личностные качества в условиях информатизации общества обеспечиваются медиакультурой личности, которая становится необходимым условием существования и развития в новых условиях. Что касается такого понятия, как «медиакультура», то можно согласиться с одним из исследователей данного вопроса А. В. Шариковым, считающим, что медиакультура - это часть общей культуры, связанная с СМК. С одной стороны - в социальном плане (культура общества - медиакультура общества). С другой - в личностном (культура человека - медиакультура человека), когда акцентируется взаимодействие человека с миром медиа, его восприятие и творческое самовыражение через СМК, которые в конечном итоге обеспечивают полноценное включение человека в жизнь информационного общества.

Становление информационного общества есть процесс становления человека эпохи знаний, информации и высоких технологий - личности диалогической, человека культуры, многогранный внутренний мир которого, базирующийся на высокой духовности и нравственности, интеллекте и творчестве, открыт красоте и созиданию. Информационное общество имеет весомые основания называться «обществом знаний» или, как предлагалось на Втором международном конгрессе ЮНЕСКО по вопросам технического и профессионального образования (Сеул, 1999), - «эрой знаний, информации и коммуникации».

В условиях формирующейся информационной реальности и усиления экспансии медиакультуры расширяет сферу своей рефлексии философия образования, обосновывая перспективы интеграции образования и медиакультуры, разрабатывая медиаобразовательные маршруты осмысления медиареальности и соответственно самостроительства личности. Интеграция образования и медиакультуры предполагает наличие ряда факторов, обеспечивающих систематизацию и эффективное усвоение знаний, распределяющих потоки информации в конкретные тематические русла, высвечивающих для развивающейся личности реальные жизненные ориентиры. В условиях формирования информационного общества таким системным началом становится медиакультурно-образовательная среда учебно-

го заведения, в контексте которой реализуется переход от предметно-дифференцирующего к интеграционным принципам образования.

Вместе с тем информатизация общественной жизни нарастает, оказывая все большее влияние на жизнь человека, вовлекая его в разнообразные информационные потоки. Информатизация определяет и профессиональную жизнь человека, а также его образование на протяжении всей жизни. Следовательно, чрезвычайно важным становится умение человека ориентироваться в информационных потоках, предоставляемых различными источниками, использовать информацию с пользой для себя, а если иметь в виду профессиональную деятельность - для профессионального развития и роста.

Особая важность данного умения проявляется в сфере образования, поскольку именно в образовании сегодня наблюдаются нарастающие процессы, когда, с одной стороны, образование становится все более открытым обществу, показательными в этом плане становятся процессы публичной отчетности образовательных учреждений; реализация приоритетного национального проекта «Образование» показала, насколько важны в современных условиях умения учреждений и педагогов презентовать на понятном представителям общественности языке свои достижения.

С другой стороны, массмедиа представляют собой средства проявления общественного мнения, следовательно, педагогическому сообществу важно получать адекватное представление о социальном заказе к образованию, выраженном в средствах массовой информации.

Знаменитый канадский социолог М. Маклюэн отмечает: «...Чтобы быть по-настоящему грамотным, надо быть грамотным в мире медиа...» [7]. Термином «массмедиа» в последнее десятилетие все чаще обозначают средства массовой коммуникации (СМК): печатные издания, телевидение, радиовещание, источники информации в Интернете, а также кино, видео, сотовую связь и т.д. Их роль сегодня настолько велика, что современное общество называют не только «информационным», но и «медиатизированным», то есть в огромной степени зависимым от массмедиа. Это свидетельствует об институализации данного понятия.

Исследования социокультурной ситуации в постсоветской России показывают, что расширяющееся медиапространство все более активно влияет на общественное сознание как мощное средство информации, культурных и образовательных контактов, как фактор развития творческих способностей личности уже нового тысячелетия. В этой связи усложняются наши социальные связи и модели пост-современной идентичности, заставляя еще раз обратиться к пониманию таких явлений, как «массме-диа» и «медиакультура» и их роли в обществе.

