Научная статья на тему 'Формирование медиакомпетенций студентов в области региональных СМИ (на материале лекционного курса «Региональные СМИ России»)'

Формирование медиакомпетенций студентов в области региональных СМИ (на материале лекционного курса «Региональные СМИ России») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
169
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / FEDERAL DISTRICT / РЕ ГИОНАЛЬНЫЕ СМИ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИА КОМПЕ ТЕНЦИЙ / REGIONAL MASS MEDIA / METHODS OF DEVELOPING MEDIA COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Салихова Василиса Алексеевна

Статья посвящена проблеме формирования медиакомпетенций студентов, обучающихся в системе высшего профессионального образования России по специальности 021400 «Журналистика», в области медиакоммуникаций 83 регионов РФ. Рассматриваются проблемы методики преподавания учебной дисциплины, прагматика и содержание курса. Особое внимание уделяется формированию представлений студентов о федеративном устройстве государства, роли регионов в политической, экономической, социальной жизни страны. Объектом анализа становится методика формирования медиакомпетенций студентов в области региональных средств массовой информации России всех современных подсистем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Салихова Василиса Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING STUDENTS MEDIA COMPETENCIES IN THE FIELD OF REGIONAL MASS MEDIA (BASED ON THE COURSE OF RUSSIAN REGIONAL MASS MEDIA)

The article examines the issue of developing media competencies of university students majoring in journalism (discipline 021400) in the sphere of media communications in the 83 regions of the Russian Federation. The author discusses the issues of teaching this subject, as well as the pragmatics and contents of the course. Special attention is paid to developing students knowledge of the federal system of Russia, the role of various regions in the countrys political, economic and social life. The article analyzes the method of developing students media competencies in the field of Russian regional mass media of all modern subsystems.

Текст научной работы на тему «Формирование медиакомпетенций студентов в области региональных СМИ (на материале лекционного курса «Региональные СМИ России»)»

#

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ РОССИИ»)

DEVELOPING STUDENTS' MEDIA COMPETENCIES IN THE FIELD OF REGIONAL MASS MEDIA (BASED ON THE COURSE OF RUSSIAN REGIONAL MASS MEDIA)

В. А. Салихова

Статья посвящена проблеме формирования медиа-компетенций студентов, обучающихся в системе высшего профессионального образования России по специальности 021400 «Журналистика», в области медиакоммуникаций 83 регионов РФ. Рассматриваются проблемы методики преподавания учебной дисциплины, прагматика и содержание курса. Особое внимание уделяется формированию представлений студентов о федеративном устройстве государства, роли регионов в политической, экономической, социальной жизни страны. Объектом анализа становится методика формирования медиакомпетенций студентов в области региональных средств массовой информации России всех современных подсистем.

Ключевые слова: регион, федеральный округ, региональные СМИ, методика формирования медиаком-пе тенций.

V. A. Salikhova

The article examines the issue of developing media competencies of university students majoring in journalism (discipline 021400) in the sphere of media communications in the 83 regions of the Russian Federation. The author discusses the issues of teaching this subject, as well as the pragmatics and contents of the course. Special attention is paid to developing students' knowledge of the federal system of Russia, the role of various regions in the country's political, economic and social life. The article analyzes the method of developing students' media competencies in the field of Russian regional mass media of all modern subsystems.

Keywords: region, federal district, regional mass media, methods of developing media competencies.

Формирование профессиональных компетенций будущих сотрудников СМИ - цель каждой из учебных дисциплин, предусмотренных стандартом специальности 021400 «Журналистика». Наличие профессиональных навыков в области сбора, обработки информации и создания информационного продукта -основное и принципиальное отличие квалифицированного сотрудника современных средств массовой информации от «талантливого журналиста» прошлого и позапрошлого веков. Предполагается, что современный журналист не только умеет «писать», то есть создавать форматные тексты, которые могут быть размещены в СМИ. Он прежде всего специалист в области информационного менеджмента, владеющий навыками поиска информации, ее дистрибуции, умеющий определить степень формат-ности и востребованности, то есть маркетинговое содержание месседжа. Речь идет не о пересказе сообщений с лент информационных агентств (чем часто грешат современные региональные телевизионные и радиоканалы), а о компетенциях продюсера.