Медиа (от лат. «media», «medium» - средство, посредник) - это термин XX в., первоначально введенный для обозначения любого проявления феномена «массовой культуры» («mass culture», «mass media»). Что касается понятия «медиакультура», то это детище современной культурологической теории, введенное для обозначения особого типа культуры информационного общества, являющейся посредником между обществом и государством, социумом и властью. Медиакультуру можно определить как совокупность информационно-коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Это также комплекс материальных и интеллектуальных ценностей в сфере медиа, исторически сложившаяся система их производства и функционирования. Медиакультура - это и знаковая система, со своим «языком», «кодами» передачи реалий действительности, выполняющая полифункциональную роль в процессе репрезентации. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия; она является одновременно и показателем уровня развития личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством и т.д.

Рассматривая медиакультуру как феномен эпохи модерна, автор исходит из того, что медиакультура - это синтез техники и творчества. Среди медиаинноваций индустриальной эпохи выделяются массовая пресса, фотография, телеграф, телефон, радио, кино, чуть позже - телевидение, Интернет, современные мультимедийные средства. М. Маклюэн дал им определение «медиа» (от лат. «media» -посредник).

Медиакультура - явление полифункциональное, как и культура в целом. Это значит, что у нее уникальная роль в социальной системе. Хотелось бы отметить, что человек, не образованный в сфере СМК, является в большей степени объектом манипулирования массмедиа, поэтому, чтобы подготовить человека к полноценному вхождению его в систему связей в процессе массовой коммуникации, необходимо выделить те важные функции, которые характеризуют именно медиакультуру, делая ее интегрирующим фактором (интегратором) социальной модернизации.

Информативная функция. На первый план, безусловно, выходит информативная функция, так как медиакультура это особый тип информационного процесса, которого не знает природа. И поскольку медиакультура - это совокупность информационно-коммуникативных средств, то мы имеем дело с социальной информацией, носителем которой она является. Благодаря медиакультуре в обществе становится возможным накопление и умножение информации, а это, как говорил Ю. Лотман [5], «подразумевает сохранение предшествующего опыта», то есть сохранение генетической памяти общества. Ибо, по мнению Ю. Лотмана, «культура есть память».

Соглашаясь с мнением Ю. Лотмана по поводу накопления и умножения информации, хотелось бы отметить, что современный, стремительно растущий поток информации требует от человека не просто восприятия этой информации, а творческого критического осмысления и адекватного ее применения. Необходимо широкое информационное поле деятельности: различные источники информации, различные взгляды на одну и ту же проблему, побуждающие обучающегося к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции [8].

Роль информативной функции медиакультуры в последнее десятилетие усилилась благодаря компьютерной технике, включающей память и программы по переработке информации. Таким образом, медиакультура выступает гарантом информационного обеспечения общества, его «социальной памяти».

Вместе с тем информационную составляющую медиакультуры трудно представить вне связи с семиотической. Исходя из этого, можно сформулировать и такое определение: медиакультура - это социальная информация, сохраняющаяся и накапливающаяся в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств [3].

Коммуникативная функция. Данная функция тесно связана с информационной, не случайно многие исследователи их объединяют. Суть коммуникативной функции состоит в том, что медиакультура - это акт общения: между властью и обществом, разными странами, народами, социальными группами, индивидами и т.д. Именно коммуникативная функция медиакультуры дает ей возможность выступать мощным катализатором диалога культур, благодаря чему происходит обмен культурной информацией в историко-философском и историко-литературном контексте и тем самым интенсифицируется социальный прогресс [Бахтин М.М., Библер В.Г.].

Развитие форм и способов коммуникации - важнейший аспект культурной деятельности человечества. С ее развитием люди обрели необычайно широкие возможности передачи и обмена разнообразной информации - от первобытных сигнальных барабанов до современного спутникового телевидения, компьютера и Интернета. Медиакультура дает широкую возможность для общения людей во времени и пространстве, преодолевая века и расстояния.

Нормативная (идеологическая) функция. Суть ее в том, что медиакультура несет ответственность за процесс социализации личности, усвоение ею социального опыта, знаний, норм, идеалов, соответствующих данному обществу, данной социальной группе. Сюда же относятся обычаи и традиции, этикет и нравы, законы и конституционные акты - словом, все то, что в совокупности образует более сложные комплексы, такие как право, мораль, идеология.

Мы согласны с мнением А.П. Короченского, что средства массовой информации, в той или иной степени влияя на свою аудиторию, воспитывают ее. Воспитание ведется не только и не столько назиданиями, сколько демонстрацией примеров и оценок, которые формируют представление аудитории об эстетической нормативности тех или иных культурных явлений.

Средства массовой коммуникации зачастую агрессивно воздействуют на сознание и психику людей, в особенности детей, подростков и молодежи. С этим нельзя не считаться, необходимо системно и грамотно выстраивать отношения потребителей информации со специфическими ресурсами газет, журналов, радио, ТВ, кино, видео, системы Интернет. Решение этой проблемы видится нам в том, что «потреблению» информации надо учить продуманно и терпеливо.

Креативная функция. Еще одной фундаментальной функцией медиакультуры является освоение и преобразование мира, окружающей жизни, среды обитания. Получая информацию из СМК, индивид расширяет свои познания о мире, осмысливая его с разных точек зрения: философской, нравственной, экономической, эстетической, правовой и т.д.; при этом проявляется его любознательность, желание познать себя в окружающем мире, проникнуть в тайны природы и человеческого бытия. Медиакультура способна расширить границы «непосредственного опыта» индивида, тем самым влияя на мировоззренческие установки, на процесс формирования личности.

В большей степени, чем другие формы общественного сознания, массмедиа способны, как писал Л.С. Выготский, «вовлекать в круг социальной жизни интимные и самые личные стороны нашего

существа» [1]. В основе этого эффекта лежит механизм «сопереживания».

Креативная функция медиакультуры позволяет индивиду адаптироваться в современной жизни, окружающей среде, получать ответы на многие вопросы, подготавливая его к всевозможным противоречиям и катаклизмам. Этот процесс сродни не только обучению и воспитанию, но и медитации, так как способствует формированию самосознания личности, ее способности жить и созидать.

Интеграционная функция. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Это истина. Сохранение культурного наследия, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. Культурная общность поддерживается и мировыми религиями.

Конец XX в. ознаменовался небывалым скачком в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий, существенным образом повлиявших на функционирование медиакультуры в мире. Спутниковое телевидение, сетевые технологии, основанные на цифровом способе передачи информации, привели к формированию новой медиасреды для распространения потоков информации. Интернет, объединяющий национальные, региональные и местные компьютерные сети, стал источником свободного обмена информацией, чего не было ранее. Интернет стал одновременно и мощным фактором интеграции разных культур в киберпространстве. Это доказывает, что интеграционная функция медиакультуры способствует объединению культур и установлению взаимопонимания между народами планеты. Роль интеграционной функции медиакультуры возрастает в условиях определенного «раскола» общества, когда идет процесс социальной модернизации. В этой ситуации интеграция становится культурно-организационным единством всех структур общества, требующим массовой ответственности за целое» (А. Ахиезер).

Причем интеграция культуры и интеграция социальных отношений носят различный характер. Медиакультура системна, она интегрирована по своей природе, так как формирует целостную основу, программу для всех форм диалога, для определенного тождества всех субъектов общества. Вот почему с интеграционной тесно связана посредническая функция.

Посредническая функция. Важна роль медиакультуры как социального посредника, устанавливающего связи между структурами общества. Она дает возможность разным социальным группам общаться друг с другом, устанавливать контакты. Особое значение в этой связи приобретает медиакультура как инструмент управления обществом. Эта возможность СМИ давно привлекала к себе внимание многих известных мыслителей. О немыслимой ранее власти информации над людьми во всех уголках земного шара размышлял Э. Тоффлер [9]. Медиакультуру не зря называют «четвертой властью», учитывая мощную, многостороннюю и масштабную власть медиа над чувствами и сознанием людей.

Однако можно согласиться с С. Гуревичем, что СМИ - не власть, но сила, иногда очень значительная, выражающая общественное мнение и влияющая на реальную власть, подчас даже ограничивающая ее возможности [2]. Таким образом, медиакультура - это посредник между обществом и государством, между властью и личностью.

«Функция массмедиа, согласно всему рассмотренному выше, состоит в управлении самонаблюдением общественной системы, - под этим подразумевается не спецификация некоторого объекта среди других, а некий способ разделить мир на систему (и именно общество) и внешний мир. Речь идет об универсальном, а не об объектно-специфическом наблюдении», - так пишет в своей книге немецкий социолог Н. Луман [6].