Проблема подготовки и переподготовки кадров -одна из основных с учетом современной медиаситуации в России. Об этом неоднократно заявляли руководители телеканалов, радиостанций, ведущих отечественных сетевых и традиционных изданий. Например, уровень подготовки кадров одним из ведущих университетов страны на факультете журналистики настолько не удовлетворял потребности каналов «первой тройки», что Константин

Эрнст (Генеральный директор Первого канала) и Олег Добродеев (генеральный директор Всероссийской государственной телерадиокомпании - ВГТРК) совместно с Министерством образования и науки РФ приняли решение о создании Высшей школы телевидения на базе МГУ имени М. В. Ломоносова, но вне структуры факультета журналистики. Если так обстоит дело с подготовкой кадров в столичном регионе, то в остальных более чем 80 субъектах Федерации ситуация еще более острая.

По данным аналитиков, подобная картина наблюдается также и за рубежом, например, в ряде стран Западной Европы, в США и Канаде. Сложность системы медиа-коммуникаций, неоднородность информационного поля, различный уровень финансирования в центре и на местах приводят к интенсивному оттоку креативных кадров с периферии к центрам.

Региональный контент - основа федерального контента, а потому подготовку кадров для регионов, где бы она ни велась, необходимо осуществлять с учетом самых современных медиакомпетенций. Практика преподавания курса «Региональные СМИ России» в вузах по специальности «Журналистика» показывает, что студенты не знакомы с тематической, географической, медийной картой страны. Это мешает грамотно и адекватно воспринимать социальную и экономическую информацию, понимать и прогнозировать политические процессы с учетом реальных повседневных потребностей граждан России, живущих в регионах.

Ф

Так, среди студентов, которые обучаются по специальности «Журналистика», большинство из которых на выпускных курсах (64%) являются сотрудниками СМИ, выявилась одна и та же картина. В группе (в среднем - 30 учащихся) при первичном срезе знаний только два студента смогли точно назвать количество регионов России, ни один не смог перечислить 50% названий субъектов Федерации, лишь четверо правильно назвали федеральные округа страны. Только 21% имеет представление о структуре власти в России, субъектах Федерации. Не назвали столицы самых важных с геополитической точки зрения регионов страны - 12% студентов. Из 30 студентов только 7 верно назвали имена и фамилии глав регионов, имеющих стратегическое значение, часто упоминающихся в последние годы в новостях (Ингушетия, Чеченская республика, Чукотский автономный округ и другие). От 4 до 6% студентов не относили республики Дагестан, Карелия, Чечня, Ингушетия к российским, полагая, что они являются самостоятельными странами СНГ.

Такое незнание географии и политической ситуации в собственной стране прежде всего отражается в материалах СМИ о национальных, этнических, межконфессиональных проблемах. Так, уже привычной стала формулировка «лица кавказской национальности»1 [1-3] или «неславянской национальности»^] - свидетельство отсутствия политической и геополитической культуры. Следствие - журналистская несостоятельность и ошибки в СМИ, которые могут иметь катастрофические последствия при осуществлении профессиональной медиадеятельности.

Целью создания и разработки учебного курса «Региональные СМИ России» является формирование профессиональных компетенций современного журналиста, согласно требованиям, обозначенным в Государственном образовательном стандарте. Квалифицированные журналисты должны иметь представление о специфике территориального и административно-политического деления страны, владеть навыками мониторинга геополитической ситуации и динамики развития ситуации в субъектах РФ. Все эти знания необходимы для анализа обстановки в стране в целом и в регионах, не говоря уже о том, что такие компетенции необходимы для подготовки медиапродуктов социальной, экономической, политической проблематики.

Прежде всего в рамках курса лекций было необходимо выделить понятие «регион» как федеративную единицу, рассмотреть исторические предпосылки территориального деления, акцентировать внимание на современном политическом устройстве России, роли и специфике каждого региона как политической, экономической, социальной единицы. Во-вторых, необходимо познакомить студентов с репертуаром и специфической ролью СМИ основных регионов в экономической, политической, оборонной, гуманитарной, социокультурной жизни Российской Федерации.