Итак, средства массовой коммуникации в начале XXI в. проникли во все виды жизнедеятельности людей. Мир вступил в новый этап своего развития - информационное общество.

Медиа используют почти все каналы восприятия, они влияют на жизнь человека, на воспитание и образование школьников, студентов, способствуют межкультурной коммуникации, проникают в основные демократические процессы.

Сегодня медиа - один из основных факторов социализации молодого поколения. Объектом воздействия потока сообщений становится не отдельная личность. Воздействию определенных средств массовой информации подвергаются большие группы людей. Сознание аудитории формируется различными видами медиа. Признавая важную роль СМИ в процессе образования подрастающего поколения, необходимо системно и грамотно выстроить отношения юных потребителей информации с огромными ресурсами газет, журналов, кино, сети Интернет. Потреблению информации надо учить так же терпеливо и продуманно, как музыке и живописи. Нужна комплексная программа медиаобразования, охватывающая разные категории детей, подростков, студенческой молодежи, учитывающая разные условия их обучения и воспитания.

Таким образом, воспитание и формирование медиакультуры молодого поколения становится одним из приоритетных направлений в области образования. Сегодня необходимо не просто давать готовые знания, но воспитывать культуру их формирования и изменения, трансформации и преобразования. Решение этих проблем нам видится в медиаобразовании, которое ставит в центр личность и начинается с опоры на существующие у него медийные знания и опыт. При этом медиаобразование должно стать «образом жизни» (С.Н. Пензин). Оно способствует развитию личности с помощью медиа, «с целью формирования культуры общения со СМИ, критического мышления, умений самостоятельно анализировать, интерпретировать и оценивать медиатексты»[4].

Литература

1. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968. - 317 с.

2. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. - М..: Аспект Пресс, 2004. - 288 с.

3. Кармин А.С. Культурология. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

4. Короченский А.П. Медиаобразование: миф или реальность? // Медиаобразование. - 2005. - №2.- С.63-66.

5. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начала XIX в.). - СПб., 1996.

6. Луман Н. Реальность массмедиа. - М.: Праксис, 2005. - 256 с.

7. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - М.: Жуковский, 2003. - 464 с.

8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2001. - 272 с.

9. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. - М., 2003. - 660 с.

Запевалина Ольга Васильевна, аспирант кафедры педагогики Иркутского государственного лингвистического университета. E-mail: [email protected]

Zapevalina Ol'ga Vasilievna, post-graduate of pedagogy department of Irkutsk State Linguistic University.

УДК 370

М.В. Костогорова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

В статье рассматривается сущность и специфика деятельности руководителя хорового коллектива. Обозначаются критерии качества эффективной реализации его деятельности, раскрывается профессиональная компетентность специалиста. Отмечены общекультурные и профессиональные компетентности руководителя хорового коллектива.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, деятельность, творческая самореализация, индивидуальное самопроявление в деятельности, руководитель хорового коллектива.

М V Kostogorova

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A CHORAL COLLECTIVE HEAD

The article deals with the essence and specify of activity of a choral collective head. It describes the criteria of quality of effective realization of his activity, reveals specialist's professional competence. Cultural and professional competence of a choral collective head is pointed out.

Keywords: competitive approach, competence, activity, creative self-realization, individual self-manifestation in activity, choral collective head.

Образовательные стандарты нового поколения (ФГОС) актуализируют проблему подготовки компетентных специалистов в области музыкального искусства, дирижирования, способных активно создавать комфортные условия для самореализации личности в творческих коллективах. Практика показывает: выпускники вузов и ССУЗов обнаруживают, что полученные специальные знания и умения в области художественно-творческой и культурно-просветительской деятельности имеют меньшее значение в адаптации к профессии, чем психолого-педагогические и индивидуальные организаторские способности: мобильность, медиация, умения прогнозировать развитие творческих коллективов, способность находить оптимальные решения и т.д. Это не может не актуализировать проблему изучения путей подготовки профессионалов, способных решать задачи в области художественнотворческой и культурно-просветительской, педагогической и организационно-управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.