Мы предлагаем следующее содержание занятий. В начале лекционного курса обновляются знания о федера-

тивном устройстве России, подробно рассматриваются особенности административно-территориального деления государства, соотношение ветвей власти в центре и в регионах. Далее мы анализируем основные индивидуальные особенности каждого региона (географические, экономические, климатические, ресурсные, политические и национальные). Следующие объекты изучения: человек и социальная специфика федеральных округов и регионов России. Особое внимание уделяется знакомству студентов с национальными, языковыми, этническими, историческими и культурными факторами, что непосредственно находит отражение в собственно контенте - потенциале и разнообразии, структуре СМИ.

Следующий блок материала посвящен обзору прессы в Федеральных округах и субъектах Федерации, анализу истории зарождения прессы в регионах, ярким именам в истории региональной журналистики, состоянию региональных СМИ в советский и постсоветский периоды, современному состоянию и проблемам отечественной медиасреды.

Мы разработали типологию региональных СМИ на основе деления на федеральную, областную (районную) и городскую прессу. На практических занятиях изучаются современные методы работы, адекватные специфике региональных СМИ, выделяются слабые и сильные стороны этого сегмента современной журналистики. Объектами исследования становятся общественно-политические, информационно-рекреативные, информационно-аналитические, деловые, рекламно-информационные и специализированные СМИ.

Отдельного внимания заслуживает обзор регионального телевидения как наиболее перспективного (после сетевого) сегмента медиа, корреспондентских сетей федеральных каналов и прежде всего - ВГТРК, основного политического игрока на рынке региональной информации. Рассматриваются технические, кадровые и правовые особенности работы региональных телекомпаний: сетки вещания, уровень креативности отдельных программ. Особенно выделяется тема, связанная с анализом противоречий федерального (центрального) и регионального ТВ, их специфики так же взаимодействия телекомпаний с органами местного самоуправления, факты и способы давления на СМИ со стороны местных властей.

Отдельную лекцию мы посвящаем анализу деятельности региональных радиостанций и работе информагентств, интерактивным СМИ и медиабрендам всероссийского масштаба в регионах, рассматриваем формат, содержание и политику вещания.

Курс «Региональные СМИ России» будет успешным и эффективным только в том случае, если будет опираться на достаточный уровень освоения студентами смежных дисциплин, таких как «Основы творческой деятельности журналиста», «История отечественной журналистики», «Журналистское мастерство», «Техника и технология

1 Впервые опубликован оборот: «Постояльцы мотеля и их многочисленные гости, живущие чаще всего без прописки, за незначительным исключением - "лица кавказской национальности" и "уроженцы Средней Азии"» [1].

#

СМИ». Изучению регионального аспекта деятельности СМИ стоит уделять гораздо большее внимание и при изучении дисциплин специализации (телевидение, радио, печатные СМИ).

Можно констатировать также преемственность курса по отношению к дисциплине «Национальные СМИ России», которые могут быть выделены в отдельный спецкурс и окажутся весьма полезными для будущих профессиональных сотрудников СМИ.

На рисунке проанализирована динамика результатов учебной деятельности студентов по четырем направлениям в ходе изучения курса «Региональные СМИ России». Именно аудитория (зритель, читатель, слушатель) является «заказчиком» СМИ. Потребности, интересы, проблемы жителей, особенности руководства региона - все это находит отражение в информационном поле автономных республик, краев, областей. Такую информацию студенты получают в процессе всего изучения дисциплины «Региональные СМИ России».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Облава: «Варшавский» готов, «Рижскому» приготовиться // Коммерсантъ. - 1990. - № 42 (42) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// kommersant.ru/doc/266811 (дата обращения 29.08.2011).

Рис. Динамика результатов учебной работы по курсу «Региональные СМИ России»

2. Почему мы не любим «лиц кавказской национальности» // Аргументы и факты. - 2002. - № 45 (487) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moskva.aif.ru/issues/487/06_01 (дата обращения 29.08.2011).

3. Карельский бунт // АиФ онлайн. - 2006. -№ 14 (14) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gazeta.aif.ru/online/web/14/bunt (дата обращения 29.08.2011).

4. Православное такси отказалось обслуживать «лицо кавказской национальности» // Lenta.ru. - 20.05.2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lenta.ru/news/2010/05/20/ taxi/ (дата обращения 29.08.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.